Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна




Скачать 426.36 Kb.
НазваниеПетербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна
страница1/4
Дата публикации31.03.2013
Размер426.36 Kb.
ТипУчебное пособие
litcey.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4


Санкт-Петербургский Государственный Университет

Факультет международных отношений

Цветкова Наталья Александровна



Международная образовательная политика США




Учебное пособие





Санкт-Петербург


2003





Содержание







Введение.









Глава I

Становление программ международного образования США как инструмента внешней политики.









Глава II

Эффективность использования международных образовательных программ США (на примере государств Восточной Европы и Ближнего Востока)










Глава III

Механизмы формирования и реализации международных образовательных программ США.









Глава IV

Тенденции международной образовательной политики США в начале 21 в.









Заключение.









Список рекомендуемой литературы.





Введение

Внешняя угроза национальной безопасности США является основным стимулом создания программ обучения социально-профессиональных групп зарубежных обществ – интеллигенции, государственных чиновников, политических лидеров и военных, - способных влиять на принятие политических решений, выгодных правительству США. Возможное вторжение Германии в Латинскую Америку во время Первой и Второй мировых войн угрожало потерей влияния США и привело к созданию программ обучения политических лидеров и государственных чиновников Аргентины, Венесуэлы и Мексики; угроза американским интересам в Европе и на Ближнем Востоке в период «холодной войны» привела к созданию программ обучения зарубежных граждан (молодежи и интеллигенции), наиболее подверженных влиянию советской идеологии; неприятие ценностей американского общества в мусульманских странах и террористические атаки на США способствовали формированию новых программ обучения молодежи, общественных лидеров в исламских странах.

Со второй половины 19 в. международные образовательные программы являются частью международных отношений и общественной дипломатии, обеспечивая культурное, идеологическое и политическое взаимодействие между нациями. Государства, занимающие активную позицию на международной арене, используют международные образовательные программы во внешней политике для формирования благоприятного имиджа страны за рубежом и усиления влияния в других государствах. Европейские государства – Франция и Великобритания – одними из первых использовали программы обучения элиты стран Ближнего Востока и Средней Азии в качестве инструмента упрочнения связей между метрополией и колониями. В 1930-50е гг. США превратились в лидирующую державу по масштабам финансирования и распространения в мире правительственных образовательных программ в целях формирования лояльных групп зарубежных обществ. Политические и экономические изменения на территории бывшего СССР после 1991 г. позволили международным образовательным программам США прочно закрепиться в России и вовлечь немалое число политиков, бизнесменов, ученых, военных специалистов и студентов. Участие российских граждан в

международных образовательных программах США определяет актуальность данного спецкурса. Формирование у студентов научных знаний о международной образовательной политике США в 1930е-2000е гг. и практических подходов к использованию образовательных программ США в дальнейшей карьере является целью написания учебного пособия.

В учебном пособии термин "международные образовательные программы США" подразумевает совокупность федеральных программ обучения интеллигенции (академические программы); государственных чиновников, политиков и специалистов различных областей (технические программы); представителей вооруженных сил (военные программы) зарубежных государств.

Хронологические рамки пособия охватывают 30е гг. 20 в. – начало 21 в. События данного временного промежутка иллюстрируют как трансформации на международной арене и внутри США (появление внешних угроз, смена правящей администрации, изменение расстановки партийных группировок в Конгрессе США и др.) влияют на развитие международной образовательной политики США.

Пособие состоит из трех глав: первая глава посвящена выявлению причин подчинения международных образовательных программ задачам внешней политики США; во второй главе рассматривается эффективность использования международных образовательных программ США на примере стран Восточной Европы и Ближнего Востока; в третьей главе представлен анализ правительственных ведомств, участвующих в формировании и реализации международной образовательной политики США.

Учебное пособие написано на основе архивных и опубликованных документов внешнеполитических ведомств США (Госдепартамента, Совета Национальной Безопасности и др.), а также на основе материалов Конгресса США (Комитета по внешней политике Сената и Комитета по международным отношениям Палаты Представителей и др.).

Глава I

Становление программ международного образования США как инструмента внешней политики.
В главе рассматриваются причины включения международных образовательных программ США во внешнеполитический механизм.
Уникальность развития международной образовательной политики США состоит в том, что различные образовательные программы, зарождаясь в разное время для реализации внешнеэкономических и неполитических задач, слились в единую систему, став составной частью политики США по защите национальной безопасности в 1956 г.

Предвестником использования академических обменов в политических интересах США можно назвать инициативу правительства Т. Рузвельта в 1907 г. о расходовании части контрибуции, выплачивавшейся Китаем правительству США после Боксерского восстания, для обучения 2 000 китайских студентов в американских вузах.

Началом крупномасштабного использования программ международного образования для укрепления экономического и политического положения США в других государствах является период между двумя мировыми войнами. В 1920-30е гг., в связи с проникновением нацистской и большевистской пропаганды в Латинскую Америку, являвшейся сферой влияния США, число образовательных программ для академических кругов стран западного полушария было утроено. США удалось переориентировать академическую элиту Мексики, Аргентины, Кубы, Бразилии, которая активно участвовала в европейских программах обмена, на образовательные программы США. Для координации программ обучения и получения бюджетных средств на их реализацию впервые был создан отдел в Госдепартаменте. Образовательные программы были направлены на решение конкретной внешнеполитической задачи - не допустить проникновения европейских государств в сферу влияния США. Кроме правительства, частный бизнес США в странах Латинской Америки сыграл свою роль в развитии программ международного образования. Благодаря Н. Рокфеллеру, владельцу сети нефтяных компаний в странах западного полушария, осуществлялась подготовка специалистов из стран Латинской Америки. Это был ответ на действия европейских бизнесменов, которые проводили обучение экономистов и менеджеров для укрепления связей между Европой и Латинской Америкой.

За несколько месяцев до начала Второй мировой войны в 1939 г. президент Ф. Рузвельт официально пообещал оказать экономическую и военную помощь любой латиноамериканской стране, которой будет угрожать агрессия. В рамках помощи администрация Рузвельта приступила к обучению латиноамериканских военных в американских вузах, а также направила военных экспертов США в страны западного полушария. Как и программы обучения специалистов, военное обучение служило противовесом действиям немецких военных, которые с середины 1930х гг. предоставляли стипендии офицерскому составу вооруженных сил стран Латиноамериканского региона для обучения в вузах Германии.

Участие США во Второй Мировой войне послужило следующим фактором "давления" внешнеполитических задач на образовательные обмены и усиления контроля за программами со стороны Госдепартамента. Война диктовала необходимость осуществления пропаганды всеми средствами, в том числе и посредством обучения влиятельных граждан зарубежных стран. В течение войны происходил процесс подчинения образовательных программ пропаганде: образовательные программы стали контролироваться военными агентствами (Координационный комитет обороны, Объединенный комитет начальников штабов и Служба военной пропаганды), которые занимались пропагандой в зарубежных странах. После окончания войны программы обучения не были отделены от пропаганды, и образовательная политика США сохранила тенденцию обучения иностранных граждан, представляющих политический интерес для США. Потенциальные участники образовательных программ выбирались американскими дипломатическими представительствами в зарубежных странах по принципу «потенциальной полезности» для США. Данный критерий подразумевал обучение тех граждан зарубежной страны, которые оказывают или в перспективе потенциально могут оказывать влияние (пусть даже опосредованное) на принятие политических решений в своей стране: журналистов, учителей, чиновников, военных, ученых, бизнесменов, а также студентов вузов. Таблица 1 представляет процентное распределение участников американских образовательных программ относительно профессионального статуса.

Таблица 1

Характеристика состава участников академических, технических, военных образовательных программ США, 1950-1990


^ Типы образовательных программ

Профессиональный статус участников

Процентное соотношение

Академические программы

Студенты, учителя, журналисты, ученые и пр.

36 %

Военные программы

Старший офицерский состав

33%

Технические программы

Специалисты, политики и чиновники

29%

Особые образовательные программы ЦРУ

Не указан

1%


Как видно из Таблицы 1, американские программы охватывали различные социально-профессиональные группы зарубежного общества. В этом состоит специфика американской международной образовательной политики: выявление так называемых «национальных лидеров» во всех слоях общества, которые после прохождения обучения будут способствовать продвижению политических или экономических интересов США.

В связи с нарастанием политического и идеологического противостояния между сверхдержавами и советизацией зарубежных обществ, в международной образовательной политике США появились новые черты.

Во-первых, стремительно стали развиваться программы обучения иностранных специалистов индустрии, образования, сельского хозяйства и т.д., а также представителей частного сектора в системе высшего образования США. Развивая подобные программы, Соединенные Штаты создавали социальную опору для поддержки идеологии рыночной экономики и ценностей западного общества. Существенным толчком в развитии программ обучения иностранных специалистов стало принятие в сентябре 1961 г. закона о зарубежной помощи, который обеспечил ежегодное бюджетное финансирование программ обучения специалистов, а также создание отдельного ведомства для их реализации и контроля - Агентства международного развития, - подчиняющегося Госдепартаменту.

Во-вторых, программы военного обучения стали распространяться не только на страны Латинской Америки, как это было до Второй Мировой войны, но и на страны Азии, Европы и Ближнего Востока, где США имели стратегические интересы. Законодательно оформленная программа военного обучения (International Military Education and Training Program) появилась в законе 1946 г. о помощи Филиппинам. Вместе с программой академических обменов между США и республикой Филиппины осуществлялось пятилетнее обучение курсантов в вузах США. Программа имела конкретную цель - противодействовать возникновению социальных взрывов на Филиппинах посредством укрепления внутренних вооруженных сил. В марте 1947 г. Греции и Турции была предоставлена возможность направлять на обучение в США студентов военных вузов. В этих странах действовали военные советники США, которые производили отбор кандидатов для дальнейшего тренинга в США. К началу 1950х гг. оформились основные реципиенты программ международного военного обучения. Ими стали Греция, Турция, Иран, Пакистан, Таиланд, Тайвань, Корея, Югославия и др.

Деятельность Совета Национальной Безопасности (СНБ) также является фактором, который оказал влияние на становление образовательных программ как инструмента внешней политики США. Политические отчеты, меморандумы, директивы и протоколы заседаний СНБ за 1940-50е гг. иллюстрируют процесс включения международных образовательных программ во внешнеполитический механизм США. С момента создания в 1947 г. СНБ приступил к разработке стратегии использования образовательных программ для влияния на поведение граждан зарубежных стран, которые оказывают сопротивление политике СССР или высказывают идеи национализма. Уже четвертый документ, принятый СНБ и одобренный Г. Трумэном в 1947 г., содержал положение о необходимости соединения образовательных программ с психологической войной и положение о создании особого отдела по образовательным программам в Госдепартаменте, который бы подчинялся СНБ и ЦРУ. В начале 1950х гг. международные образовательные программы США прочно закрепились в политике «холодной войны». Такие события как блокада Советским Союзом Берлина в 1948-49 гг., испытание атомной бомбы в 1949 г., победа коммунистов в Китае в 1949 г. и, наконец, Корейская война в 1950-53 гг. стали внешними факторами, которые повлияли на принятие новых политических решений в области международной образовательной политики. Четыре фигуры политического истэблишмента США 1950х гг. – Д. Ачесон (Госсекретарь), П. Нитце (директор Отдела по политическому планированию Госдепартамента), В. А. Гарриман (специальный советник президента Г. Трумэна) и Дж. Маршалл (Министр обороны) – являются спонсорами знаменитого политического отчета СНБ № 68/3 «Цели и задачи США по защите национальной безопасности». Этот политический отчет стал своеобразным кредо или доктриной международной образовательной политики США, заключающейся в использовании программ обучения для борьбы с конкурирующими идеологиями и культурными ценностями в мире (коммунизм, фундаментализм, антиглобализм). Исходя из документа, правительство Г. Трумэна расширило роль международных образовательных программ в политике сдерживания влияния коммунистической идеологии и культуры в мире. Большинство программ обучения распространялись в регионах и странах Европы и Ближнего Востока, занимавших приоритетные позиции во внешней политике США. С 1950х гг. два указанных региона действительно занимают особое место в международной образовательной политике США в период «холодной войны». Также, СНБ принимает решение о включении международных образовательных обменов в программу «международной информационной деятельности» США (the foreign information activities), направленной на создание групп диссидентов в зарубежных странах, находящихся под влиянием СССР.

На протяжении 6 лет (1947-1953) СНБ вместе с ЦРУ, Госдепартаментом, Министерством обороны и президентом пытался убедить Конгресс США в необходимости контроля и финансирования программ из государственного бюджета. Конгрессмены, которые настороженно относились к политике правительства в сфере образования, согласились на финансирование международных образовательных программ, предложенных СНБ и Г. Трумэном, часть из которых была закрыта для публики: например, программы обучения польских и албанских диссидентов или программы обучения нобелевских лауреатов.

Ухудшающиеся отношения с Советским Союзом и его активная позиция в сфере распространения идеологии и культуры в других странах заставили конгрессменов также согласиться на предложение администрации Г. Трумэна о создании широкомасштабных программ обучения для зарубежных стран, не являвшихся сферой влияния СССР, в 1948 г. (закон Смита-Мандта). Помощник Госсекретаря по общественным связям и координатор международной образовательной политики между Госдепартаментом, СНБ, ЦРУ, И. Баррет, автор законопроекта, убедил конгрессменов вписать в закон положение о том, что международные образовательные обмены являются частью внешней политики США. Тем самым, был решен важный для администрации вопрос о бюджетном финансировании всех образовательных программ США. С этого момента программы фиксируются в ежегодно принимаемом законе о внешней политике (Foreign Relations Authorization Act), который, в свою очередь, включается в титул 22 свода законов США "Международные отношения и связи" (Foreign Relations and International Course). Ежегодный объем ассигнований обозначается в законе об ассигнованиях на осуществление внешней политики США (Foreign Relations Appropriations Act).

Смена политического курса администрацией США является фактором, влияющим на международную образовательную политику. В 1953 г. Д. Эйзенхауэр создает Комиссию по международным информационным программам при президенте с целью скорректировать политику предыдущей администрации в данной сфере. В результате деятельности Комиссии образовательные программы, в зависимости от их значимости для внешней политики, были разделены на долгосрочные и краткосрочные. В первую группу вошли образовательные обмены, направленные на талантливую и активную молодежь зарубежных обществ, которая в перспективе будет принимать государственные решения в различных областях, а во вторую – программы обучения для состоявшихся профессионалов среди государственных служащих, лидеров религиозных конфессий, военных и бизнесменов, которые влияют на политические решения у себя на родине. Исходя из разделение программ Комиссия рекомендовала распределить краткосрочные и долгосрочные образовательные программы по разным ведомствам. В итоге, президент осуществил реорганизацию ведомств, ответственных за реализацию программ образовательных обменов. В 1953 г. было создано "независимое от Госдепартамента, но подчинявшееся политическим указаниям Госсекретаря", Информационное Агентство США, которое осуществляло и контролировало важнейшие для внешней политики США программы обучения иностранных граждан до 1999 г. Обмены среди студентов, ученых и т.п. администрировались отделом в Госдепартаменте, в который и войдет Информационные агентство после окончание «холодной войны».

В начале своей деятельности Информационное Агентство подчинялось Координирующему Совету по Операциям (Operations Coordinating Board), созданному при СНБ, и все новые образовательные программы одобрялись силовыми структурами. Первый директор Информационного агентства Т. Стрейберт являлся членом Совета и его рабочих групп. На слушаниях в комитете по внешней политике сената Т. Стрейберт подтверждал, что СНБ и президент формулируют политические цели деятельности Информационного Агентства. Для успешной реализации международных образовательных программ директор Информационного агентства проводил еженедельные совещания с региональными отделами Госдепартамента и представителями ЦРУ в целях получения биографических данных об участниках образовательных программ, а также результатов оценки разведывательным управлением эффективности осуществления образовательных программ в зарубежных странах.

Таким образом, на формирование международных образовательных программ как инструмента внешней политики США оказывали влияние такие факторы как: 1) появление внешней угрозы национальной безопасности США или их интересам в различных регионах земного шара (угроза нападения Германии на страны Латинской Америки в конце 1930х гг., расширение сферы влияния СССР в 1940-50е гг.); 2) появление конкурирующей идеологии (фашизм, коммунизм и т.д.); 3) политические предпочтения и позиции истэблишмента США относительно курса внешней политики США в определенный момент времени (деятельность СНБ в 1947-1953 гг., политический курс правящей администрации).

В итоге, в 1956 г. СНБ включил правительственные образовательные обмены в число важных элементов политики США по защите национальной
безопасности, поставив перед программами задачу ликвидации влияния любых конкурирующих идеологий на мировое сообщество.

Вопросы для повторения.

1. Назовите причины включения правительством США международных образовательных программ во внешнюю политику.

2. Назовите типы международных образовательных программ США.

  1   2   3   4

Похожие:

Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconСанкт-петербургский государственный университет факультет международных отношений
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры теории и истории международных отношений
Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Наименование специальности: Прикладная информатика в сфере международных отношений
Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Наименование специальности: Прикладная информатика в сфере международных отношений
Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconСанкт-петербургский государственный университет факультет международных отношений
Цель изучения дисциплины: на основе сравнительного анализа показать сущность и основные черты систем международных отношений и военно-политических...
Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconСанкт-петербургский государственный университет факультет международных отношений
Дисциплина «Проблемы и перспективы культурного обмена в системе международных отношений» читается на 2 курсе бакалавриата направления...
Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...

Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...

Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconСанкт-петербургский государственный университет факультет международных отношений
Познакомить студентов со спецификой и основными проблемами развития современной Европы и системы международных организаций на примере...
Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconСанкт- петербургский государственный университет факультет политологии
По специальности 23. 00. 04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Петербургский Государственный Университет Факультет международных отношений Цветкова Наталья Александровна iconСанкт-петербургский государственный университет факультет международных отношений
Продвижение политических и коммерческих идей и товаров на внутреннем и международном рынках
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница