Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа»




Скачать 262.21 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа»
Дата публикации15.05.2013
Размер262.21 Kb.
ТипСамостоятельная работа
litcey.ru > Право > Самостоятельная работа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Самостоятельная работа

по курсу «Правоведение»

на тему:

«ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС

И

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА»


Выполнил: студент 3 к.

ДО факультета психологии

Савченко Н.А.

Проверил: Жело В.В.

г. Ростов-на-Дону

2007г.

Содержание:

Введение 3
Жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа 5
Пути повышения эффективности организации

и управления ЖКХ России 15
Заключение 17
Список использованной литературы 20

Введение

Развитие рыночных отношений в нашей стране неминуемо привело к существенным изменениям жилищных отношений, что выразилось в приватизации жилищного фонда с его передачей в частную собственность граждан и юридических лиц, демонополизации и развитии конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, развитии новых форм жилищных правоотношений, совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечении государственного регулирования в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения, стимулировании создания товариществ собственников жилья и обеспечении стабильной социальной защиты населения в жилищных отношениях.

Основная ставка сделана на то, чтобы потребность граждан в жилье удовлетворялась не за счет общественных фондов потребления, а за счет собственных средств участников жилищных отношений, но при непосредственной поддержке государства в виде предоставления безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, выпуска жилищных сертификатов, жилищного кредитования, приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и в целом ряде других мер, направленных на создание широкого социального слоя частных собственников жилья, рынка жилья и коммунальных услуг.

В то же время необходимо признать, что проверенный многолетней практикой порядок обеспечения граждан жилыми помещениями безвозмездно в порядке очередности следует сохранить для социально незащищенных слоев населения в качестве особой социальной помощи государства, но он должен трансформироваться в более совершенные современные формы, что позволит в будущем вплотную подойти к решению жилищной проблемы.

В таких условиях государство вынуждено идти на крайние меры, заключающиеся в резком повышении стоимости жилья и коммунальных услуг, переложении бремени содержания жилья на плечи рядовых граждан.

Решение вышеуказанных проблем является приоритетной задачей государства.

Немаловажным проблемным вопросом в жилищной сфере также является огромное количество законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, принятых еще в доперестроечную эпоху и в большинстве своем морально устаревших и противоречащих действующему российскому законодательству.

По данным социологических исследований, наиболее часто граждане обращаются за юридической помощью по поводу жилищных проблем – 31,6% от общего числа опрошенных. Граждан в первую очередь интересуют вопросы получения жилья, постановки на очередь, прописки (регистрации), соблюдения прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем, приватизации жилья, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, наследования жилья и т. п. Далее следуют вопросы трудовых правонарушений – 17,5%, социальное обеспечение – 11%, конфликты с органами государственной власти – 11% и т. д.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
^ Жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа

До 1990г. многоквартирные дома находились в государственной, общественной либо кооперативной собственности и являлись неделимым объектом недвижимости. Объектом технического учета являлось домовладение. Собственником жилого дома выступало либо государство, либо юридическое лицо. Закон СССР от 06.03.90 №1305 «О собственности в СССР» добавил собственников из числа членов ЖСК, полностью выплативших паевой взнос на квартиру. Закон о приватизации жилых помещений предоставил гражданам право получить занимаемое ими жилые помещения в собственность. При этом собственники приватизированных квартир стали также совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Указ Президента РФ от 23.12.93 №2275 «Об утверждении Временного положения о кондоминиуме» ввел новые понятия - «общая собственность на места общего пользования», «объекты общей собственности». Объекты общей собственности в соответствии с данным указом были разделены на не подлежащие отчуждению и передаче в пользование и объекты, передача которых возможна по согласию собственников. Что привело к повсеместному отчуждению объектов общей собственности в многоквартирных домах, что нанесло значительный ущерб интересам граждан и создало серьезные трудности в последующей эксплуатации и управлении домами. Но, определив функциональное назначение общего имущества, законодатель не распространил на собственников нежилых помещений в многоквартирном доме право общей долевой собственности на это имущество. В результате возникла коллизия права: собственники квартир стали нести бремя содержания того имущества, которым тоже пользовались и собственники нежилых помещений. Главой 6 ЖК РФ введено понятие «собственник помещения» безотносительно к жилым и нежилым помещениям.

С принятием закона о ТСЖ многоквартирные дома стали рассматриваться как комплекс недвижимого имущества, состоящий из совокупности жилых и нежилых помещений с тесно связанным с ним назначением и следующим их судьбе общим имуществом. Участниками долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме стали собственники жилых и нежилых помещений.

Федеральным Законом № 188 от 29 декабря 2004 г. Правительством РФ введен в действие Жилищный Кодекс, который принципиально изменил основные аспекты взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кодекс явился фундаментом создания новых условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, в основе которых лежат экономические отношения собственников недвижимого имущества, таким образом, государство и житель несут равную ответственность за содержание своей собственности. При этом собственник обязан в установленные законом сроки самостоятельно определиться в способе управления своим имуществом, а органы местного самоуправления должны обеспечить равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.

В связи с тем, что Жилищный Кодекс отводил крайне сжатые сроки для собственников жилых помещений в выборе способа управления, при отсутствии практически всех подзаконных актов для его реализации, администрацией города в декабре 2005 года был проведен конкурс на управление муниципальной долей жилищного фонда. В результате проведенного конкурса в городе было создано 13 управляющих организаций.

В рамках реализации Жилищного Кодекса, Федерального закона № 188-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и повышения эффективности управления районных администраций с первого января 2006 года муниципальные учреждения с функциями заказчика (МУФЗ) в сфере ЖКХ реорганизованы в муниципальные учреждения «Дирекция муниципального имущества и благоустройства».

Во исполнение постановления Мэра города № 1350 от 8 сентября 2005 г. №1350 «О реализации Жилищного кодекса РФ» и утвержденного плана мероприятий разработаны и утверждены постановлениями: «Положение о порядке представления интересов муниципального образования при выборе способа управления многоквартирным домом», «Порядок передачи многоквартирных домов в управление», «План мероприятий по реализации постановления Правительства РФ № 75», «Порядок использования в 2006 году средств бюджета на инвентаризацию, формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами», «Порядок использования средств бюджета города на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов».

В помощь собственникам и управляющим организациям, в качестве методических рекомендаций, с начала 2006 разработаны и утверждены: «Положение об организации управления общим имуществом многоквартирных домов», «Примерный договор управления общим имуществом многоквартирного дома», «Рекомендации по проведению общих собраний с собственниками жилых и нежилых помещений», «Устав товарищества собственников жилья».

Таким образом, была создана организационно-правовая конструкция, позволяющая эффективно решать задачи стоящие перед муниципалитетом в условиях нового жилищного законодательства.

В целях исполнения процедуры передачи в управление всего комплекса недвижимого имущества и исполнения постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, за счет выделенных из бюджета 12,5 млн. руб., активно велась работа по изготовлению технических паспортов на многоквартирные дома, находящиеся ранее в муниципальной собственности. На сегодняшний день имеют технические паспорта документация более 70 % жилищного фонда города.

В истекшем году были выделены бюджетные средства на межевание земельных участков под многоквартирными домами в сумме 35,3 млн.руб. По итогам года межевание земельных участков выполнено на 80%. Работы необходимо завершить до 1 в мая текущего года.

На протяжении 2006 года активно проводилась работа по разъяснению основных положений ЖК РФ. При непосредственном участии районных Дирекций муниципального имущества и благоустройства проведено более 2500 собраний с собственниками жилых помещений многоквартирных домов. С целью доведения информации до жителей о действующих управляющих компаниях, администрациями районов были размещены информационные стенды в подъездах многоквартирных домов, в службах ЖКХ районов организованы консультационные пункты, во время приемов граждан руководителями и специалистами велась соответствующая разъяснительная работа.

Для жителей города в Департаменте ЖКХ организована «горячая линия» по вопросам управления многоквартирными домами и содержания общего имущества. Дважды в неделю специалистами Департамента проводились консультации граждан по вопросам управления жилыми домами. В течение года руководителями и специалистами Департамента ЖКХ и энергетики по этим вопросам было принято более 1500 человек. Все желающие снабжались информационными и методическими материалами.

Результатом проделанной работы явилась наметившаяся тенденция к уменьшению количества письменных обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Так, если в 2005 году число обращений рассмотренных специалистами Департамента, составляло - 2007, то в 2006 году, общее количество обращений, рассмотренных специалистами Департамента ЖКХ и Управлением коммунального хозяйства, составило 1684, что более чем на 16% ниже прошлогоднего показателя.

Однако не во всех районах наметилась тенденция к улучшению ситуации. Анализ работы с обращениями граждан с 2004 года, показал устойчивую тенденцию к росту обращений граждан в Ворошиловском районе города (средний прирост составил 21,1 % ежегодно). В то время как на территории Первомайского района наблюдается прямо противоположная картина. Средний показатель ежегодного снижения обращений граждан в администрацию района составил 21,6 %.

С учетом утвержденного Мэром города медиа-плана, еженедельно в различных печатных СМИ публиковались материалы, посвященные проблемам выбора способа управления многоквартирными домами, вопросам проведения общих собраний, формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В течение года были организованы выездные пресс-конференции и «круглые столы» с участием СМИ города по вопросам управления многоквартирными домами и содержания общего имущества, с посещением домов с различными формами управления. Ежемесячно на городских телеканалах проходили прямые эфиры с участием руководителей и специалистов коммунальных служб города. В связи с возросшим интересом жителей к вопросам управления общим имуществом многоквартирных домов, было принято решение о структурном изменении содержания страницы Департамента на сайте администрации города. Посетители городского портала теперь могут ознакомиться с нормативными документами, принятыми Правительством РФ областной и городской  администрациями по вопросам реализации ЖК. Организована работа по оперативному реагированию на обращения граждан, поступающие на форум интернет-страницы.

С целью развития инициативы собственников по управлению многоквартирными домами, в 2005 году Администрацией города совместно с Ростовским государственным строительным университетом, проводилась подготовка специалистов ЖКХ города, представителей инициативных групп и председателей ТСЖ. Всего было обучено 135 чел. В 2006 году из бюджета было выделено 450 тыс. рублей на обучение председателей и бухгалтеров ТСЖ. Удостоверения государственного образца об окончании курсов в 2006 году получили 105 человек. На выделенные из бюджета средства в текущем году планируется обучить свыше 120 председателей и бухгалтеров действующих ТСЖ и ЖСК.

Вопросы работы администраций районов по реализации Жилищного Кодекса и созданию условий для развития новых форм отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг между собственниками жилья и управляющими компаниями были рассмотрены на заседаниях Коллегии города в июле 2005 и в сентябре 2006 года, а в октябре того же года, на очередном заседании Ростовской-на-Дону городской Думы, были подведены предварительные итоги исполнения постановления  Мэра города от 8 сентября 2005 г. № 1350 «О реализации Жилищного кодекса РФ»

На 1 января 2007 собственники 70% общей площади многоквартирных домов определились с выбором способа управления.

Наиболее активно работа с населением в вопросах выбора способов управления проводилась администрациями Первомайского района (98,3%), Советского (89,2%) и Ворошиловского (82,6%), районов. В то же время, в Кировском и Ленинском районах этот показатель составил 39,2% и 30,4 % соответственно.

Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих компаний составляет 45,1%, ТСЖ и ЖСК 24,8%. общей площади многоквартирных домов. Непосредственную форму управления избрало 0,08%.

В городе действуют 33 управляющие организации различных форм собственности, включая компании, обслуживающие исключительно дома-новостройки. Самоуправление жилищным фондом развивается с положительной динамикой. На сегодняшний день в городе зарегистрировано 879 ТСЖ и ЖСК. В 2006 году создано 71 ТСЖ, в т.ч. 36 ТСЖ - на существующем жилищном фонде и 35 - на домах-новостройках.

В декабре 2006 года Администрацией города был проведен социологический опрос жителей Ростова, в том числе, и по вопросам, требующим первоочередного решения со стороны городских властей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В результате опроса выяснилось, что более всего (67,7%) горожан волнуют вопросы, связанные с уровнем цен на услуги ЖКХ, состоянием и ремонтом жилищного фонда обеспокоено 61,2% ростовчан, а недовольных качеством предоставляемых работниками ЖКХ услуг, оказалось 46,6%.

В настоящее время тарифы на электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение устанавливаются на федеральном и областном уровнях и не зависят от решения местных органов власти. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливаются и регулируются администрацией города, но только для муниципального и государственного жилищного фонда. При этом, согласно Жилищного Кодекса, собственникам жилых помещений дано право самостоятельно определять размер платы за содержание и ремонт, с учетом предложений управляющих организаций. Однако, большинством управляющих организаций, а также ТСЖ и ЖСК при расчетах с населением применяются размеры платы, утвержденные для муниципальных жилых помещений, таким образом, не реализуется право собственников в части установления размера платы за содержание и ремонт конкретного дома. Каждая управляющая организация и орган управления ТСЖ (ЖСК) обязаны устанавливать размер платы на очередной год на общем собрании собственников при наличии расчетов стоимости работ и услуг. На самом же деле, пересчет платы производится «автоматически», после утверждения Постановлением Мэра города размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения в домах муниципального и государственного жилищного фонда.

Главным фактором снижения расходов населения по оплате коммунальных услуг является развитие подомового и индивидуального приборного учета ресурсов и внедрения ресурсосберегающих технологий. Это и повсеместное установление внутриквартирных приборов учета потребления холодного и горячего водоснабжения, а также газа и установка общедомового узла учета тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепла - основное звено энергосбережения в системах централизованного теплоснабжения, позволяющее снижать платежи за тепловую энергию на 15 – 20 %.

В 2006 г. для обеспечения  одной из основных целей реформирования ЖКХ, Правительством Российской Федерации принято постановление № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» 

Департаментом ЖКХ разработаны мероприятия по их исполнению, одним из которых является установка управляющими организациями приборов учета тепловой энергии. За 2004-2005 годы в городе Ростове-на-Дону было установлено в жилых многоквартирных домах 334 узла учета тепловой энергии. В соответствии с утвержденным Мэром города, графиком установки узлов учета тепловой энергии в городе Ростове-на-Дону за 2006-2007 годы должно быть установлено 2542 узла, что должно обеспечить повсеместный учет потребления тепловой энергии в жилых многоквартирных домах.

В ряду наиболее серьезных проблем жилищно-коммунального хозяйства, требующих первоочередного решения, для жителей города по-прежнему остается проблема неудовлетворительного технического состояния многоквартирных домов, передаваемых в управление. Несмотря на то, что нормативы определяют срок производства работ  капитального характера через 15-20 лет после сдачи объекта в эксплуатацию, из-за недоделок при  строительстве, низком качестве строительных работ, выявлении заводского брака или других дефектов строительных материалов и оборудования после  истечения гарантийного срока (через 2-3 года), капитальный ремонт на новых домах часто необходим уже через 3-5 лет. Низкое качество эксплуатации жилищного фонда и иждивенческое отношение жителей к содержанию общего  имущества только способствует ухудшению конструктивных элементов и инженерного оборудования жилых домов. В результате, объем средств, требуемых на капитальный ремонт, из года в год растет, а объем бюджетного финансирования никак не может покрыть фактическую потребность средств на эти цели.

Задача муниципалитета, связанная с решением проблемы ветхого и аварийного жилья, заключается в том, чтобы оценить масштаб такого жилья на конкретную дату, определить методологию его ликвидации и переселения граждан, объем необходимых финансовых ресурсов и пути их привлечения.

В соответствии с действующим законодательством, собственники помещений в многоквартирных домах помимо прав в отношении помещений в таких домах, несут ответственность за поддержание в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонта многоквартирных домов. Однако, став собственниками квартир, в подавляющем большинстве случаев люди не осознали себя собственниками своих домов. Проведение капитального ремонта и модернизации жилищного фонда требует больших денежных вложений и люди опасаются остаться  с этой проблемой «один на один». Вместе с тем, в своем выступлении на заседании президиума Госсовета, прошедшего 20 января в Казани, Президент Российской Федерации еще раз подчеркнул, что «Государство не может себе позволить самоустраниться из жилищной сферы, несмотря на рыночные приоритеты».

Впервые, в истекшем году в городе выполнение капитального ремонта осуществлялось с привлечением средств населения на условиях софинансирования. Решение о проведении капитального ремонта, видах работ, объеме долевого финансирования и порядке внесения платежей принималось на общем собрании собственников, с учетом предложений управляющей организации. По результатам проведенной работы, управляющим организациям удалось привлечь на проведение капитального ремонта 18,5 млн.руб. средств собственников (т.е. всего 5% от общего объема финансирования капитального ремонта), при этом, из бюджета города в 2006 году было выделено 355,9 млн.руб. В результате, с привлечением средств населения, выполнены работы капитального характера на 181 доме. Наиболее активно работа по привлечению средств собственников велась в Ворошиловском, Первомайском, Пролетарском и Советском районах (там средства населения составили от 2,5 до 4 млн. руб.)

  Основная задача, стоящая перед Департаментом ЖКХ и администрациями районов, в этом году заключается в проведении разъяснительной работы с населением и привлечение не менее 40% средств собственников в запланированном объеме средств по статье «софинансирование капремонта» по каждому району. При этом, наиболее дорогостоящие виды работ, такие как устранение деформаций жилых домов и замена лифтов выполняется полностью за счет средств бюджета города. Таким образом, доля расходов населения должна составить не менее 10% от общего объема средств, предусмотренных в бюджете на проведение капитального ремонта жилищного фонда в целом по городу на 2007 год.

Дальнейшая реализация Жилищного Кодекса делает очевидным тот факт, что для того, чтобы собственник проявил активность в выборе способа управления и начал доверять управляющим организациям, необходимо внедрение новых форм отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Таких форм взаимоотношений между управляющей организацией и собственником, в основе которых лежат принципы повышения качества обслуживания не за счет роста тарифов, а за счет внедрения энергосберегающих технологий и учета потребляемых ресурсов, прозрачности использования средств оплаты за ЖКУ, защиты интересов и прав населения в жилищно-коммунальной сфере.

Необходимо отметить, что рядом управляющих компаний такие формы взаимоотношений уже реализуются:

- внедряется система рейтинга между подрядными организациями для повышения качества обслуживания (управляющая организация  «Лидер» в Октябрьском районе);

- ведется работа по организации «пилотного» проекта комплексного ресурсосбережения на многоквартирных домах, включающего в себя установку  автоматизированной системы управления и диспетчеризации, а также применение энергосберегающего оборудования;

- устанавливаются приборы учета на тепловую энергию, водо- и газоснабжение («Управляющая организация ЖКХ» в Ворошиловском районе);

- с информацией о стоимости и видах услуг, работе управляющих компаний теперь можно ознакомиться на их корпоративных сайтах в сети Интернет.

С учетом вышеизложенного, в рамках реализации основных положений Жилищного Кодекса, учитывая социально-экономические особенности, состояние жилищного фонда города и, в целях обеспечения комфортности проживания граждан города Ростова-на-Дону, приоритетными направлениями на 2007 год  предлагается считать:

 ^ В рамках создания условий для управления многоквартирными домами:

-завершение работ по межеванию земельных участков под многоквартирными домами и изготовление технических паспортов для домов, передаваемых в управление;

-ужесточение контроля по исполнению постановления Мэра города № 690 «О порядке передачи многоквартирных домов в управление…»; 

-проведение открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления жилищным фондом в рамках реализации постановления Правительства № 75;

-реализация Положения о порядке распределения бюджетных средств и формировании титульных списков на капитальный ремонт, в части софинансирования работ собственниками в объеме не менее 40% от сметной стоимости работ в целом по району;

-разработку порядка финансирования работ капитального характера на условиях погашения муниципалитетом процентной ставки по кредиту управляющих компаний и ТСЖ (ЖСК) привлеченному для этих целей.

Повышение эффективности управления многоквартирным жилищным фондом, поэтапное восстановление и модернизация жилищного фонда:

-создание структурного подразделения администрации города, уполномоченного осуществлять контроль за состоянием жилого фонда в динамике и эффективностью его управления на территории города Ростова-на-Дону;

-формирование единых требований к эксплуатации и содержанию жилищного фонда всех форм собственности;

-разработку долгосрочных программ ликвидации жилищного фонда непригодного для проживания, восстановления и модернизации жилищного фонда, определение объемов и источников финансирования;

-разработку и утверждение единого комплексного подхода по признанию помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

-формирование адресных программ жилищного фонда непригодного для проживания;

-заключение единых договоров на управление муниципальным жилищным фондом между МУ «ДМИиБ» районов и управляющими организациями.

Формирование рыночных механизмов функционирования ЖКХ и создания условий для привлечения инвестиции:

-внедрение системы добровольной сертификации услуг и положения по оценке эффективности работы управляющих организаций;

-разработку Положения и Устава Ассоциации Управляющих Организаций города Ростова-на-Дону;

-формирование единой модели договорных отношений между энергоснабжающими и управляющими организациями, ТСЖ (ЖСК) в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 491;

-расчет экономически обоснованных тарифов и нормативов потребления ЖКУ на основе перечня необходимых работ и услуг, обеспечивающий минимальный уровень качества, достаточный для проживания.

Поэтапное внедрение ресурсосберегающих технологий и переход от нормативного потребления ресурсов к оплате по факту их потребления

-установку узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах;

-разработку механизмов внедрения новых энергосберегающих технологий.

Разработку мероприятий по поддержке социально незащищенных граждан:

-адресную поддержку семей с низкими доходами при оплате расходов на модернизацию (капитальный ремонт) жилья в рамках программы жилищных субсидий.

Дальнейшее развитие общественного самоуправления в жилищной сфере, защита прав собственников жилья и формирование квалифицированных управляющих:

-оказание содействия в создании и развитии товариществ собственников, жилья в части передачи технической документации на многоквартирные дома и формирования единой модели договорных отношений между энергоснабжающими организациями и ТСЖ (ЖСК);

-формирование модели взаимоотношений с действующими коллективными собственниками, путем реорганизации существующей Ассоциации ТСЖ или организации районных объединений товариществ;

-подготовку и утверждение положения о предоставлении объединениям собственников жилья (ТСЖ, ЖСК) гарантий по банковским кредитам на модернизацию (капитальный ремонт) жилья;

-обучение за счет средств городского бюджета председателей и бухгалтеров ТСЖ и ЖСК;

-формирование совместно с профильными ВУЗами программ профессиональной подготовки специалистов в области управления недвижимостью в жилищной сфере;

-подготовку и издание методических и информационных материалов по вопросам управления многоквартирными домами;

-организацию «горячих линий» по вопросам реализации основных положений Жилищного Кодекса;

-проведение консультаций и информационных встреч по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;

-подготовку и публикацию в печатных СМИ города материалов, посвященных проблемам выбора способа управления многоквартирными домами, вопросам проведения общих собраний, формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, капитального ремонта и ресурсосберегающих технологий;

-организацию «прямых эфиров» на телевидении с участием руководителей коммунальных предприятий города, директоров управляющих компаний и председателей ТСЖ (ЖСК);

-осуществление информационного сопровождения процессов создания и успешной деятельности ТСЖ;

-проведение регулярных встреч Мэра города с представителями ТСЖ (ЖСК) и представителями инициативных групп граждан, желающих создать ТСЖ;

-организацию выездных «круглых столов» для СМИ по вопросам управления многоквартирными домами, содержания общего имущества с посещением домов с различными формами управления.
^ Пути повышения эффективности организации и управления ЖКХ России

Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что управ­ление многоквартирным домом призвано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления много-квартирным домом:

- непосредственное управление собственниками по­мещений в многоквартирном доме;

- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специали­зированным потребительским кооперативом;

- управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выби­рается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обя­зательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно Федеральному закону от 21.07.05 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено при­влечение инвестиций в экономику, обеспечение эффек­тивного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием имущества на основе заключения и исполнения концессионных соглашений, устанавли­вает гарантии прав и законных интересов сторон кон­цессионного соглашения.

В концессию передается недвижимое имущество:

- системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в т. ч. объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведе-ния, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

- объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

- объекты по производству, передаче и распределе­нию электрической и тепловой энергии и др. Стороны концессионного соглашения:

- концедент - Российская Федерация, от имени кото­рой выступает Правительство РФ или уполномочен­ный федеральный орган исполнительной власти; субъект РФ, от имени которого выступает орган го­сударственной власти субъекта РФ, либо муници­пальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

- концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) два (и более) указанных юридических лица.

Срок действия концессионного соглашения устанав­ливается с учетом сроков создания, реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвести­ций в создание или реконструкцию объекта концесси­онного соглашения и срока окупаемости таких инвести­ций, других обязательств концессионера по концесси­онному соглашению.

При исполнении концессионного соглашения кон­цессионер вправе распоряжаться объектом концесси­онного соглашения в порядке, установленном Феде­ральным законом № 115-ФЗ и концессионным согла­шением, пользоваться им на безвозмездной основе в порядке, установленном соглашением.

Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в т. ч. за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и реконструкции объекта концессион­ного соглашения, осуществлению инвестиций, обеспе­чению соответствия технико-экономических показате­лей объекта, осуществлению деятельности, предусмот­ренной концессионным соглашением.

Концессионер несет ответственность перед конце-дентом за допущенное при создании или реконструкции объекта концессионного соглашения нарушение требо­ваний, установленных концессионным соглашением: технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концесси­онного соглашения в соответствии с типовым соглаше­нием.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предложен ряд форм организации и управ­ления жилищным и коммунальным фондом. Отношения между органами власти, собственниками и управляю­щими компаниями основываются на коммерческом расчете.

Опыт работы новых управленческих структур в сек­торе ЖКХ пока отсутствует, так как они только создают­ся в субъектах РФ. Идет процесс поиска, а поэтому оценивать эффективность их применения пока рано. Процесс этот сложный и длительный, осуществить его можно только с учетом экономических интересов всех участников.
Заключение

В начале 90-х гг. население России оплачивало все­го 4% эксплуатационных расходов на содержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальная часть средств на по­крытие расходов дотировалась из государственного бюджета.

В условиях перехода на рыночную экономику стало очевидно, что сложившаяся система финансирова­ния ЖКХ полностью себя изжила. Возникла необхо­димость в реформировании отрасли, совершенство­вании ее финансирования, переходе на рыночные принципы работы в сфере производства услуг ЖКХ России.

Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 "О реформе жилищно-коммуналь­ного хозяйства в Российской Федерации" утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяй­ства в Российской Федерации.

Основными целями реформирования ЖКХ явля­ются:

- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стан­дартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформиро­вания системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточ­ного функционирования.

Как показывает опыт, экономические преобразова­ния в ЖКХ на муниципальном уровне идут медленно.

В области реформирования системы финансирова­ния ЖКХ на местах осуществляется постепенное увеличение тарифов на жилье и коммунальные ус­луги. Платежи населения к началу 2007 г. заняли около 80% в финансировании затрат предприятий отрасли.

После перехода на полную оплату жилищно-комму­нальных услуг бюджетные обязательства должны сохра­ниться лишь в части компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот и адресных субсидий.

Состояние жилищного фонда и всей коммуналь­ной инфраструктуры Российской Федерации оста­ется неудовлетворительным.

В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:

- велик (70-75%) износ основных фондов;

- около 5% жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу;

- медленно идет процесс коммерциализации;

- финансовое состояние предприятий и организаций ЖКХ не соответствует требованиям рыночной эко­номики;

- у организаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;

- велика доля бюджетного финансирования при не­достаточности доли населения - реального потре­бителя коммунальных услуг;

- частные инвесторы не спешат взять на себя функции управления производством коммунальных услуг из-за убыточности большинства предприятий и органи­заций и неопределенности с источниками их финан­сирования.

Осуществляемая с 1993 г. экономическая реформа ЖКХ в России идет сложно и медленно, полученные результаты пока незначительны.

Трудности реформирования ЖКХ связаны с запу­щенностью этого сектора экономики, наличием проти­воречивых тенденций в финансовых отношениях заин­тересованных участников процесса: властей всех уров­ней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, насе­ления.

Целесообразно постепенно увеличивать тарифы за коммунальные услуги для физических лиц, с тем чтобы со временем тарифы для населения сравня­лись с тарифами для юридических лиц. Однако при этом должна эффективно работать система социаль­ной защиты граждан (семей) с низкими доходами.

Установленные сроки перехода на 100-процентную оплату населением эксплуатационных издержек не­обоснованны, так как главными целями являются социальная стабильность и поддержка процесса населением страны.

В связи с большой инфляцией в стране (7-8% в год), а также необходимостью повышения социальной защиты малообеспеченных слоев населения уста­новленную максимально допустимую долю собст­венных расходов граждан на оплату жилья и комму­нальных услуг в совокупном доходе семьи следует снизить с 22 до 18%.

Все уровни власти должны более серьезно и ак­тивно заниматься проблемами ЖКХ, а не перекла­дывать функции управления убыточным хозяйством на частных инвесторов, население и рынок. В целом же экономическая политика в области реформирования ЖКХ является правильной.

Список использованной литературы:


  1. Жилищный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2005.

  2. Комментарий к жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный)/Под общ. ред. заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Жуйкова – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2006.

  3. Парасочка В.Т., Устинов Г.А. Анализ, оценка и перспективы развития реформы ЖКХ // ЖКХ, 2007, №4, часть 1.
    Жилищный кодекс РСФСР с постатейными материалами. / Сост. Крашенинников П.В. и др. – М.: Спарк, 1997.

  4. Конституция Российской Федерации. Комментарий.

  5. http://www.rostov-gorod.ru/index.php?id=7077


Похожие:

Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» icon«специалист по недвижимости – брокер» -126 ак ч
Гражданский кодекс рф, Жилищный кодекс рф, фз «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» iconРассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная...
Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы
Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» iconСамостоятельная работа по курсу
В качестве самостоятельной работы студентам предлагается обязательное прочтение и анализ следующей литературы
Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» iconЗаключение договоров собственником жилого помещения 15
Гражданский кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2005 г. Общая собственность...
Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» iconПояснительная записка Самостоятельная работа по предмету русский язык
Самостоятельная работа по предмету русский язык и культура речи в объеме 10 часов проводится на 5 курсе
Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» iconСамостоятельная работа на тему
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» iconЗакон против наркотиков и спида. 2002. Лобыничев А. В. Правоведение....
Правовая библиотека «Кодекс» для студентов и преподавателей. 1-й семестр 2004-2005. М.: 2004
Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» iconНаименование проекта
Фз №121 от 04. 06. 2011г. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской...
Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» iconСамостоятельная работа по курсу «Специальная психология»
Задолго до того, как ребенок сам научится гово­рить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых...
Самостоятельная работа по курсу «Правоведение» на тему: «жилищный кодекс и жилищно-коммунальная реформа» iconКонтрольная работа по дисциплине "основы экономической теории" на...
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница