На 2012-2013 учебный год




Скачать 226.19 Kb.
НазваниеНа 2012-2013 учебный год
Дата публикации23.05.2013
Размер226.19 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Право > Пояснительная записка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ГИМНАЗИЯ № 1»


У Ч Е Б Н Ы Й П Л А Н



на 2012-2013 учебный год

г. Норильск




Пояснительная записка


  1. Учебный план МБОУ «Гимназия №1» является одним из основных механизмов реализации образовательной программы. Учебный план составлен на основе:

  • Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241;

  • Регионального базисного учебного плана, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 05.09.08 г. № 75-п (РБУП);

  • Приказа МО и Н РФ от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО и Н РФ от 09.03.2008 г. 2004 г. № 1312»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009 №15785);

  • Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;

  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Учебный план реализует в полном объёме учебные программы федерального компонента, обеспечивающие выполнение государственных требований к содержанию образования.

При составлении учебного плана учтены приоритеты развития образования, особенности социокультурного окружения гимназии и образовательного запроса обучающихся и их родителей, уровень квалификации педагогов.

ФБУП использован в 1-11 классах.

ФГОС НОО вводятся в 1-2-х классах.

РБУП использован в 4-11 классах.

Всего по учебному плану часов (с делением на группы): 1451,5 часов

В параллели 1 классов – 4 класса-комплекта, 2 классов – 3, 3 классов – 4 класса-комплекта, 4 классов – 5. Итого в школе I ступени открыто 16 классов – комплектов.

В параллели 5 классов – 4, в параллели 6 классов – 3, 7 классов – 3, 8 классов – 4, 9 классов - 4. Итого в школе II ступени открыто 18 классов.

В 10 классах – 3 класса – комплекта.

В параллели 11 классов – 3 класса-комплекта.

Согласно ФБУП в гимназии устанавливается следующая продолжительность учебного года и продолжительность урока:

- для 1 классов – 33 недели (В соответствии с СанПиН в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый; со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый, во втором полугодии все уроки по 45 минут);

- для 2-4, 9, 11 классов – 34 учебных недели (продолжительность урока 45 минут);

- для 5 – 8, 10 классов продолжительность учебного года составляет 35 недель. Продолжительность урока – 45 мин.

Продолжительность учебной недели пятидневная в 1, 2, 3 классах и шестидневная в 4 и 5-11 классах.

Приоритетные направления образовательной программы образовательного учреждения:

  • модернизация профильного обучения в гимназии;

  • углубленное изучение отдельных предметов;

  • усиление гуманитаризации как в самом содержании образования, так и в организации образовательного процесса;

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения запросов как учащихся и их родителей, так и города, региона;

  • обеспечение освоения учащимися образовательных программ в различных формах с учетом индивидуальных потребностей, возможностей и состояния здоровья;

  • развитие творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования;

  • реализация ФГОС.

  1. Краткая характеристика классов (кол-во по ступеням, классы компенсирующего обучения, классы специального коррекционного обучения, профильные, предпрофильные, с углубленным изучением предметов и т.п.)

В гимназии создано единое многоуровневое образовательное пространство, имеющее четко выраженные горизонтальную и вертикальную составляющие. Соответственно возрастным, учебным и психологическим особенностям по горизонтали выделяются три ступени, каждая из которых включает субъектов образования и формирует собственное образовательное пространство:

I ступень – 1-4 классы (начальное общее образование) – 16 классов (391 чел.);

II ступень – 5-9 классы (основное общее образование) – 18 классов (400 чел.);

III ступень –10-11 классы (среднее (полное) общее образование) – 6 классов (117 чел.)

Вертикальная структура, постоянно меняющаяся и развивающаяся, представлена учебными предметами, обеспечивающими многообразие в содержании образования.

Ступени

обучения

Углубленное изучение предметов

Русский язык

Английский язык

II

5 «А», «Б»

6 «А», «Б»

7 «А», «Б»

8 «А», «Б»

9 «А», «Б»

5 «А», «Б»

6 «А», «Б»

7 «А», «Б»

8 «А», «Б», «В»

9 «А», «Б»

III

10 «А», «Б»

11 «А», «Б»

10 «А», «Б»

11 «А», «Б»




Классы

Профильное обучение

Профиль

Профильные учебные предметы

10 «А»

Гуманитарный (с углубленным изучением русского языка и английского языка)

Русский язык

Английский язык

10 «Б»

Гуманитарный (с углубленным изучением русского языка и английского языка)

Русский язык

Английский язык

Обществознание (профильный)

10 «В»

Универсальный




11 «А»

Гуманитарный (с углубленным изучением русского языка и английского языка)

Русский язык

Английский язык

11 «Б»

Гуманитарный (с углубленным изучением русского языка и английского языка)

Русский язык

Английский язык

Обществознание (профильный)

История (профильный)

11 «В»

Универсальный





^ IV. Реализация федерального, регионального и школьного компонентов:

  1. Особенности учебного плана классов I ступени:

Учебно-воспитательный процесс в школе 1 ступени обучения организуется по образовательным программам «Школа 2100» (1а, б, в, д; 2а, б, в; 3а, б, в, д; 4а,б,в) и «Школа России» (4г, д).

1, 2 классы (новые ФГОС)

Учебный план для 1-2 классов составлен на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, примерного базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования России (МОиН РФ № 373 от 06.10.2009) и Основной образовательной программы начального общего образования «Школа 2100».

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое из расчета до 10 часов на ученика за счет занятий, организованных в рамках работы группы продленного дня, в том числе с привлечением педагогов дополнительного образования культурных, спортивных, досуговых учреждений города.

Художественно-эстетическое развитие будет осуществляться на занятиях творческих объединений: «Бусинка» (бисероплетение), «Мастерица» (мягкая игрушка), «Волшебная кисточка» (ИЗО), «Просто дети» (хор, вокал);

Научно-познавательное развитие обучающиеся смогут получить за занятиях кружка «ТРИЗ-информашка»;

Духовно-нравственное развитие – на занятиях: «Мир деятельности», «Риторика»;

Спортивно-оздоровительное направление представлено следующими объединениями и секциями: мини-футбол, легкая атлетика, баскетбол, ритмика (хореография) «Хрустальный башмачок»;

Социальное развитие будет осуществляться на занятиях: «Мир деятельности», «Английский для малышей»;

Гражданско-патриотическое – на занятиях: «Мир и Человек», отряд «ЮИД»

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их родителей разрабатываются индивидуальные учебные маршруты, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы. Реализация индивидуальных учебных маршрутов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Инвариантная часть учебного плана в школе I ступени по программе «Школа 2100» представлена следующими предметами:

«Письмо», «Русский язык» (Программа "Школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Сборник программ". - М.: "Баласс", изд. дом РАО, 2010, 2011 гг.)

«Чтение», «Литературное чтение» (Программа "Школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Сборник программ". - М.: "Баласс", изд. дом РАО, 2008-2011 гг.),

«Английский язык» (Программа основного общего образования "Английский язык". Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2008 г.),

«Математика», (Программа "Школа 2100" Т.Е. Демидова, С.А. Козлова. - М.: "Баласс", изд. дом РАО, 2008-2011г.),

«Окружающий мир» (Программа "Школа 2100" А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.В. Тырин, А.С. Раутиан "Сборник программ". - М.: "Баласс", изд. дом РАО, 2008-2011),

«Искусство (Музыка и ИЗО)» (Программа "Школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Сборник программ". - М.: "Баласс", изд. дом РАО, 2010-11г.г.)

«Физическая культура» (Программа. Колодницкий Г.А. "Физическая культура", М.: Просвещение, 2008-11гг). В соответствии с письмом Министерства образования и науки Красноярского края № 1138 от 13.11.2009г. «О введении третьего урока физической культуры» и изменений от 30.10.2010 №889 внесены изменения в учебный план гимназии. Третий час предмета «Физическая культура» в 1-4 классах включён в федеральный компонент базисного учебного плана гимназии.

«Технология» (Модифицированная программа "Школа 2100" А.В. Горячев "Сборник программ". - М.: "Баласс", 2008-2011 гг.).

«Риторика» (Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Л.В. Салькова, А.С. Киселёва, З.И. Курцева, М.: "Ювента", "Баласс", 2011г.)

Содержание образования на первой ступени реализуется пре­имущественно через учебные дисциплины, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет сочетания гимназического и ученического компонентов, реализации принципов деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и индивидуализации обу­чения. Со второго класса в начальной школе вводится изучение иностранного языка, в 1-х классах занятия по иностранному языку в занимательной форме организуются в рамках групп продленного дня. Предмет «Риторика» изучается во 2,3 классах (1 час в неделю), в 3-4 классах изучение предмета «Информатика» ведётся в рамках учебной дисциплины «Технология». Основы религиозной культуры и светской этики планируется проводить в 4-х классах (1 час в неделю в течение всего учебного года). Часы гимназического компонента выделены на следующие предметы: «Письмо» в 1 классе, «Русский язык» (программа "Школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Сборник программ". - М.: "Баласс", изд. дом РАО, 2006 г.) во 2,3,4 классах, «Литературное чтение» во 2,3,4 классах, «Риторика» во 2,3 классах).

Инвариантная часть учебного плана в школе I ступени по программе «Школа России» представлена следующими предметами:

«Письмо», «Русский язык» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России». А. А. Плешаков, в 2-х частях. Русский язык. Москва.: «Просвещение», 2008 г.),

«Чтение», «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России». А. А. Плешаков, в 2-х частях. В.Г. Горецкий «Обучение грамоте». Климанова Л.Ф. «Литературное чтение». – Москва.: «Просвещение», 2008 г.),

«Английский язык» (Программа курса английского языка М. З. Биболетова Н. Н. Трубанева 2-9 класс. Английский язык, М: Титул, 2008).

«Математика» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России». А. А. Плешаков, в 2-х частях. Математика. Москва.: «Просвещение», 2008 г.),

«Окружающий мир» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России». А.А.Плешаков, в 2-х частях. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 2 класс. Москва.: «Просвещение», 2008 г.),

«Искусство (Музыка и ИЗО)» (Программы по музыке для общеобразовательных учреждений: Музыка. 1-4 кл В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2004г.)

«Физическая культура» (Лях В.И. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 класс. Базовый уровень». Москва.: «Просвещение», 2008-11).

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Красноярского края № 11138 от 13.11.2009 «О введении третьего урока физической культуры» и изменений от 30.10.2010 №889 внесены изменения в учебный план гимназии. В Федеральный компонент включён третий час физкультуры.

«Технология (труд)» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России». А. А .Плешаков, в 2-х частях. Изобразительное искусство и художественный труд. Б.М.Неменский и др. Москва.: «Просвещение», 2008).

^ 2. Особенности учебного плана классов II ступени:

Содержание образования в школе II ступени обеспечивает базовый уровень и гарантирует сохранение единого образовательного пространства гимназии, соответствует Федеральному и Региональному Базисному учебному плану. Оно создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самореализации.

Особое место на этой стадии обучения принадлежит 5 классам. Это связано с адаптацией детей к обучению в новых условиях после школы I ступени. Содержание обучения в 5 классах реализует принцип преемственности с начальной шко­лой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для школы II ступени. Гимназия создаёт условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или выбора иного варианта жизненной стратегии. По­этому гимназический компонент использован на расширение и углубление знаний по предметам «Русский язык», «Английский язык».

В учебном плане в 5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б» классах предмет «Русский язык» изучается по программе для общеобразовательных учреждений (углубленный уровень) «Русский язык». 5-9 класс В.В.Бабайцева. М.:Дрофа, 2008 г.

В 5 «В», 5 «Г», 6 «В», 7 «В», 8-х, 9-х классах русский язык изучается по программе по русскому языку для основной школы 5-9 класса, М.: Баласс, 2004, Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучевой.

С целью углубления знаний обучающихся 8-9 классов по русскому языку, изучения фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка в 8 «А», 8 «Б» классах в школьный компонент (предметы по выбору) учебного плана школы II ступени введен курс «Русская словесность», данный курс в 9 классах введен за счет часов предпрофильной подготовки (межпредметные курсы).

В 5 «В», 5 «Г», 6 «В», 7 «В», 8 «Г» классах обучение английскому языку ведётся по программе Биболетовой М.З. «Программа для общеобразовательных учреждений 2-9 класс. М.:Титул,2007»; в 9 «В» и 9 «Г» классах - по программе В.П.Кузовлева, Пассова В.Б. «Программа для общеобразовательных учреждений, 2000», «Иностранный язык» 2005 №5.

В 5 «А», «Б», 6 «А», «Б», 7 «А», «Б», 8 «А», «Б», «В», 9 «А», «Б» классах изучение английского языка осуществляется по программе общеобразовательных учреждений "Английский язык". Школа с углубленным изучением иностранных языков II -XI классы. – автор О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, М.: Просвещение, 2010 г.

Предмет «Математика» в 5 – 6 классах изучается по программе. Математика 5-6 классы. И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009. В 7 – 9 классах обучение осуществляется по двум программам: Алгебра 7-9 классы. И.И. Зуборева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009г. и программе обще-образовательных учреждений. Геометрия 7-9 класс. Составитель Т.А. Бурмистрова. авт. Л.С. Атанасян и др. «Программа по геометрии». Просвещение – 2009г.

Изучение предмета «Биология» параллели 5-8 и 9 «А» и 9 «Б» классах по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Т.С. Сухова, В.И. Строганова, И.Н. Пономарева и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2008 г. В 9 «В» и 9 «Г» классах по программе под редакцией Мамонтов С.Г., Захаров В.Б.,Агафонова И.Б. и др. Биология 9 класс. М.: «Дрофа», 2007.

Предмет «Физика» в параллели 7-8 и 9 «А» и «Б» классах изучается по программе (государственной): физика 7-9кл., автор Перышкин А.В., Гутник Е.М.; Программе для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2009 год в 9 «В» и 9 «Г» классах по авторской программе Пурышева Н.С., Важеевской Н.Е. М.: Дрофа, 2007г.

Изучение предмета «Химия» в 8 – 9 классах осуществляется на базовом уровне на основе предметно-методической линии О.С.Габриеляна. Сборник программ "Химия 8-9,10-11 классы. Серия "Школа Олега Габриеляна" Авторы: И.Г. Остроумова, А.С. Боев, О.С.Габриелян (базовый уровень) М. «Просвещение».2010.

Обучение истории ведётся в 5 классах по программе общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 5 – 11 классы» авторы А.А. Вигасин, Г.И.. Годер, И.С. Свенцицкая "История древнего мира". - М.: "Просвещение", 2007.

В 6 классах по программе общеобразовательных учреждений, утвержденной МО РФ. Составитель А.А. Данилов, Л.Г. Косулина и др. М: Просвещение, 2008, Агибалова Е.В. Г.М. Донской "История средних веков". - М.: Просвещение". 2008г.

В 7, 8 классах по программе Юдовской А.Я. «История нового времени 7,8 классы», М. Просвещение,2007 г. и А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 классы», М. Просвещение, 2007

В 9 классе по программе Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история. XX век. 9 класс». - М.: "Просвещение", 2007 г. и А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 классы», М. Просвещение, 2007; История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 классов общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2007 г.

Предмет «Обществознание» (с включением экономики и права), изучается в 9 «В» и 9 «Г» классах по программам общеобразовательных учреждений, «Введение в обществознание 8-9 класс», Л.М. Боголюбов, М: Просвещение, 2007; в остальных классах по программе под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание, учебник для 6 классов. – М.: "Русское слово", 2007 г.

Предмет «География» изучается в 6-9 классах по программам «География» для общеобразовательных учреждений, 6 – 11 классы, автор Домогацких Е.М. и др. М. «Русское слово», 2008 год.

Предмет «Искусство (музыка) изучается в 5 – 7 классах по программе для общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-8 классы. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М: Дрофа 2007.

Предмет «Технология» изучается в 5 – 8 классах по программе под редакцией И.А. Сасова, А.В. Марченко Технология - М.: Вентана - Граф, 2007.

Предмет «Физическая культура» в 5 – 9 классах изучается по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов», авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, Министерство Образования, 2007 г.

Национально-региональный компонент представлен такими предметами как «Художественная культура Красноярского края» в 5,6,7 классах, «Природа и экология Красноярского края» в 5,6,7 8 классах, «История Красноярского края» в 6,7,8,9 классах.

При распределении часов гимназического компонента (усиление базового уровня, проведение факультативных, элективных занятий, организация индивидуальной и групповой работы) учитывалось приоритетное направление МБОУ «Гимназия №1», задачи образовательной программы гимназии, содержание образования которой направлено на удовлетворение познавательных интересов учащихся.

Часы гимназического компонента, отведённые на «Иностранный язык» в 5-9 классах, направлены на углублённое изучение предмета в соответствии с приоритетами гимназического образования (по 2 часа дополнительно).

В 5-6 классах введен 1 час предмета «Информатика и ИКТ» для ознакомления учащихся с основами компьютерной грамотности и с целью ориентации учащихся на развитие алгоритмического мышления и элементарных навыков программирования, что, в конечном итоге, обеспечивает более высокий уровень освоения образовательного стандарта в области информатики.

Включение в гимназический компонент учебного плана МБОУ «Гимназия №1» предмета «Мировая художественная культура» в 8 классах позволяет реализовать идею о совершенствовании культурно – образовательной среды гимназии.

^ 3. Особенности учебного плана классов III ступени:

III ступень – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Достижение указанных целей в гимназии осуществляется через введение профильного обучения, которое ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработки гибкой системы профилей. При этом созданы условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ, обеспечено углубленное изучение отдельных учебных предметов, установлен равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся (из общеобразовательных и гимназических классов, сформированных в основной школе), расширить возможности, обеспечена преемственность между общим и профессиональным образованием.

В основу построения учебного плана классов III ступени положен принцип построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов, основанный на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане и выбраны для изучения обучающимися на базовом, углубленном, профильном уровне.

Учебный план III ступени составлен с учетом шестидневной рабочей недели, нормативов учебного времени, установленных СанПиНами и ориентирован на нормативный срок освоения государственных образовательных программ среднего (полного) общего образования - 2 года.

Базовые общеобразовательные учебные предметы, учебные предметы федерального компонента направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся 10-11 классов; перечень их определен профилем, выбранным старшеклассниками.

Профильные общеобразовательные учебные предметы, учебные предметы федерального компонента повышенного уровня (углубленного) определяют специализацию обучения в школе III ступени. Так «Русский язык», «Иностранный язык» изучаются на углубленном уровне в 10 «А», 10 «Б», 11 «А», 11 «Б» классах; на профильном уровне в 10 «Б» изучается «Обществознание», в 11 «Б» классе – «Обществознание» и «История».

Совокупность базовых, углубленных и профильных учебных предметов определяет состав инвариантной части федерального компонента федерального базисного учебного плана; в случае, если те или иные предметы, входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на базовом уровне изучается в 10 «А», 10 «В», 11 «А» и 11 «В» классах и включает разделы «Экономика» и «Право».

Региональный (национально-региональный) компонент для X-XI классов представлен предметом «Основы регионального развития» по примерной программе учебного курса «Основы регионального развития», допущенной Агентством образования Администрации Красноярского края от 29.09.2006г. № 7422, в количестве 2 часов, отводимых на его изучение.

В школьный компонент учебного плана школы III ступени введены элективные учебные предметы (обязательные учебные предметы по выбору обучающихся): «Методы решения математических задач», «Методы решения математических задач», «Массовая культура», «Искусство устной и письменной речи», «Создание проблемного очерка как этап подготовки к ЕГЭ», «Здоровье человека и окружающая среда», «Грамматика английского языка», «Страноведение», «Стилистика русского языка», «Массовая культура», что позволяет углублять содержание профильных учебных предметов или развивать содержание базовых учебных предметов. Элективные курсы «Композиция», «Графика», «Жизненные циклы», «История философии», «Конфликтология» и др. удовлетворяют познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

^ 5. Особенности учебного плана классов с углубленным изучением отдельных предметов:

Учитывая социальный заказ и условия объединения в 2010 году МБОУ «Гимназия № 1» с СОШ № 34, в основной школе выстроена система образования с использованием разноуровневых программ. В 2012-2013 учебном году в основной школе созданы классы, реализующие программы углубленного изучения русского языка под редакцией В.В. Бабайцевой и английского языка под редакцией О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой (5 «А», 5 «Б», 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б», 8 «В» (только английский язык), 9 «А», 9 «Б»). Данные программы реализуются за счет федерального и школьного компонентов учебного плана.

В 8 «А», 8 «Б» за счет школьного компонента (обязательные занятия по выбору) введен курс «Русская словесность. От слова к слову», который соотнесен с программами по русскому языку и литературе и призван обеспечить углубление знаний обучающихся по русскому языку в соответствии с уровнем их языкового и литературного развития. В 9 «А», 9 «Б» классах данный курс введен за счет школьного компонента в рамках межпредметных курсов.

Таким образом, на II ступени обучения в учебном плане решается задача углубленного изучения английского языка и русского языка, обеспечивающая формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций обучающихся 5-9 классов и их дальнейшую профилизацию на III ступени обучения.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

На III ступени обучения в 10 «А», 10 «Б» и 11 «А», 11 «Б» классах продолжается развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций старшеклассников. В данных классах реализуются программы углубленного изучения русского языка и английского языка: русский язык и английский язык изучаются на углубленном уровне в 10 «А», 10 «Б», 11 «А», 11 «Б» классах (в 10 классах программа углубленного изучения русского языка реализуется на основе учебного комплекса под редакцией В. В. Бабайцевой, в 11 «А» классе – на основе учебного комплекса под редакцией Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.; в 11 «Б» классе задача углубления знаний по русскому языку решена за счет элективного курса «Стилистика русского языка, введенного в школьный компонент учебного плана). Изучение английского языка на углубленном уровне в 10-11 классах реализуется на основе учебника под редакцией Афанасьевой О.В., Михеевой И.В.

^ 6. Особенности учебного плана классов предпрофильного и профильного обучения:

На II ступени обучения за счет часов школьного компонента осуществляется предпрофильная подготовка обучающихся, целью которой является выявление интересов, склонностей, способностей школьников и формирование их практического опыта в различных сферах познавательной и практической деятельности, ориентированной на выбор профиля обучения в старшей школе. С этой целью введены предметно-ориентированные курсы «Архитектура и дизайн», «Мир философии», «Графика», межпредметные курсы «Имею право», «Русская словесность», профориентационной и информационный модули.

С учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов обучающихся III ступени обучения в 10 «В» и 11 «В» классах гимназии организуется профильное обучение на основе индивидуального учебного плана.

Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать, интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых гимназией в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать практически свою строго индивидуализированную образовательную программу. В данных классах разработаны и реализуются индивидуальные учебные планы химико-биологического и архитектурно-дизайнерского профилей.

Максимальный объем учебной нагрузки учащихся соответствует нормативам, предусмотренным РБУП 2004 г.

Обязательный минимальный объем учебной нагрузки обучающихся выдержан в соответствии с требованиями стандарта по всем классам III ступени.

Изучение учебных предметов «История», «Обществознание» на профильном уровне реализуется в следующих классах: 10 «Б» - обществознание (3 часа); 11«Б» - история (4 часа), обществознание (3 часа).

^ 7. Использование факультативных часов (краткое обоснование необходимости введения данных факультативов в разрезе ступеней):

В школьный компонент (факультатив) учебного плана школы 1 ступени для качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации включены следующие факультативы в 4-х классах: «Конструирование и моделирование» и «Занимательный синтаксис». В школе II ступени обучения запланированы факультативы гуманитарной направленности: в 5 «В», 5 «Г» классах по 2 часа, в 8 «В» и 8 «Г» - «Занимательный синтаксис» (1 час). В 6 «А», 6 «Б» по 0,5 часа, а в 6 «В», 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классах по 1 часу «Практический курс речеведения». В 9 «А», 9 «Б» по 0,5 часа, а в 9 «В», 9 «Г» по 1 часу – «Опыт написания изложений по текстам разных видов и стилей.

В 6 «В», 6 «Б», 7 «В», 9 «В» и 9 «Г» включены по 0,5 часа «Решение нестандартных задач», а в 8 классе 1 час «Квадратные уравнения с параметром», в 6 «В» классе - 1 час «Знакомство с физикой». Эти факультативные занятия направлены на развитие логического мышления учащихся.

В 7 «В» классе включен 1 час предмета «Информатика и ИКТ». Предмет включён в учебный план для ознакомления учащихся с основами компьютерной грамотности и с целью ориентации учащихся на развитие алгоритмического мышления и элементарных навыков программирования, что, в конечном итоге, обеспечивает более высокий уровень освоения образовательного стандарта в области информатики.

^ 8. Краткое обоснование необходимости использования научных и лекционных гимназических часов:

Основной задачей педагогического коллектива является реализация миссии гимназии как инновационного образовательного учреждения и практическое овладение современными технологиями обучения в новых условиях. Гимназическое знание призвано формировать у учащихся широкий гуманитарный потенциал, навыки и умения умственного труда, методы получения информации в процессе самостоятельной работы, обеспечивающее определение дальнейшей траектории обучения и поступление в высшее учебное заведение. Главные направления деятельности, определённые в образовательной программе - формирование содержания гимназического образования и конкретного учебного плана с учётом региональных требований и корректировка учебных программ для организации работы с различными группами учащихся. Исходя из этих задач часы, отведённые на организацию научной работы с детьми реализуются в следующих направлениях: организация работы в секциях научного общества учащихся, подготовка гимназистов к олимпиадам различного уровня, обучение по индивидуальным образовательным маршрутам, проведение элективных курсов и организация сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города. Научные и лекционные (гимназические) часы выделяются на параллели 2 -11 классов на основании результатов изучения познавательных интересов обучающихся.

^ 9. Использование часов дополнительного образования:

Использование часов дополнительного образование осуществляется, прежде всего, исходя из интересов и запросов семьи, различных категорий детей и подростков.

При организации дополнительного образования детей в МБОУ «Гимназия №1» приоритетными являются следующие принципы:

1.     Свободный выбор ребенком вида деятельности.

2.     Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3.     Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4.     Единство обучения, воспитания, развития.

5.     Практико-ориентированная основа образовательного процесса.

Творческие объединения гимназии предоставляют возможность дополнительного образования по четырем направлениям:

       научно-техническое творчество – компьютерный дизайн;

        художественно-эстетическое творчество - вокал, хор, хореография;

        физкультурно-спортивное направление - баскетбол, мини-футбол, волейбол, легкая атлетика, настольный теннис, шахматы;

        социально-педагогическое направление - ДЮП, ЮИД, Пресс-центр, т/о по формированию коммуникативных навыков обучающихся.

     Порядок приема обучающихся в творческие объединения определен в Уставе учреждения. Специальной подготовки для приема в детские творческие объединения не требуется. Родителям и детям предоставляется возможность ознакомиться с содержанием образовательного процесса. Прием детей в объединения по интересам проводится по заявлениям родителей.

Форма организации деятельности обучающихся - групповая – по интересам.

Изучается один учебный курс, соответствующий требованиям образовательной программы. С группой работает один педагог.

Наполняемость группы 12-15 человек.

Организация учебных занятий:

- для учащихся младшего школьного возраста - почасовая с доминирующей игровой деятельностью.

- для учащихся среднего школьного возраста почасовая с доминирующей познавательной деятельностью.

- для старшеклассников почасовая с познавательной деятельностью и с элементами научно-исследовательской работы.

Максимальная недельная нагрузка по одному виду деятельности:

- для учащихся 1-х классов: 2 часа в неделю по 1 ч.

- для учащихся 2-х  - 4-х классов: 4  часа в неделю по 2 ч.

- для учащихся 5-х- 7-х классов 6 часов в неделю по 3 ч..

- для учащихся 8- 11  классов 6 часов в неделю по 2 ч. 3 раза или по 3 часа  2 раза. 

Занятия проводятся по расписанию, которое составляется с учетом возрастных особенностей и с учетом санитарно-гигиенических требований.

   Содержание образования связано с определенным видом деятельности.

  Условием становления дополнительного образования в МБОУ «Гимназия №1» является реализация образовательных программ. Виды программ – модифицированные и типовые программы.

Реализация дополнительного образования по запросам родителей и учащихся осуществляется исходя из 41 часов, выделенных на воспитательную работу. Имеется и используется возможность предоставления педагогам часов науки для организации деятельности творческих объединений. С целью обеспечения права ребенка на выбор занятий во внеурочное время ежегодно в рамках сетевого взаимодействия заключаются договора с учреждениями дополнительного образования г. Норильска (ДЮСШ, ЦВР).

10. Организация сетевого взаимодействия (передача часов учебного плана в другие образовательные учреждения):

Учителя гимназии ведут городские сетевые курсы по различным направлениям за счет часов, переданных другими образовательными учреждениями.

V. Дополнительные платные образовательные услуги.

В рамках курса раннего развития «Классик» реализуются следующие занятия: «По дороге к азбуке», «Раз, ступенька! Два, ступенька!», «Оч.умелые ручки», «Английский для малышей».
Приложения:

УМК

Похожие:

На 2012-2013 учебный год iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год
Изучение государственных документов по проблемам образования, инструктивно-методических писем. Анализ работы мо за 2011-2012 учебный...
На 2012-2013 учебный год iconПлан работы центра организации нир на 2012– 2013 учебный год
Разработка и составление плана нир института на 2012-2013 учебный год и 2013 календарный год
На 2012-2013 учебный год iconАнализ профориентационной работы за 2012-2013 учебный год
На 2012 2013 учебный год по профориентационной работе стояли следующие цели и задачи
На 2012-2013 учебный год iconПубличный отчет «сош а Сары-Тюз» за 2012-2013 учебный год Дата
Предлагаем вашему вниманию открытый информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности школы за 2012-2013 учебный...
На 2012-2013 учебный год iconПлан работы совета старшеклассников на 2013/2014 учебный год
Собрание «Итоги 2012/2013 уч года. Составление и утверждение плана работы на 2013/2014 учебный год»1
На 2012-2013 учебный год iconОбразовательная программа 2013/2014 учебный год структура программы....
Результативность образовательного процесса школы- интерната за 2012/2013 учебный год
На 2012-2013 учебный год iconПлан работы методического совета школы на 2012 – 2013 учебный год
Установочное заседание методического совета. Разработка и утверждение плана методической работы на 2012 – 2013 учебный год
На 2012-2013 учебный год icon2012-2013 учебный год) (2012-2013 учебный год) Расписание уроков

На 2012-2013 учебный год iconПлан работы шмо учителей математики, физики и информатики на 2013-2014 учебный год
Об итогах работы методического объединения за 2012-2013 учебный год и совершенствовании информационно-методического обеспечения образовательного...
На 2012-2013 учебный год iconОтчет об учебно-методической работе за 2012-2013 учебный год Завершился...
Групп начального профессионального образования по 7 профессиям: технического профиля и сферы обслуживания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница