Скачать 398.02 Kb.
|
Кутявина Елена Евгеньевна - Предмет и структура современной социологии. Объект изучения социологии – социальная реальность, как и у всех подобных наук. Самое амбициозное определение предмета изучения социологии – что предмет совпадает с объектом. Согласно этой точке зрения, социология является всеобъемлющей наукой, как, например, математика для точных наук. Попытки выделить наиболее главные термины. Для отечественной социологии главное – социальная общность. Американская социология прикладная, сильное влияние психологии (в частности бихевиоризма) – наиболее важным считается взаимодействие и человеческое поведение. Французская и немецкая школа изучают социальные структуры, то есть социальные институты, системы неравенства, стратификацию. Рабочее определение. Социология – это наука о становлении, функционировании и развитии общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Основатель социологии – ^ , середина XIX века. Он придумал методы и само слово – это гибридный термин, корни из разных языков, за что его часто критиковали. Другие известные социологи – Джордж Стюарт Милль, Карл Маркс. - Структура современной социологии. Можно разделить на микросоциологию и макросоциологию. Макросоциология тяготеет к социальной философии. Макросоциология – это исследовательское направление, которое ориентируется на изучение крупных, масштабных социальных процессов, общностей и систем, таких как армия, нация, глобализация. Микросоциология тяготеет к социальной психологии – некоторые общие темы, например, лидерство, групповое мышление. Это исследовательское направление, которое изучает социальные явления и процессы в относительно небольших социальных системах, таких как семья, трудовой коллектив, студенческая группа. Межличностное взаимодействие. ^ социология семьи, личности, конфликтов, города, труда, армии, организаций. Почти у каждой группы есть своя отрасль и появляются новые, например, социология спорта. ^ , по уровню абстракции: фундаментальная и прикладная. Фундаментальная изучает превращения социального знания, осуществляет поиск и формулировку универсальных закономерностей и базовых проблем. Но в социологии очень мало универсальных понятий. Прикладная социология занимается научным обеспечением, решением практических задач, реальных процессов и общностей. Она тесно соприкасается с проблемой управления и менеджмента. ^ . Теоретическая использует умозрительные абстрактно-логические методы (например, анализ, синтез), эмпирическая обращается к опыту, реальности. ^ . Структурный функционализм – общество рассматривается как надличностное единство. Метафора – люди в парках ходят по дорожкам. Противоположное направление – феноменология. Для него первичное – личность, общество вторично. Общество создают люди, поступки и действия отдельного человека. Общество – это сумма действий людей. Метафора – море с лодками. Эти два крайних направления пытается объединить активистская социология. Признается как значимость структур, так и активность индивида. ^ – это совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общественной жизни, либо единичное общественно значимое событие. Четкие термины с указанием социальной ситуации. Термин – заострение внимания на одном свойстве и игнорирование остальных. Часто возникает терминологическая путаница, потому что в качестве терминов используются обыденные слова. Четыре группы социальных фактов: 1) обобщенные и систематизированные характеристики массового поведения – например, спрос на определенный товар; 2) обобщенные и систематизированные характеристики массового сознания, мнений, оценок, установок, суждений. Например, уровень поддержки кандидата, отношение к религии; 3) обобщенные и систематизированные характеристики продуктов человеческой деятельности. Например, изучение предметов быта; 4) отдельное событие, явление, рассмотренное как типичное. - Методы сбора социальной информации. 4 основных метода: - наблюдение; - эксперимент; - анализ документов; - опрос. Опрос – самый распространенный метод, на нем основано 90% исследований. Это метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Существует множество разновидностей: - по степени формализации. 1. Анкетные – более формализованный (опросный лист). 2. Интервью – менее формализованный (беседа на тему). 1. Не требует подготовки анкетера; дает сопоставимые данные, которые можно потом еще и обработать (проследить динамику явления). 2. Дает возможность задавать или не задавать дополнительные вопросы, к чему-либо возвращаться. Нужна хорошая подготовка интервьюера. Не структурированная, трудно поддается сопоставлению, меньше возможность повторных исследований. При интервью мы можем получить незапланированную информацию, полезную для исследования. - по целям. 1. Вопросы общего мнения – чаще, опрашивают население, группы, выясняют общее мнение по теме. 2. Экспертные опросы. 1. Общественное мнение – состояние общественного сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных групп, проблему, событие, факт. Неприменима категория «правильное-неправильное». 2. При экспертных опросах выявляют не мнения, а квалифицированные знания специалиста в той или иной области. - По степени охвата опросы: 1. Сплошные. Опрос всей исследуемой соцгруппы (всей генеральной совокупности). 2. Выборочные. Опрос части этой группы. Репрезентативность. Выборка или выборочная совокупность по основным характеристикам должна совпадать с генеральной совокупностью. Есть разные виды выборки. Самый надежный метод составления выборки – случайная, когда элементы генеральной совокупности отбираются случайным образом. Чтобы составить случайную выборку, нужен перечень всех элементов генеральной совокупности. Основные ограничения использования случайной выборки – отсутствие перечня элементов для большинства генеральной совокупности. Систематическая выборка (тоже надежный вариант) – нужен перечень элементов генеральной совокупности. Маршрутная выборка – для составления анкетеру дают не список респондентов, которых надо опросить, а маршрут – улица, дом, и так далее. Чаще всего используется квотная выборка. Для ее составления основные характеристики генеральной совокупности. По основным характеристикам задаются квоты (обычно в процентах). Чаще всего – по полу, возрасту, образованию, роду занятий. Часто используется эта выборка. У нее много недостатков. Неприменимы все закономерности математической статистики. Мы не можем оценить степень степень точности и надежности этой выборки. - По характеру контакта респондента и анкетера. 1. Очные – непосредственный контакт. 2. Заочные. Контакт чем-то опосредован (телефон, почта, Интернет). Телефонный опрос по степени надежности близок к очному, удобен и дешев в организации, удобнее и дешевле очного опроса. В телефонном поросе нельзя использовать большие анкеты, говорить на сложные темы, требующие умственных усилий. Логично использовать телефонные опросы при высоком уровне телефонизации. Маркетинговые исследования – логично пренебречь уровнем телефонизации. Почтовый опрос – рассылка анкет. Плюсы – простота и дешевизна, минусы – невозврат анкет, не можем контролировать, кто заполняет анкету, то есть выборка сама себя формирует. Прессовый опрос – анкета публикуется в каком-то периодическом издании. Минусы как у почтового опроса, но в более тяжелой степени. Сложно судить о ценности такой информации. Интернет-опросы не представляют мнения всего населения России. Плюсы и минусы метода опроса в целом: Плюсы – удобство организации. Возможность повторных исследований. Возможность использования большого количества переменных. Минусы – возможности исследователя ограничены тем, что он включает в анкету (недостаток информации логично восполнить, используя другой метод сбора). Неизбежное искажение информации по трем основным причинам: - неправильное составление выборки; - смещение ответов по двум причинам: субъективность респондента и из-за нарушения процедуры опроса. Анализ документов. В качестве документа рассматривается любое средство хранения и передачи информации (в том числе видеоматериалы и аудиозаписи). Документы можно разделить на авторские (дневники и мемуары) и безличные (фольклор, архивы, протоколы). Документы можно разделить на официальные (деятельность какой-либо формальной организации, приказы, служебные записки, протоколы, устав организации) и неофициальные. С одной стороны надежнее официальные, но они составляются в соответствии с каким-либо шаблоном. Существуют два метода обработки текстовой информации. 1) Интерпретативный (содержательный). Исследователь читает и интерпретирует на основе чего-либо. Результаты будут субъективными. 2) Контент-анализ – математический способ обработки текстовой информации. Отбираются единицы анализы и счёта (слово, фамилия, тема). Эта информация объективнее. Уильям Томас, Ф. Знаненский. «Польские крестьяне в Европе и Америке» - исследование адаптации эмигрантов в большом городе. Основывалось на основе документов (данные газет, благотворительных обществ, церковных приходов, мемуары одного из эмигрантов). «Исследование о русском национальном характере». Касьянова. Сравнение с немцами и американцами. Тестирование. Анализ документов (фольклор, классическая литература). Истолковывалось различие правды, справедливости и труда. Плюсы – 1. Возможность широкого охвата исследуемого явления. 2. Едва ли не единственный метод исследования прошлого. Минусы – трудоемкость. Данные официальной статистики и отчеты об исследованиях. Анализ документов – более распространенный вид методов исследования информации. Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем. Метод общенаучный. В социологию пришел из этнографии. Метод требует значительных усилий от исследователя. Наблюдение бывает включенное и невключенное. Включенное – исследователь участвует в жизни группы. Более живая, достоверная информация. Исследователь может потерять объективность, могут возникнуть этические проблемы. Скрытое – исследователь камуфлирует свою роль. Иногда это неизбежно – закрытая группа. Открытое – честно сообщает, что он исследователь. Формализованное – более четко разрабатывается процедура наблюдения – что и в каких единицах фиксировать. Это облегчает работу наблюдателя. Неформализованное – фиксирует все, что заинтересовало, все, что по его мнению относится к исследованию. Фестингер «Религиозные секты». С их приходом нормальная жизнь группы изменилась. Элиот Лайтбоу “Tally’s corner”. Формализованное, невключенное, открытое. Исследовал черные кварталы. Хотел «Формы участия чернокожих отцов в жизни детей». Получил «Коммуникативные процессы внутри квартала», М. Мид «Процесс взросления девочек на Самоа». Плюсы: 1. Единственный метод фиксации поступков людей, а не их слов. 2. Незаменим для исследования уникальных событий, общностей. 3. Незаменим на стадии разработки гипотез. Минусы: 1. Длительность. 2. Хорошая подготовка. .3. Субъективный метод. Эксперимент – общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях. Дает ответ на вопрос «Почему?». Полевые – натурные. Объект исследуется в естественных условиях. Снижается эффект эксперимента. Объект ведет себя естественнее. Похоже на наблюдение. Лабораторные. В искусственных условиях. Неестественность. Проще отследить воздействие и реакции. Эксперимент используется очень редко. Используется на небольших группах, выводы используются осторожно. Этическое ограничение, испытание может оказаться вредным для объектов. С. ЭШ, М. Шериор «Эксперимент комфортности» (групповое мышление). - Социальная структура общества. Можно рассмотреть общество как систему социальных институтов, систему социальных статусов и связанных с ними ролей, с определенным набором прав, обязанностей, социальных ожиданий, форм и объемов вознаграждения, а также издержек. Стереотип поведения, связанный с определенным статусом, называется социальной ролью. Профессионально социальная принадлежность. Роли делятся на предписанные и достигаемые. Предписанный статус мы получаем вне зависимости от желания и усилий, часто при рождении. Пол, возраст, раса, часть родственных статусов. Достигаемые статусы мы достигаем сознательно в результате какой-либо деятельности. Тенденция развития общества: уменьшение количества предписанных статусов и увеличение количества достигаемых. Статусы бывают межличностные и социальные. 1) Межличностный. Положение человека в малой группе. Дж. Морено, Социометрия. Всем участникам группы задают три вопроса. 2) Положение человека в структуре общества. Ролевые ожидания – ожидания поведения от человека, который играет определенную социальную роль. Адаптация к роли – это необходимость учиться. Человек не рождается с социальными ролями. Интерморизация – роль становится частью личности. Изменение установок. Адаптация – внешняя приспособляемость к роли. Изменяется только поведение. Ролевой конфликт – это ситуация, когда человек вынужден реализовывать противоречащие друг другу социальные роли. - Социальное неравенство. Статусы неравны. Неравенство – универсальная характеристика общества. Конфликтология – изучает системы неравенства в связи с важностью профессий и талантом людей. Ресурсы распределяются неравномерно, и те, у кого ресурсов больше, находятся на более высоком положении. Марксизм. Нихельс. Неравенство властное – в большой группе прямая демократия невозможна. Вебер – делил общество на статусные группы, первым делом - образом жизни. Различаются не только доходом, но и другими характеристиками. Наиболее важные – богатство, власть и престиж. Функционализм. О. Конт (источник социального неравенства – разделение труда). Э. Дюркхейм – обосновал теорию неравенства. 1) Во всех обстоятельствах один вид деятельности считается более важным, чем другие. 2) Люди в разной степени наделены талантами и способностями, более важные функции выполняют более способные люди. - Управление. - Религия и другие варианты поиска смысла жизни. - Искусство. - Техника. Социальное пространство многомерно. Стратификация – иерархически упорядоченное социальное неравенство, рассмотренное по отдельному критерию. Страта-статусная группа занимает определенное место вдоль стратификационной оси. Положение человека и группы оценивается по различным системам. Социальная мобильность. Разработана К. Сорокиным. Это любое передвижение индивида, группы, социального статуса, любого социального объекта с одной социальной позиции на другую. Ни одна социальная страта не вечна, меняется наполнение страта. Виды социальной мобильности. 1) 1. Горизонтальная – перемещение в пределах одного социального слоя. 2. Вертикальная – переход из одного социального слоя в другой. Бывает восходящая и нисходящая. 2) 1. Внутрипоколенная – изменение статуса человека на протяжении его жизни. 2. Межпоколенная – изменение статуса детей по сравнению со статусом родителей. 3) Групповая и индивидуальная мобильность. - Социальная структура современной России. Исследование этой темы – Заславская. Были выявлены четыре слоя по всем показателям сразу. Для выделения социальных слоев в России используются 4 критерия статуса групп: - политический потенциал (объем местных полномочий, сколько человек находится в подчинении); - экономический потенциал (собственность, доход, уровень жизни); - социокультурный потенциал (уровень образования, профессионализм); - социальный престиж. В советском обществе наибольший вес имел политический потенциал, то есть место в партийно-государственной иерархии. Мера участия в распределении государственной собственности: - бюрократия (дефицитные блага); - руководители производств (могли распоряжаться ресурсами предприятия); - работники материально-технического снабжения, торговли и сферы обслуживания; - подавляющее большинство не участвовало в распределении ресурсов. Их экономическое положение определялось уровнем дохода. Социокультурный потенциал и социальный престиж имели подчиненную роль. После перестройки снижается значимость политического фактора из-за беззакония, быстрой сменяемости политиков, утраты доверия к политической верхушке. Сил-то стало много, а не одна правящая партия. В последнее время политический потенциал снова набирает вес. В переходный период большую роль играла степень участия в процессе приватизации. На первые позиции выходит экономический фактор. 1994-1995 – 10% населения владели 40% национального богатства. Разница в уровне дохода – в 25 раз, сейчас – больше. Высшая – 516% - 1% населения. Средняя – 144% - 24% населения Базовая – 75% - 68% населения (2/3) Низшая – 54% - 7-10% населения. Численность низшего класса не сокращается (селяне, жители малых городов). www.expert.ru Санитарки, помощницы воспитателей принадлежат к низшему слою – Ромир. Самые малообеспеченные, а вовсе не селяне и пенсионеры. В базовом слое – технические работники, работники торговли, сферы услуг, значительная часть крестьянства. Низший слой – люди с низким трудовым потенциалом (пожилые, малообразованные, не очень здоровые, не имеющие профессии). - Социальная общность. Это совокупность индивидов, эмпирически фиксируемая и отличающаяся относительной целостностью, выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Признаки социальной общности: 1) Общие условия жизни. 2) Наличие общих интересов. 3) Наличие социального взаимодействия. 4) Общая система ценностей. 5) Наличие социального контроля (механизмы саморегулирования, самоуправления в социальных группах). Деятельность направлена на людей, которые ведут себя вне социальных норм. 6) Система организаций управления и самоуправления. 7) Идентификация членов общности. |
![]() | М. В. Ломоносова физический факультет Научные руководители: Доцент, д ф-м н. Махаева Елена Евгеньевна (мгу им. М. В. Ломоносова) | ![]() | 1. История социологии как предмет изучения Наука социология и исторический контекст ее развития. Развитие социологических идей: единство логического и исторического. Социологическая... |
![]() | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Разработчик: Заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации Факультета социологии, д ф н., профессор Козловский Владимир... | ![]() | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Разработчик: Заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации Факультета социологии, д ф н., профессор Козловский Владимир... |
![]() | Западная Европа, первая половина XIX века считается местом и временем... Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. Социологическая... | ![]() | Доклад посвящен анализу методологических и этических проблем, с которыми... Д. Эпштейна, преподавателя Открытого университета Израиля: «Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское... |
![]() | События Урок проводили: учитель истории Ульяновская Елена Витальевна, учитель биологии и химии – Мурашко Елена Алексеевна, учитель физики... | ![]() | План понятие, задачи, предмет и структура методики расследования.... Основы взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных и иных служб органов внутренних дел |
![]() | Книга известного американского социолога Питера Людвига Бергера является... Подобный подход позволяет автору весьма нетривиально взглянуть даже на традиционные темы социологии, такие как | ![]() | Ранних работах испытал влияние идей Парето, выступая как сторонник... Скиннер. Xоманс тем самым отрицает значимость выдвинутого еще Дюркгеймом тезиса о несводимости социологии к психологии, который многие... |