I. Общественный строй Древней Руси




Скачать 111.53 Kb.
НазваниеI. Общественный строй Древней Руси
Дата публикации15.05.2013
Размер111.53 Kb.
ТипРеферат
litcey.ru > Право > Реферат


Общественный и государственный строй Древней Руси
Содержание


Введение 3

Глава I. Общественный строй Древней Руси 4

1.1.Характер общественного строя 4

1.2. Основные черты феодального строя 5

2.3. Особенности общественного строя Древней Руси 6

Глава II. Государственный строй 7

2.1. Форма политической власти 7

2.2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии 8

2.3. Эволюция древнерусской государственности 9

Заключение 10

Список использованной литературы 11


Введение



История государства и права России изучает политические и правовые институты от начала процесса формирования государственности у народов нашей страны и до дней сегодняшних. Следовательно, изучение данного предмета органически стыкуется с правом действующим. История государства и права России имеет органическую связь с теорией государства и права. Но предмет теории государства и права изучает общие закономерности развития государства и права различных народов и цивилизаций. А история государства и права изучает конкретные особенности и характерные черты развития истории государственности на территории нашей Родины. В основе изучения истории государства и права России лежат принципы объективности, научности, глубокой добросовестности.

Историко-правовая наука должна давать человеку достоверные, правдивые сведения, соответствующие определенному периоду прошлого. Она не должна поддаваться сиюминутной конъюнктуре и в угоду власть имущих, без конца перемещать оценки пройденного этапа. Глубокий непредвзятый анализ историко-правовых документов – основная и наиболее важная задача в изучении курса история государства и права, а так же использования этих знаний при изучении курса социальная работа, так как знания социальных норм исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из сложившегося положения.

Образование древнерусского государства явилось завершением длительного процесса формирования феодальных отношений и классов феодального общества. Формирующийся в этих условиях феодальный государственный строй древней Руси приспосабливал для своих целей предшествующие ему органы управления, в чем-то отличавшиеся, но во многом сходные с ним по форме и по содержанию.
^

Глава I. Общественный строй Древней Руси

    1. Характер общественного строя



Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси как было отмечено выше, остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения [3, с. 37], другие определяют это общество как переходное и до классовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный. [14, с. 35]

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала.

Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Начиная с ХI в. в социальной структуре Древнерусского государства все более отчетливо просматриваются основные признаки феодальных отношений. Появляется вотчина – от слова “отчина” – отцовская собственность, передаваемая по наследству. Вотчину можно было передавать по наследству, продавать, обменивать. Каким путем формировались вотчины – за счет княжеских пожалований или естественным образом в ходе хозяйственного освоения земель – точно не установлено, известно лишь, что полного дробления коллективной поземельной собственности в Киевской Руси не произошло. С формированием
^

1.2. Основные черты феодального строя



В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса – крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам, и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами называли тех, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои – это обедневшие выходцы из общин, а пущенники – вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.[5, с. 54]

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники.

Несколько позже, во второй половине X и особенно в IX вв. в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства, которые также эксплуатировали крестьян и посадский люд. Интересы феодалов оберегали законы государства, на их стороне были власть и военная сила. Но крестьяне не оставались пассивными к феодальному гнету. В истории этого периода известно много восстаний крестьян и посадского люда, особенно в IX – начале XII в. Наиболее крупными из них были восстания в Киеве.

Отметим характерные черты феодального строя на Руси. Существование несколько форм феодальной земельной собственности: [16, с. 189]

a) вотчина – с возможностью передачи в наследство. Обычно ее получали члены старшей дружины. Время появления – последняя треть XI в.

b) поместье. Условная форма феодального землевладения, т. е. только при несении служба. Некоторые историки считают, что поместье мало чем отличалось от вотчины: их только запрещали передавать в монастырь (
^

2.3. Особенности общественного строя Древней Руси



Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. «Вервь» XI–XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин.[12, с. 9]

Волость-община представляла собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую оно использовало в фискальных, полицейских и административных целях. Община наделялась некоторыми судебными функциями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель. Феодалы, приобретавшие общинные земли, освобождались от государственного «тягла», податных, судебных и административных обязанностей.

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами, и главным ее оппонентом оказалась боярщина – институт, основанный на вотчинном землевладении.

Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI–XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти – «свема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. [1, с. 111]
^

Глава II. Государственный строй

2.1. Форма политической власти



Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.

В Древнерусском государстве существовала система отношений сюзеренитета-вассалитета. Ее суть заключается в том, что вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии: вассал зависит от своего сюзерена, который, в свою очередь, является вассалом для более крупного сеньора. Вассалы прежде всего состояли в войске своего сеньора, а также платили ему дань; сеньор со своей стороны обеспечивал вассала землей и защищал от всякого рода посягательств. В пределах своих владений вассалы обладали иммунитетом. Со старо-латинского иммунитет означает “освобождение от чего-либо”, в феодальных государствах это привилегия землевладельцев, лиц господствующих сословий осуществлять на подвластных им территориях ряд государственных функций (административно-полицейских, судебных, фискальных) без вмешательства государственных органов, быть полновластными в отношении зависимого населения. В Русском государстве иммунитетные правоотношения, способствующие формированию уделов и политической раздробленности, фиксируются в грамотах с XII в. [6, с. 77]

С точки зрения государственного правления Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию: во главе его стоял великий князь киевский, которому были подчинены младшие князья его рода и племенные князья. При этом, как отмечает Г.В. Вернадский, «князья часто переходили из одного города в другой. Старший в роде всегда старался захватить власть в Киеве, которая считалась высшей. После смерти каждого киевского князя происходило общее передвижение князей. Власть принадлежала всему княжескому роду и постоянно перераспределялась между его членами». [2, с. 45]


^

2.2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии



Как было отмечено выше, Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.

Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.[9, с. 81]

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах). Внешние
^

2.3. Эволюция древнерусской государственности



Усобицы. Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054) и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими в отца место, начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Святослава, правившего в Черниговской земле и Всеволода, к которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина Суздальская земля.

Местные княжеские династии. С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097), созванном по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласили принцип: Кождо да держит отчину свою, приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии - отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не было единственно возможным. Так, например, после смерти Ярослава Мудрого формируются местные княжеские династии в Черниговской, Смоленской, Ростово-Суздальской земле, на Волыни и в Галиции (ранее существовала лишь одна местная династия полоцких князей). Всеволод Ярославич (1078-1093, здесь и далее указывается киевское княжение), Святополк Изяславич (1078-1113), Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125), Мстислав Владимирович Великий (1125-1132) предпринимали значительные усилия для сохранения политического единства страны и системы киевского княжения как высшей политической власти. Однако в последней четверти ХI – первой

Заключение



В ходе написания настоящей курсовой работы можно подвести итоги и сделать следующие выводы: Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники люди (в единственном числе людин, отсюда простолюдин). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер.

В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале XII в. появляется новая группа зависимых людей закупы, Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально-зависимому крестьянину.

Русская Правда не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего это люди, работающие в княжеских селах.
^

Список использованной литературы





  1. Воронин А.В. История Российской Государственности Учебное пособие. М.: Академия, 2004. – 512 c.

  2. Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М.: Проспект, 2002. – 349 с.

  3. Горинов М.М., Ляшенко Л.М. От древней Руси к императорской России. М.: Гардарика, 2004. – 315 c.

  4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М.: Проспект, 2003. – 415 с.

  5. История отечественного государства и права в схемах и таблицах: Учебное пособие / Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб.: Питер, 2003. – 641 c.

  6. Исаев И.А. История государства и права России. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ, 2003. – 478 c.

  7. История государства и права России: Учеб. / В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев, А.А. Сенцов и др.; Под ред.Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2003. -241 c.

  8. Куликов В.И. История государственного управления в России: Учебник для студентов сред. проф. учеб.заведений.-2-е изд., стериотип. - М.: Академия, 2003. – 589 с.

  9. Кацва Л.А.,Юрганов А.Л. "История России VIII-XVвв.. М.: Былина, 2004. – 365 с.



Похожие:

I. Общественный строй Древней Руси iconЭкзаменационные вопросы
Общественный строй Киевской Руси. Правовое положение различных категорий древнерусского населения
I. Общественный строй Древней Руси icon1. Восточные славяне в древности. Киевская Русь Происхождение славян,...
Руси Киевская Русь в XI – XII вв. Политическое развитие. Переход к феодальной раздробленности. Общественные отношения на Руси X –...
I. Общественный строй Древней Руси iconЛекция Государство и право средневековой Руси
Государственный строй Киевской Руси и его эволюция в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.)
I. Общественный строй Древней Руси iconОглавление
В дисциплине истории книги, как правило, эпоха Древней Руси ограничиваются началом книгопечатания в Московском государстве, а именно...
I. Общественный строй Древней Руси iconИсторическая викторина «История Древней Руси в былинах»

I. Общественный строй Древней Руси iconВопросы к зачёту по дисциплине «история государственного управления в зарубежных странах»
Общественный строй и государственный механизм Римской республики (VI-I вв до н э.)
I. Общественный строй Древней Руси iconВопросы к зачету по дисциплине «история государственного управления в зарубежных странах»
Общественный строй и государственный механизм Римской республики (VI-I вв до н э.)
I. Общественный строй Древней Руси iconВопросы к экзамену по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»
Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности
I. Общественный строй Древней Руси iconВопросы к экзамену по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»
Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности
I. Общественный строй Древней Руси icon«история государства и права зарубежных стран» для студентов очного...
Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница