Приложение № 1
к постановлению КДНиЗП № 135
от 06.07.2011 г.
Примерный порядок
межведомственного взаимодействия
в ходе уголовного следствия, судопроизводства и постсудебного периода
при проведении социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним, оказавшимися в конфликте с законом, и несовершеннолетними, потерпевшими от преступных деяний
(Утвержден решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края от 18.05.2011 года № 5. Примечание: Данный Порядок включает в себя основные положения 2-х Порядков межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
в работе с подростками, осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с лишением свободы; несовершеннолетними, вернувшимися из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
с ювенальными составами судов в Красноярском крае. ^ реализовать восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетнего, как оказавшегося в конфликте с законом, так и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний и их реабилитацию. Обеспечить интеграцию действий органов и учреждений системы профилактики, ювенальных составов судов, направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних, потерпевших от преступных деяний и социализацию (ресоциализацию) несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. (Задачи) Направления межведомственной деятельности:
1. Защита и восстановление нарушенных прав несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний.
2. Осуществление правовой и социально-психологической поддержки несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний.
3. Нахождение и вынесение оптимального решения (приговора) в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, на основании выявления и учета всех причин и условий, приведших к правонарушению и особенностей личности правонарушителя (другой вариант: на основе максимально индивидуального подхода к исследованию обстоятельств совершенного деяния, соизмеримых как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствующих предупреждению противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивающих их ресоциализацию)
4. Реализация мер воздействия, направленных на реабилитацию, коррекцию и ресоциализацию несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в том числе применение примирительных (восстановительных) технологий.
^
Задачи субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Защита и восстановление нарушенных прав, оказание социально-психологической помощи несовершеннолетнему, потерпевшему от преступных деяний.
Обеспечение социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в процессе следствия и судопроизводства с целью защиты его прав и законных интересов, ресоциализации.
Субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
| Действия в рамках своих полномочий
| Рекомендуемые ювенальные технологии
| Сроки исполнения
| Органы внутренних дел Красноярского края
(отделы следствия, дознания, по делам несовершеннолетних) (далее - ОВД)
| Направляют в КДНиЗП, образовательное учреждение информацию о несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступления (при наличии возбужденного уголовного дела и соответствующем процессуальном статусе), в том числе по материалам (делам) частного обвинения, направляемым в мировой суд; о потерпевших несовершеннолетних (по уголовным делам, общественно-опасным деяниям). Запрашивают из субъектов системы профилактики характеризующий материал, информацию о проделанной работе, если несовершеннолетние состояли на учетах.
Предоставляют характеризующий материал и необходимую информацию для «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя»*. Заполняют в случае помещения несовершеннолетнего в СИЗО раздел 2 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя».
В рамках своей компетенции проводят мероприятия по предупреждению противоправных деяний.
Содействуют специалистам социально-психологического сопровождения несовершеннолетних (далее-СПС), органам и учреждениям субъектов системы профилактики в реализации программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.
| Технологии информационного обмена с сохранением конфиденциальности информации
| Письменно в течение 3 дней. В случае совершения резонансного, особо тяжкого преступления в телефонном режиме в течение суток В течение всего этапа работы
| КДНиЗП (координатор взаимодействия с ювенальными судами)
| Фиксирует информацию ОВД или прокуратуры о факте возбуждения уголовного дела на несовершеннолетнего и о потерпевшем несовершеннолетнем в журналах учета поступившей информации.
Организует СПС, разработку и реализацию ИПР несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, для этого:
Готовит и принимает решение о:
постановке на учет (в случае необходимости), обеспечении СПС в ходе следствия и судопроизводства,
о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, и потерпевшим несовершеннолетним по ИПР,
проведении примирительных процедур на основе программы примирения.
С учетом предложений органов и учреждений системы профилактики утверждает состав межведомственной рабочей группы специалистов и ее координатора (кейс-менеджера), которые обеспечивают СПС, разработку ИПР несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и ее реализацию (согласно Примерному порядку межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении**)
Организует и содействует проведению примирительных процедур на основе программы примирения между обвиняемым несовершеннолетним и потерпевшим.
Для обеспечения взаимодействия группы специалистов, осуществляющих СПС, направляет в суд (ювенальному судье, ведущему дело) и в ОВД (сотрудникам, ведущим следствие по факту преступного деяния) выписку из своего решения о закрепленных специалистах, обеспечивающих СПС несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в ходе следствия и судопроизводства.
Организует реализацию специалистами органов и учреждений системы профилактики мер по защите, восстановлению нарушенных прав и реабилитации потерпевшего несовершеннолетнего, в том числе с использованием процедур примирения с правонарушителем.
Осуществляет во взаимодействии с координаторами рабочих групп, обеспечивающих СПС, сотрудниками ОВД, ювенальными судьями анализ эффективности реализации СПС несовершеннолетних оказавшимся в конфликте с законом, на этапе следствия и судопроизводства.
Разрабатывает и утверждает документы, определяющие статус, функции кейс-менеджера (куратора случая).
| Технологии информационного обмена с сохранением конфиденциальности информации
Кейс-менеджмент СПС Технологии примирения
| В день поступления информации
в течение 3-х дней
Согласно срокам, указанным в Порядке **
в течение 3-х дней после принятия решения
в течение 1-х суток после поступления информации
| Органы и учреждения образования, социальной защиты населения, здравоохранения, по делам молодежи, работающие с несовершеннолетними, проживающими на территории муниципального образования, Ювенальные службы, действующие на территории муниципального образования
| В соответствие со своей компетенцией:
Определяют в состав рабочей группы кандидатуры специалистов, обеспечивающих:
социально-психологическое сопровождение несовершеннолетнего во время этапа проведения следствия и судопроизводства;
сопровождающих несовершеннолетнего во время следственных мероприятий, если он не достиг возраста 16 лет;
разработку и реализацию ИПР несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и потерпевшего несовершеннолетнего.
Вносят в КДНиЗП предложения по кандидатуре координатора (кейс-менеджера или куратора случая) и учреждениям, на базе которых будут проводиться реабилитационные мероприятия.
Содействуют назначенному координатору и рабочей группе в обеспечении СПС и выполнении мероприятий ИПР.
Обеспечивают методическое сопровождение работы с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, и потерпевшими несовершеннолетними.
В лице кейс-менеджера и специалистов рабочей группы на досудебной стадии осуществляют:
Сбор информации необходимой для заполнения Раздела 1 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя».
Оценку рисков и потребностей несовершеннолетнего (ОРП), выработки необходимых рекомендаций для следователей и суда.
Разработку и реализацию ИПР на период следствия и судебного разбирательства.
Подготовку досудебного доклада о реализации ИПР.
(основные формы совместной работы группы специалистов– конференция и консилиум специалистов)
В лице психолога, педагога на судебной стадии:
Содействуют суду в установлении психологического контакта с допрашиваемым.
Содействуют суду в правильной оценке его поведения и показаний.
Оберегают психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией.
Излагают свое мнение об эффективных мерах исправления несовершеннолетнего.
Разрабатывают и обеспечивают реализацию специалистами органов и учреждений системы профилактики мер по защите, восстановлению нарушенных прав и реабилитации потерпевшего несовершеннолетнего, в том числе в рамках программы примирения между правонарушителем и потерпевшим.
Предоставляют в КДНиЗП в муниципальном образовании информацию о результатах работы с несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, и потерпевшим несовершеннолетним
| Технологии информационного обмена с сохранением конфиденциальности информации Кейс-менеджмент Метод оценки рисков и возможностей СПСН Технологии примирения Технология гражданского образования Технология духовно-нравственного воспитания
|
| Ювенальные составы судов
| 1. Суды рассматривают уголовные дела по существу в отношении несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступления.
2. При рассмотрении уголовного дела суд исследует сведения о личности н/л, которые содержатся в характеризующих материалах и карте СПС (карта СПС должна составляться на стадии предварительного расследования). Подлежат установлению (ст.421 ч.1,п.2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности.
3. Краевой суд проводит обобщение судебной практики рассмотрения судами края уголовных дел в отношении несовершеннолетних, направляет результаты и предложения в Краевую КДНиЗП .
|
|
|
^
Задача субъектов профилактики: Контроль за исполнением осужденным несовершеннолетним наказания, вынесенного судом, осуществление мер воспитательного воздействия и реализация индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего правонарушителя (далее – ИПР)
^
Субъекты профилактики в муниципальном образовании
| Действия в рамках своих полномочий
| Рекомендуемые ювенальные технологии
| Сроки исполнения
| Ювенальные составы судов
| Направляют решение суда в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, в КДНиЗП для проведения ИПР
|
|
| КДНиЗП,
| Организуют и контролируют ИПР согласно Порядку межведомственного взаимодействия**
Организует ведение банка реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска на базе учреждения системы профилактики, определенного в качестве координационного, ресурсно-методического центра, а также проведение конференций специалистов,
Направляет в УИИ по результатам ИПР с учетом предложений (ходатайства) кейс-менеджера:
об отмене условного осуждения и снятия судимости в отношении условно осужденных несовершеннолетних, доказавших свое исправление, либо продлении испытательного срока, либо возложении дополнительных обязанностей в отношении условно осужденных несовершеннолетних, нарушающих порядок и условия отбывания наказания, либо неисполняющих обязанности, возложенных приговором суда.
|
|
| Органы и учреждения системы профилактики,
Ювенальные службы
| В лице кейс-менеджера и специалистов рабочей группы осуществляют:
Разработку и реализацию ИПР с учетом судебного решения,
Оформление результатов работы в соответствии с Разделом 3 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя». (основные формы совместной работы группы специалистов– конференция и консилиум специалистов)
| Технологии «ювенальная пробация»
Кейс-менеджмент
Технологии примирения
|
| ОВД по краю
| Контролируют исполнение несовершеннолетними обязанностей и ограничений, возложенных судебным решением; информируют органы исполнения наказания, КДН и ЗП о выявленных нарушениях.
| технологии «ювенальная пробация» (или служба «уголовной опеки»
| письменно в течение 3-х дней
| Уголовно-исполнительная инспекция по краю
| Осуществляет контроль с участием служб ОВД за соблюдением условно осужденным несовершеннолетним общественного порядка, исполнением им возложенных судом обязанностей, исполняют наказания, не связанные с лишением свободы в соответствии с УИК РФ.
Выходят в суд с представлениями об отмене условного осуждения и снятия судимости в отношении условно осужденных несовершеннолетних, доказавших свое исправление.
Выходят в суд с представлениями о замене действующего наказания лишением свободы, отмене условного осуждения и исполнения наказания по приговору суда, продлении испытательного срока либо возложении дополнительных обязанностей в отношении условно осужденных несовершеннолетних, нарушающих порядок и условия отбывания наказания либо неисполняющих обязанности, возложенных приговором суда.
Участвует в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе по программе реабилитации и адаптации с условно осужденным несовершеннолетним
| технологии «ювенальная пробация» (или служба «уголовной опеки»
|
|
^
Субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
| Действия в рамках своих полномочий
| Рекомендуемые ювенальные технологии
| Сроки исполнения
| КДНиЗП
| Направляет КСС несовершеннолетнего и весь необходимый материал в КВК и воспитательные учреждения закрытого типа для продолжения реабилитационной работы с несовершеннолетним
Организуют и контролируют подготовительную работу для принятия несовершеннолетнего на сопровождение после возвращения из ВК, направленную на устранение причин и условий совершения повторных правонарушений, в том числе: (как вариант)
поручает органу опеки и попечительства, ОДН ГУВД, СРЦН проведение обследования социальной ситуации несовершеннолетнего (возможности жизнеустройства, образования, организации досуга, восстановления документов, реабилитации ближайшего окружения несовершеннолетнего);
организует предварительную встречу с родителями несовершеннолетнего для выяснения ситуации в семье и планах по устройству несовершеннолетнего. В случае необходимости направляет родителей на консультацию к психологу, юристу, наркологу и другим специалистам органов и учреждений системы профилактики;
организует, при необходимости, встречу, специалистов органа опеки и попечительства, УСЗН, родителей с несовершеннолетним в воспитательной колонии
|
|
| Воспитательная колония
| Принятие несовершеннолетнего на сопровождение.
Разработка и реализация ИПР с учетом КСС и промежуточных результатов реабилитационной работы
Оформление результатов работы в соответствии с Разделом 4 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя».
Предоставляют суду характеризующие материалы на несовершеннолетнего осужденного, принимают участие в судебном заседании и высказывают позицию администрации о целесообразности применения УДО.
| Технологии «ювенальная пробация»
|
|
^
Субъекты профилактики в муниципальном образовании
| Действия в рамках своих полномочий
| Рекомендуемые ювенальные технологии
| Сроки исполнения
| Воспитательные колонии, воспитательные учреждения закрытого типа
| Информируют КДНиЗП, ОСЗН, ЦЗ о сроках возвращения несовершеннолетнего
Направляют КСС несовершеннолетнего и весь необходимый материал о результатах реабилитации несовершеннолетнего в КДНиЗП для продолжения социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним по месту его жительства
Осуществляет доставку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (далее СРЦН)
|
| за 6 месяцев до освобождения
в день освобождения
| КДНиЗП
| Организует принятие несовершеннолетнего на сопровождение.
Организует и контролируют ИПР согласно Порядку межведомственного взаимодействия**
Организует ведение банка реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска на базе учреждения системы профилактики, определенного в качестве координационного, ресурсно-методического центра, а также проведение конференций специалистов,
|
|
| Органы и учреждения социального обслуживания по работе с семьей и детьми
| Разрабатывает проект комплексной ИПР несовершеннолетнего с учетом планов мероприятий органов и учреждений системы профилактики и выносит на обсуждение и утверждение на заседание комиссии.
Передает проект комплексной ИПР на утверждение в КДН и ЗП;
Проводит необходимые мероприятия по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, осуществляет социальный патронаж
Обеспечивает временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (законных представителей).
5. Оказывает помощь в оформлении документов на получение несовершеннолетним и его семье мер социальной поддержки и материальной помощи, предусмотренных законодательством.
6. Оказывает психолого-социальную помощь несовершеннолетнему, направленную на предупреждение и коррекцию возможных нарушений в развитии личности.
7. Содействует несовершеннолетнему в жизнеустройстве, трудоустройстве, профессиональной ориентации, получении образования и медицинской помощи.
8. Направляет куратору комплексной ИПР (куратору случая) информацию (отчеты) о реализации комплексной ИПР, вносит предложения по ее корректировки. При назначении СРЦН куратором реализации комплексной ИПР (куратором случая), получает информации специалистов других субъектов профилактики о выполнении мероприятий комплексной программы ИПР. Готовит материалы для КДН и ЗП, в том числе о вынесении представления в отношении ведомств, которые не выполняют в срок мероприятия комплексной ИПР.
| Технологии «ювенальная пробация»
Кейс-менеджмент
Технологии примирения
| В день вынесения решения
КДН и ЗП В течение 7 дней со дня возвращения В сроки, указанные в ИПР
По мере необходимости По мере необходимости
Со дня возвращения
Со дня возвращения
Ежемесячно
| ^
| Зачисляет несовершеннолетнего в образовательное учреждение, в соответствии с уровнем образования;
Составляет индивидуальный план воспитательной работы и внеурочной (досуговой) полезной занятости несовершеннолетнего;
Направляет в КДН и ЗП и ОДН ГУВД представления на несовершеннолетнего и его родителей в случае ненадлежащего обучения и воспитания подростка
Оказывает психолого – педагогическую помощь несовершеннолетнему
|
| В день обращения В течение 7 дней со дня возвращения По мере необходимости
С момента возвращения
| ^
| Организуют жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся из воспитательной колонии
|
| в течение 1-3 месяцев со дня освобождения
| ^
| Проводят обследование состояния здоровья несовершеннолетнего, вернувшегося из воспитательной колонии.
|
| не позднее 1 месяца со дня возвращения
|
*Форма «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя» прилагается. Дополнения к порядку Правовая основа деятельности в отношении несовершеннолетних:
Международные правовые нормы:
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.),
Конвенция о правах ребенка (1989 г.),
Минимальные стандартные правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.),
Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.),
Рекомендации № Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»
Закон края от 31.10.2002 № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Межведомственные регламенты:
**«Примерный порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении» (утвержден с внесенными изменениями решением от 04.12.2009 № 6);
«Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе с условно осужденными подростками; несовершеннолетними, вернувшимися из ВК и СУВУЗТ (с внесенными изменениями утвержден постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Совете администрации Красноярского края от 29.03.2007 № 2) Используемые понятия (термины): Восстановительное правосудие – правосудие в отношении несовершеннолетних, которое строится на:
Учете индивидуальных особенностей и причин совершения преступления несовершеннолетним и попытке повлиять на устранение этих причин.
Осознании самим преступником того, что он совершил. Восстановительное правосудие ставит совершившего преступление в другой режим понимания ситуации. Он должен понимать, что его поведение – не норма.
На оказании помощи несовершеннолетнему для выхода из ситуации – консультативную, психологическую, организационную, финансовую. Восстановительное правосудие позволяет более тесно выстраивать отношения тех или иных структур.
^ – это выработанные отечественной и мировой практикой специальные правила, приемы, методы и меры социально-реабилитационного и воспитательно-корректирующего воздействия на несовершеннолетних, попавших в сферу деятельности правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции) и нуждающихся в защите своих прав и интересов, в возвращении в норму взросления.
Базовые ювенальные технологии в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом:
Технологии ювенальной пробации
Метод оценки рисков и возможностей
Кейс-менеджмент
Медиация (технологии примирения)
«Ювенальная пробация» - система социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния. «Кейс-менеджмент» - методика непрерывного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, совершивших асоциальные проступки, правонарушения и преступления. Кейс-менеджмент:
- это работа со случаем («кейс» - «случай»),
- это совокупность выстроенных в определенной последовательности методов и действий (обобщение информации; привлечение всех людей и поставщиков услуг; управление процессом), направленных на снижение риска совершения повторного правонарушения/преступления.
Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Имеет определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:
добровольность,
конфиденциальность,
взаимоуважение,
равноправие сторон,
нейтральность и беспристрастность медиатора,
прозрачность процедуры.
|