Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения»




Скачать 142.73 Kb.
НазваниеПрограмма повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения»
Дата публикации08.05.2013
Размер142.73 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Право > Программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



СОГЛАСОВАНО
Директор

ИДПОПК и ПС

ГОУ ВПО «Сибирский государственный

технологический университет»

_____________________ В.М.Корнев



УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом ИДПОПК и ПС

ГОУ ВПО «Сибирский государственный

технологический университет»,

протокол №______ от ___________ 2009г.

Председатель ученого совета ИДПОПК и ПС
_________________________ Г.П.Карлов




ПРОГРАММА

повышения квалификации педагогических работников

«Проектирование образовательного процесса на основе

модульно-компетентностного подхода в условиях требований

ФГОС третьего поколения»

по приоритетному направлению

«Инновационная деятельность»

^ ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ


Виды занятий

Количество часов

Лекции

18

Практические занятия

54

Индивидуальные занятия с преподавателем

-

Самостоятельные занятия

-

ВСЕГО

72

Итоговая аттестация

квалификационная работа

Красноярск

2009 г.

^ 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Целью настоящей программы является развитие профессиональных компетенций обучающихся в области проектирования образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в свете требований ФГОС.
^
Задачами программы являются изучение:

  • содержания учебной дисциплины в виде модульной программы;

  • разработка проектов дидактических модулей (учебных элементов) по преподаваемой дисциплине;

  • разработка проект учебного занятия как процесса по овладению обучающимися общих либо профессиональных компетенций.

^ 2 ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛЫ (НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ).

1 Введение: предмет и задачи курса. Входной контроль: тестирование.

2 Образовательная политика России на современном этапе: ценности и приоритеты. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения.

2.1 Национальные приоритеты в образовании: Качество, Непрерывность, Инновации. Стратегические направления развития отечественного образования. Профессиональное обучение в контексте международной образовательной интеграции. Концептуальные аспекты обучения в течение всей жизни. «Меморандум по вопросам обучения в течение всей жизни». Национальная рамка квалификаций РФ как инструмент сопряжения сфер труда и образования. Особенности НРК РФ, принципы разработки. Профессиональные стандарты (ПС). Проблема сопряжения ПС и ГОС. Федеральный государственный профессиональный образовательный стандарт ФГОС НПО (третье поколение): особенности, структура, содержание, требования, термины и определения. Особенности учебных планов и программ в свете требований ФГОС в формате Национальной рамки квалификаций.

2.2 Методологические основы компетентностного подхода в обучении. Квалификации, компетенции и компетентность. Логика компетентностного подхода. Трансформация профессиональной деятельности в факторы обучения. Технология проектирования составляющих профессиональной компетентности. Компетентностный подход в профессиональном образовании, основные понятия. Общие и профессиональные компетенции личности.

3 Методологические и теоретические основы модульного развивающего обучения.

3.1Личность обучающегося как субъект развития. Личностно-ориентированное развивающее обучение. Теория развивающего обучения Л.С. Выготского. Мета-знания и содержание развития.

3.2 Модульное обучение: краткая история и общие характеристики. Понятия: «модульная программа», «модуль», «профессиональный модуль» в образовании. Принципы модульного обучения. Требования к конструированию модульных программ. Структуризация содержания обучения в модульной технологии: модуль, модульная единица, блок модулей. Структура модуля: система входа в модуль, тело модуля, система выхода. Учебный элемент как основа дидактического модуля.

3.3 Аналитический обзор развивающих образовательных технологий, разработанных на модульной основе.

3.4 Технологический подход к образованию и проектированию образовательного процесса. Цели обучения, ориентированные на результат, значимый в сфере труда. Способы постановки целей. Показатели достижения целей обучения.

3.5 Управление дидактическим процессом. Виды управления. Функции педагога и стиль взаимодействия с обучающимися. Рефлексивное управление обучением.

3.6 Контроль и оценка качества усвоения содержания учебной программы. Современные методы и средства контроля учебных достижений обучающихся.

3.7 Методика работы с научным текстом.

4 Конструирование модульных программ, дидактических модулей и учебных элементов, ориентированных на реализацию требований ФГОС.

4.1Технология разработки модульной образовательной программы (МОП).

4.1.1 Формулировка целей модульных программ в компетентностном подходе.

4.1.2 Разработка структуры и содержания модульной образовательной программы. Разработка структурно-логической схемы содержания модульной образовательной программы. Определение перечня модулей для МОП.

4.2 Технология разработки дидактического модуля (учебного элемента).

4.2.1 Разработка спецификации модуля.

4.2.2 Разработка структуры (учебного элемента).

4.2.3 Отбор содержания модуля (учебного элемента).

4.2.4 Разработка презентации содержания модуля (учебного элемента).

4.2.5 Разработка инструментария контроля и оценки качества усвоения содержания программы (модуля, учебного элемента).

4.2.6 Разработка технологической карты преподавателя, его структуры и содержания.

5 Защита выпускных квалификационных работ.
^ 2.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ


№ п/п

темы и название


Количество часов

1

Введение: предмет и задачи курса. Входной контроль: тестирование.

2

2

Образовательная политика России на современном этапе: ценности и приоритеты. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения.

2

2.1

Национальные приоритеты в образовании: Качество, Непрерывность, Инновации. Стратегические направления развития отечественного образования. Профессиональное обучение в контексте международной образовательной интеграции. Концептуальные аспекты обучения в течение всей жизни. «Меморандум по вопросам обучения в течение всей жизни». Национальная рамка квалификаций РФ как инструмент сопряжения сфер труда и образования. Особенности НРК РФ, принципы разработки. Профессиональные стандарты (ПС). Проблема сопряжения ПС и ГОС. Федеральный государственный профессиональный образовательный стандарт ФГОС НПО (третье поколение): особенности, структура, содержание, требования, термины и определения. Особенности учебных планов и программ в свете требований ФГОС в формате Национальной рамки квалификаций.

1

2.2

Методологические основы компетентностного подхода в обучении. Квалификации, компетенции и компетентность. Логика компетентностного подхода. Трансформация профессиональной деятельности в факторы обучения. Технология проектирования составляющих профессиональной компетентности. Компетентностный подход в профессиональном образовании, основные понятия. Общие и профессиональные компетенции личности.

1

3

Методологические и теоретические основы модульного развивающего обучения.

20

3.1

Личность обучающегося как субъект развития. Личностно-ориентированное развивающее обучение. Теория развивающего обучения Л.С. Выготского. Мета-знания и содержание развития.

2

3.2

Модульное обучение: краткая история и общие характеристики. Понятия: «модульная программа», «модуль», «профессиональный модуль» в образовании. Принципы модульного обучения. Требования к конструированию модульных программ. Структуризация содержания обучения в модульной технологии: модуль, модульная единица, блок модулей. Структура модуля: система входа в модуль, тело модуля, система выхода. Учебный элемент как основа дидактического модуля.

2

3.3

Аналитический обзор развивающих образовательных технологий, разработанных на модульной основе.

2

3.4

Технологический подход к образованию и проектированию образовательного процесса. Цели обучения, ориентированные на результат, значимый в сфере труда. Способы постановки целей. Показатели достижения целей обучения.

2

3.5

Управление дидактическим процессом. Виды управления. Функции педагога и стиль взаимодействия с обучающимися. Рефлексивное управление обучением.

4

3.6

Контроль и оценка качества усвоения содержания учебной программы. Современные методы и средства контроля учебных достижений обучающихся.

4

3.7

Методика работы с научным текстом.

4

4

Конструирование модульных программ, дидактических модулей и учебных элементов, ориентированных на реализацию требований ФГОС.

44

4.1

Технология разработки модульной образовательной программы (МОП).

12

4.1.1

Формулировка целей модульных программ в компетентностном подходе.

6

4.1.2

Разработка структуры и содержания модульной образовательной программы. Разработка структурно-логической схемы содержания модульной образовательной программы. Определение перечня модулей для МОП.

6

4.2


Технология разработки дидактического модуля (учебного элемента).

32

4.2.1

Разработка спецификации модуля

6

4.2.2

Разработка структуры (учебного элемента).

6

4.2.3

Отбор содержания модуля (учебного элемента).

2

4.2.4

Разработка презентации содержания модуля (учебного элемента).

6

4.2.5

Разработка инструментария контроля и оценки качества усвоения содержания программы (модуля, учебного элемента).

6

4.2.6

Разработка технологической карты преподавателя, его структуры и содержания.

6

5

Защита выпускных квалификационных работ.

4

Всего часов

72

^ 2.3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.



п/п

Темы практических занятий

Количество часов

1

Методологические и теоретические основы модульного развивающего обучения.

8

2

Конструирование модульных программ, дидактических модулей и учебных элементов, ориентированных на реализацию требований ФГОС.

42

3

Защита выпускных квалификационных работ

4

Всего часов


54




    1. ^ ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.


Индивидуальная форма работы со слушателями не предусмотрена учебной нагрузкой.


    1. ^ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ.




  1. Структура и содержание модульной обучающей программы.

  2. Разработка инструментария для текущего, итогового контроля качества усвоения содержания модульной образовательной программы (дидактического модуля, учебного элемента).

  3. Разработка дидактического модуля (учебного элемента).




  1. ^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.




    1. Основная литература.

  1. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение [Текст]. – М., 1997. – 258 с.

  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]. – М., 1995.

  3. Борисова, И.В. От традиционного через модульное к дистантному образованию [Текст]. – М., 2000. – 139с.

  4. Васильева, И.Н. Интегративное обучение и модульные педагогические технологии [Текст] / И.Н. Васильева, О.А. Чепенко // Специалист. – 1997. - № 6.

  5. Громкова, М.Т. Модульное структурирование педагогического знания [Текст]. – М., 1992. – 41с.

  6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5.

  7. Левитес, Д.Г. Практика обучения [Текст]: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии» - Воронеж: НПО «Модек», 1998.- 256с.

  8. Лейбович, А. Методология развития образовательных стандартов и учебных планов [Текст] / А. Лейбович, Н. Ярошенко. – М., 2001.- 41с.

  9. Маркушев, В.А. Модульное обучение: достигнутые результаты, возможности саморазвития [Текст] / В.А. Маркушев, Е.И. Соколова // Профессиональное образование. – 1999. - №1.

  10. Модульная технология обучения [Текст]: Методические рекомендации / Л.П. Голощекина, В.С. Збаровский. - СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. - 135с.

  11. Монахов, В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии [Текст] // Педагогика. – 1997. - №6.

  12. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса [Текст]. - М., 2002. - С. 235.

  13. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе [Текст] / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский.- 2-е изд., доп. - М. : Новая шк., 2001. - 350 с. : ил.

  14. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с, ил.

  15. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения [Текст].- Каунас: Швиеса, 1989. - 272с.

^ 3.2 Дополнительная литература

    1. Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий [Текст]: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр тестирования, 2005. - 153с.

2. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы [Текст]. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002. – 128 с.

3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] //Высшее образование в России. – 2004.- № 11.

4. Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования:  современный этап [Текст] / В.И. Байденко, Джерри Ван Зантворт. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 674с.

5. Болонский процесс: середина пути [Текст] / под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 379с.

6. Булынский, Н.Н. Управленческая деятельность в системе начального профессионального образования [Текст]. – Челябинск: ЧелГУ, 2006.

7. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]. – М.: Флинта, 2003. -336с.

8. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование [Текст]. – Екатеринбург: РГППУ, 2006. -170с.

9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного  подхода в образовании [Текст] : Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -40с.

10. Зимняя, И.А. Компетентностный подход (теоретико-методологический аспект) [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. – 2006. -№ 8. –  С. 20–26.

    11. Касевич, В.Б. Болонский процесс в вопросах и ответах [Текст] / В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А.В. Петров, А.В. Цыб. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. -108с.

12. Лейбович, А.Н. Структура и содержание государственного образовательного стандарта профессионального образования [Текст]. - М.,1994.- 30с.

13. Львов, Л.В. Учебно-профессиональная компетентность: сущность, содержание и оценка [Текст]. – Челябинск: ЧГАУ, 2006. -187с.

14. Матушкин, С.Е. Избранные педагогические сочинения [Текст]. – Челябинск: «Челябинский дом печати», 2006. -395с.

15. Новиков, А.М. Методология образования [Текст]. – М.: Эгвес, 2006. -176с.

    16. Олейникова, О.Н. Системы квалификаций в странах европейского союза [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. – М.: Национальная Обсерватория профессионального образования Российской Федерации, - 2004. - 63 с.

17. Попова, А.А. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект) [Текст]. – Челябинск: ЧГПУ, 2000.

18. Рекомендации XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». – Москва-Уфа. - 27 мая – 1 июня 2005 г.

    19. Сазонов, Б.А. Актуальность и возможные перспективы создания российской государственной системы образовательного кредитования [Текст] / Б.А. Сазонов, Ю.Б. Сазонова: Сб. науч. докл. – М.: Изд-во МГУ, 2004.-170с.

20. Соколков, Е.А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук [Текст]. – Новосибирск, 1999.

21. Соколова, Е.И. Модульный подход к обучению и возможности его реализации в курсе информатики [Текст] : Экология личности. – М., 1999.

22. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

23. Щедровицкий, Г.П. Компетенции и компетентность [Текст] //Высшее образование сегодня. – 2004.- № 8.

^ 3.3 Пособия и методические указания

1. Блохин, Н. В. Психологические основы модульного профессионально- ориентированного обучения [Текст]: Методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. -Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. – 14 с.

2. Галочкин, А.И. Проблемно-модульная технология обучения [Текст]: Структура и содержание модульных программ по курсу “Органическая химия”/ А.И. Галочкин, Н.Г. Базарнов, В.И. Маркин, Н.С. Касько: Алтайский государственный университет. – Барнаул, 2002. -107с.

3. Герчек, Г.А. Модульный подход в проектировании учебных программ [Текст] / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – М. , 2001. -105с.

4. Третьяков, Л.И. Технология модульного обучения в школе [Текст] / Л.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. – М.: Новая школа, 1997. -349с.

Программу составил:

доцент кафедры методологии и методики

профессионального образования ИПКи ПРПО О.С. Кованова

28 августа 2009 г.


Похожие:

Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников подведомственных...
Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования филиал Государственного образовательного...
Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconПрограмма управленческой деятельности по работе с аттестующимися педагогами мкоу сош №6
Фгос к кадровым условиям реализации образовательных программ; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;...
Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников «Психолого-педагогическое...
Целью настоящей программы является формирование у слушателей практических навыков по диагностике субъектов учебно-воспитательного...
Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников подведомственных...
Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования филиал Государственного образовательного...
Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников подведомственных...
Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования филиал Государственного образовательного...
Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников подведомственных...
Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования филиал Государственного образовательного...
Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconПоложение о повышении квалификации
Письмом моин РФ от 24. 02. 2012 года №03-109 «О повышении квалификации и аттестации педагогических работников», Уставом мобу «Цвиллингская...
Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников «Информационно-коммуникационные...
Программа предназначена для повышения квалификации специалистов в области использование современных информационных технологий обучения...
Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconМетодика оценки уровня квалификации педагогических работников москва...
Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального обсуждения и апробации методики в...
Программа повышения квалификации педагогических работников «Проектирование образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в условиях требований фгос третьего поколения» iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников «Развитие...
«Развитие творческого потенциала обучающихся на основе современных педагогических технологий»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница