Скачать 1.74 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет» ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫРекомендовано научно-экспертным советомУральского отделенияРоссийской академии образования в качестве учебного пособия Ижевск 2006Содержание Введение Глава 1. Педагогическая экспертиза и педагогическая кибернетика.
^ 2.1. Сущность метода групповых экспертных оценок. 2.2.Валидизация анкет для проведения педагогической экспертизы 2.3. Математические модели педагогической экспертизы 2.4. Автоматизация педагогической экспертизы ^ 3.1. Экспертиза учебно-нормативной документации 3.2. Экспертиза учебной книги 3.3. Тезаурусный подход в педагогике 3.4. Оценка качества преподавания 3.5. Оценка качеств личности обучаемого 3.6. Экспертиза педагогических контрольных материалов 3.7. Оценка инновационных проектов в сфере образования 3.8. Рейтинговые и мониторинговые системы в педагогике Заключение Литература: основная и дополнительная Приложение: Понятийно-терминологический аппарат педагогической экспертизы и педагогической квалиметрии УДК 371.001.891 ББК 74.00 Ч46 ^ (Глазовский государственный педагогический институт); доктор педагогических наук, профессор Семин Ю.Н. (Ижевский государственный технический университет) Черепанов В.С. Основы педагогической экспертизы: учеб. пособие. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. – 124 с. ISBN Учебное пособие адресовано бакалаврам и магистрам педагогического направления, учителям и преподавателям, работающим в системах начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам, соискателям и докторантам по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, руководителям органов народного образования всех уровней, занимающихся проблемами квалиметрии качества образования. Пособие может быть использовано по курсам: «Математические методы в педагогических исследованиях», «Основы педагогической квалиметрии», «Введение в педагогическую специальность», «Психолого-педагогическая диагностика», «Педагогические технологии», «Основы тестологии». © Черепанов В.С. учебное пособие 2006 © Издательство ИжГТУ, 2006 Введение В свете реализации Национальной доктрины образования (2000 г.), Концепции модернизации российского образования (2002 г.), Концепции развития образования на 2006-2010 г.г., утвержденной Правительством РФ в сентябре 2005 г., Приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований РАО на период до 2010 года возникает необходимость в проведении различного рода экспертиз по оценке инновационных проектов в сфере образования, качества образовательных стандартов и материалов для ЕГЭ, учебных планов образовательных учреждений при их аттестации и аккредитации, при оценке качества преподавания в различных типах учебных заведений и т.д. Технологии проведения педагогической экспертизы для решения ряда педагогических проблем и посвящено настоящее пособие. В заключение выражаю глубокую благодарность академикам РАО Ю.К .Бабанскому, Н.Д.Никандрову, В.А.Сластенину, В.П.Беспалько, которые в свое время (1983-1989 гг.) благословили меня на исследования в области педагогической экспертизы, а также профессорам А.И.Субетто, В.А.Федорову, А.С.Казаринову, Ю.Н.Семину, критические замечания которых были с благодарностью приняты и учтены. Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ^ Одним из основных разделов педагогической кибернетики является педагогическая квалиметрия, в которую входит и педагогическая экспертиза [7]. Считается, что педагогическая экспертиза является реализацией теории принятия решений, как составной части теоретической кибернетики, применительно к педагогическим процессам и объектам [8]. В данной главе рассмотрены основные идеи педагогической экспертизы с позиций кибернетики и педагогической квалиметрии с учетом задач, стоящих перед квалиметрией образования в современный период модернизации российского образования.
экспертиза: концептуально программный подход Рассмотрим прежде всего основной понятийно-терминологический аппарат педагогической квалиметрии. Известно, что квалиметрия (от лат. quail – качество и древнегреческого metro – измеряю) – это наука об измерении и оценке качества любых объектов и процессов [1,2,3]. В то же время квалиметрия является составной частью более глобальной науки о качестве – квалитологии, включающей в себя и технологические науки, и метрологию и теорию принятия решений, и методы контроля качества (интроскопию, дефектоскопию, неразрушающие методы контроля). Педагогическая квалиметрия – одно из направлений (разделов) педагогической кибернетики, рассматривающая педагогические объекты и процессы на основе методологии квалитологии и квалиметрии, как наука о качестве образования во всем ее многообразии: качество функционирования и развития образовательных систем, качество учебного процесса, качество обучающихся, качество профессорско-преподавательского состава (ППС) и т.п. [54]. Педагогическая кибернетика, возникшая во второй половине 20-го века после работ Н.Винера (1948 г.) и появления ЭВМ, рассматривается как новое научное направление, связанное с использованием идей, методов кибернетики и информатики в теории и практике обучения, при изучении и управлении педагогическими системами, причем, педагогические системы типа «человек – человек» (учитель – ученик, ППС – студент, класс, школа, вуз, система НПО, СПО, ВПО, РОНО, ГОРОНО, Министерство образования и т.п.) рассматриваются как кибернетические: это множество взаимосвязанных объектов, способных воспринимать, запоминать, перерабатывать информацию (учебную, нормативную) и обмениваться ею в целях коррекции технологий обучения, воспитания, образования на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, отдельного образовательного учреждения). Ниже представлена блок-схема основных разделов педагогической кибернетики. |
![]() | Литература основная литература Функции финансового менеджера, выполняемые в процессе профессиональной деятельности | ![]() | Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами мбоу «сош №7» n п/п Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная) |
![]() | Обеспечение образовательного процесса по образовательным программам n п/п ... | ![]() | Приложение №11 к Образовательной программе ... |
![]() | Основная литература Островерхов Г. Е., Лубоцкий Д. Н., Бомаш Ю. М. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. – М., «Медицина», 1972 | ![]() | Основная литература Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия. 1994 |
![]() | Основная литература Всеобщая история архитектуры. В 12 т. / Под общ ред Д. Е. Аркина, Н. И. Брунова, М. Я. Гинзбурга: т м., 1968 | ![]() | Вид образовательной программы (дополнительная), наименование программы,... Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Утро художника» |
![]() | Литература Основная Березной А. Управленческий учет: вопросы методологии и использования компьютерных информационных систем / Рынок ценных бумаг. – 1999.... | ![]() | Основная литература ... |