О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в




НазваниеО. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в
Дата публикации20.06.2013
Размер175 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Право > Документы
О.В. Богунова
Совершенствование системы государственного управления

Российской империи во второй половине XIX в.
История российской государственности – это непрерывный процесс совершенствования (реформирования) высшего, центрального и местного аппаратов власти в целях более эффективного управления громадными территориями России, преодоления периодически возникающих кризисов. В современной Российской Федерации проблема реформирования различных сфер общественной жизни, высших и центральных органов власти привлекает к себе повышенное внимание. На фоне этого возрос интерес к истории реформ, проводимых в России в то или иное время. В частности, к «великим реформам» Александра II. В то же время в отечественной исторической и историко-юридической литературе явно недостаточным оказалось изучение изменений, коснувшихся системы государственного управления Российской империи пореформенного периода. Рассмотрение данной проблемы позволит глубже и всесторонне осветить историю развития Российского государства второй половины XIX в.

К середине XIX в. в России сложились условия, свидетельствующие о необходимости реформ сверху. В Европе в это время почти все монархии были конституционными, успешно действовали представительные органы. В России же сохранялась неограниченная монархия, отягченная господством бюрократии. К 1850 г. кадры бюрократии насчитывали 100 000 человек (за сто лет до этого -1600 человек)1. В государственном аппарате, как и в прежние времена, обыденными явлениями оставались волокита и взяточничество.

Внутреннее положение России требовало реформ управления всеми сферами жизни. И такие реформы были осуществлены. Они растянулись на несколько лет и перемежались контрреформами. Тем не менее были реформированы судебная, финансовая, военная, образовательная системы, органы местного самоуправления

Изменения претерпел и кадровый состав управления. Численность бюрократии в начале XX в. составила 385 тыс. человек, причем 161 тыс. из них составляли классные чиновники2. Отряд чиновников пополнялся за счет представителей новых слоев общества: богатых людей из буржуазии, «третьего элемента» - вольнонаемного персонала органов самоуправления (врачи, учителя, статистики, агрономы и др.), а не за счет дворянства. Выходцы из потомственного дворянства среди классных чиновников в середине XIX в. составляли лишь около 44 %, в 1897 г. - 31 %. В то же время среди представителей высшей бюрократии доля потомственных дворян в 1853 г. составляла 89 % (из 508 человек), а в 1903 г. — 86 % (из 559 человек)3. Правда, и здесь произошли изменения. Заключались они в том, что среди чиновников высших рангов появилось больше представителей купцов и почетных граждан и меньше выходцев из духовенства, и даже 2 выходца из крестьян и 4 из мещан (хотя с 1827 г. по 1906 г. закон запрещал крестьянам и мещанам поступать на государственную службу)4. Кроме того, к концу XIX в. на государственной службе находилось 38 тыс. женщин5.

Усложнившиеся задачи управления, появление в государственном аппарате чиновников, обладавших глубокими техническими знаниями, побуждали самодержавие осуществлять реформы гражданской службы, в частности, упразднить Табель о рангах. Комиссия о службе гражданской (1895–1901 гг.) подготовила проект нового «Устава о службе гражданской», но до революции 1905–1907 гг. он не был принят. Установившиеся после реформ 60–70-х годов XIX в. связи бюрократии с буржуазными предпринимателями вынудили правительство принять закон (1884 г.), запрещавший чиновникам I–III классов входить в правления акционерных обществ и компаний.

В это же время существенную реорганизацию претерпели высшие государственные органы и учреждения – Государственный совет, Собственная его Императорского Величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, ряд комитетов и канцелярий.

Предложения по совершенствованию государственной машины поступали в основном из среды крупных государственных деятелей. Так, министр внутренних дел П.А. Валуев посоветовал образовать вместо Госсовета выборный совещательный орган с регулярно заседавшей верхней палатой и со съездом государственных гласных от земств, городов и окраинных районов, имевшим совещательную функцию. Предложение не было реализовано. Та же участь постигла идею М.Т. Лорис-Меликова о введении народных представителей в комиссии Государственного совета. Можно предположить, что столь явное противодействие нововведениям объясняется не только несогласием оппонентов из числа других государственных деятелей (В.А. Долгоруков, В.Н. Панин и др.), но и опасением поколебать неограниченную власть монарха и тем самым нарушить первую статью Основных законов Российской империи.

Государственный совет сохранил значение высшего законосовещательного органа. Возглавлялся Государственный совет великими князьями Константином Николаевичем (1865-1881 гг.) и Михаилом Николаевичем (1881–1909 гг.). Его члены назначались царем. Также в состав Госсовета входили министры. Вопросы обсуждались общим собранием Государственного совета, а готовились в департаментах и комиссиях. Таким образом, структурно данный орган изменений не претерпел.

Во время «великих реформ» Госсовет вел сложную работу по обсуждению и доработке проектов законов для последующего утверждения императором. В эти годы Госсовет продемонстрировал заметную самостоятельность, позволяя себе обоснованные возражения императору. Например, большинство его членов было против законопроекта о земских начальниках, но Александр III его все же утвердил6. Публичное рассмотрение законопроектов с неизбежной оглаской их содержания и разногласий членов Совета стало одной из основных причин относительного снижения его роли по сравнению с более закрытыми институтами государства. После наивысшего подъема активности Госсовета в 60 – 70-е гг. XIX в. наступил период спада в его деятельности, и он стал местом «почетной ссылки» высших сановников.

По характеру деятельности, составу, делопроизводству к Государственному совету близки были высшие комитеты, создаваемые по определенному поводу, с определенной целью, нередко временно: Главный комитет об устройстве сельского состояния, Второй Сибирский комитет (до 1864 г.), Кавказский (до 1882 г.), Западный (1862–1865 гг.), Комитет по делам Царства Польского (1864–1881 гг.), Комитет железных дорог (1859–1874 гг.), Комитет Сибирской железной дороги (1892–1905 гг.).

Формально после Госсовета стоял еще один высший государственный орган – Правительствующий Сенат. Он сохранил старое значение высшего органа суда и надзора, но осуществление судебной реформы 1864 г. и общественно-политическая обстановка в стране вызывали некоторые структурные изменения и в нем. Так, отпала необходимость в апелляционных департаментах Сената, которые раньше были высшей инстанцией для местных судов. В 1866 г. были образованы кассационные департаменты (Уголовный и Гражданский), которые рассматривали жалобы на решения местных судов. Возглавляли их опытные чиновники из прокуратуры.

В 1884 г. в Сенате был создан 2-й апелляционный департамент с иными функциями. Назывался он «крестьянским», так как рассматривал жалобы на губернские по крестьянским делам присутствия, на губернское присутствие по хозяйственному и земельному устройству крестьян. А в 1872 г. в составе Сената было учреждено «Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах», ставшее высшим судом по политическим делам. В него входили сенаторы и сословные представители – назначаемые царем по списку Министерства внутренних дел и юстиции на год губернский и уездный предводители дворянства, губернский городской голова и волостной старшина Петербургской губернии.

Большинство дел в Особом присутствии рассматривалось при закрытых дверях, отчеты по ним печатались в сокращенном виде. Кассационные жалобы на решения присутствия разрешалось подавать в общее собрание Гражданского и Уголовного кассационных департаментов Сената. В Особом присутствии рассматривались крупнейшие процессы того времени. Отрицательная реакция общественности на эти процессы заставила правительство принять соответствующие меры. И уже с 1878 г. политические дела рассматривались в военно-окружных судах на закрытых и ускоренных процессах.

В 1885 г. в составе Сената был образован Высший дисциплинарный суд, который в обход принципа «несменяемости судей» получил право устранять неугодных судей.

Комитет министров выполнял те же функции, что и в предыдущий период, – рассматривал законопроекты, отчеты министерств, дела, связанные с надзором за государственным аппаратом, личным составом правительственных учреждений и т.д. Но в пореформенное время он становится и органом карательной политики. Так, по закону 1872 г., министр внутренних дел подавал на имя Комитета министров представления о запрещении книг или периодических изданий, которые признавались вредными. Комитет министров принимал решение об их уничтожении. Через данное учреждение в эти годы проходили решения об укреплении власти губернаторов, об усилении полиции, введении временных генерал-губернаторов, о евреях, о правилах печати и т. д. В то же время Комитет не смог обеспечить единства государственного управления и проведение согласованной правительственной политики. К началу XX в. Комитет министров сохранил характер высшего административного учреждения, в которое, по замечанию С.Ю. Витте, вносилась «масса административного хлама — все, что более или менее точно определено законами, а также важные законодательные акты, которые рисковали встретить систематическое и упорное сопротивление со стороны Государственного совета»7.

В связи с потерей значения Комитета министров особенно остро обозначилась необходимость координации деятельности органов исполнительной власти. Решить данную проблему был призван новый административный орган России – Совет министров.

Необходимость создания подобного органа диктовалась еще несколькими обстоятельствами. Важнейшие государственные вопросы в основном решались при личных беседах императора с министрами и главноуправляющими, что вносило дезорганизацию в и без того запутанное управление империей. Так же, как уже упоминалось выше, для России XIX в. было характерно существование многочисленных комитетов и комиссий, имевших временный чрезвычайный характер. Создание Совета министров имело, кроме того, и особый политический подтекст. Ввиду неудовлетворенности дворянства и высших государственных кругов характером и содержанием готовящихся преобразований, для подготовки и проведения реформ требовался орган, который не зависел бы от других институтов государственной власти и действовал бы под непосредственным контролем императора.

В итоге в ходе осуществления буржуазных реформ был создан новый высший правительственный орган — Совет министров (1857-1882 гг.) – совещательный орган по общегосударственным делам под председательством царя.

На новый орган управления возлагались надежды по обеспечению коллегиальности и регулярности функционирования учреждений, проведению согласованной правительственной политики, осуществлению эффективного контроля над министерствами и ведомствами, объединению отраслей государственного управления.

В Совет министров входили министры, главноуправляющие, председатели Комитета министров и Государственного совета и некоторые близкие к царю лица. Председателем Совета был царь.

Новый орган обладал некоторыми особенностями рассмотрения дел, выгодно отличающими его от других органов государственной власти и управления. О дате, времени проведения и повестке заседаний членам Совета сообщалось с помощью извещений. Совет министров не имел собственной канцелярии, его бумаги хранились у управляющего делами Комитета министров. Собирался Совет нерегулярно. В отсутствие императора заседания не проводились. Решения Совета министров имели форму «высочайших повелений», а право решать рассматриваемые вопросы принадлежало исключительно Александру II. Если обсуждение дел в Государственном совете или в Комитете министров оформлялось соответственно «мнениями» и «положениями», которые затем выносились на утверждение императора, то в Совете министров дела решались непосредственно, что превращало Совет в более эффективный орган управления, чем все до него существовавшие.

Несмотря на многие положительные моменты, цель создания Совета министров полностью реализована не была. Его деятельность ставилась в прямую зависимость от воли императора. Сами министры видели в нем источник ограничения их свободы и предпочитали решать дела наедине с императором. Следует согласиться с высказыванием отечественных исследователей о том, что Совет министров постепенно превращался в личный Совет императора, где совместное обсуждение вопросов служило «лишь средством для определения позиции самого царя»8. Со временем Совет министров погряз в рассмотрении мелких дел, число заседаний сократилось до одного в год.

Собственная его Императорского Величества канцелярия практически не изменилась в эти годы, продолжая играть значительную роль в аппарате. Во второй половине XIX в. Государственный совет был не единственным звеном законодательной системы. Каждый законопроект, направляемый в Госсовет, проходил рассмотрение во втором отделении Собственной его Императорского Величества канцелярии, редактировался, рецензировался, а в некоторых случаях и создавался в этом отделении. Там же велась работа по переизданию законов Российской империи. После ликвидации второго и третьего отделений в 1882 г. были расширены функции первого отделения, особенно по заведыванию личным составом чиновников и созданию соответствующих подразделений (Комитет о службе чинов гражданского ведомства и Инспекторский отдел).

В целях совершенствования системы государственного управления в пореформенной России расширились функции почти всех министерств, изменилась их структура. Так, например, Министерству внутренних дел было поручено проведение грандиозной крестьянской реформы, был создан Земский отдел. Через Главное управление по делам печати МВД был поручен контроль за печатью. В августе 1880 г. в составе министерства создается Департамент государственной полиции, первыми директорами которого стали В. К. Плеве (1884 г.) и П. Е. Дурново (1884–1893 гг.). Параллельно ликвидируется третье отделение императорской канцелярии.

Департамент государственной полиции стал высшим органом политической и общей полиции в Российской империи. Личный состав департамента формировался из гражданских лиц с юридическим образованием. Кадры третьего отделения были отправлены на пенсию. Структура департамента включала делопроизводства и отделы. На новое подразделение МВД были возложены следующие функции: предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка; ведение дел о государственных преступлениях; организация и наблюдение за деятельностью полицейских учреждений; охрана государственных границ и пограничных сообщений; выдача паспортов русским подданным; выдача видов на жительство иностранцам; высылка иностранцев из России; наблюдение за всеми видами культурно-просветительской деятельности; утверждение уставов различных обществ.

В феврале 1879 г. в составе МВД России было высочайше утверждено Главное тюремное управление.

К компетенции Главного тюремного управления изначально были отнесены все места заключения гражданского ведомства, арестантская пересыльная часть, приюты для несовершеннолетних. Некоторое время вопросы ссылки и содержания политических арестантов по-прежнему оставались в ведении Департамента исполнительной полиции, но впоследствии и они были переданы в Главное тюремное управление.

Следует подчеркнуть, что Главное тюремное управление сразу же с момента своего создания заняло особое место в структуре МВД, хотя формально оно являлось одним из множества структурных подразделений министерства. Достаточно сказать, что наряду с обозначенным подразделением в системе МВД функционировали такие, как Департамент духовных дел иностранных исповеданий, Управление главного врачебного инспектора, Управление по делам воинской повинности, Департамент полиции и так далее. Главное тюремное управление было автономным и пользовалось известной самостоятельностью, поскольку "законом ему предоставлено было принимать собственною властью, не испрашивая особого разрешения Министра Внутренних Дел, все вообще распорядительные меры, необходимые для действия существующих законов по тюремной части»9. Это особое положение будет сохранено за Главным тюремным управлением вплоть до краха Империи.

Главное тюремное управление состояло из начальника, его помощника, тюремных инспекторов и канцелярии.

Начальник управления назначался высочайшим указом правительствующему Сенату по представлению министра внутренних дел и обладал весьма обширными полномочиями. Он заведовал всеми местами заключения гражданского характера, арестантской пересыльной частью, исправительными приютами. Начальник Главного тюремного управления также отвечал за расход ассигнованных по сметам кредитов и осуществлял надзор за местными учреждениями тюремного управления без дополнительных санкций министра внутренних дел. Ему подчинялись на правах командира неотдельного корпуса все чины конвойной стражи и лица, участвовавшие в ее управлении, по части службы при арестантах гражданского ведомства.

Высочайшим указом правительствующему Сенату от 13 декабря 1895 г. заведование тюремной частью гражданского ведомства было передано Министерству юстиции.

Таким образом, министр юстиции стал во главе тюремного ведомства России, автоматически получив звание президента Общества Попечительного о тюрьмах. Однако непосредственное руководство тюремной частью, как и ранее, осуществляли Главное тюремное управление и совет по тюремным делам.

Главное тюремное управление по-прежнему сохраняло свою самостоятельность в структуре Министерства юстиции, так же как и ранее в системе МВД.

Исследуя компетенцию Главного тюремного управления и в структуре МВД, и в составе Минюста, можно выделить направления их деятельности:

1. Центральное и местное тюремное управление, включающее в себя руководство личным составом (тюремными чинами) как в центре, так и на местах; подбор, расстановку обучение и материально-финансовое обеспечение служащих по тюремной части.

2. Административно-хозяйственная деятельность. К ней относились организация снабжения арестантов (как местных, так и пересыльных) продовольствием, одеждой, обувью и постельными принадлежностями; организация режима в местах заключения.

3. Управление ссылкой. Основным местом ссылки являлись Сибирь и остров Сахалин, удаленность которых от центра уже существенно осложняла управление ими. Тем не менее инспекционные поездки в те регионы регулярно осуществлялись как инспекторами, так и непосредственно самим начальником управления.

4. Строительные работы. Данное направление считалось одним из приоритетных, так как подразумевало возведение новых тюремных зданий и расширение старых в целях устранения переполненности мест заключения. Только за первые десять лет своего существования, то есть с 1879 г. по 1889 г., Главным тюремным управлением было затрачено на строительство свыше трех миллионов рублей. В результате было возведено 11 новых тюремных зданий и переоборудовано 57. За 15 лет деятельности Главного тюремного управления число мест для заключенных увеличилось более чем на 10 тысяч10. Многие из этих мест лишения свободы функционируют до сих пор.

5. Пересылка арестантов. Непосредственно ею занимался главный инспектор по пересылке арестантов. Обозначенный инспектор распоряжался пересылкой арестантов по всем этапным трактам, назначал офицеров и нижних чинов в конвойные команды и перемещал их, ходатайствовал о награждении офицеров и нижних чинов за конвойную службу и особые заслуги по тюремному ведомству. Он также регулировал количественный состав конвойных команд, предавал младших офицеров военному суду за преступления, относящиеся к нарушению конвойной службы, решал все вопросы, касающиеся конвойной службы.

6. Тюремный патронат. Это направление деятельности Главного тюремного управления включало в себя поощрение и помощь в организации на местах общественной поддержки заключенным и освободившимся из мест лишения свободы. Сюда же необходимо включить работу по экспертизе и регистрации уставов обществ патроната.

7. Контроль за созданием и функционированием воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних. Осуществлялась экспертиза и регистрация уставов таких заведений.

8. Духовно-нравственное исправление заключенных. Это направление предполагало создание Главным тюремным управлением условий для организации и работы в местах заключения библиотек, начальных школ, церковных служб.

9. Нормотворческая деятельность. Работа по созданию законов велась управлением весьма интенсивно, хотя не все проекты, подготовленные этим ведомством, получали законодательную поддержку. За период с февраля 1879 г. по февраль 1914 г., то есть за 35 лет деятельности Главного тюремного управления, был создан 461 закон по тюремной части, из которых 150 имели общеимперское значение. Остальные касались отдельных регионов России или даже конкретных мест заключения11.

10. Международная пенитенциарная деятельность. Международная деятельность Главного тюремного управления представляла собой весьма серьезную работу по изучению и обобщению зарубежного пенитенциарного опыта. С 1878 г. Россия участвовала в работе международной пенитенциарной комиссии, в пенитенциарных и тюремных конгрессах и конгрессах патроната. Таким образом, Главное тюремное управление кроме административно-управленческой деятельности занималось также обобщением отечественной и зарубежной научно-практической деятельности в области исполнения уголовного наказания.

В пореформенный период еще более возросло значение Министерства финансов. В сфере финансового управления существенное значение имела реформа Госконтроля. Действовавшее с 1839 г. Главное управление госконтроля Министерства финансов в начале 60-х гг. повысило свой статус, став ведомством с местными органами и расширенными правами по надзору за соблюдением и гласностью бюджета.

В это же время были упразднены винные откупы. Торговлю спиртным сделали свободной, а с 1863 г. производство спиртного обложили акцизным сбором. Акциз на водку, как косвенный налог, стал большим источником доходов для государства. С его введением Департамент разных податей и сборов разделили на два — неокладных и окладных сборов.

Департамент неокладных сборов заведовал питейным, табачным, свеклосахарным, спичечным, керосиновым акцизами и пошлинами: гербовыми, судебными, канцелярскими, паспортными, страховыми и т. д. Акцизы в 70-е и 80-е годы XIX в. составляли 35–40 % доходов государства.

Департамент окладных сборов заведовал системой прямого обложения, натуральными повинностями (дорожной, постойной и т. д.).

С 1864 г. в аппарате министерства существовал Департамент торговли и мануфактур, управлявший казенной промышленностью и «попечительствовавший» над частной промышленностью и торговлей.

При министрах финансов Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградском и С.Ю. Витте в России значительно увеличились косвенные налоги. В связи с этим Департамент неокладных сборов был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (1896 г.), заведовавшее акцизными сборами и казенной продажей спиртных напитков. Министерство через свои органы устанавливало размеры цен на поставку в казну спирта, продажные цены на спиртные напитки, рассматривало ходатайства о постройке винокуренных заводов и т. д.

Большие изменения произошли в кредитной системе государства. В I860 г. был создан Государственный банк для «оживления кредитной системы», а после финансовой реформы 1898 г. Госбанк стал и эмиссионным учреждением. Были созданы Крестьянский поземельный (1882 г.) и Дворянский земельный (1885 г.) банки, которые возглавлял один управляющий. В 1894 г. возникло Министерство земледелия и государственных имуществ (из ранее существовавшего Министерства государственных имуществ). Основными задачами нового министерства стали улучшение состояния сельского хозяйства путем казенного попечительства о расширении полезной для земледелия территории, распространение агрономических знаний, развитие кустарных промыслов.

В структуру нового министерства входили различные подразделения, например, Сельскохозяйственный совет. Его председателем был министр. Совет состоял из чиновников министерства, помещиков и зажиточных крестьян, приглашенных на год. Совет обсуждал законопроекты, выяснял нужды сельского хозяйства России. Практические меры, предлагаемые Советом, реализовывал Департамент земледелия. Он же заведовал сельскохозяйственными учебными заведениями, организовывал сельскохозяйственные выставки и т. д. Отдел сельскохозяйственной экономики и статистики изучал условия, в которых развивались сельские хозяйства. Отдел земельных улучшений заботился об орошении земель, осушении болот и т. д.

Министерство народного просвещения занимало скромное место в государственном аппарате. Основным направлением его деятельности являлся контроль над просветительными учреждениями. Учитывая возросшие потребности в специалистах в связи с развитием промышленности, дорожного строительства и вообще с изменением экономической ситуации в стране, в структуре министерства были созданы Отделение по техническому и профессиональному образованию (1884 г.), Особое отделение департамента по заведованию промышленными училищами (1893 г.), Отдел департамента по женскому профессиональному образованию (1900 г.).

В других министерствах (морском, иностранных дел и др.) изменения были сравнительно небольшими. В эти годы в основном уточнялись их функции, акцентировалось внимание на тех или иных организационных проблемах.

Всего в России в конце XIX в. насчитывалось около 15 министерств и учреждений этого ранга.

Заканчивая рассмотрение системы государственного управления Российской империи второй половины XIX в., хотелось бы отметить, что изменения в высших и центральных органах власти, вновь возникших или продолжающих свою деятельность в этот период, были обусловлены в первую очередь проводимыми реформами или контрреформами. В управление страной были привнесены некоторые элементы буржуазной государственности, сменился кадровый состав чиновничества, изменились структура и функции высших и центральных органов и учреждений. Изучение особенностей истории российской государственности, реформ, управленческой культуры пореформенной России помогает глубже понять современные проблемы, заглянуть в будущее.

Библиографические ссылки и примечания


  1. См.: Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск, 1997. С. 68.

  2. Там же. С. 71.

  3. Там же.

  4. См.: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII–начало XX в.). СПб., 2000. Т. 1. С. 140.

  5. См.: Быстренко В.И. Указ. соч. С. 71.

  6. См.: История государственного управления в России. М., 2001. С. 161.

  7. Витте С.Ю. Воспоминания: В 3 т. Т. 2. М., 1960. С. 259.

  8. Макаров С.В. Создание Совета министров Российской империи // Правоведение. 1993. № 2. С. 106.

  9. Печников А.П. Главное тюремное управление Российского государства (1879 г. - октябрь 1917 г.). Красноярск, 2001. С. 67.

  10. Там же. С. 83.

  11. Там же. С. 86.
^

Список литературы и источников





  1. Винокурова М.М. Эпоха реформ 1860-х годов в России / М.М. Винокурова. - М.: Изд-во АО «Бюро «Денди», 1993.

  2. Витте С.Ю. Воспоминания: В 3 т. Т. 2. – М., 1960.

  3. Государственность России: Государственные и церковные учреждения, сословные органы местного самоуправления, единицы административно-территориального, церковного и ведомственного деления (конец XV в. – февраль 1917 г.): словарь-справочник. – М.: Наука, 1996.

  4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 3-е изд. / Н.П. Ерошкин. – М.: Высш. шк., 1983.

  5. История государственного управления в России: учебник / под общ. ред. Р.Г. Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 384 с.

  6. Макаров С.В. Создание Совета министров Российской империи / С.В. Макаров // Правоведение. – 1993. – № 2. – С. 101-106.

  7. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.): в 2 т. / Б.Н. Миронов. – СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. – Т. 1. - 548 с.

  8. Печников А.П. Главное тюремное управление Российского государства (1879 г. - октябрь 1917 г.): монография / А.П. Печников. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2001.

  9. Российское законодательство X – XX веков. Т. 6: Законодательство первой половины XIX века. – М.: Юрид. лит., 1988. – 432 с.




 © Богунова О.В., 2006

Похожие:

О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconВопросы к экзамену по дисциплине «История политических и правовых учений»
Политические и правовые учения в России во второй половине XIX- первой половине XX века
О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconКурсовая работа по теме «Благотворительная деятельность вятских банков...
«Благотворительная деятельность вятских банков во второй половине XIX – начале XX века»
О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconКакие органы государственной власти и управления возникли в России в первой половине XIX века?
Какие органы государственной власти и управления возникли в России в первой половине XIX века? Какие из них действовали до начала...
О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconФормирование политико-правовой доктрины российского либерализма во...
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права Современной гуманитарной академии
О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconВнешняя политика во 2 половине 20 века
Эволюция глобального лидерства США в международных отношениях во второй половине XX в
О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconРегиональная история Российской империи конца XIX начала XX века в живописи Лукиана Попова

О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconСовершенствование управления внутрифирменным аудитом
Внутрифирменный аудит в настоящее время развивается очень быстро и не стоит забывать о системе его управления. От управления зависит...
О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconПостановление от 22 июля 2013 г. N 360 об утверждении государственной...
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 08. 04. 2011 n 117 "О совершенствовании системы программно-целевого...
О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconКурсовая работа на тему: Информационная система государственного управления
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности информации, в системе государственного управления; раскрытие понятия информационной...
О. В. Богунова Совершенствование системы государственного управления Российской империи во второй половине XIX в iconПостановление от 14 апреля 2014 г. N 161 об утверждении государственной...
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 08. 04. 2011 n 117 "О совершенствовании системы программно-целевого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница