Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности,




Скачать 108.86 Kb.
НазваниеНаучно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности,
Дата публикации04.07.2013
Размер108.86 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
litcey.ru > Право > Научно-исследовательская работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уфимский государственный авиационный

технический университет»

ПОЛОЖЕНИЕ

о научно-исследовательской работе студентов



Приложение

к приказу ректора

от __________

№ _______


1. Методологические основания НИРС

1.1. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности.

1.2. НИРС в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет» (далее Университет) является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.

1.3. НИРС позволяет наиболее полно реализовать индивидуальный подход к обучению и воспитанию студентов, дифференцированность при подготовке специалистов. Обучение в Университете с систематическим методически обеспеченным целенаправленным участием в научной и научно-технической деятельности – эффективный способ и средство формирования и развития у студентов творческой мотивации, ответственности, активной созидательной жизненной позиции.

2. Основные цели НИРС

Основными целями НИРС являются:

2.1. Создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве в соответствии с его способностями и потребностями;

2.2. Обеспечение единства образовательного, научного и производственного процессов с формированием и развитием творческих способностей, улучшением профессионально-творческой подготовки студентов, совершенствованием форм привлечения молодежи к научным исследованиям, научно-технической и изобретательской деятельности.

^ 3. Основные задачи НИРС

Основными задачами НИРС являются:

3.1.Создание предпосылок для воспитания и самореализации личностных и творческих способностей студентов:

- обеспечение условий для развития форм НИРС, направленных на выявление, раскрытие и развитие способностей, талантов учащихся и студентов;

- содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков работы в творческих коллективах и научно-организационной деятельности;

- развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;

- предоставление студентам возможности испытать при обучении свои силы в решении актуальных задач по различным направлениям науки, экономики, техники и культуры;

- привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству.

3.2.Осуществление органического единства обучения, научного творчества и практической деятельности студентов через:

- обеспечение прав студентов на участие в научных исследованиях, практических разработках и техническом творчестве;

- обогащение учебного процесса последними достижениями науки и техники, результатами научной и научно-технической деятельности вузов, в т.ч. использование при обучении результатов научных работ, полученных студентами;

- совместное участие студентов, преподавателей и научных сотрудников в выполнении исследований;

- привлечение студентов к участию в прикладных, методических, поисковых, фундаментальных научно-исследовательских, проектных и иных работах, как непременной составной части профессиональной подготовки

- совершенствование существующих и поиск новых форм интеграции образования с научной и производственной деятельностью.

3.3. Повышение массовости и результативности участия студентов в НИРС за счет:

- развития организационных форм НИРС, выполняемых во внеучебное время;

- развития тематики научных исследований студентов путём выполнения работ по решению научно-технических задач, актуальных для общества и государства:

- повышения результативности организационно-массовых, в т.ч. состязательных мероприятий (конкурсов, олимпиад);

- расширения научного и творческого сотрудничества со студентами других вузов, в т.ч. зарубежных стран;

- развития научно-творческой активности профессорско-преподавательского состава, научного персонала вузов в организации и руководстве научными исследованиями студентов;

- выявления, обобщения, распространения и использования положительного отечественного и зарубежного опыта, новых организационных и методических форм НИРС;

3.4. Воспитание, формирование и развитие у будущих специалистов:

- владения основами методологии рационального и эффективного освоения и использования знаний, научной, научно-исследовательской и научно-технической деятельности;

- умение вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм;

- способности использовать научные знания и быстро адаптироваться при изменении ситуаций и требований к своей деятельности и профессии;

- владения современными методами и технологиями в области науки, техники, производства, методологией и практикой планирования и оценки рисков, выбора оптимальных решений;

- умения определиться в профессиональной деятельности в соответствии с личными способностями, знаниями, навыками и стремлениями;

- готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

3.5. Содействие развитию форм, методов и способов эффективного отбора талантливой молодежи в вузы, а студентов – для дальнейшего профессионального обучения;

- развитие форм научно-технического творчества учащихся школ и техникумов, организационно-массовых мероприятий, способствующих обеспечению отбора в вузы молодежи, проявившей способности и склонность к научному и техническому творчеству;

- выявление наиболее одаренных и подготовленных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научно-исследовательской деятельности, создание благоприятных условий для развития их творческих способностей;

- содействие отбору способной молодежи для дальнейшего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях, пополнения научных и научно-педагогических кадров;

3.6. Содействие трудоустройству выпускников Университета, в том числе через создание и развитие молодежных творческих объединений.

^ 4. Организация НИРС

4.1. Основной принцип организации НИРС - комплексность, которая предполагает:

- последовательность (от простого к сложному) в освоении принципов, методов и технологий выполнения научных исследований в соответствии со стадиями образовательного процесса,

- преемственность научно-исследовательской работы на всех этапах (курсах) обучения с логичным усложнением методов и форм научного творчества, к участию в которых привлекаются студенты;

- интеграцию учебно-воспитательного, научного и практического процессов,

- применение различных форм морального и материального поощрения лиц, участвующих в организации и руководстве научным творчеством студентов.

4.2. Научная работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в лабораториях, научных, конструкторских и проектных подразделениях Университета, в студенческих научно-технических объединениях (конструкторские и иные бюро, центры, НИИ и т.п.).

Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты и преподаватели Университета, а также сотрудники научно-исследовательских подразделений и аспиранты.

Считать приоритетным право студента на выбор научного руководителя при согласии последнего.

4.3. НИРС подразделяется на:

– научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс;

– научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеучебное время;

– научные, научно-технические организационно-массовые мероприятия, в т.ч. состязательного характера, стимулирующие развитие НИРС и приобщение студентов к творчеству (студенческие научные конференции, семинары, студенческие олимпиады, конкурсы и т.п.), одновременно определяющие результативность и эффективность собственно научного труда студентов (публикации, авторство в научных отчетах, авторские свидетельства, патенты, реализуемые на практике разработки, награды на состязательных мероприятиях и т.д.);

4.4. Научно-исследовательская работа, включаемая в учебный процесс, предусматривает:

- выполнение учебных заданий, в т.ч. в период производственной и учебной практики, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер

- изучение методики, постановки, организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных в специальных курсах, которые могут включаться в учебный план за счет часов, находящихся в распоряжении Университета.

4.5. Научно-исследовательская работа, выполняемая студентами во внеучебное время (сверх или вне учебных планов), организуется в формах:

- работы в студенческих научных кружках;

- работы в студенческих научных семинарах;

- участия студентов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, выполняемых на кафедрах и в научных учреждениях Университета.

- работы в студенческих научных и научно-технических объединениях (в студенческих научных обществах, конструкторских, проектных, технологических, научно-информационных, переводческих, экономических и других бюро и лабораториях, в творческих мастерских и студиях, центрах научно-технического творчества, НИИ и т.п.);

- лекторской работы по распространению знаний в области науки, техники и культуры;

- работы на довузовском этапе с детьми и учащимися в кружках, физико-математических, экономических и других школах, станциях юных техников и т.п.

4.6. Общее руководство и ответственность за организацию НИРС в Университете возлагается на ректора (на факультете - на декана, на кафедре — на заведующего кафедрой).

Ответственность за организацию и развитие НИРС в Университете непосредственно несет проректор по научной и инновационной деятельности.

Проректор по учебной работе Университета ответственен за руководство НИРС в части форм и мероприятий, включаемых в учебные планы.

Научно-исследовательская часть (НИЧ) Университета ответственна за привлечение студентов к участию в научных исследованиях и разработках Университета, финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных средств.

4.7. Общее методическое руководство НИРС в УГАТУ осуществляет Совет по НИРС.

4.8. НИРС в Университете обеспечивают:

Ученый совет Университета, ученые советы факультетов, Совет Университета по НИРС, должностные лица, ответственные за организацию НИРС (проректоры по учебной работе и научно-инновационной деятельности, деканы факультетов, заведующие кафедрами, а также представители профессорско-преподавательского и научно-технического состава, ведущие научную работу со студентами;

научно-исследовательская часть, учебные, научные и технические подразделения Университета, привлекаемые к организации НИРС (учебные и научно-исследовательские лаборатории, учебно-научные комплексы, технопарки, отдел интеллектуальной собственности, библиотеки и т.д..

^ 5. Материальное обеспечение НИРС

5.1 Необходимые материальные затраты, связанные с проведением научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, выполняемых студентами на кафедрах, в научных лабораториях, в СКБ, проводятся в установленном порядке за счет средств, выделяемых вузу на образовательную деятельность и научно-исследовательскую работу, за счет средств, получаемых от выполнения договоров на НИОКР.

5.2. Руководство научной работой студентов является составной частью индивидуального плана работы каждого преподавателя Университета. Время, необходимое для руководства научной работой студентов, учитывается в индивидуальных планах профессорско-преподавательского состава кафедр в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работу.

5.3. Университет планирует и проводит организационно-массовые мероприятия НИРС за счет своих средств, а также дополнительно привлеченных для этого ресурсов из других источников. Финансирование проведения отдельных конкретных мероприятий может осуществляться за счет средств, выделяемых Минобрнауки России.
^ 6. Меры поощрения студентов и руководителей НИРС

6.1. Основными формами стимулирования студентов, участвующих в научно-исследовательской работе, преподавателей и сотрудников, руководящих научной работой студентов, являются:

- учет результатов, полученных в процессе выполнения научной работы, при оценке знаний (зачеты, экзамены и т.п.) на различных этапах обучения;

- выдвижение наиболее одаренных студентов на соискание государственных научных и именных стипендий, стипендий Ученого совета Университета, стипендий, учреждаемых различными организациями и фондами и т.д.;

- представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки и другие организационно-массовые мероприятия, предусматривающие награждение победителей;

- командирование для участия в различных отечественных и зарубежных научных форумах студентов;

- рекомендации для обучения или стажировки в ведущих учебно-научных центрах Российской Федерации или за рубежом;

- рекомендации для обучения в аспирантуре;

- материальное и моральное поощрение преподавателей и сотрудников Университета;

- финансовая и материально-техническая поддержка кафедр, лабораторий и научных коллективов, активно занимающихся НИРС;

6.2. За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе и организации НИРС, студенты, профессорско-преподавательский состав и научно-технические работники могут награждаться почетными грамотами, дипломами, ценными подарками, премироваться денежными премиями, направляться для участия на престижных выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах.

6.3. Многолетняя и плодотворная деятельность по руководству, организации и научно-методическому обеспечению научно-исследовательской работы студентов, ее совершенствованию и развитию может отмечаться отраслевой наградой - нагрудным знаком Минобрнауки России "За развитие научно-исследовательской работы студентов". К награждению могут быть представлены:

- преподаватели и научные сотрудники, работники Университета, более пяти лет занимающиеся организацией НИРС в Университете (факультете) и внесшие значительный вклад в ее развитие;

- студенты и молодые ученые, принимающие активное участие в научно-исследовательской работе и ее организации и добившиеся больших успехов в научном, научно-техническом творчестве, учебе и общественно-творческой деятельности;

- преподаватели и научные сотрудники Университета, под научным руководством которых студентами выполнено не менее пяти научных работ, отмеченных медалями ежегодного открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в Университетах Российской Федерации.




Похожие:

Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconО проведении конкурса «Лучший по профессии» и «Лучшее лечебно-профилактическое...
В целях повышения эффективности работы лечебно-профилактических учреждений, совершенствования профессионального мастерства специалистов...
Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconНаучно-исследовательская работа (нир) является важной составляющей...
Научно-исследовательская работа (нир) является важной составляющей деятельности филиала, занимая, наряду с обучением студентов, достойные...
Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconНаучно-исследовательская работа (нир) является важной составляющей...
Научно-исследовательская работа (нир) является важной составляющей деятельности филиала, занимая, наряду с обучением студентов, достойные...
Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconПрогнозирование потребности в специалистах с высшим профессиональным...
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, кафедра Экономики и Маркетинга, Коломна, Россия
Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconСоздан как образовательная и научно-исследовательская организация,...
Каменский Учебно-консультационный пункт (укп) создан в 1960 г. Новочеркасским политехническим институтом для организации обучения...
Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconЭкспертной группы по аттестации специалистов с высшим медицинским...

Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconМоу «Гимназия №7» г. Торжка
Организация профильного обучения на старшей ступени образования по индивидуальным учебным планам
Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconЭкспертной группы по аттестации специалистов с высшим медицинским...

Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconПеречень предприятий (организаций) муниципального образования Киришский...
Перечень предприятий (организаций) муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, участвующих в...
Научно-исследовательская работа студентов (нирс) одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, iconИсследовательская работа «Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте»
Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница