Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы




Скачать 414.2 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
страница1/3
Дата публикации28.03.2013
Размер414.2 Kb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3
Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦ3ИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии и управления персоналом

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
ДЕМОГРАФИЯ

Для специальности подготовки

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Санкт-Петербург

2007
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой социологии и управления персоналом.

Протокол от 10 октября 2007 г. № 2.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 25 октября 2007 г. № 2.

Маркова Е.В.

Демография. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбУУиЭ, 2007. – 39 с.


Учебно-методический комплекс дисциплины «Демография» предназначен для студентов социологических факультетов и отделений социологии университетов, обучающихся но специальности «Социология», «Государственное муниципальное управление», «Менеджмент организаций». Дисциплина читается на 2-м году обучения.

Учебно-методический комплекс подготовлен на основании требований Государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности «Государственное и муниципальное управление».

СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая учебная программа ………………………………………………. 4

I. Целевая установка и организационно-методические указания ………. 4

1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине …………………………… 4

II. Содержание разделов и тем дисциплины ………………………………. 8

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………. 25

2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины ………… 28

2.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28

3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы ….. 31

3.1. Общие положения …………………………………………………….. 31

3.2. Темы контрольных работ ……………………………………………. 32

3.3. Требования к оформлению контрольной работы …………………. 39

1. РАБОЧАЯ учебная программа
^ I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине
Дисциплина «Демография» предназначена для студентов социологических факультетов и отделений социологии университетов, обучающихся но специальности «Социология», «Государственное муниципальное управление», «Менеджмент организаций». Дисциплина читается на 2-м году обучения. Исходной базой для усвоения материала дисциплины являются знания, приобретенные в ходе изучения общеобразовательных дисциплин на первом курсе» Дисциплина «Демография», в свою очередь, является теоретико-методологическим обоснованием для профессиональной специализации в области социологической демографии и социологии семьи. Дисциплина демографии нацелена на приобретение студентами знаний об окружающих их явлениях жизни общества и демографических процессах, протекающих в современном обществе. Изучение курса демографии дает студентам знания о численности и структуре населения, занятиях. Половозрастном составе населения, миграционных и этнокультурных процессах, протекающих в современном обществе. Демография развивает у студентов способности к прогнозированию демографических процессов, состоянии населения, видах расселения, а также способности к изучению и пониманию закономерностей развития общественных явлений, связанных с распределением и перераспределением населения в пределах всей планеты или отдельной местности, зависимости движения населения под действием разнообразных социально» экономических факторов.

При изучении демографических процессов в обществе демография оказывается тесно связанной с такими учебными дисциплинами, как «философия», «этнология», социология», «психология», «культурология», «экономика», «политология», «статистика», и другими гуманитарными и математическими дисциплинами («статистика»). Взаимодействуя с другими 1уманитарными дисциплинами, демография имеет свой предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне гпециальных демографических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально- экономических наук. Курс демографии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого учебного блока.

Цели изучения дисциплины

  • формирование у студентов теоретических представлений о динамике и детерминантах демографических процессов в стране и мире,

  • приобретение студентами научной и методической эрудиции в области демографии,

  • овладение студентами основами анализа демографических феноменов,

  • приобретение навыков использования демографических знаний в анализе социальных, экономических и др. проблем, в решении практических задач.

Задачи дисциплины:

  • Изучить основные этапы становления демографии, как научной дисциплины и современных направлений демографических исследований в области социодемографической теории;

  • приобрести знания и навыки в области основ демографии;

  • овладеть основными понятиями демографии;

  • уметь рассчитывать, понимать и пользоваться демографическими показателями;

  • уметь понимать и объяснять особенности демографической ситуации в стране и мире и тенденций её изменения;

  • получить представление о главных теоретических и аксиологических парадигмах демографии, об основных направлениях демографических исследований, о теоретических основах демографического прогнозирования и демографической политики;

  • приобрести первоначальные знания в области социологического анализа демографических процессов и семейного поведения (рождаемости и репродуктивного поведения, смертности и самосохранительного поведения, брачности и разводимости и брачного поведения);

  • уметь использовать полученные знания при решении конкретных задач и практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

  • историю и этапы развития демографии как науки, основные социо-демографические теории и концепции как современности так и прошлых эпох, уметь отличать предмет и объект демографии от предмета смежных наук;

  • уметь ориентироваться в научной и учебной литературе по курсу демография, знать основные фундаментальные работы в области демографии;

  • основные разделы и содержание курса демография, определенного рамками учебной программы;

  • основные научные проблемы, связанные с анализом демографических процессов, характером половозрастной структуры населения, особенности миграционных процессов;

  • проявить научную эрудицию, знание системы понятий демо­графической науки, знакомство с основными объяснительными парадигмами и концепциями, существующими в мировой демографии;

  • способы применять полученные знания в анализе демографической ситуации в стране или регионе, а также продемонстрировать знакомство с различными точками зрения и концепциями теоретического характера в демографической науке.

Иметь представление:

  • о структуре социо-демографического знания, теориях и концепциях, а также о методологии демографического исследований, об особенностях населения планеты или отдельного региона мира, как подсистемы общества;

  • о демографических процессах, процессах воспроизводства общества, характере половозрастной структуры общества, о принципах и способах демографической статистики, прикладной демографии и демогрэфиксе;

  • о понятиях «жизненный цикл» населения, о принципах и методах статистического описания демографических событий, о демографическом прогнозировании и характере имитационных моделей жизненного цикла человеческой популяции;

  • о демографических понятиях «рождаемость», «брачность», «смертность» населения, демографических коэффициентах общего и частного характер, о динамике населения и её теоретической интерпретации, о теоретических основаниях демографической политики государства.

Владеть навыками:

  • навыками в области теории и практики демографии как научной дисциплины;

  • методикой социо-демографических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением, социометрическими методами, текстовыми методиками,

  • владеть принципами подготовки документации по переписи населения, уметь разрабатывать необходимый инструментарий и осуществлять контроль факторе в социально-демографическом эксперименте;

  • процедурой организации социо-демографического исследований, знать основные его этапы и методы статистического анализа;

^ II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Предмет демографии и научное объяснение в демографии.

Тема 1. Демография как наука

Задача демографии как науки — дать исследовательский инструмент для описания и объяснения тенденций демографических процессов, для разработки демографических прогнозов и мер демографической политики, а также для решения конкретных прикладных задач практической деятельности в сфере экономики, бизнеса, социальных отношений и т.п.

Предмет демографии: воспроизводство населения. Воспроиз­водство населения как предусловие социальной системы, как обеспечение непрерывности существования человеческого общества через замещение поколений. Население как единство демографической и социальной подсистем; взаимосвязь демографической структуры и Демографических процессов с социальной структурой и социальной Динамикой. Научное объяснение в демографии как процедура раскрытия связей между переменными структуры и динамики при одновременном учете переменных демографического поведения. Научное объяснение демографических изменений, тенденций рождаемости и смертности на основе мотивов и установок демографического поведения. Взаимная дополнительность поведенческого и факторного подходов при объяснении исторических изменений брачности, рождаемости и продолжительности жизни.

Демографические процессы — рождаемость, смертность, брачность, разводимость, формирование и разделение семей. Понятие о видах движения населения — «естественном» и «механическом» (миграции). Демографические структуры: возрастно-половая, брачная и семейная. Недемографические структуры населения» Основной критерий различения демографических и недемографических структур.
^ Тема 2. Население как подсистема общества

Демографическая подсистема: демографические процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, формирование и разделение семей. Понятие о видах движения населения — «естественном» и «механическом» (миграции). Демографические структуры: возрастно-половая, брачная и семейная. Недемографические структуры населения. Основной критерий различения демографических и недемографических структур.

Социальная подсистема: переменные социальной структуры (социальный статус, национальность, городской-сельский образ жизни, трудовая занятость, профессия, доход, образование и др.)

Переменные социальной динамики (социальная мобильность вертикальная и горизонтальная, брак и семья как источники приобретения и изменения социального статуса). Межличностные связи, пары и малые группы, ассоциации и общности, институты в системе социального действия. Социальные нормы, ценностные ориентации, установки и мотивы как регуляторы демографического поведения.
^ Тема 3. Методы демографии

Методы демографии - статистико-описательные, математико-статистические, собственно демографические, социологические и др.

^ Раздел II. Социологическая, экономическая, историческая демография и статистика населения: различие теоретических подходов.

Тема 4. Демография как система наук

Место демографии в ряду естественных и социальных наук. Историческая, социологическая, экономическая, этническая и медицинская демография. Основные критерии построения системы демографических знании - уровень теоретической интерпретации, объектно-предметный, связь с практикой. Демография и статистика населения: соотношение аналитического и описательных подходов. Демография и социальные дисциплины: право, экономика, политология. Историческая демография как объяснение специфических особенностей воспроизводства населения, рождаемости и смертности в ходе истории. Прикладная демография. Демогрэфикс.

^ Тема 5. Демография и социология

Социологический (поведенческий) подход к воспроизводству населения. Отличие социологической демографии от социальной. Демография и социология семьи — сходство и различия. Социологическая демография как объяснение и понимание демографического (репродуктивного, самосохранительного, бракоразводного) поведения семьи и личности. Жизненный цикл личности и семьи как объект социологической демографии, как последовательность стадий индивидуального цикла жизни и цикличность семейных стадий жизни меняющих друг друга поколениях. Статистическое описание событий полного индивидуального и семейного цикла жизни. Неполнота жизненного цикла семьи и её типология в связи со смертью членов семьи, разводами и депривацией родителей-детей, вынужденным и добровольным разделением супругов. Средняя продолжительность индивидуального и семейного цикла, линии демографического доведения и траектории жизненного цикла семьи и личности.

Вероятности событий жизненного цикла как основа прогнозирования. Возможности имитационного моделирования жизненного цикла.
^ Раздел Ш. Источники данных: переписи населения, текущий учёт, выборочные обследования и социолого-демографические исследования.

Тема 6. Демографическая информация

Определение, роль и значение в демографических исследованиях, в практике государственного управления и планирования развития. Первичная (исходная) и вторичная демографическая информация. Основные виды источников первичной информации о населении и Демографических процессах: переписи населения, текущий учет Демографических событий, списки и регистры населения, специальные и выборочные обследования.

^ Тема 7. Перепись населения как основной вид источников данных о численности населения и его структуре

Цели, принципы, основные отличительные черты современных переписей населения. Программа переписи и переписной лист. Программа разработки результатов переписи. Категории населения, учитываемые при переписях, — наличное население, постоянное население, юридическое (приписное) население., Критический момент переписи (момент счета). Методы проведения переписи - опрос и самозаполнение. Сплошные и выборочные переписи. Краткая история проведения переписей населения в мире, России и СССР.

^ Тема 8. Другие виды источников данных о населении

Текущий статистический учет «естественного» движения населения и миграции. Программа текущего учета. Основные в статистических учетных форм — свидетельства о рождении, смерти, браке, разводе. Особенности текущего учета миграции. Краткая история текущего статистического учета «естественного» движения населения и миграции в мире, России и СССР.

Списки и регистры населения. Их роль как источников первичной демографической информации. Автоматизированные текущие регистры населения. История регистров населения. Проблемы создания автоматизированного текущего регистра населения России

Выборочные и специальные обследования населения. Микропереписи 1985 и 1994 гг., их основные особенности. Роль социолого-демографических исследований в демографическом анализе. Краткая история социолого-демографических исследований в мире, СССР и России,
^ Тема 9. Вторичная демографическая информация

Основные виды демографической информации. Методы обработки информации и принципы публикация итогов переписей населения в России и СССР. Методика сбора данных и методы подготовки анализа и публикации данных о «естественном» движении населения России и СССР. Отечественные и зарубежные демостатистические справочники. Демографическая информация во Всемирной Паутине.
^ Раздел IV. Методы измерения численности и структуры населения и демографических процессов

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «бухгалтерский учет»
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Бухгалтерский учет» для студентов специальности 351400...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Методические...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Социология и управление персоналом»
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы Псков 2013
Методические рекомендации предназначены для студентов и слушателей выпускных курсов, профессорско-преподавательского состава
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной
Мачабели М. Ш. Методические рекомендации по выполнению выпу- скной квалификационной работы. – М.: Российский университет коопера-...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и аспирантов
Страхование : метод рекомендации по самостоят работе студентов и аспирантов / [сост. Н. А. Садовникова]; Саран кооп ин-т рук. – Саранск,...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ и учебные...
Английский язык. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ и учебные задания по грамматике / Сост. Королева л. А....
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы
Криштафович В. И. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (Раздел: продовольственные товары). М.:...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы (2 курс озо)
...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 28 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы iconМетодические указания по выполнению курсовой работы Ижевск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», и содержат...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница