Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству




Скачать 304.25 Kb.
НазваниеОбзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству
страница1/2
Дата публикации31.03.2013
Размер304.25 Kb.
ТипОбзор
litcey.ru > Право > Обзор
  1   2



ской Федерации от 04.10.2010 г. № 986);

  1. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);

  2. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255).

  3. «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010 г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г. № 01–438).

  4. «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600).

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р)

  2. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).


Обзор действующих учебно-методических комплектов

по изобразительному искусству

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованные (допущенные) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

В 2010 г. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО совместно с издательством ВЕНТАНА-ГРАФ был проведен авторский семинар Л.Г. Савенковой, в котором приняли участие почти 100 учителей-предметников общеобразовательных учреждений Челябинской области. Новая предметная линия, включающая учебники и рабочие тетради с 1 по 4 класс авторов Л.Г. Савенковой и Е.А. Ермолинской рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год и полностью соответствует стандартам второго поколения, направленным на деятельностное освоение искусства.

Образовательная программа «Школа 2100» под редакцией А. А. Леонтьева в издательстве «Баласс» выпустила учебники с 1 по 4 класс авторов О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации. Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России». УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда (ИОС) «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы. В комплекте учебников «Школа России» учебник для 1 класса автора Л.А Неменской, для 2 класса - автор Е.И Коротеева, для 3 класса – автор Н.А Горяева., для 4 класс – автор Л.А Неменская, для 5 класса - Н.А Горяева, О.В Островская, для 6 класс - Л.А. Неменская, для 7-8 классов – А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского оснащена рабочей программой: Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского, 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. – 129 с.

Издательством «Просвещение» выпущены рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации учебники и рабочие тетради с 1 по 4 класс авторов Т.Я. Шпикаловой и Л.В. Ершовой. Предметная линия учебников под реакцией Т.Я. Шпикаловой является частью системы учебников «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник») и создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, нравственности, саморазвития как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны. Издана рабочая программа: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под реакцией Т.Я. Шпикаловой. 1-4 классы.
^ Особенности преподавания изобразительного искусства

в 2011/2012 учебном году

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение федеральных государственных образовательных стандартов. Особенностью 2011/2012 учебного года является введение ФГОС начального общего образования в 1-х классах, последовательная подготовка к введению ФГОС основного общего образования. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущие варианты аналогичных документов являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилась методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Изменилась и структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

  1. к структуре основной образовательной программы;

  2. к условиям реализации основной образовательной программы;

  3. к результатам освоения основной образовательной программы.

В основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики. Стратегия социального проектирования и конструирования в системе образования предусматривает требование признания существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; переход к возрастносообразному построению образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей обучающихся и задач, определяющих вектор их познавательного и личностного развития; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширение зоны ближайшего развития.

ФГОС начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. ФГОС НОО предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В процессе художественной деятельности происходит развитие творческого воображения и художественно-образного мышления учащихся. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения — создание нового продукта, предполагающее интеграцию всего комплекса знаний по искусству и связанных с ним дисциплин:

  • биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе),

  • историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории — исторический жанр в искусстве),

  • математикой (геометрия),

  • физикой (оптика),

  • технологией (технологии художественной обработки материалов),

  • информатикой (компьютерная графика).

Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности графического дизайна (реклама, фирменный стиль, упаковка и т.п.), промышленного дизайна (посуда, ткани, одежда, бижутерия, парфюмерия и т.п.), арт-дизайна, архитектурного дизайна, ландшафтного дизайна, средового дизайна (интерьеры, городская среда и т.п.). Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

Каждый учитель самостоятельно или совместно с учениками определяет темы проектов, с последующим предъявлением результатов в социуме. Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разные по уровню сложности, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.

По своему виду проектные продукты могут быть:

  • материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

  • действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

  • письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных видов. Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда – в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже – мероприятия (например, проведение урока, игры или организация турнира). Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

В любой проектной деятельности есть «заказчик». Кто может являться явным или потенциальным заказчиком проектной учебной деятельности? Конечно, это в первую очередь, сам учитель. Он может мотивировать обучающихся на выполнение проектов, необходимых:

  • самому учителю для последующего использования в качестве наглядного материала на занятиях (наглядные пособия и презентации), для оформления кабинета;

  • школе для оформления школьных аудиторий и рекреаций, праздников, выполнения сувениров к различным праздникам;

  • городу для организации выставок и других праздничных мероприятий (например, новогодняя елка и т.п.);

  • области, стране и миру (участие в областных, всероссийских и международных выставках и конкурсах).

Еще одним «потенциальным заказчиком» могут являться родители. Однако мотивировать родителей на участие в проектной учебной деятельности тоже должен учитель. Он сам придумывает темы проектов, которые могут заинтересовать родителей: например, проектирование приусадебного (садового) участка, проектирование фасада или интерьера архитектурного сооружения, имеющего практическую необходимость. Так же «заказчиками» могут являться общественные и промышленные организации, существующие в той местности, где происходит учебная деятельность. Для этого учителю необходимо провести исследовательскую деятельность в области необходимости и актуальности выбранной тематики. Выполненные на должном уровне проекты могут быть представлены соответствующим организациям для последующего воплощения. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации. На занятиях изобразительным искусством используют следующие блоки проблемных заданий:

  • познание творческих способов и методов (акцентирование, схематизация, типизация, гиперболизация, агглютинация, олицетворение, придумывание сказочных историй, защита фантастических проектов);

  • усвоение способов создания художественного образа (композиционная организация изображения, способы изображения пространства и объема, цвета и освещения, формы и конструкции, декоративного решения образа и др., избираемые в зависимости от замысла);

  • усвоение приемов изобразительного творчества разнообразными материалами и технологиями (графическими, живописными, пространственно-пластическими, декоративно-прикладными).

В основе проблемы лежит противоречие. Следует помнить, что противоречие создается для учеников, а не для учителя, для которого оно не является проблемой. На уроке можно создавать проблемные ситуации, которые основаны на противоречиях, имеющих прямое отношение к особенностям восприятия учебной информации школьниками.

Учитель – исследователь найдет множество мотивов лично и / или социально значимых для постановки цели и задач исследования, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, учитывать опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Задачи урока (занятия) направлены на воспитание (личностные результаты), развитие (метапредметные результаты) и обучение (предметные результаты). Поставленные цели и задачи должны быть диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными).

Следовательно, постановка цели учебного занятия как лично и/или социально значимой, направленной на практический результат; через решение проектной проблемы; определение критериев оценки практической работы (учителем и/или учащимися); активное использование организованной по законам композиции экспозиции детских работ для воспитательных и социальных аспектов обеспечивает последовательность введения ФГОС общего образования.

Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре ФГОС появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения художественного образования.

В 2010 г. во Дворце пионеров и школьников им. Н.К.Крупской в Челябинске открылся информационный центр по атомной энергии (конт. тел. 8-90430-25-123, 8-912-40-630-77). В центре на бесплатной основе организован лекторий с использованием современного интерактивного оборудования (стереопроектор и электронная система голосования). Посещение лектория позволит учителю изобразительного искусства в занимательной для детей форме виртуального путешествия организовать изучение тем «Города мира» и «Архитектура Санкт-Петербурга».

Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО включен анализ документов и материалов ФГОС в программу курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства. В предметных научно-методических журналах «Изобразительное искусство в школе», «Юный художник», газете «Искусство» (приложение к «1 сентября») опубликованы рекомендации по организации методической работы в условиях введения ФГОС.
^ Рекомендации по составлению рабочих программ

по изобразительному искусству

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

На основе федерального компонента государственных стандартов основного общего образования (2004 г.) были разработаны:

  • примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству;

  • примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству.

Стандарты и примерные программы были опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

На основе ФГОС основного общего образования (2010 г.) также разработаны примерные программы по учебным предметам. ФГОС и проекты примерных программ были опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5–7 классы. Музыка, 5–7 классы. Искусство, 8-9 классы. Проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения)

Примерные программы по изобразительному искусству содействуют реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой.

Кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО рекомендует учителям общеобразовательных учреждений Челябинской области следующую последовательность (алгоритм) действий по составлению рабочей учебной программы по предмету «Изобразительное искусство».

1. Выбор основной учебной программы в составе учебно-методического комплекта – предметной линии. Это решение является стратегическим и определяет перспективу обучения школьников с 1 по 4 класс или с 5 по 7 класс. Определение учебно-методического комплекта по предмету осуществляется в соответствии с миссией общеобразовательного учреждения на основе анализа образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). При этом требуется учитывать объем учебного времени, отведенного на изучение изобразительного искусства в учебном плане школы (лицея, гимназии), а также наличие условий, необходимых для реализации учебной программы (кадрового, материально-технического обеспечения и др.). Особенно необходимо учитывать эти требования при отборе (разработке) рабочих учебных программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2. Конкретизация содержания рабочей учебной программы и требований к уровню подготовки обучающихся по классам, разделам и темам. При этом учителю необходимо сформулировать предметное содержание вариативной части учебной программы, в том числе региональный (национально-региональный) и школьный компонент. Учителю также следует продумать систему реализации межпредметных, межкурсовых и внутрикурсовых тематических связей. Это позволяет отразить в содержании рабочей учебной программы особенности условий общеобразовательного учреждения и избежать дублирования учебного материала.

В отличие от общепринятого представления о стандарте как унификации, сужающей значение предмета до перечня дидактических единиц, смысл данного образовательного стандарта заключается в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого может расширяться, наполняясь новыми аспектами, усиливающими его интеллектуальный и эмоциональный потенциал. Проблема разгрузки содержания, остро стоящая перед образованием, имеет свою специфику в образовательной области «Искусство». Разгрузка не должна быть связана с примитивизацией содержания учебных программ по изобразительному искусству.

3. Составление календарного учебно-тематического плана. Примерными учебными программами по изобразительному искусству предусмотрен резерв свободного учебного времени. При составлении календарно-тематического плана в рабочей учебной программе необходимо распределить этот резерв для реализации учителем авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, использования современных образовательных технологий. Календарно-тематический план составляется в соответствии с учебным графиком, утвержденным в общеобразовательном учреждении.

Количество уроков четверти соответствует необходимому количеству уроков для изучения одной темы. Тема первого урока четверти должна быть взаимосвязана с изучением предыдущего материала. В календарно-тематическом плане:

  • распределяется учебное время, отводимое на изучение изобразительного искусства по классам, разделам и темам;

  • определяется (при необходимости) тип и форма учебного занятия;

  • отражается система текущего и промежуточного контроля (повторительно-обобщающие занятия, уроки контроля и учета знаний, домашние задания;

  • указываются изучаемые материалы учебника (учебных пособий).

4. Составление пояснительной записки к рабочей учебной программе. В пояснительной записке приводятся:

  • реквизиты нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов, в соответствии с которыми составлена рабочая учебная программа;

  • наименование примерной учебной программы или вариативной программы, на основе которой разработана рабочая программа с обоснованием выбора данной системы обучения (предметной линии);

  • формулировка целей изучения изобразительного искусства в общеобразовательном учреждении на данной ступени обучения;

  • общая характеристика структуры и содержания учебных курсов, в том числе регионального (национально-регионального) и школьного компонентов;

  • обоснование распределения в календарно-тематическом плане учебного времени, отведенного на изучение изобразительного искусства, по классам, разделам и темам;

  • краткое описание средств обучения (учебно-методического комплекса), обеспечивающих реализацию рабочей программы.

5. Оформление рабочей учебной программы в качестве нормативного школьного документа.

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, рабочие программы отдельных учебных курсов должны содержать:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета и курса;

  • общую характеристику учебного предмета и курса;

  • описание места учебного предмета и курса в учебном плане;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса;

  • содержание учебного курса;

  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  • планируемые результаты изучения учебного предмета и курса.


^ Организация воспитательной работы и внеурочной деятельности

по изобразительному искусству

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-нибудь одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Учителям изобразительного искусства рекомендованы к использованию следующие программы художественно-эстетического направления: «Смотрю на мир глазами художника», «Юный гитарист», «Хореография», «Школьный театр "Петрушка"». Познакомиться с примерными программами внеурочной деятельности художественно-эстетического направления можно в сборниках:

  • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с – (Стандарты второго поколения).

  • Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

  • Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010 – 111 с. – (Стандарты второго поколения).

Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уж потом на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества. Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, любительское видеотворчество, дизайн и т.п.- позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна, режиссура социальных игр.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социальных одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта, занятия объединений художественного творчества.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это организация и проведение художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе и школе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Это художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

Информацию о конкурсах на текущий учебный год можно посмотреть на сайтах: http://www.rosavetrov.ru/Frameset-8.htm,

http://www.russiankids.ru/

http://www.my-domenaurora.okis.ru/

http://www.holofond.ru/

http://edu.syzran.ru/?p=1243

http://www.74211s044.edusite.ru:

Ежегодно областной центр дополнительного образования детей совместно с детской картинной галереей (г. Магнитогорск) проводит в декабре – областной фестиваль-конкурс детских объединений театрального и игрового творчества «Новогодний переполох», в марте – областная выставка-конкурс детского творчества «Россия-матушка, Урал-батюшка».

Учителям изобразительного искусства рекомендуется провести внеклассные мероприятия, посвященные следующим памятным датам в 2011 – 2012 гг.:

- 22 августа 2011 г. – День Государственного флага РФ (20 лет);

- 27 августа 2011 г. – День российского кино;

- 2 октября 2011 г. – День рождения электронной почты (40 лет);

- 8 ноября 2011 г. – Международный день КВН (10 лет);

- 16 января 2012 г. – 130-летие со дня рождения известного российского живописца Аристарха Васильевича Лентулова;

- 11 февраля 2012 г. – почитатели таланта Любовь Петровны Орловой вспомнят о том, что 135 лет назад родилась эта замечательная артистка театра и кино;

- 21 марта – День Земли, призванный побудить всех жителей планеты быть внимательнее к окружающей природе.
^ Организация оценивания уровня подготовки обучающихся

по изобразительному искусству

Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные результаты, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями стандарта. Это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их произведениях: наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждение о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников, деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе отражены в книге «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч.2/ Л.А. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – (Стандарты второго поколения). Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

К ряду заданий приводятся также комментарии методического характера, содержащие рекомендации по организации оценочной деятельности и способам фиксации результатов выполнения задания актуальные и в основной школе. Задания сформулированы таким образом, чтобы любое знание, умение непосредственно проявлялось в каком-либо виде художественно-творческой деятельности, так как творческое развитие и контроль уровня его развития возможны только в процессе художественно-творческой деятельности. Предлагаемые задания базового и повышенного уровней сложности являются примерными и могут быть заменены с учетом особенностей программы на равноценные.
  1   2

Похожие:

Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству. 5-8 класс Разработала:...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству 2004 г
Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству. 5-8 класс Разработчики:...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству 2004 г
Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconII. Обзор действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание предмета
Рф от 24. 12. 2010 №2080 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе...
Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд.,...
Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconПрограмма по изобразительному искусству Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С.,Шорохов Е. В, Кубышкина...
Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству (2 класс) составлена...
Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного...
Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconРабочая программа по искусству. 9 класс Разработала: Глебова Маргарита Аркадьевна пос. Лувеньга
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству
Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconРасписание занятий курсов повышения квалификации на базе гбоу сош...
Фгос ноо при использовании системы учебно-методических комплектов «Начальная школа XXI века». «Создание современной образовательной...
Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconАксенова Лариса Ивановна
Задачи: 1 обучение описанию спортивных действий; 2 развитие коммуникативной компетенции – умение создавать собственное высказывание;...
Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству iconУрок по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Конструкция...
Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге мы заглянули в крестьянскую избу конца 19 века
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница