Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь




НазваниеМетодические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь
страница1/5
Дата публикации22.09.2013
Размер0.66 Mb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты,

или таким, как ты хочешь

Помоги ему стать не тобой, а собой!
Януш Корчак
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности образовательных учреждений по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.

1. ВВЕДЕНИЕ

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысление обществом своего отношение к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточный опыт инновационной работы реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношений к детям-инвалидам. Любой ребёнок, с ограниченными возможностями здоровья, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом- он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Одним из направлений воспитательной работы коррекционной школы VIII вида является организация профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Целью вышеуказанной профилактической работы является «социализация» ребёнка, усвоение и приобретение системы социальных связей.

Имеется ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта.













Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
^ 2. Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

^ Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

· Конвенция о правах ребенка

· Конституция Российской Федерации

· Законы Российской Федерации:

- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997г. №144-ФЗ, от 20.06.2000г. №102-ФЗ, от 7.08.2000г.№122-ФЗ, от27.12.2000г. №150-ФЗ, от 30.12.2001г. №194-ФЗ, от 13.02.2002г. №20-ФЗ, от 21.03.2002г. №31-ФЗ, от 25.06.2002г. №71-ФЗ, от 25.07.2002г. №112-ФЗ, от 24.12.2002г. №176-ФЗ, от 10.01.2003г. №11-ФЗ, от 7.07.2003г. №123-ФЗ, от 8.12.2003г. №169-ФЗ, от 23.12.2003г. №186-ФЗ, от 5.03.2004г. №9-ФЗ

- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999г. №184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000г. №106-ФЗ, от 08.02.2001г. №3-ФЗ, от 07.05.2002г. №47-ФЗ, от 24.07.2002г.№ 107-ФЗ, от 11.12.2002г. №169-ФЗ, от 04.07.2003г. №95-ФЗ, от 19.06.2004г. №53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10-П, от 12.04.2002г. №9-П)

- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004г. №53-ФЗ, от 12.08.2004г. №99-ФЗ

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ

- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

- «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001г. №44-ФЗ

- «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7.08.2000г. №122-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2001г.)

- «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» от 2.01.2000г. №32-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998г. №94-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998г. №17-ФЗ

- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 25.06.1998г. №90-ФЗ

- «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г. (с изм. и доп. от 24.11.1995г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996г., 21, 29.07.1998г., 17.07.1999г., 10.07., 07.08.2000г., 30.05., 28.12.2001г.)
^ 3. Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.

В общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:

1) Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений (см. раздел «Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

2) Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о школьном совете профилактики, о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).

3) Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).

4) Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления).

5) Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе учащихся школы, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:

- несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН, ПДН

-не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам

-учащихся, находящихся на внутришкольном контроле.

-многодетных семей

-семей, имеющих одного родителя

-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

-опекаемых детей и детей из патронатных семей

-семей с низким материальным уровнем

-детей-инвалидов

6) Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).

7) Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).

8) Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, попечительского совета).

9) Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки вышестоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).

10)Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении (протоколы заседаний ПМПК, консилиумов, диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и др.).

11)Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).

12)Работа школьного совета профилактики (положение о совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).

13)Система учета не обучающихся детей, систематически пропускающих учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной работе с каждым таким учеником, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков детьми и др.).

У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.

В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для родителей.

Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.
^ 4. Функции образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции учреждений общего образования входят:

^ Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:




Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

^ Работа в этом направлении предусматривает:




Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. Это:


Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:




^ Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:


Вышеизложенные подходы к систематизации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут использоваться в практической работе образовательных учреждений. Выполнение их позволит в значительной мере упорядочить документацию, конкретизировать действия и повысить их эффективность в вопросах профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
^ 5. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

^ Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

^ Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

^ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconО совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся...
«Об образовании» и законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с целью управления...
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconРешение Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди
Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди обучающихся мбоу знш дс
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconУчастия в межрегиональной научно-практической конференции
«Обучение решению арифметических задач учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconПоложение об оценке качества обученности обучающихся Красноярской...
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconСогласовано: Утверждаю
Ростовской области специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconПрограмма деятельности областного государственного учреждения
Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconПлан работы школьного Совета профилактики мбоу «1 Нерюктяйинской сош»
Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и употребления пав среди обучающихся...
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconСледующем году перечень жнвлп будет таким же, как и в этом
В соответствии с Распоряжениме Правительства РФ от 30. 07. 2012 n 1378-р «Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших...
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconПриказ
Об утверждении форм документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании...
Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь iconПоложени е о Совете профилактики мбоу «Основная общеобразовательная школа №3»
Настоящее положение разработано в соответствии программой «Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница