Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы




Скачать 293.7 Kb.
НазваниеШипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы
страница1/2
Дата публикации03.10.2013
Размер293.7 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Право > Документы
  1   2




Шипунова Т.В., д.с.н., проф. ф-та социологии СПбГУ
Эволюция и проблемы менеджмента социальной работы

В Конституции Российской Федерации зафиксирована нацеленность российского общества на строительство социального государства. Средством воплощения общественного устремления является социальная политика, призванная обеспечить интеграцию человека в быстро изменяющееся современное общество. А механизмом реализации социальной политики выступает социальное управление (или социальный менеджмент). Социальное управление предстает как социальный институт, состоящий из рационально построенной системы учреждений и естественно складывающихся отношений участников социальных взаимодействий. Социальное управление ориентировано на изменение социальных процессов, которые негативно влияют на жизнь социума. В этой связи большое значение приобретает такое понятие как управляемость процессов. Под управляемостью процесса понимается реальная возможность рационального вмешательства в его протекание, возможность влияния на его движение в желательном для общества направлении (3, с.96). Эта цель может быть достигнута через конструирование и проектирование новой социальной реальности, процессов общественного развития, благоприятной для человека социальной среды, создание адекватных новым условиям социальных организаций, формирование гражданского общества, повышение уровня социальной справедливости и солидарности в социуме. Менеджмент социальной работы, являясь частью социального управления, пожалуй, как никакой другой вид менеджмента соответствует целям вмешательства в негативные социальные процессы, их изменения или, по крайней мере, минимизации вреда от их существования. Он представляет собой профессиональную деятельность по организации работы учреждений социальной сферы, ориентированных на решение социальных проблем и, в первую очередь, проблем малообеспеченных и слабо защищенных слоев населения.

Целью управления социальной работой является руководство производством социальных услуг, направленных на минимизацию вреда от существования социальных проблем. Соответственно основными задачами будут: создание условий для эффективной деятельности социальных служб; активизация потенциала общества для устранения препятствий для адаптации и интеграции слабо защищенных людей в социум; реализация социальных услуг в виде программ социальной помощи, поддержки, реабилитации, реадаптации, реинтеграции и т.д.

Как любая деятельность управление социальной работой имеет свои объект и предмет. Объектом управления социальной работой выступают социальные процессы и социальные отношения на межличностном, межгрупповом и социетальном уровнях, а также субъекты этих отношений - индивиды и группы людей. А предметом (как и предметом социальной работы вообще) – социальная проблема и/или проблемная ситуация с точки зрения возможности их решения управленческими (организационными) методами. При этом под социальной проблемой понимается противоречие между желательным и действительным, создающее своеобразное поле неопределенности, в котором и требуется приложение усилий специально подготовленных субъектов - менеджеров и специалистов социальной работы.

Прилагаемые усилия, их интенсивность, формы воплощения тесно сопряжены с такими особенностям социальной проблемы, как: а) обусловленность конкретно-историческими условиями общества на данном этапе его развития; б) осознанность субъектами социальных отношений значимости и сути проблемы и наличие социальной цели, направленной на ее решение. В этом контексте проблемная ситуация будет представлять собой одно из воплощений, проявлений социальной проблемы, позволяющей определить меру управляемости каким-либо социальным процессом, характер которого оценен негативно и, соответственно, требует рационального вмешательства с целью изменения.

Решение проблемы одного уровня часто вызывает появление других сложных проблем более высокого уровня. Таким образом, проблемное поле социальной работы практически безгранично, как безгранично разнообразие противоречий в жизни и развитии общества. Тем не менее, можно говорить и о конечном продукте управления социальной работой – производстве услуг, которые включают в себя: материальную помощь, создание благоприятных условий для развития человека и его интеграции в социум, восстановление прав человека, повышение социальной компетентности, консультацию (юридическую, психологическую, педагогическую) и т.д. Произведенные услуги не всегда являются решением проблемы, чаще они направлены на минимизацию вреда от ее существования. Кроме того, необходимо учитывать, что социальное управление вообще и управление социальной работой в частности не обязательно должно приводить к коренному изменению процесса. Оно в значительно большей степени направлено на выработку общих взглядов на решение проблем и достижение договоренностей о совместных действиях заинтересованных субъектов социальных отношений.

Выбор модели управления в социальной работе зависит от многих факторов, однако, если исходить из методологии социального управления, главными факторами будут те, которые, с одной стороны, определяют наши представления об управлении рационально созданными системами (организациями, учреждениями социальной работы), с другой - те, которые характеризуют естественно сложившуюся кооперацию членов социума в совместной жизнедеятельности и которая направлена на преодоление негативных социальных явлений.

В первую группу факторов входят научные концепции менеджмента, разработанные в разные периоды, начиная с конца XIX века: школа научного управления (Тейлор, Эмерсон, Форд, супруги Гилбрет, Гант), классическая или административная школа (Файоль, Урвик, Муни), концепция рационально-бюрократического управления (Вебер), школа человеческих отношений (Фоллетт, Мэйо), школа поведенческих наук, школа науки управления, школа социальных систем, а также процессный (с конца 50-х годов XXв.), системный (с середины 70-х годов) и ситуационный (80-е годы) подходы.

Все эти школы имеют как свои достоинства, так и свои недостатки. Некоторые их положения и принципы управления были адаптированы к нуждам управления социальной сферой и до сих пор находят применение в практике решения социальных проблем и управления социальными организациями. В качестве примера можно назвать следующие принципы: разделения труда и функциональной специализации, профессионального отбора и обучения, нормирования труда, унификации и стандартизации, специализации управления по функциям, делегирования полномочий соответственно уровню ответственности, единоначалия, оптимальной нормы управляемости, деперсонифицированной деятельности должностных лиц, учета неформальной организации наряду с формальной, учета интересов и социальных потребностей сотрудников организации, демократизации управления и др.

Кроме названных школ на менеджмент социальной работы влияют также частные концепции и теории, развиваемые как отдельные области науки управления. К ним, в первую очередь, следует отнести разработки в области управления рисками, человеческими ресурсами, проектами, инновациями, производством услуг, а также маркетинг, фандрайзинг, PR и т.д. Немалое значение для развития менеджмента социальной работы имеют современные представления о технологиях, методах и процедурах управления в области прогнозирования и планирования, информационного обеспечения, создания коммуникаций, мотивации и стимулирования, контроля, координации и т.д.

Ко второй группе относятся факторы, обусловливающие и характеризующие неформальную кооперацию членов социума. Здесь речь идет, прежде всего, о взаимовыручке и поддержке, участии граждан в управлении общественными делами, развитии гражданской активности, неформальной включенности во все процессы, протекающие в обществе и влияющие на жизнь отдельного человека. На степень включенности людей в дела общества, решение социальных проблем большое влияние оказывают социальные противоречия:

- ^ Противоречие между принципом индивидуализма и принципом коллективизма. Для социальной практики это противоречие оформляется в противостояние интересов личности и общества, гражданина и государства. Если при этом провозглашается принцип индивидуализма, который поддерживает автономию личности и, соответственно, ориентирует все социальные институты на защиту прав человека, то при этом забываются интересы целого (общества). По этому пути шли западные демократии до 80-х годов XX в. Если же провозглашается принцип коллективизма, утверждающий приоритет интересов целого (коллектива, общества), при этом упускается из виду интересы и права отдельного, конкретного человека, что можно наблюдать в странах Востока и при тоталитарных режимах.

- ^ Противоречие между точкой зрения профессионалов и обывателей. Данное противоречие актуализируется как несовпадение точек зрения, подходов к решению проблем между законодателем и гражданами (например, при выборе политики прогибиционизма или аболиционизма в отношении негативных социальных явлений).

- ^ Противоречие между требованием расширения социальных программ и требованием снижения налогов.

- Противоречие между принципом защиты прав человека и различными проявлениями дискриминации в современном обществе.

- ^ Противоречие между идеологией демократии и правом государства на насилие (например, смертная казнь, практикуемая в разных странах).

- Противоречие между потребностью стабильного развития, дающего возможность планомерного и последовательного решения социальных проблем, и усиливающейся социальной дифференциацией как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к локальным конфликтам и несет в себе угрозу глобальных социальных потрясений.

Не последнее место в формировании гражданской позиции, активизации потенциала граждан и повышения качества естественной кооперации играют стереотипы, сложившиеся в сознании субъектов власти, которые могут либо благоприятствовать, либо препятствовать развитию гражданского общества. К таким негативным стереотипам в российском обществе можно отнести, прежде всего, стремление власти держать под строгим контролем процесс формирования гражданского общества, а также навязывание «сверху» методов и способов решения социальных проблем. Между тем, социальное управление (в том числе и управление социальной работой) не сводится к установлению отношений «власть – подчинение». Оно занимает промежуточное положение между принуждением и самоорганизацией как формой саморегуляции, причем управление в решении социальных проблем нужно тогда, когда для их решения недостаточно внутренней саморегуляции, когда требуется организованное внешнее вмешательство, координация и контроль. А компетенция органов федеральной и региональной власти должна включать в себя обеспечение условий и создание необходимых предпосылок для этого.

Основные подходы в социальной работе сформировались и утвердились в 30-е годы XX века, когда были разработаны научные основы социальной работы (Мэри Ричмонд, США). В то время были предложены:

- косвенный метод «лечения», суть которого состояла в воздействии на окружающую среду клиента с целью ее изменения в направлении большей открытости для клиента, чтобы он смог почувствовать себя в ней более комфортно;

- непосредственный метод, предполагающий прямое воздействие на клиента психологическими методами (предложения, советы, уговоры, дискуссии, выработку решений).

Косвенный и непосредственный методы обусловили возникновение двух направлений социальной работы: психологического и социологического. Данные направления требовали специфической организационной деятельности, которая позволила бы в полной мере реализовать содержание социально-психологической помощи нуждающимся. Для организации социальной работы в рамках психологического направления необходимо было выработать организационные методы воздействия на ближайшее окружение клиента, для социологического – разработать концепции изменения микро- или макросоциума. По сути дела, менеджмент социальной работы все время развивался в поисках этих двух моделей управления. Но лишь начиная с 80-х годов XX в. на Западе эти поиски начали оформляться в четкие концепции управления, которые наиболее адекватны психологическому и социологическому направлениям социальной работы и являются признанными и распространенными в цивилизованных странах.

Удовлетворению потребностей развития социологического направления социальной работы в наибольшей мере соответствует концепция New Public Management (новый общественный менеджмент), возникшая в Англии и подхваченная другими странами (подробно см. 4). Предпосылками и условиями ее возникновения были: а) экономический кризис 80-х г.г., охвативший все европейские страны; б) сокращение числа сторонников политики «государства всеобщего благоденствия», обусловленное недовольством как содержанием политики, воспитывающей потребительское отношение к государству и обществу, так и бюрократизмом, расцветшим в условиях государственного административного управления; в) изменение ценностей в направлении от пассивного исполнительства к творческому самовыражению и росту потребности контроля деятельности государственных органов со стороны общественности; г) развитие теории институциональной экономики, которая была нацелена на поиск эффективного общественного устройства для обмена товарами и услугами; д) менеджментный реализм, признавший частный сектор более эффективным, придавший особую ценность и роль в решении проблем наемному персоналу, повысившим значение самостоятельности в принятии решений и признании ответственности за возможные риски.

Этот период в истории развития менеджмента связан с менеджеральной революцией. ^ Менеджеральная революция (менеджерализм) характеризуется, прежде всего, тем, что стратегическая власть перестала быть привилегией центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, местных сообществ, отдельных фирм и промышленных предприятий. Была выработана главная стратегия антикризисного развития – преодоление отчуждения населения от власти на местном уровне, укрепление этой власти с одновременным реформированием властных структур и включение населения в решение собственных проблем под свою ответственность.

Суть New Public Management заключается в следующих основных положениях:

- частичная приватизация социальных служб, которая предусматривает, что контрольный пакет акций остается у государства, за счет чего становится возможным установление отношений «заказчик-подрядчик» между государством и учреждением-исполнителем; ограничение задач государственного сектора задачами, которые не могут быть выполнены рыночными структурами;

- переход от централизации к децентрализации; отказ от крупных управленческих организаций; дерегурирование, т.е. переход от прямого руководства (что на практике означает диктат) к стратегическому регулированию деятельности отрасли; отказ от монолитных управленческих организаций, их замена децентрализованными структурами, в которых частично обособленные управленческие звенья работают на основе контракта;

- повышение самостоятельности органов управления на местном уровне;

- переход от помощи организаций к самопомощи; развитие групп взаимопомощи и самопомощи;

- «уплощение» структур управления, т.е. переход от иерархии к сетевым структурам управления;

- создание конкурентной среды: следует всемерно поддерживать идеи конкуренции в общественном секторе, являющиеся решающим фактором повышение качества услуг в социальной сфере и финансовой дисциплины;

- управление деятельностью следует ориентировать на ясные результаты, проверяемые содержательными индикаторами;

- внедрение управленческих методов, характерных для частных предприятий; использование в государственном секторе рыночных методов управления, включая управление кадрами (установление отношений «заказчик-подрядчик»);

- передача заказов на выполнение социальных услуг профессиональным подрядчикам в лице специализированных государственных служб, а также частным фирмам, учредителями которых являются государственные организации, и организациям «третьего сектора» (некоммерческим, благотворительным, группам самопомощи);

- организация конкурсной основы передачи заказов на выполнение социальных услуг: получение финансирования от государства, а также использование в социальной сфере системы ваучеров, когда гражданин сам выбирает организацию, производящую социальные услуги.

Итак, новое общественное управление должно соединить в себе эффективное восприятие общественных задач, требование личной ответственности, рыночное регулирование и внедрение конкурентных структур управления.

Как любая концепция New Public Management, кроме очевидных достоинств, имеет ряд недостатков. Во-первых, в ней игнорируются другие модели организации деятельности, которые были выработаны исторически. Во-вторых, придается исключительное значение «маленьким организациям», что нарушает принцип социальной экспансии. В-третьих, делается ставка на инициативу и творчество, а многих устраивает рутина, позиция безответственности и положение ведомого.

Психологическому направлению социальной работы более близок ситуационный менеджмент как один из основных организационных методов работы с конкретными клиентами. Теоретическая концепция базируется на теории социального действия М. Вебера, который показал, что социальное действие: а) рационально; б) ориентировано на поведение других; в) его механизмом являются потребности человека как основа мотивации к действию. Исходя из этого, целью ситуационного менеджера становится организация социального взаимодействия, ведущего к облегчению трудной жизненной ситуации клиента, решение конфликтов, рассматриваемое как работа с индивидом по усвоению социальных норм, стандартов поведения, действующих в социальной среде.

Главная идея ситуационного подхода - создание новой системы социальных отношений, базирующейся на общинной поддержке, или иначе - создание социальных связей по месту жительства. В рамках данного подхода представления о социальной работе основываются на трех основных понятиях: «социальное окружение», «жизненный мир человека» и «партиципация» (включение, приобщение). Отсюда следуют и задачи специалиста: он – медиатор, координатор, призванный активизировать ресурсы естественной кооперации людей в сообществе и наладить взаимодействия при решении проблемы между административными институтами и учреждениями социальной работы.

В данном подходе широко используется концепция «социального города», развивающая идею включения позитивного потенциала человека для решения социальных проблем. При реализации данной концепции центральной категорией менеджмента становится категория качественного менеджмента, которая диктует совершенно определенные требования к организационной работе социального работника-менеджера: изменение показателей (индикаторов) эффективности деятельности с количественных на качественные; привлечение к решению проблемы как можно больше людей; принятие на себя функций медиатора, который будит сознание людей и активизирует их для решения проблем и т.д. Чтобы достичь основной цели – расширение связей людей и их активное участия в решении социальных проблем - необходима организация, укрепление, расширение социальных сетей.

Организация таких сетей нацелена на использование ресурсов неформальной взаимопомощи и поддержки со стороны ближайшего социального окружения клиента (семьи в целом и/или ребенка), позволяющих дополнить и поддержать формальные аспекты социальной помощи (см. также: 5, с. 143-145).

Социальная сеть – это совокупность связей человека с элементами ближайшего социального окружения. Элементами выступают:

- социальные субъекты (люди, группы людей), с которыми клиент вступает во взаимодействие (одноклассники, дворовая «тусовка», врачи и медсестры, учителя, соседи и т.д.);

- пространственно локализованные (обычные) места, где протекает взаимодействие (школа, поликлиника, многоквартирный дом, детская площадка, парк и т.д.);

- вид взаимодействия, его количественные (частота) и качественные (социальная и/или индивидуальная значимость) характеристики;

- оценка значимости взаимодействия и субъектов взаимодействия с точки зрения клиента социальной помощи.

Социальные сети клиента могут быть как позитивно, так и негативно социально направленными. Социальный работник должен стремиться ослабить влияние воздействия негативных социальных сетей (в идеале – полностью устранить их) и расширить влияние и поддержку позитивных. Главной проблемой в укреплении и развитии позитивных сетей является поиск «центральных фигур» - лиц, которые смогли бы повлиять на изменение оценки поведения, жизни клиента, сложившейся в общественном мнении.

Подводя итог освещенным выше направлениям развития менеджмента социальной работы за рубежом, опыт которого важен и для России, можно выделить следующие наиболее значимые организационно-управленческие тенденции:

- децентрализация системы социальной защиты;

- интенсивное развитие негосударственного сектора социальной работы;

- соответствие социальных программ критериям социального развития общества, его стабильности и экономической эффективности, которая подразумевает не столько большие вложения, сколько реализацию принципа вторичности (оказание помощи при условии наличия собственных усилий людей);

- активизацию новых способов рационального использования финансовых ресурсов на социальные нужды, а именно: а) введение единых пособий адресной направленности вместо множества существовавших пособий; б) приватизация некоторых отраслей социальной сферы; в) развитие социальных услуг в рамках модели корпоративной социальной ответственности бизнеса и др;

- расширение общественного контроля за расходованием финансовых средств и проведением мероприятий в рамках социальных программ.

Особое значение в реализации этих мероприятий и дальнейшем развитии менеджмента социальной работы отводится системному подходу, который активно развивается в рамках школы социальных систем. Системно-теоретический подход в менеджменте социальной работой проявляется в трех аспекта.

Во-первых, в том, что управление социальной работой осуществляется на разных уровнях - федеральном, региональном и местном, которые согласуют свои действия, реализуя на практике общие и специальные принципы управления.

На федеральном уровне осуществляются стратегические функции, а главной формой организационного обеспечения этих функций являются распорядительные и программные документы правительства.

К компетенции субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения относятся: осуществление в регионе единой государственной политики; разработка и реализация региональных программ, участие в разработке федеральных программ; законодательное, организационное, ресурсное и кадровое обеспечение социального обслуживания; планирование развития социальной помощи населению в зависимости от потребностей региона и т.д.

На местном (муниципальном или территориальном) управление носит в основном тактический характер: разработка и реализация территориальных целевых программ; формирование местного бюджета с учетом расходов на социальное обслуживание, изыскание местных ресурсов; развитие социального партнерства; контроль за соблюдением государственных стандартов и др.

Во-вторых, системный подход проявляется в рассмотрении социальной проблемы как системы, состоящей из проблемной ситуации, субъектов социального взаимодействия, их представлений и действий.

Исходя из системного подхода, социальная работа строится в соответствии с тремя фундаментальными положениями:

а) принадлежность к системе (здесь речь идет о решении проблем социально исключенных людей, у которых нарушены социальные связи, поскольку они не охвачены или слабо охвачены социальными сетями);

б) системная функциональность (чаще всего рассматривается в связи с проблемами клиентов, находящихся в дисфункциональной социальной среде – семье, школе, субкультуре, предприятии, закрытом учреждении и т.д.);

в) системное отношение (касается проблем лиц, не усвоивших или не выполняющих свои функции в системе и/или проблем их ближайшего окружения, в отношении которых они действуют деструктивно).

Проблема или трудная ситуация представляют собой систему, в которую включены следующие субъекты: участники проблемы (причинно значимы для существования проблемы); третьи лица (лица, кого проблема касается, но которые не относятся к участникам, например, «помогающее третье лицо» в виде специализированного учреждения социальной работы); отягощенный проблемой (по определению является участником проблемы, но иногда получает от этого выгоду, например, жена алкоголика может получать выгоду, выраженную в безраздельной эмоциональной власти над детьми); клиенты (представляет собой категорию участников проблемы, но является главной фигурой); поставщики проблем (те, кто указывает социальному работнику на проблему); помогающее третье лицо (тот, кто помимо социального работника участвует в решении проблемы). Понятно, что в решении проблемы необходимо учитывать представления этих субъектов о сути проблемы и о способах ее решения, а также все те действия, поступки, деятельность, которые могут помогать или препятствовать решению проблемы.

И, наконец, в-третьих, системный подход в менеджменте социальной работы проявляется в рассмотрении профильных организаций как социальных систем.
  1   2

Похожие:

Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconТ. В. Шипунова к соц н., доцент кафедры социологии и социальной работы сзагс
Разумеется, можно выделять различные критерии компетентности на разных уровнях социального управления. В своей статье мы хотели бы...
Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconШипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу социальный контроль...
Он полагал, что в процессе эволюции человек лишился запрограммированного природного запрета на убийство представителей своего вида,...
Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconПрограмма Всероссийской научной конференции «парламентаризм в россии...
СПбГУ, председатель организационного комитета; проф. Попова О. В. — заместитель председателя оргкомитета; проф. Ачкасов В. А.; проф....
Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Разработчик: Воронов Александр Николаевич, канд социологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики социальной...
Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconРедакция от 28. 05. 2013
Заместитель председателя комитета: Карапетян Р. В. – к э н., доцент каф экономической социологии ф-та социологии спбГУ
Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconОсновная литература
Всеобщая история менеджмента/ Под общ ред д т н., проф. И. И. Мазура и д т н., проф. В. Д. Шапиро. М.: Издательский центр елима,...
Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconКафедра социологии и социальной педагогики
Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в
Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconЭволюция учений менеджмента
...
Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconПрограмма комплексных вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Особенности развития и становления науки управления в России. Менеджмент в системе...
Шипунова Т. В., д с. н., проф ф-та социологии спбгу эволюция и проблемы менеджмента социальной работы iconСтатус в социологии и социальной психологии
Используя за основу курс лекций по социологии и "Социальную психологию" Дэвида Майерса попробуем сравнить, что данное определение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница