План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат




Скачать 443.38 Kb.
НазваниеПлан лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат
страница1/8
Дата публикации01.04.2013
Размер443.38 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8



Лекция № 10. XIX век.

Русская Православная Церковь

в период царствования Николая I (1825 – 1855)



План лекции

  1. Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I.

  2. Св. Синод; епископат.

  3. Обер-прокуроры николаевской эпохи, их отношение со Св. Синодом.

  4. Кодификация Русского законодательства при Николае I.

  5. Преобразование центрального органа управления духовными школами 1839 г. изменения в учебных программах духовных школ.

  6. Старообрядчество в первой половине XIX века. Белокриницкая иерархия.

  7. Воссоединение униатов с православием в 1830-е гг. Архиеп. Иосиф Семашко.

  8. Православие в Прибалтике в 1830-1840-х гг. Образование Рижской епархии.

  9. Славянофилы: основные идеи, церковная деятельность, богословские труды. Богословие А.С. Хомякова.

  10. Святитель Филарет (Дроздов), его роль в жизни Русской Церкви.

  11. Митрополит Филарет (Амфитеатров).

  12. Преподобный Серафим Саровский (самостоятельно).



  1. ^

    Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I.


Император Николай I – третий сын императора Павла, оказался на троне после отречения старшего брата Константина. Не будем говорить о событиях, связанных с началом царствования Николая – это хорошо известно из курса Истории России. Важна личная религиозность императора. В конце жизни он сам вспоминал, что на религиозное воспитание его обращалось мало внимания: «В отношении религии моим детям было лучше, чем нам (самому Николаю и его брату Михаилу), которых учили только креститься в известное время обедни, да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что делалось в нашей душе». Несомненно, что император Николай был верующим человеком, убежденным в божественном происхождении своей власти. Вера его была, видимо, более проста и бесхитростна, нежели у его брата, императора Александра, он не знал религиозных исканий, сомнений и экстазов. Но на Церковь он смотрел с позиций государственной пользы. Это значит, что правительство предоставляло Церкви свободу настолько, насколько это соответствовало его целям и общему направлению внутренней политики. Интересно, что он вполне разделял мнение о царской власти, высказанное свт. Филаретом: «Бог по образу Своего небесного Единоначалия устроил на земле царя, по образу Своего Вседержительства – царя самодержавного, по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века – царя наследственного»1. Но, будучи согласным, на практике царь претворял эту «образность» иногда весьма своеобразно, что вызывало очень часто несогласие и самого автора слов свт. Филарета. Основой государства при правлении Николая I, по словам министра Народного просвещения графа С.С. Уварова (1833-1849), было: самодержавие, православие и народность. Однако отношение православного Государя к православной Церкви не всегда так легко ложилось в эту формулу. Для примера достаточно привести учреждение в 1826 г. Николаем I Корпуса жандармов и особого III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии. Жандармы доставляли, большей частью по тайным запросам обер-прокурора, из губерний донесения на епархиальных архиереях, основанные на доносах.

  1. ^

    Св. Синод; епископат.


  • Епископат. Самой яркой фигурой среди епископата Николаевской эпохи, несомненно, является свт. Филарет (Дроздов). О нем подробнее скажем чуть позже, но заметим, что святитель чувствовал себя непонятым в Синоде уже в 1827 г., когда писал: «Я здесь чужой, и хочу таковым оставаться, а потому уклоняюсь от сношений, кроме необходимых»2. В это время первоприсутствующим в Синоде был митр. Серафим (Глаголевский), между ним и свт. Филаретом существовали расхождения во взглядах, это особенно ярко сказалось на отношении к Библейскому обществу и переводу Библии на русский язык. Но, тем не менее, свт. Филарет, образованный, умный и здравомыслящий, имел очень большой вес в Синоде: когда при отсутствии святителя в Петербурге возникало важное дело, то либо его вызывали Высочайшим повелением в столицу, либо высылали бумаги, дабы получить его отзыв. Остальные члены Синода с 1836 г. часто сменялись. Исключение составляли экзарх Грузии Иона (Василевский), назначенный в Синод еще в 1821 г., ставший фактически его членом лишь в 1832 г., и остававшийся им до своей кончины в 1849 г. Однако, будучи сильным организатором в делах Кавказской епархии, в деятельности Синода он себя проявлял мало. Долгие годы был членом Синода и Григорий (Постников) (епископ Калужский (с 1827 г.), архиепископ Тверской (с 1831 г.), архиепископ Казанский (с 1848 г.), митрополит С.-Петербургский (с 1856 г.)). Высокопреосв. Григорий выступал за точное соблюдение церковных правил и законов и часто поддерживал свт. Филарета (своего бывшего учителя и ректора по СПбДА), но был удален в 1850 г. из Синода по случаю «глазной болезни». Та же участь постигла архиеп. Рязанского Гавриила (Городкова), который осмеливался выражать неудовольствие и несогласие на некоторые распоряжения и действия Пратасова (высокопреосв. Гавриил удержался в Синоде только два года, 1841-1843). В 1842 г. попросил о возвращении в епархию и Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), возмущенный деспотизмом Пратасова: прошение было удовлетворено Пратасовым, без ведома императора. В том же году был освобожден от обязанностей члена Синода и свт. Филарет Дроздов. Подобной участи не раз сподоблялись и те архиереи, которые сочувствовали митр. Филарету (Дроздову).

В 1855 году, после смерти Пратасова, архим. Порфирий (Успенский) писал: «Так проходит слава мирская! Воистину есть Бог, Который призывает на Свой Страшный суд людей, покушающихся на права Святой Церкви»3.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат iconПлан лекции: Воцарение Екатерины II (переворот 28 июня 1862 г.) Личные...
Выдающиеся иерархи: архиепископ Димитрий (Сеченов), епископ Гедеон (Криновский), митрополит Гавриил (Петров), митрополит Платон (Левшин),...
План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат icon     Положение Луны в знаках показывает способ непосредственной эмоциональной...
Луна показывает домашний образ жизни и отношение к матери и женщине вообще, указывает на широкую общественность, что будет преобладать...
План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат iconТест «Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая I»
Выберите правильный ответ: к периоду правления Николая I имеют отношение следующие события
План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат icon4. Личные местоимения отвечают на вопросы
В школе мы носим сменную обувь. 2 Ты читал книги Николая Носова? 3 На небе появилось облако. Оно закрыло солнце. 4 Стали они жить-поживать,...
План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат iconТипы религиозной жизни
Попробуем характеризовать каждую категорию с точки зрения ее исторического возникновения, попробуем характеризовать ее нравственные...
План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат iconПевопричины в файлах сайта – «О причинах»
Игра, где выигрышем является Время следующей жизни игрока. Для убежденных атеистов идет совсем иная, но тоже игра в свои убеждения...
План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «логика» Основной...
...
План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат iconМы за здоровый образ жизни
Цель: Формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к наркотикам, обучение учащихся пониманию...
План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат iconПредмет договора. Договор определяет отношение Сторон при обращении с отходами
Общество с ограниченной ответственностью «контраст», огрн №1047855008585, именуемое в дальнейшем «исполнитель», в лице генерального...
План лекции Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни Николая I. Св. Синод; епископат iconУчебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной и...
Связь церковной истории с богословскими науками. Церковная история как богословская дисциплина. Порядок работы историка. Вспомогательные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница