Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени




Скачать 179.97 Kb.
НазваниеЛекция Государство и право Франции в период Новейшего времени
Дата публикации11.05.2013
Размер179.97 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Право > Лекция


Лекция

Государство и право Франции в период Новейшего времени.
ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789-1794 ГГ.
К 70-м гг. XVIII в. Франция оставалась аграрной страной. Дворянство и Церковь владели одной третью земли. Крестьяне были наследственными держателями своих земельных участков, с которых в пользу сеньора взималась масса повинностей.

Господствующий старый порядок мешал развитию не только сельского хозяйства, но и промышленности и торговли.

Важнейшим фактором, обусловившим революцию, был экономический. Непосредственным толчком к открытому конфликту общества и монархии послужил финансовый кризис 1780-х гг. Внешний и внутренний долг монархии перевалил за 5 млрд. ливров (что примерно равно национальному доходу за 50 лет!). При этом основные государственные средства расходовались нерационально: на пенсии придворным, на разного рода дотации аристократии, содержание двора, на армию, не ведущую никаких военных действий.

Пытаясь преодолеть финансовый кризис, правительство было вынуждено созвать (1 мая 1789 г.) Генеральные штаты, не собиравшиеся с 1614 г.

5 мая 1789 г., король предложил Генеральным штатам утвердить около 20 новых налогов, но часть депутатов отказалась.

17 июня 1789 г. большинство депутатов провозгласили себя ^ Национальным собранием, которому как народному представительству исключительно принадлежит право решать финансово-бюджетные вопросы. Спустя несколько дней собрание поставило вопрос о конституции.

Попытки правительства оказать военное давление на депутатов спровоцировали ^ Парижское восстание 13-14 июля 1789 г., высшим выражением которого стал разгром королевской тюрьмы Бастилии.

Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следующие этапы:

• первый этап - создание конституционной монархии (14 июля 1789 года -

10 августа 1792 года);

• второй этап - установление ^ Жирондистской республики (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года);

• третий этап - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года – 27июля 1794 года).

9 июля 1789 г. депутаты провозгласили себя ^ Учредительным собранием, беря на себя полноту суверенной учредительной власти в государстве.

В августе 1789 г. Учредительное собрание серией решений провозгласило отмену феодальных порядков в аграрных отношениях, ликвидацию сословных привилегий в области налогообложения. Были ликвидированы политические привилегии дворянства и духовенства и признано, что «все граждане без различия происхождения могут быть допущены ко всем должностям и званиям».

Одним из важнейших решений Учредительного собрания стала «^ Декларация прав человека и гражданина» (26 августа 1789 г.). В этом документе были провозглашены принципы утверждаемого революцией общественного государства, а также правовой идеал нового правопорядка – свобода, равенство и братство.

Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории Франции Конституции 1791 г. В ней был закреплен новый строй конституционной монархии.

Согласно Конституции 1791 г. высшим органом законодательной власти становилось однопалатное ^ Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный характер.

Король должен был осуществлять исполнительную власть с помощью назначаемых им министров. Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Национальным собранием.
^ Судебная система предусматривала создание:

Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства;

суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;

кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона.
Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания политической борьбы в стране. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные политические группировки:

фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;

жирондисты - центристы, представители более радикальной торгово-промышленной средней буржуазии (делегаты провинции ^ Жиронда);

якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуазии, ремесленников, крестьянства.
В это же время началась интервенция европейских монархических государств против революционной Франции. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия и Пруссия в 1793 г. – Великобритания.

Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию 10 августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию.

На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) власть сосредоточилась в руках жирондистов. Из их представителей был сформирован Временный исполнительный совет.

Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - ^ Национального Учредительного конвента.

Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783 депутата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составляли политический центр. В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.

11 января 1793 г. начался суд над королем Людовиком XVI в Конвенте. 21 января 1793 г. он был казнен.

Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией.

Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоятельств:

• придя в качестве правящей партии жирондисты стремились остановить революцию;

• отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ;

• резко ухудшилось экономическое и в особенности продовольственное положение вследствие войны.

Восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев завершилось 2 июня 1793 года изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции – утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года).

Конвентом 24 июня 1793 года была принята новая Конституция ("Конституция первого года республики"), гораздо более демократическая чем Конституция 1791 года. Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта.

Однако критическое положение республики в связи с внутренними и международными условиями вынудило ^ Конвент отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом диктатуры - системой правления, наделенной исключительными правомочиями.

Полнотой власти в этой системе обладали:

^ Конвент, имевший право издания и истолкования законов;

Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом правительства;

Комитет общественной безопасности.

Судопроизводство осуществлял революционный трибунал, применявший смертную казнь в качестве единственной меры наказания.
К октябрю 1793 г. якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций, а к лету 1794 г. в результате побед революционной армии военная опасность исчезла и новый республиканский строй стал политической реальностью.

Однако упрочение республики привело к распаду единства и к усилению внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный.
27 июля 1794 года произошел государственный переворот, свергнувший якобинскую республику. Установился режим Директории.
В течение года (июль 1794 – август 1795 гг.) были ликвидированы административные и политические институты диктатуры. Было проведено персональное обновление правительственных комитетов, сокращены полномочия Комитета общественного спасения. В мае 1795 г. был упразднен Трибунал.

22 августа 1795 г. была утверждена новая конституция.

Законодательная власть, по Конституции 1795 г., принадлежала двухпалатному законодательному корпусу, состоявшему из Совета 500 (нижняя палата) и Совета старейшин (верхняя палата).

Совет 500 составлялся из депутатов, выбранных путем двухступенчатого голосования. ^ Сохранялись принципы всеобщего избирательного права для всех французов старше 21 года (с цензом оседлости в 1 год).

Совет старейшин в 250 чел. – составлялась из делегатов от департаментов.

Совет пятисот обладал законодательной инициативой, утверждались же законы в Совете старейшин. Строго оговорен был запрет законодательному корпусу брать на себя полномочия исполнительной или судебной власти. Палаты действовали только врозь, общие собрания не допускались.

Исполнительная власть вручалась Директории из 5 членов, каждый из директоров председательствовал по 3 месяца для подписания актов. Состав директории ежегодно обновлялся на одну пятую. Для каждого вакантного места Совет пятисот составлял список из десяти кандидатов, из которых Совет старейшин выбирал нового члена Директории.

Директория ведала вопросами безопасности, армией, назначением должностных лиц. Управление ведомствами вручалось 6 министрам, назначавшимся Директорией.
В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти - Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти - Директорию. Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт. Режим Консульства юридически закреплялся Конституцией 1799 г.

Законодательный корпус, по Конституции 1799 г., состоял из 4 отдельных органов. Проекты законов разрабатывались в ^ Государственном совете (численностью в 30-40 членов, назначаемых Первым консулом). Обсуждения законов, а также первичное утверждение происходило в Трибунате (из 100 членов, отбираемых на 5 лет из кандидатов старше 25 лет с ежегодным обновлением на 1/5). Утверждение или отклонение законов осуществлял Законодательный корпус (из 300 членов старше 30 лет, 1/5 которого также ежегодно обновлялась); причем конституция прямо запрещала ему «подвергать обсуждению проекты». Окончательное утверждение и проверку конституционности законов проводил Сенат (в составе 24 членов, назначаемых пожизненно из лиц старше 40 лет; пополнение Сената осуществлялось им самим кооптацией из кандидатов, представленных другими государственными органами).

^ Исполнительная власть поручалась трем консулам. Формально их назначал Сенат. Реальной полнотой власти обладал только Первый консул (Бонапарт); он обнародовал законы, составлял Государственный совет и правительство, назначал всех должностных лиц в государстве, включая судей большинства судов, объявлял войну и заключал мир. Власть его оказалась шире, чем полномочия короля по Конституции 1791 г. Второй и третий консулы имели только совещательный голос.
В 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов, полностью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть.

Конституция 1804 г. преобразовала Францию в Империю. Хотя конституировалось весьма своеобразное положение: «Управление республикой вверяется императору» (ст. 1). Императором объявлялся Наполеон Бонапарт (ст. 2). Власть его была наследственной по мужской линии. По существу, императорская власть была разновидностью военной цезаристской диктатуры.

Компетенция главы республики – императора – расширилась, хотя и сохранила основную структуру полномочий Первого консула.

Система законодательных учреждений в целом тоже сохранила прежний вид. Однако уже глава республики получил право созывать их по своему усмотрению.

В 1814 г., после поражения в войне с коалицией европейских государств, Первая империя во Франции пала.
Произошла реставрация династии Бурбонов.

6 апреля 1814 г. на престол был призван брат казненного в 1793 г. короля под именем Людовика XVIII.

4 июня 1814 г. Людовик XVIII обнародовал ^ Конституционную Хартию. Она была составлена особой комиссией, руководствуясь главным образом образцом институтов английской парламентской монархии.

Законодательный корпус (парламент) был двухпалатным. Верхняя – Палата пэров – назначалась монархом из лиц особого статуса с высокими возрастным и имущественным цензами. Председательствовал в палате канцлер. Нижняя – Палата депутатов – избиралась населением, специальными электоральными коллегиями, из лиц с высокими возрастным и имущественным цензами (старше 40 лет и выше 1 тыс. франков уплачиваемых в год налогов). Избирателями также могли быть только лица с хорошим имущественным положением. Депутатов избирали на 5 лет с ежегодным обновлением на 1/5 (с 1824 г. – на 7 лет и полностью переизбиравшихся). Однако законодательные полномочия парламента были условными. Он вправе был только просить короля об издании закона по тому или иному вопросу, а затем вотировать предложенные законопроекты.

^ Главой государства являлся король, от его имени осуществлялась юстиция в стране, судьи назначались королем, но были несменяемы. Королю принадлежала законодательная инициатива, он собирал и распускал парламент. Король командовал армией, ему полностью были подведомственны вопросы внешней политики. В качестве главы государства король обладал правом верховного помилования. Монарх был полностью безответствен.
«Июльская» монархия

После роспуска новоизбранного в 1830 г. парламента из-за его антиправительственных настроений, последовала серия королевских указов, которыми вводились строгие ограничения на периодическую прессу, назначались новые выборы. Нараставшее недовольство режимом вылились в Парижское восстание июля 1830 г. В итоге восстания режим Карла Х был сметен, сам король низложен. 30 июля 1830 г. депутаты распущенной Палаты провозгласили «временным наместником» герцога Луи-Филиппа, близкого к финансово-банковским кругам. Спустя некоторое время он был коронован в качестве нового короля Франции.

Результатом ^ Июльской революции 1830 г. было обновление уклада парламентской монархии в сторону политической либерализации.

14 августа 1830 г. была опубликована обновленная Хартия. В ней содержалась Декларация гражданских прав, провозглашалась «народная монархия». Ограничивались права короля, в частности в отношении возможности приостановления законов.

Организация парламентской власти в основном была сохранена. Но были снижены имущественный и возрастной цензы для избирателей, звание пэров было сделано пожизненным, но не наследственным. Палата пэров сокращена вдвое и в силу этого почти утратила впоследствии влияние на правительство.

Правительство стало составляться по воле большинства депутатов парламента.
^ Вторая республика во Франции

Реставрация монархии во Франции (период, длившийся с 1814 г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране – экономическому, торгово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола.

Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозгласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

• о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

• о закреплении права на труд;

• о гарантиях организации труда – обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя.

• республиканская форма правления;

• разделение властей;

• представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось ^ Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.

Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.

Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение ^ Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания.

Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

В декабре 1848 г. президентом Франции был избран ^ Луи Наполеон Бонапарт.

2 декабря 1851 г., опираясь на армию, он разогнал Национальное собрание и установил открытую личную диктатуру. В январе 1852 г. получила утверждение новая Конституция. Вся власть была сосредоточена в руках президента. Президент совмещал функции главы государства и главы правительства. Он назначал и смещал министров.

Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся ^ Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в Конституцию. Реальная политическая власть находилась в руках финансовой и промышленной буржуазии.

2 декабря 1852 г. президент был провозглашен императором французов под именем Наполеона III.

Вторая империя пала в сентябре 1870 г. в результате поражения Франции в Франко-прусской войне.
3-4 сентября 1870 г. во Франции произошла так называемая ^ Сентябрьская революция 1870 г.

4 сентября 1870 г. было провозглашено восстановление республики во Франции (Третьей в исторической традиции). Власть была передана правительству национальной обороны. Однако немецкие войска подошли к Парижу.

Вскоре после заключения перемирия с Пруссией в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая 1871 года), так называемый Мятеж Парижской коммуны (Первый в истории пример диктатуры пролетариата).
В период с ^ 18 марта по 28 мая 1871 г. государственная власть в Париже перешла к особому органу, объявившему полную самостоятельность от общефранцузского парламента и правительства – Парижской коммуне. Ее образование было обусловлено оппозицией столичного населения, принадлежащего главным образом к низшим, рабочим классам общества, к политике правительства национальной обороны, а также активной деятельностью леворадикальных группировок и европейского коммунистического Интернационала, которые желали воспользоваться моментом обострения политической обстановки в стране для разжигания социальной революции мирового масштаба.

Поводом к коммунальной революции стало неосторожное возрождение центральным правительством Национальной гвардии. В Париже Национальная гвардия была использована для организации революционной партии. В начале марта 1871 г. отряды гвардейцев рабочих кварталов столицы, находившиеся под особенно социалистическим влиянием, организовали Республиканскую федерацию; она поставила целью защиту республики и интересов Национальной гвардии. 15 марта был образован ее Центральный комитет, который принял управление Парижем. Попытки центрального правительства разоружить восставшие части гвардии окончились неудачей, и 18 марта 1871 г. правительство потеряло контроль над столицей. Население западных кварталов, сохранявшее верность правительству, организовало демонстрацию, которая окончилась побоищем. После этого было согласовано создание общегородского органа власти – Совета коммуны, выборы в который прошли 26 марта. Правительство оставило город.

Органом власти в городе стал ^ Генеральный совет в составе 90 чел.

Сохранил свое значение и Центральный комитет национальной гвардии. Это институализированное двоевластие и получило название Коммуны.

Вначале Коммуна пыталась низвергнуть правительство Тьера в общенациональном масштабе и перенести социальную революцию на всю страну. В некоторых городах Южной и Средней Франции с 23 марта по 3 апреля также образовались коммуны. Но восстания были везде быстро подавлены, в Марселе – достаточно жестоко.

19 апреля была принята ^ Декларация к французскому народу. Согласно данной Декларации Франция должна была стать республикой, объединяющей свободные коммуны, организованные по типу Парижской. Каждой коммуне предоставлялось право иметь собственную военную силу в лице Национальной гвардии, свободно избирающей своих офицеров. Коммуна предполагала обновить судебный аппарат на основе выборов, но в качестве временной меры было принято назначение судей исполнительной комиссией Коммуны.

В апреле 1871 г. исполнительную власть Совет Коммуны поручил 10 комиссиям, 9 из которых имели строго определенную компетенцию: финансовую, просвещения, юстиции, внешних сношений и др. Координирующим органом должна была служить Исполнительная комиссия, которая бы проводила в жизнь декреты коммуны, но без нее не обладала властью.

1 мая Коммуна организовала ^ Комитет Общественного спасения (по образцу 1793 г.).

Коммуна издала несколько декретов, которые выражали принципиально новую социально-экономическую правовую политику, направленную на отрицание частной собственности и на социалистическую организацию производства и социального обеспечения. Реквизировались брошенные дома и квартиры в городе, аннулировались закладные обязательства, организовывались рабочие кооперации для новой организации производства.

Декреты остались без практического употребления в связи с быстрым падением Коммуны. К 28 мая Коммуна была подавлена. Число жертв, подобранных в городе, достигло 20 тыс.
В Париже был восстановлен режим ^ Третьей республики.

Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

• Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;

• Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;

• Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов ^ Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий.

Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности.

^ Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею.

Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г., предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии

с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил.

В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г.:

• запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

• представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;

• был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.).

Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели.

Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки.

Похожие:

Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconЛекция Государство и право Германии в период Нового времени
К началу XIX в. Германия оставалась политически отсталой страной. В ней сохранялась феодальная раздробленность, существовало крепостное...
Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconЛекция Государство и право США в период Нового времени
Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г на территории современного штата Вирджиния, а к середине XVIII в в...
Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconЛекция Государство и право франков (V-IX вв.)
Государство и право Средних веков – от крушения Западной Римской империи в конце V века и до открытия Америки (1492), начала Реформации...
Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconЛекция Государство и право средневековой Руси
Государственный строй Киевской Руси и его эволюция в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.)
Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconЛитература по курсу «История, культура и география Великобритании...
История Новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945. Под ред. Е. Ф. Язькова
Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconРоссийское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения...
Российское государство в период «Смутного Времени» глазами св. Арсения епископа Элассонского
Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconВопросы к экзамену по дисциплине «право»
Государство и право. Социальная роль права в жизни общества. Социальное назначение и роль государства в обществе. Государство, право,...
Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconЛекция Государство и право южных и западных славян (Болгария, Сербия,...
И переселились тюркские племена протоболгар во главе с ханом Аспарухом. Хан Аспарух подчинил себе сложившееся в этом районе государство...
Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconДанного реферата: «Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII xiv вв.)»
Политическое развитие русских земель в период феодальной раздробленности
Лекция Государство и право Франции в период Новейшего времени iconРеферат должен иметь объем не более 10 страниц
Требования к реферату по дисциплине «Глобальные конфликты нового и новейшего времени»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница