Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: " учебно-методической работы (умр); " научно-методической работы (нмр); " организационно-методической работы (омр)




Скачать 293.19 Kb.
НазваниеРешение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: " учебно-методической работы (умр); " научно-методической работы (нмр); " организационно-методической работы (омр)
страница1/2
Дата публикации24.05.2013
Размер293.19 Kb.
ТипРешение
litcey.ru > Право > Решение
  1   2
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 


Принято

решением

Учёного Совета ТГТУ

31 мая 2010 г.,

протокол № 8


УТВЕРЖДЕНО

 

приказом ректора ГОУ ВПО ТГТУ

 

от «_13_»_09__2010 г. №_208-04_
 

  


ПОЛОЖЕНИЕ
о методической работе в


Тамбовском государственном техническом

университете
ПП_______________65-10______________________

(регистрационный номер)

Тамбов 2010

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение, регламентирует организацию методической работы в Тамбовском государственном техническом университете (далее ТГТУ) и составлено с учётом требований нормативных документов Минобрнауки РФ, на базе широкого использования опыта ведущих вузов страны.

1.2. Методическая работа в университете – это планируемая деятельность преподавателей и сотрудников вуза, направленная на совершенствование существующих, а также разработку и внедрение новых принципов, форм и методов организации учебного процесса.

1.3. Методическая работа в университете осуществляется на кафедральном, факультетском и университетском уровнях.

1.4. Настоящее Положение обсуждается и принимается на Учёном Совете университета и утверждается ректором.

1.5. Общий контроль за организацией методической работы осуществляет Методический совет университета.
^ 2. Задачи и содержание методической работы
2.1. Методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической до-кументацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, со-вершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы с учетом состояния и перспектив развития промышленных предприятий, организаций, учреждений, для которых университет готовит специалистов.

2.2. Основная цель методической работы - создание условий, способ-ствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

2.3. Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: " учебно-методической работы» (УМР); " научно-методической работы» (НМР); " организационно-методической работы» (ОМР).

2.4. УМР направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения НМР, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

2.5. НМР имеет главной целью на основе проведения исследований и обобщения передового опыта перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса.

2.6. ОМР охватывает мероприятия по управлению методической работой.

2.7. Основным звеном, выполняющим методическую работу по учебным дисциплинам, является кафедра. На факультетском уровне реализуются методические мероприятия общефакультетского и межкафедрального масштаба, связанные с подготовкой по направлениям и специальностям факультета; на университетском уровне решаются проблемы и выполняются методические мероприятия межкафедрального, общевузовского, межвузовского масштабов.

Виды работ в каждой классификационной группе (УМР, НМР, ОМР) для кафедры обозначены в Приложении 1.




^ 3. Управление методической работой в вузе
3.1. Цель управления - обеспечение надлежащей эффективности меро-приятий по решению задач методической работы.

3.2. Содержанием управления является целенаправленное воздействие на процессы, стадии и содержание методической работы на кафедральном, факультетском и университетском уровнях.

3.3. Функциями управления методической работой на каждом уровне являются: прогнозирование, планирование; организация; реализация (регулирование и координация) мероприятия; учет; контроль; коррекция.

3.4. Управление методической работой в вузе осуществляют (таблица 1) административные (штатные) звенья и функциональные звенья, т.е. нештатные коллегиальные постоянно действующие методические органы, создаваемые из числа наиболее квалифицированных преподавателей и других работников университета.
^ Таблица 1

Звенья системы управления методической работой в вузе


Уровни

иерархии

Административные

звенья

Функциональные

звенья

Кафедра

Заведующий кафедрой

Научно-методический совет по специальности
Методическая группа кафедры

(ответственный за методическую работу)

Факультет

Декан


Методический совет факультета



Университет

Проректор по учебно-инновационной деятельности

Методический Совет университета


3.5. Организационная структура системы управления методической ра-ботой в вузе показана в приложении 2.

3.6. Методическая работа в университете регламентируется:

- документами Минобрнауки России;

- приказами и распоряжениями по университету;

- решениями и рекомендациями Ученого совета университета и научно-методического совета университета;

- настоящим Положением;

- планом работы.




^ 4. Организация методической работы на кафедре
4.1. Методическая работа на кафедре направлена на совершенствование преподавания закрепленных за кафедрой дисциплин, оптимизацию и интен-сификацию учебного процесса, улучшение его методического обеспечения, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

4.2. Направления методической работы кафедры предопределены перечнем основных ее форм и видов (приложение 1). Конкретное содержание методической работы кафедры определяется планом работы.

4.3. Методическая работа на кафедре выполняется силами преподавателей в пределах "второй половины" шестичасового рабочего дня. Методическая работа, выполняемая преподавателем в рамках любой из ее форм (УМР, НМР, ОМР), рассматривается как его функциональная обязанность. Эта работа планируется и учитывается в соответствующем разделе индивидуального плана работы преподавателя. Объем и качество методической работы служат одним из главных кри-териев оценки деятельности преподавателя.

4.4. Помимо методической работы непосредственно по преподаваемой дисциплине, преподаватели могут привлекаться к разработке методических вопросов межкафедрального, факультетского и общевузовского масштабов, а также к участию в деятельности коллегиальных методических органов и в организационно-методической работе по отдельным заданиям органов управления высшей школой.

4.5. Определенные виды работы по методическому обеспечению учебного процесса выполняются учебно-вспомогательным персоналом кафедры, что определяется должностными инструкциями соответствующих лиц и планами работы.

4.6. Методической работой на кафедре руководит заведующий кафедрой. Он несет ответственность за ее состояние: эффективность и качество, уровень организации и обеспечения учебного процесса. По этим вопросам административно он подотчетен деканату и ректорату, в плане выполнения рекомендаций советам факультета и вуза, методическим советам факультета и вуза.

4.7. С целью объединения усилий профессорско-преподавательского состава в решении задач методической работы, для оказания помощи заведующему кафедрой в повседневном и конкретном руководстве ею на кафедрах создается методическая группа (МГК); на выпускающих кафедрах - научно-методический совет по направлению (специальности) (НМСН). На малочисленных кафедрах МГК не создается, а заведующий кафедрой из наиболее опытных преподавателей назначает ответственного за методическую работу. Последний выполняет функции МГК, предусмотренные данным Положением.

4.8. Процесс организации деятельности МГК схематически представлен в Приложении 3.

4.8.1. Определение основных направлений методической работы;

4.8.2. Выработка единого подхода и оптимальных путей решения ме-тодических проблем кафедры.

4.8.3. Составление плана методической работы кафедры.

4.8.4. Подготовка рекомендаций к составлению индивидуальных планов преподавателей по соответствующим направлениям методической работы. Рассмотрение этих планов перед утверждением их заведующим кафедрой.

4.8.5. Контроль за ходом выполнения плана методической работы кафедры, индивидуальных планов преподавателей.

4.8.6. Разработка мероприятий по выполнению решений вышестоящих органов; организация и контроль их выполнения.

4.8.7. Оценка результатов методической работы и подготовка рекомен-даций по ее стимулированию.

4.8.8. Организация открытых занятий и взаимных посещений занятий, работы методического семинара, конкурсов, выставок и других мероприятий методического направления.

4.8.9. Планирование и организация редакционно-издательской дея-тельности кафедры.

4.8.10. Организация обмена передовым опытом и внедрения его в мето-дическую работу преподавателей.

4.8.11. Оказание помощи преподавателям в выполнении методической работы.

4.8.12. Сбор, анализ и обобщение предложений по совершенствованию методической работы.

4.8.13. Взаимодействие с методическими группами других кафедр для решения межкафедральных методических проблем.

4.8.14. Оперативное руководство методической работой на кафедре.

4.8.15. Составление отчетов, докладов, справок по вопросам методической работы кафедры.

4.9. МГК имеет право:

4.9.1. Рассматривать и согласовывать индивидуальные планы препода-вателей в части методической работы.

4.9.2. Проверять и оценивать методическую работу преподавателей кафедры; давать им рекомендации по вопросам этой работы.

4.9.3. Рассматривать методические документы, разработанные на кафедре и давать по ним заключение.

4.9.4. Заслушивать информацию преподавателей кафедры о выполненной ими работе.

4.9.5. Принимать решения и рекомендации по вопросам методической работы; готовить проекты распоряжений заведующего кафедрой по этим вопросам.

4.9.6. Готовить и передавать на рассмотрение вышестоящих органов предложений по совершенствованию методической работы.

4.9.7. Вносить на рассмотрение заведующего кафедрой предложения о поощрении преподавателей за достижения в области методической работы.

4.9.8. Рассматривать отчеты о методической работе кафедры.

4.10. Содержание работы МГК определяется планом, который составляется на учебный год.

4.11. МГК является коллегиальным органом и состоит из председателя и нескольких членов. Персональный состав МГК уточняется перед началом учебного года на заседании кафедры, согласовывается с методической комиссией факультета и объявляется распоряжением по кафедре.

4.12. Организационно-методическое руководство деятельностью мето-дических групп кафедр, подчиненных деканам, осуществляют методические советы факультетов.

4.13. Председатель МГК подчиняется заведующему кафедрой и действует на правах заместителя заведующего кафедрой по методической работе. Председатель МГК входит в состав методического совета факультета.

4.14. Председатель МГК периодически отчитывается о работе группы и состоянии методической работы кафедры на ее заседаниях, а также на заседаниях методического совета факультета.

4.15. За каждым членом МГК закрепляется определенное направление (или несколько направлений) методической работы. Один из членов МГК исполняет обязанности секретаря группы.

4.16. Для выполнения отдельных работ председатель МГК может, по разрешению заведующего кафедрой, привлекать любого преподавателя.

4.17. По мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, проводятся заседания МГК. По рассмотренным вопросам МГК вырабатывает рекомендации и решения.

4.18. Решения и рекомендации МГК обсуждаются на заседаниях кафедры и после их утверждения заведующим кафедрой являются обязательными для исполнения всем составом кафедры.

4.19. Основная документация по методической работе, составленная на кафедре, передается в методический совет факультета для координации и контроля.




^ 5. Организация работы научно-методического совета

по направлению (специальности)
5.1. Научно-методический совет по направлению (специальности) (НМСН) создается на кафедре, ведущей выпуск специалистов (или объединённый по группе кафедр). Процесс организации деятельности НМСН схематически представлен в Приложении 4. Рекомендуемое распределение базовых кафедр для ТГТУ приведено в Приложении 5.

5.2. Состав НМС по направлению (НМСН):

- Председатель НМСН - зав. выпускающей кафедры, на которой создан НМС;

- Зам. председателя - преподаватель выпускающей кафедры;

- Члены НМСН - преподаватели кафедр, ведущие занятия со студентами данной специальности, в количестве 1-2 чел. от каждого цикла дисциплин (ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - математические и общие естественно-научные дисциплины, ОПД - общепрофессиональные дисциплины; СД - специальные дисциплины).

5.3. Цели и задачи НМСН:

5.3.1. Основной целью научно-методического совета по специальности является повышение качества подготовки специалистов за счет улучшения организации учебно-методической работы и учебно-методического обеспечения дисциплин, использования в учебном процессе новых информационных технологий, современных прогрессивных форм, методов и средств обучения.

5.3.2. Основными задачами НМСН являются:

- разработка основной образовательной программы по направлению (специальности);

- обеспечение методического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса;

- устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиции формирования профессиональных знаний, навыков и умений выпускников;

- усиление планомерности и целенаправленности учебно-методической работы преподавателей, повышение ее роли в совершенствовании учебного процесса;

- разработка и использование путей интенсификации учебного процесса на основе комплексного использования новых информационных технологий, передовых методов, организационных форм и средств обучения;

- интеграция учебного процесса с наукой и производством с учетом региональной компоненты образования;

- совершенствование методического руководства самостоятельной работой студентов, разработка рациональных форм ее планирования, организации и контроля.

5.4. Организация деятельности

5.4.1. НМСН участвует в разработке основной образовательной программы (далее - ООП), представляющей собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.

ООП разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению (специальности) и с учетом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утвержденных Минобрнауки РФ. На первом этапе разработки ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС ВПО, конкретизированных и дополненных с учетом вузовского компонента ГОС ВПО.

На втором этапе разрабатывается содержательная часть ООП и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей. На этом этапе решаются задачи:

- определить полный перечень дисциплин ООП (дисциплина национально-регионального компонента, специализаций по выбору студента);

- обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста;

- определить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента;

- установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;

- найти наиболее эффективные, с точки зрения достижения поставленных целей, виды учебных занятий, образовательные технологии и др.

5.4.2. НМСН должен иметь следующую документацию:

  • государственный образовательный стандарт высшего профес-сионального образования для данного направления (специальности);

  • основную образовательную программу (ООП), в структуру которой входят:

    • перечень специализаций профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим УМО;

    • цели ООП;

    • учебный план по направлению (специальности);

    • совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС);

  • квалификационные требования к уровню подготовки выпускника разработанные с учетом региональной компоненты образования и в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данному направлению (специальности);

  • сквозную программу производственных практик студентов;

  • календарный график внеаудиторной самостоятельной работы студентов и контроля знаний по семестрам;

  • методические указания по курсовому и дипломному проектиро-ванию. Обязательными структурными элементами учебного плана являются:

  • график учебного процесса;

  • сводные данные по бюджету времени студента;

  • план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.
    Каждая программа учебной дисциплины, как правило, должна содержать:

    • цели изучения дисциплины, соотношение с общими целями ООП, в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанными с задачами воспитания;

    • содержание дисциплины, структурирования по видам учебных занятий с указанием их объемов;

    • учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам, рекомендации по использованию информационных технологий.



  1   2

Похожие:

Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) iconПлан научно-методической работы моу оош №8 на 2010-2011 учебный год...
Цель: обеспечить непрерывную связь системы научно – методической работы с образовательным процессом школы
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) icon«Моделирование методической работы в условиях модернизации образования»
Раскрыто содержание двух подпрограмм: «Современный урок» и «Содержание и организация исследовательского обучения школьников». Представлена...
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) iconЗадачи и направления учебно-методической работы Цель учебно-методической работы
Создание условий для целостного и устойчивого развития обучающегося, творческой созидательной деятельности педагогов, методическое...
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) iconПлан методической работы на 2012-2013 учебный год Тема методической работы
«Традиции и инновации в организации современного образовательного процесса в школе»
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) iconТема методической работы
Цель методической работы: развитие ключевых компетенций учащихся на основе использования современных педагогических технологий и...
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) iconМониторинг эффективности методической работы (рейтинговая оценка деятельности мо) 2011
Методическая тема оу: Информационная система организационно-методической интернет-поддержки педагогов «Proffнавигатор»
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) iconМониторинг эффективности методической работы (рейтинговая оценка деятельности мо) 2011
Методическая тема оу: Информационная система организационно-методической интернет-поддержки педагогов «Proffнавигатор»
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) iconАнализ методической работы моу сош №1 г. Питкяранта за 2011-2012 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в    педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) icon«Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа» Анализ методической...
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в формах: \" учебно-методической работы (умр); \" научно-методической работы (нмр); \" организационно-методической работы (омр) icon«Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа» Анализ методической...
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница