Федеральное агентство по образованию
Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования - филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный
технологический университет»
СОГЛАСОВАНО Директор ИПК и ПРПО
_____________________ А.А.Муравьев
| УТВЕРЖДЕНО Ученым советом ИДПОПК и ПС
ГОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет»,
протокол №______ от ___________ 2009г.
Председатель ученого совета ИДПОПК и ПС _________________________ Г.П.Карлов
| ПРОГРАММА
повышения квалификации педагогических работников подведомственных
Рособразованию государственных учреждений НПО и СПО
^
ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ДЕЙСТВИЕ»
по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии» ^ Наименование
| Количество часов
| Лекции
| 26
| Практические занятия
| 42
| Индивидуальные занятия с преподавателем
| -
| Самостоятельные занятия
|
-
| Итоговая аттестация
| 4
| ВСЕГО
| 72
| Новосибирск
2009г.
^
Целью настоящей программы является формирование у слушателей практических умений по проектированию учебных занятий в опоре на интерактивные методы и технологии обучения, ориентированного на действие.
^ являются:
развитие структурированного мышления слушателей;
расширение и углубление представлений о функционалистской и личностно-ориентированной парадигмах образования;
формирование умения применять различные техники при работе с информационными источниками;
развитие способности слушателей организовывать педагогический процесс в опоре на технологии обучения, ориентированные на действие.
^
2.1 ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
1 Введение в курс. Активные технологии знакомства, ожидания и пожелания слушателей, целеполагание, программа курса, особенности организации учебного процесса.
2 Тенденции развития профессионального образования в России. Основные тенденции мирового развития, тенденции развития современного профессионального образования в России.
3 Личностно-ориентированный подходы в образовании.
3.1 Сущность и особенности личностно ориентированного подхода в образовании. Современные педагогические парадигмы: когнитивная (традиционная, знаниевая, консервативная), рационалистическая, личностно-ориентированная (феноменологическая, гуманистическая), функционалистская.
3.2 Принцип культуросообразности в образовании. Развитие личности, структура личности по Рубинштейну.
3.3 Компетентностный подход в образовании. Анализ рынка труда.
4 Технологии профессионального обучения, ориентированного на действие.
4.1 Основные четыре типа интерактивности в организации обучения. Ориентированность на действие как основа интерактивного профессионального обучения.
4.2 Аналитически-деятельностный подход. Методика исследования частного случая: цель реализации методики в образовательном процессе, этапы учебного занятия с ее использованием, варианты случая и способы их конструирования, специфика оригинального решения. Интерактивные методы изучения случая: остросюжетные случаи, случаи-инциденты, случаи, стимулирующие индуктивное/дедуктивное мышление, экспертное обсуждение и др.
4.3 Основы самостоятельного планирования деятельности. Методика дидактических задач: цель реализации в образовательном процессе, этапы учебного занятия с использованием данной методики, дидактические материалы (текст дидактической задачи и лист планирования), варианты методики: задание и анализ.
4.4 Обучение в деятельности на основе опыта. Деятельностно-индивидуализированное обучение. Методика направляющего текста: цель реализации в образовательном процессе, назначение направляющего текста, его структура, этапы учебного занятия с использованием данной методики, деятельность педагога и обучающихся на уроках с использованием направляющих текстов.
4.5 Сравнительная характеристика интерактивных технологий обучения, ориентированного на действие.
5 Проектирование учебных занятий на основе технологий обучения, ориентированного на действие.
5.1 Понятие о педагогической технологии: признаки педагогической технологии, отличие технологии от методики, виды технологических карт.
5.2 Диагностичная постановка цели учебного занятия: компетентностный подход в постановке цели урока, показатели качества обученности. Типология уроков производственного и теоретического обучения.
5.3 Отбор содержания учебного материала через построение структурно-логической схемы.
5.4 Методы интерактивной работы в ходе овладения содержанием образования.
5.5 Информационные и оценочные листы, специфика их разработки.
6 Разработка проекта плана учебного занятия с использованием методик преподавания, ориентированного на действие. Выбор темы учебного занятия, отбор содержания учебного материала, диагностичная постановка цели урока, определение типа и вида урока, разработка содержания, выбор интерактивных технологий и моделирование хода урока; разработка и оформление технологических карт, информационных и оценочных листов, листов планирования и других дидактических материалов к учебному занятию.
7 Презентация проектов планов урока.
8 Защита выпускных квалификационных работ. ^
№ п/п
| Темы и название
| Количество часов
| 1
| Введение в курс. Активные технологии знакомства, ожидания и пожелания слушателей, целеполагание, программа курса, особенности организации учебного процесса.
| 2
| 2
| Тенденции развития профессионального образования в России. Основные тенденции мирового развития, тенденции развития современного профессионального образования в России.
| 2
| 3
| Личностно-ориентированный подход в образовании.
| 8
| 3.1
| Сущность и особенности личностно ориентированного подхода в образовании. Современные педагогические парадигмы: когнитивная (традиционная, знаниевая, консервативная), рационалистическая, личностно-ориентированная (феноменологическая, гуманистическая), функционалистская.
| 4
| 3.2
| Принцип культуросообразности в образовании. Развитие личности, структура личности по Рубинштейну.
| 2
| 3.3
| Компетентностный подход в образовании. Анализ рынка труда.
| 2
| 4
| Технологии профессионального обучения, ориентированного на действие.
| 21
| 4.1
| Основные четыре типа интерактивности в организации обучения. Ориентированность на действие как основа интерактивного профессионального обучения.
| 4
| 4.2
| Аналитически-деятельностный подход. Методика исследования частного случая: цель реализации методики в образовательном процессе, этапы учебного занятия с ее использованием, варианты случая и способы их конструирования, специфика оригинального решения. Интерактивные методы изучения случая: остросюжетные случаи, случаи-инциденты, случаи, стимулирующие индуктивное/дедуктивное мышление, экспертное обсуждение и др.
| 5
| 4.3
| Основы самостоятельного планирования деятельности. Методика дидактических задач: цель реализации в образовательном процессе, этапы учебного занятия с использованием данной методики, дидактические материалы (текст дидактической задачи и лист планирования), варианты методики: задание и анализ.
| 4
| 4.4
| Обучение в деятельности на основе опыта. Деятельностно-индивидуализированное обучение. Методика направляющего текста: цель реализации в образовательном процессе, назначение направляющего текста, его структура, этапы учебного занятия с использованием данной методики, деятельность педагога и обучающихся на уроках с использованием направляющих текстов.
| 4
| 4.5
| Сравнительная характеристика интерактивных технологий обучения, ориентированного на действие.
| 4
| 5
| Проектирование учебных занятий на основе технологий обучения, ориентированного на действие.
| 20
| 5.1
| Понятие о педагогической технологии: признаки педагогической технологии, отличие технологии от методики, виды технологических карт.
| 4
| 5.2
| Диагностичная постановка цели учебного занятия: компетентностный подход в постановке цели урока, показатели качества обученности. Типология уроков производственного и теоретического обучения.
| 4
| 5.3
| Отбор содержания учебного материала через построение структурно-логической схемы.
| 4
| 5.4
| Методы интерактивной работы в ходе овладения содержанием образования.
| 4
| 5.5
| Информационные и оценочные листы, специфика их разработки.
| 4
| 6
| Разработка проекта плана учебного занятия с использованием интерактивных методик преподавания, ориентированного на действие. Выбор темы учебного занятия, отбор содержания учебного материала, диагностичная постановка цели урока, определение типа и вида урока, разработка содержания, выбор интерактивных технологий и моделирование хода урока; разработка и оформление технологических карт, информационных и оценочных листов, листов планирования и других дидактических материалов к учебному занятию.
| 13
| 7
| Презентация проектов планов урока.
| 2
| 8
| Защита выпускных квалификационных работ.
| 4
| Всего часов
| 72
| ^ №
п/п
| Темы практических занятий
| Кол-во часов
|
| Введение в курс. Активные технологии знакомства, ожидания и пожелания слушателей, целеполагание, программа курса, особенности организации учебного процесса.
| 2
|
| Сущность и особенности личностно ориентированного подхода в образовании. Современные педагогические парадигмы: когнитивная (традиционная, знаниевая, консервативная), рационалистическая, личностно-ориентированная (феноменологическая, гуманистическая), функционалистская.
| 4
|
| Ориентированность на действие как основа интерактивного профессионального обучения.
| 2
|
| Методика исследования частного случая: цель реализации методики в образовательном процессе, этапы учебного занятия с ее использованием, варианты случая и способы их конструирования, специфика оригинального решения. Интерактивные методы изучения случая: остросюжетные случаи, случаи-инциденты, случаи, стимулирующие индуктивное/дедуктивное мышление, экспертное обсуждение и др.
| 4
|
| Основы самостоятельного планирования деятельности. Методика дидактических задач: цель реализации в образовательном процессе, этапы учебного занятия с использованием данной методики, дидактические материалы (текст дидактической задачи и лист планирования), варианты методики: задание и анализ.
| 4
|
| Обучение в деятельности на основе опыта. Деятельностно-индивидуализированное обучение. Методика направляющего текста: цель реализации в образовательном процессе, назначение направляющего текста, его структура, этапы учебного занятия с использованием данной методики, деятельность педагога и обучающихся на уроках с использованием направляющих текстов.
| 4
|
| Диагностичная постановка цели учебного занятия: компетентностный подход в постановке цели урока, показатели качества обученности.
| 2
|
| Отбор содержания учебного материала через построение структурно-логической схемы.
| 2
|
| Методы интерактивной работы в ходе овладения содержанием образования.
| 4
|
| Разработка проекта плана учебного занятия с использованием интерактивных методик преподавания, ориентированного на действие. Выбор темы учебного занятия, отбор содержания учебного материала, диагностичная постановка цели урока, определение типа и вида урока, разработка содержания, выбор интерактивных технологий и моделирование хода урока; разработка и оформление технологических карт, информационных и оценочных листов, листов планирования и других дидактических материалов к учебному занятию. | 12
|
| Презентация проектов планов урока
| 2
| Всего часов
| 42
|
^
Слушатели составляют вопросы этапа планирования для направляющего текста и разрабатывают варианты частного случая.
^
Проектирование планов учебных занятий по преподаваемым педагогами дисциплинам с использованием методики исследования частного случая (с учетом преподаваемой дисциплины).
Проектирование планов учебных занятий по преподаваемым педагогами дисциплинам с использованием методики дидактических задач (с учетом преподаваемой дисциплины).
Проектирование планов учебных занятий по преподаваемым педагогами дисциплинам с использованием методики направляющего текста (с учетом преподаваемой дисциплины).
^
3.1 Основная литература
Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] – М, 1995.– 336с.
Беляева А.П. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической технологии // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. [Текст]. - СПБ, 1995. – С. 95-175.
Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Текст] // Педагогика. - 2002. - №3. – С.16-21.
Профессиональная педагогика / Под общ. ред С.Я.Батышева. [Текст]. – М.: 1999.– 903с.
Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 1996. – 288 с.
Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]. – Екатеринбург, 2008.– 160с.
^
Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. / В.П. Беспалько [Текст] - М-,1971.–34. с.
Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. /В.П. Беспалько [Текст] - М.,1971. –132 с.
Давыдова Е.С. Проблема перехода на личностно-ориентированную подготовку специалистов // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. - Кемерово, 1996. – С.250-252.
Никишина И.В. Личностно-ориентированная модель методической подготовки учителя // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. [Текст] - Кемерово, 1996. – С.261-263.
^
Райер, Г. Технологии профессионального обучения, ориентированные на действие [Текст] : Учебно-методическое пособие / Е.В. Лопанова, Т.Б Рабочих – 2-е изд. Перераб. и доп.- Омск: Омскбланкиздат, 2004. – 128с.
Черненко, Н.П. Проектирование урока на основе методов активного обучения [Текст] /Н.П. Черненко// Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 1998.- 52с.
Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании. Технологии профессионального обучения, ориентированного на действие: [Текст] /Е.В.Чуб // Методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. – 66с.
Программу разработала: доцент кафедры
методологии и методики профессионального
образования ИПК и ПРПО к.п.н. Е.В. Чуб |