Православная церковь и программа "12 шагов"




НазваниеПравославная церковь и программа "12 шагов"
страница1/7
Дата публикации29.03.2013
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7

Православная церковь и программа "12 шагов".

Опыт Данилова монастыря.


I. Постановка проблемы.

Алкоголизм и наркомания - одна из острейших проблем нашего времени, эпидемия, несущая в себе разрушение духовной, психической и физической природы человека и ставящая под угрозу его жизнь в семье и обществе.

Православные священнослужители постоянно сталкиваются с проблемой химической зависимости. К каждому батюшке приходят отчаявшиеся наркоманы, алкоголики и умоляют о помощи. Церковь для многих - последняя надежда. Но чаще к священникам обращаются за помощью уставшие и вконец измученные жены, матери, дети алкоголиков и наркоманов.

Для того чтобы оказать им квалифицированную помощь, необходимо знать, что же представляет собой зависимость как с духовной, так и с медицинской точки зрения, иметь представление о причинах, ее вызвавших, а также хорошо ориентироваться в современных системах реабилитации химически зависимых людей.

Мы убеждены, что Православная Церковь - это один из немногих институтов российского общества, способный качественно повлиять на развитие и улучшение социальной и здравоохранительной сферы. Более того, только она может устранить духовную опустошенность личности, порождающую алкоголизм, и наполнить жизнь человека подлинным смыслом. Не стоит говорить о церковно-аскетических рекомендациях в качестве панацеи от всех бед, должно быть разумное соединение методов сугубо духовных с достижениями современной медицины. Такая серьезная задача, возникшая перед Церковью сегодня, требует от нее активного взаимодействия как с медиками-профессионалами, долгое время ведущими работу с зависимыми людьми, так и с широко распространенными в наше время группами самопомощи, наиболее известными под именем Сообщества Анонимных Алкоголиков. Конечно, этот вопрос только начинает осмысляться и прорабатываться, идут серьезные дискуссии по этому поводу. Но уже ясно, что эффективно содействовать выздоровлению зависимых людей можно только путем создания сложных комплексных программ.

Вот уже несколько лет такие программы являются составной частью работы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, действующего при Московском Даниловом монастыре. За это время накоплен богатый опыт взаимоотношения с группами "Анонимных алкоголиков", сотрудники Центра хорошо знакомы с концепцией и основными положениями этой организации, а также методами ее работы.

В данном исследовании, исходя из имеющегося опыта и опираясь на авторитет священноначалия Русской Православной церкви, а также апеллируя мнениями известных специалистов в области наркологии, мы постараемся описать, что же конкретно представляет собой Сообщество Анонимных Алкоголиков и насколько используемая ими программа "Двенадцать шагов" эффективна и совместима с христианским вероучением.

^ II. Оценка современной ситуации.

В последние годы проблема алкоголизма и наркомании встала в России особенно остро. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем Обращении в день празднования иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 18 мая 2006 года с болью отметил кризисность современной ситуации:

"Проблема алкоголизма и наркомании в России остается одной из самых насущных и тревожных. Мы с сожалением признаем, что не менее четверти населения подвержены алкоголизму, а более половины - в той или иной степени зависимы от наркотических и химических веществ. Каждый третий студент и ученик старших классов уже имеет опыт знакомства с наркотиками. По словам святителя Иоанна Златоуста, "Пьянство - корень всех зол", и всем нам хорошо известно, сколь велико число преждевременных смертей, преступлений, дорожно-транспортных происшествий и аварий, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Очень часто пьянство или наркомания становятся причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания жертве этого греховного недуга. "Пьянство само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним…" - говорит Иоанн Златоуст. Не меньше страдают и близкие люди, особенно дети".

Об этом же говорил и ^ Викарий Святейшего Патриарха епископ Дмитровский Александр на IV Всероссийском конгрессе "Профессия и здоровье" в 2005 году, связывая рост алкоголизма и наркомании с неустроенностью социально-духовной сферы. Приведем основные тезисы его выступления.

"Современное общественное устройство исходит из того, что у каждого человека есть право на свободное развитие и становление, на позитивное взаимодействие с социумом, право на реализацию своего призвания и своей социальной роли. В жизни, однако, мы видим трудности в реализации указанных прав, что приводит к социальной дезадаптации - сложному и трагическому явлению, непосредственно связанному с вопросами здоровья работающего населения, то есть к нарушению взаимодействия индивидуума со средой, когда человек не может осуществлять свою позитивную социальную роль, которая соответствовала бы его возможностям. Именно эта все увеличивающаяся социальная дезадаптация в среде детей и молодежи приводит к катастрофическому росту таких страшных явлений, как наркомания, алкоголизм и сектантство.

Мы убеждены, что от отсутствия возможности полноценного духовного развития люди страдают больше, чем от недостатка физического здоровья, образования или от недостатка полноты семейной жизни.

Духовность в самом общем виде можно понимать как то высшее, что определяет человека как личность и дает смысл и цель человеческого существования в его свободе, осознании и реализации своего назначения. С точки зрения христианства, наиболее ярко духовность проявляется в сфере личных свободных и ответственных отношений человека с Богом, другими людьми и окружающим миром. Духовность раскрывается в нравственном законе, который для христиан содержат заповеди Господни и определяет мировоззрение людей.

Если обратиться к опыту и исследованиям специалистов в области социальной и детско-молодежной работы, то мы увидим, что основные социальные проблемы так или иначе соприкасаются именно с духовной сферой.

Первой и основной причиной социальных проблем является бессмысленность жизни. Поиск смысла жизни выражается в мировоззрении человека. Имея те или иные нравственные и жизненные ценности, человек в их свете осмысливает себя и окружающий мир. Имея перед собой цель, человек вырабатывает стратегию жизни и определяет средства ее реализации. Перед любым человеком, тем или иным образом, но обязательно встают вечные вопросы бытия: "Кто я и зачем я живу?" "Почему мне плохо?" и "Что надо сделать, чтобы стало лучше?" Ответить на эти вопросы можно лишь в рамках целостного духовно-нравственного мировоззрения. Если хоть один вопрос из этой триады остается без ответа, то наиболее вероятен уход от созидательного построения жизни и обретение иллюзорного синтетического счастья.

Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис семьи. Так сложилось, что в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для людей. Из разряда основополагающих она перешла для многих во второстепенную, неизбежно рутинную. Изменение культуры общества в глобальном масштабе, урбанизация, развитие новых социальных отношений и иные факторы привели к тому, что традиции семейной жизни утрачены и современные семьи в принципе не могут выполнять те социальные и, в том числе, духовные функции, которые были свойственны им на протяжении столетий. Прежде всего, семья утратила способность быть лоном любви, основой воспитания и социальной адаптации детей.

К сожалению, функции семьи в наше время, в связи с размыванием и девальвацией семейных ценностей, переходят на другие социальные институты, но очевидно, они не могут заменить семью или до конца восполнить ее.

Вслед за кризисом семьи необходимо упомянуть современный кризис образования. Исходя из самого этого понятия, ясно, что образование призвано содействовать человеку в целостном формировании его личности и в становлении его как полноценного члена общества. Образование включает в себя, во-первых, обучение разнообразным знаниям, во-вторых, воспитание, усвоение основ жизни, направленное на формирование мировоззрения и, в-третьих, практические навыки по воплощению знаний на основании воспринятого мировоззрения. Таким образом, образование, как и семья, призвано непосредственно отвечать за полноценное и в том числе духовное развитие человека. С наступлением кризиса семьи очевидно, что воспитательная функция образования должна была сильно возрасти. Однако в наше время мы видим, что образование понимается слишком узко - как исключительно научение знаниям, как приспособленчество к быстротекущим общественно-политическим или экономическим переменам; оно в очень слабой степени способствует полноценному становлению человека.

Культурная сфера жизни нашего общества все более и более ориентируется на потребительские и развлекательные запросы, все более замыкается на удовлетворении наиболее примитивных потребностей человека. Понятия личного греха и личной ответственности перед Богом и обществом становятся в наше время все более относительными, уходят из культурного пространства и заменяются на свою противоположность. Грех, в христианском его понимании, зачастую не просто легализуется - он поощряется. Современная массовая культура никак не соотносится с культурным достоянием прошлого, выхолащивает духовное богатство русской и европейской культуры, которая создавалась под прямым влиянием христианства. Такое положение вещей непосредственно влияет на снижение духовного здоровья.

Но с чего нам нужно начинать, заботясь об оздоровлении нашего общества? Христианство говорит о том, что исцеление социума должно начинаться с изменения, исцеления самого человека. Это относится и к трудящимся на ниве помощи другим. Господь наш Иисус Христос в Своей проповеди всегда обращался к конкретному живому человеку с личным призывом. Он не призывал Своих современников к свержению современного Ему политического строя, к перераспределению материальных благ, но говорил о духовном преображении человеческой личности, о нравственном перерождении каждого конкретного человека и всего человечества. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48) - вот суть проповеди Господа Иисуса Христа.

Поэтому первоочередной заботой Православной Церкви является духовное и нравственное преображение человека. В основу этой тайны Христос полагает покаяние, то есть перемену ума, мыслей, сердца, искреннее стремление к изменению себя и духовному преображению. Спасение мира начинается со спасения отдельной человеческой личности. От того, как определит себя каждый отдельный человек по отношению к Богу, ближним и самому себе, то есть от его мировоззрения, и зависит в конечном итоге судьба окружающего мира. Через духовную заботу о человеке Православная Церковь способна повлиять на развитие и качественное улучшение и социальной сферы". [7]

III. Зависимость и причины её вызывающие.

^ 1. По мнению Церкви.

Для того чтобы правильно понять принятое несколько лет назад решение о сотрудничестве Данилова монастыря и Патриаршего центра с группами самопомощи, мы предлагаем подробнее остановиться на самом понятии "зависимость" и постараться разобраться, кто такой зависимый человек, с точки зрения христианского мировоззрения. Ведь именно вера дает глубину понимания этого вопроса и причин, порождающих зависимость, а следовательно, может способствовать наиболее полному их устранению.

Еще в 1953 году Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определила алкоголизм (так же, как и наркоманию) как прогрессирующее неизлечимое заболевание, характеризующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание. Так что же это такое - грех или болезнь и так ли он неизлечим - об этом рассказывает иеромонах Иона (Займовский), начальник Отделения программ социальной и психологической помощи Патриаршего центра и руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.

"Согласно православному учению, дух, душа и тело человека находятся в неразрывном единстве. У человека, страдающего любым видом химической зависимости, проявляются нарушения во взаимоотношениях с людьми, в разрыве необходимых социальных связей, физическом разрушении тела и психики. Алкоголизм (наркоманию и другие формы химической зависимости) можно считать единой болезнью, имеющей духовнопсихосоциобиологические корни, хронической и неизлечимой по сути.

Зависимость включает в себя и страсть (духовно-нравственный аспект), и болезнь (психический и физический аспекты), и генетическую предрасположенность.

С духовной точки зрения, проблема любой зависимости - в утрате человеком связи с Богом, потере нравственных смыслов и ориентиров и в стремлении заменить их любым суррогатом: алкоголем, наркотиками, деньгами, властью, сексом, работой, путешествиями и т.д. Это один из многочисленных способов бегства от реальной жизни, нежелание брать на себя ответственность, болезненная неспособность, не столько нежелание, сколько именно неспособность, невозможность адекватно реагировать на реальность. Причем для возможно полного понимания как самой проблемы зависимости, так и путей ее преодоления важно учитывать, что у алкоголиков и наркоманов и физиологический, и психо-эмоциональный механизмы также стремятся восполнить свою неполноценность.

С точки зрения биологии, химическая зависимость - это болезнь, в отличие, например, от пьянства, которое есть только грех. Разница в том, что пьяница может не пить. Алкоголик не пить не может. Организм требует постоянного поступления определенных веществ. Если человек, не алкоголик, перепил, ему плохо примерно так же, как если бы он съел несвежие продукты. Если пьет алкоголик, у него возникает синдром похмелья - жажда вновь принять алкоголь. Это жажда самого организма выпить яд, которым он отравился. Принимая даже небольшую дозу химического вещества, наркотика или алкоголя, человек теряет контроль, запускаются определенные процессы, которые сам он остановить не в силах.

Важное значение для понимания проблемы химической зависимости имеет генетический фактор. Медицине известно, что организм человека может нести в себе ту или иную предрасположенность: например, к определенному заболеванию. Наркология также говорит о наследственной, генетической предрасположенности к химической зависимости детей от родителей алкоголиков и наркоманов: человек рождается с перестроенной генетикой, у него на различных уровнях нет каких-то ферментов, способных обеспечить его здоровое состояние".

Об этом же говорит и^ Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградски, справедливо добавляя, что одной из причин духовного неблагополучия человека, вызвавших ту или иную зависимость, могут быть и социальные условия:

"Причины алкоголизма и наркомании лежат внутри человека. Конечно, бывает предрасположенность к алкоголю, которая определяется генетически, такому человеку сопротивляться тяжелее, чем тому, у кого нет тяжелой наследственности.

Кроме того, социальные условия жизни толкают людей к порокам. Люди находятся в состоянии стресса и для разрядки употребляют алкоголь или наркотики. Одно дело жить в спокойной атмосфере, например, в уединении, в обители, или на лоне природы, на берегу моря. И другое дело иметь восьмичасовой рабочий день и два-три часа потратить на давку в общественном транспорте, затем бороться с житейскими тяготами, нехваткой денег, преодолевать семейные неурядицы и множество других трудностей. В данном случае правильно говорят, что алкоголизм - это социальная болезнь. Но при всем этом я уверен, что если человек даже в самых тяжелых условиях имеет приоритет духовной жизни над физической, если он умеет управлять своими страстями, опираясь на свою веру и мировоззрение, то он не станет алкоголиком. Поэтому алкоголизм, в каком-то смысле, - всегда результат духовного опустошения, ослабление способности человека управлять своими страстями". [1]

Анализируя представленные цитаты, можно сделать заключение, что причинами алкоголизма являются как внутреннее неустройство человека, кризис социальной жизни, так и сугубо генетические предпосылки. Что же касается соотношения греха и болезни, то иеромонах Иона (Займовский) выше выразил мнение православной церкви: «Алкоголизм - это болезнь, которая является следствием греховной природы человека». Итак, Церковь не осуждает алкоголика за его болезнь, но стремится помочь ему осознать и с Божьей помощью преодолеть это пагубное воздействие на его тело и душу.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Православная церковь и программа \"12 шагов\" iconПрограмма тура
Верхний и Нижний город, крупнейшая православная церковь в Эстонии — собор Александра Невского, смотровые площадки, улицы Короткая...
Православная церковь и программа \"12 шагов\" iconНастоящий сборник тематически продолжает брошюру «Православная Церковь...
Настоящий сборник тематически продолжает брошюру «Православная Церковь об аномальных явлениях, или что нужно знать о дьяволе» (Издательство...
Православная церковь и программа \"12 шагов\" iconРусская православная церковь священный синод
Целью молодежного форума является разработка Концепции и Стратегии молодежного служения Русской Православной Церкви
Православная церковь и программа \"12 шагов\" iconРусская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1
Меры Петра I по отношению к духовенству, принятые до учреждения Св. Синода (указы 1701 – 1718 гг.)
Православная церковь и программа \"12 шагов\" iconРусская православная церковь в ВОВ
Силен враг, но "велик Бог земли Русской", как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст,...
Православная церковь и программа \"12 шагов\" iconБелорусская Православная Церковь Витебская Епархия Паломническая...
Александро-Невская Лавра, часовня Ксении Петербургской, Казанский Храм и часовня  преп. Серафима Вырицкого, Иоановский монастырь,...
Православная церковь и программа \"12 шагов\" iconВскую шаташася языцы?
Рожества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа надо было праздновать 25 декабря 7500 года (7 января 1992)! Ведь именно...
Православная церковь и программа \"12 шагов\" icon15 (28) ноября 24 декабря (6 января), включительно 7 января Святая...
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения...
Православная церковь и программа \"12 шагов\" iconУкраинская Православная Церковь станет автокефальной? 22. 01. 2008....
Киево-Печерской лавре прошел Архиерейский Собор упц мп, который принял новую редакцию Устава об управлении упц. При этом члены Собора...
Православная церковь и программа \"12 шагов\" icon1220 родился александр невский (1220 14. 11. 1263),князь, правнук...
Орды, Александр Невский сильно простудился и умер в Городце Волжском. Глава церкви, митрополит Кирилл в таких словах возвестил о...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница