Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7»




Скачать 110.33 Kb.
НазваниеУрок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7»
Дата публикации18.11.2013
Размер110.33 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Право > Урок
Методические разработки:

Урок русского языка

Подготовила: учитель МБОУ «Гимназия № 7»

Жукова Татьяна Дмитриевна

Тема: Имя прилагательное.

Тип урока: объяснение нового материала

Цели: познакомить с существенными признаками имени прилагательного, как части речи, показать, каким второстепенным членом предложения может быть выражена часть речи - имя прилагательное, развивать умения распознавать имена прилагательные в речи, учить правильному написанию имён прилагательных.

Ход урока

1. Орг. момент

а). Психологический настрой

- Организация рабочего места

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Основная часть

а). Чистописание

- Откройте тетрадочки и запишите число. Будьте внимательны в слове «одиннадцатое» удвоенная эн, в слове «классная» удвоенная эс, в слове «работа» непроверяемая безударная гласная а.

- Посмотрите на картинки. Кто перечислит, что изображено на картинках? (ножницы, нота, незабудка)

- Что объединяет эти слова?

- Какие звуки обозначает буква эн?

- Назовите слова, начинающиеся на твердый звук н

- Назовите слова, начинающиеся на мягкий звук н

- Пропишите в своих тетрадочках букву эн, чередуя заглавную со строчной буквой.

- В каком случае слова в предложении вы будете писать с заглавной буквой эн, а со строчной?

б). Систематизация и обобщение знаний

- Прочитайте предложение, записанное на доске. (Наступила ранняя весна)

- Почему буква эн в предложении написана с заглавной буквы?

- Кто прокомментирует орфограммы, выделенные в предложении

Запишите предложение к себе в тетрадь.

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Что же является грамматической основой?

в). Объявление темы урока

- Те ребята, которые внимательно послушают стихотворение, узнают, о какой части речи мы сегодня будем говорить.

- У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни вкуса!

Но, если нас к ним приложить

Им веселее станет жить

- О какой же части речи мы будем сегодня говорить?

- Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Запишите.

г). Объяснение темы урока

- В предложении встретилось слово «ранняя». На какой вопрос отвечает это слово?

- Какой частью речи являются слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? какие? Чей? Чья? и т.д.

- Что обозначают имена прилагательные?

- С каким словом в предложении связано слово «ранняя»? От какого слова можно задать вопрос?

- Какой частью речи является слово «весна»?

- Какой вывод можно сделать?

д). Работа с правилом

с.81

- Как же подчеркиваются определения в предложении?

- Правильно волнистой линией. Подчеркните в своих тетрадочках слово «ранняя» волнистой линией.

е). Работа над новым материалом

- Давайте посмотрим, умеете ли вы находить имена прилагательные в тексте и задавать к ним вопросы.

- Кто мне напомнит, как нужно правильно задавать вопрос к именам прилагательным, если они находятся в предложении.

Тренажёр №2

- Итак, прочитайте текст. Попробуйте найти имена прилагательные в тексте. Не забывайте, о том, что вопросы задаем к прилагательным от имён существительных.

- Как вы поняли, для чего же нужны в нашей речи имена прилагательные?

- Дальше мы с вами узнаем, как могут изменяться имена прилагательные.

- Прочитайте словосочетания, написанные на доске

высокий дуб

высокая сосна

высокое дерево

- Слова, каких частей речи встречаются в словосочетаниях?

- Слова, какой части речи изменяются по родам, а какой не изменяются?

-Какой вывод можно сделать? Запишите словосочетания в столбик

- Давайте определим род имен существительных, теперь прилагательных.

- Что вы заметили?

- Правильно, к каком роде стоит имя существительное, в таком же роде стоит и имя прилагательное.

- А правильно ли мы думаем? Давайте проверим

Тренажёр № 6

ж). Закрепление нового материала.

-Давайте посмотрим, как вы поняли новый материал. Откройте учебник с. 80, найдите упражнение № 1

- Прочитайте задание. Кто пойдет к доске?

- Как же изменяются имена прилагательные?

- Правильно. Имена прилагательные изменяются по родам

з). Физкультминутка

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось

Отложили мы тетрадки, приступили мы к зарядке

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели,

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем

И в последний раз присели, а теперь за парты сели

и). Объяснение нового материала.

- Продолжаем. Посмотрим, как ещё могут изменяться имена прилагательные.

- Прочитайте словосочетания, написанные на первой строчке.

высокий дуб – высокие дубы

- По какому признаку могут меняться имена прилагательные?

- Вы заметили, в каком числе стоит имя существительное, в том же числе стоит и имя прилагательное. Прочитайте остальные словосочетания. В каком числе употребляются имена прилагательные в них? Попробуем их поставить во множественном числе. Кто мне поможет? Записываем

высокая сосна – высокие сосны

высокое дерево – высокие деревья

- Назовите имена прилагательные, стоящие во множественном числе.

- Как вы думаете, можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?

- Прочитайте стихотворение и найдите ответ на этот вопрос.

Тренажёр № 9

- Какой вывод можно сделать из всего нами сказанного? По какому же признаку могут ещё изменяться имена прилагательные?

- Вот мы свами уже узнали, что имена прилагательные могут изменяться по двум признакам: родам и числам, но оказывается это еще не все. Имена прилагательные могут изменяться еще по одному признаку, а какому вы узнаете, прочитав следующие словосочетания.

высокий дуб – (за чем?) за высоким дубом

высокая сосна – (к чему?) к высокой сосне

- По какому признаку изменяются имена прилагательные? Посмотрите внимательно на вопросы

- Давайте определим падеж имен существительных в этих словосочетаниях.

- Ребята, так как имена существительные тесно связаны с именем прилагательным, то и имя прилагательное будет стоять в том же падеже.

- Какой вывод можно сделать?

- Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод, о том, что имена прилагательные изменяются по падежам.

Тренажёр №10

- Кто запомнил, как называется изменение имен прилагательных по родам и падежам?

3. Итог

- Сегодня мы все с вами узнали по отдельности, а в следующий раз мы будем учить определять все сразу: и число, и род, и падеж

- что нового вы узнали на уроке?

- Поднимите «домики» те ребята, кто с урока уйдет в хорошем настроении. д.з. с. 82 № 4

Урок окружающего мира

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 7»

Жукова Татьяна Дмитриевна

Тема: Принятие христианства на Руси

Класс: 3

Задачи:

Актуализировать знания детей о верованиях славян.

Сосредоточить внимание учащихся на деятельности русских князей в деле укрепления государства. Раскрыть содержание понятий «религия», «христианство», «православие», «крещение». Выяснить последствия принятия новой религии. Сравнить и выделить общее и особенное языческой и христианской веры. Объяснить причины принятия христианства на Руси.

Развивать логическое мышление, творческое воображение; умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать; развивать речь детей, внимание.

Воспитывать чувство гордости и уважения к славной истории жизни своих предков; прививать интерес к предмету. Воспитывать культуру общения: умение вести диалог, уважать мнение товарища и право на ошибку.

Ход урока

1 . Мобилизационный момент

- Организация рабочего места

Каждый день всегда, везде,

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим

2 . Основная часть

А). Актуализация знаний

- О каких Богах мы говорили на прошлом уроке? (о Богах Древних славян)

- Посмотрите на картинки, изображенные на доске. Вспомните и назовите имена Богов древних славян (Перун, Даждьбог)

- Кто может рассказать о Боге Перуне?

- А о Даждьбоге?

- Посмотрите на картинки, скажите, а о каких праздниках мы с вами говорили? (Масленица, Ивана Купала)

- А как назывались эти праздники в народе?

- Я просила подготовить рассказ об этих праздниках. Давайте послушаем.

Б). Подведение к теме урока. Объявление темы урока

- Сегодня мы с вами проведем небольшое исследование , ответим на возникшие у вас вопросы, в связи с изучением новой темы.

- А что станет предметом нашего исследования, вы узнаете, разгадав кроссворд.

1. Первый русский князь.

2. Бог грома и молнии у славян.

3. «Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего».

4. Первый русский князь.

5. Князь, отправившийся за данью к древлянам и убитый ими.

6. Наука о прошлом человечества с момента его зарождения.

7. Кто из князей сказал такие слова: «Да не посрамим земли русской, но костьми ляжем, дабы мёртвые не знают позора».

- Какое слово у нас получилось?

- Что такое «религия»?

- Именно религия и станет предметом нашего исследования.

- Как называлась вера, при которой наши предки верили в Богов природы?

- Назовите мне признаки языческой веры.

- Но языческая вера с годами исчезла, и на смену ей пришло христианство.

- Итак, сегодня мы с вами поговорим о принятии христианства на Руси.

В). Постановка проблемы. Изучение нового материала

- Какие вопросы у вас возникают в связи с темой урока?

- Готовясь к сегодняшнему уроку, у меня тоже возникли вопросы. Послушав ваши варианты и совместив их с моими можно выделить самые главные вопросы, на которые мы ответим с вами сегодня . На вопросы, которые прозвучали, но мы сегодня не ответим, вы подготовитесь, и на следующее занятие ответите.

- Итак, самые важные вопросы:

Зачем приняли христианство и отказались от язычества?

Кем и когда было принято христианство?

Чем христианство отличается от язычества?

- На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе урока.

Г). Изучение нового материала

- Итак, давайте разберемся с первым вопросом

- Прочитайте первый вопрос

- Итак, мы уже знаем, что русские князья стремились объединить под своей властью славянские племена. Да и новое время требовало более серьёзного познания мира, чем то, которое давало язычество. Тяга к новому хорошо проявлялась вдоль торговых путей. Кроме того, Русь, как вы уже знаете, считалось варварским государством, и принятие христианства укрепило бы ее международный авторитет. Поэтому вера в единого Бога, как считали князья, была единственной возможностью сплотить государство.

- Как вы понимаете значение слова «сплотить»?

- Кто же скажет, для чего было принято христианство?

- Прочитайте второй вопрос.

- Сделайте предположение, кто первый из князей мог принять христианство?

- Первым принял христианство князь Владимир Святой, впоследствии Красное Солнышко.

-Давайте узнаем из учебника, в каком же году происходило это событие.

- Прочитайте об этом событии на странице 65 учебника.

- Какой же год принято считать началом принятия христианства на Руси?

-Как вы поняли, что же это за обряд такой, Крещение?

- В какого Бога верили все христиане?

- Ребята , а почему князь Владимир подталкивал именно к принятию такой религии, как христианство? Ведь в то время существовали и другие религии: ислам, буддизм

- Как звали бабушку князя Владимира?

- Вспоминайте, какую религию приняла его бабушка?

-Верно, бабушка Владимира была первой христианкой на Руси.

- Получается, толчком к принятию христианство послужили семейные традиции. Но не только они. Русь давно имела прочные связи с Византией и уже была знакома с её религией и обычаями. Ведь обычаи, нравы с Византией были близки с нашими традициями. Существует легенда о том, однажды праведники трёх религий приехали к Владимиру и рассказали князю о сущности своих религий. Тогда Владимир послал своих послов с ответным визитом, для того, чтобы поподробнее разузнать об этих религиях.

- И вот пока послы держат путь на ладьях в чужие земли, мы немножко отдохнем.

Д). Физкультминутка

Я предлагаю вам поплавать в речке

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись

1,2,3,4

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Е). Изучение нового материала (продолжение)

- А тем временем и посольство князя вернулось. Созвал Владимир их и обратился:

Инсценировка

Князь: «Говорите, что узнали»

1 посол:

- Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети. Стоят там они без пояса, сделав поклон.

2 посол:

- Затем пошли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы. Во время службы народ может сидеть на скамеечках.

3 посол:

- И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе мы или на земле мы. О такой красоте мы не знаем, как и рассказать. Скажем только о том, что Бог там пребывает с людьми, и служба в этом храме нам запомнилась более всего. Не можем мы забыть об этом, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем оставаться уже прежними.

2 посол:

-Да и бабушка твоя княгиня Ольга, первой на Руси христианство приняла.

- Посмотрите, ребята вам продемонстрировали разные храмы: и мусульманский, и католический, и православный.

- Каждый храм красив был по - своему. Нет среди их ни лучших, ни худших.

Просто князь решил не менять семейных традиций, и принял именно христианство. Сначала князь принял религию сам. Вот перед вами репродукция картины Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира». Князь перед тем, как креститься «заболел глазами», то есть ничего не видел практически. А как только епископ (церковнослужитель) возложил на его голову руку, он прозрел. Именно этот момент и запечатлел художник. А когда князь вернулся в Киев, то приказал крестить киевлян со словами: « если не придет, кто завтра на реку - будет то богатые, или бедные, или нищие, или раб - будет мне враг». На следующий день киевляне вошли в воду.

- Откройте учебники. Давайте прочитаем, как именно происходил обряд Крещение. В этом нам поможет рубрика «Этот удивительный мир»

- Посмотрите рубрику «Картинная галерея». Как называется изображенная там картина?

- Верно. Картина Васнецова «Крещение Руси». На переднем плане мы видим Днепр, в неё вошли люди с детьми на руках. На берегу стоял сам князь и византийские священники, которые проводили обряд крещения.

- Как же отразилось на жизни Российского государства принятие новой веры.

Прочитайте об этом самостоятельно на странице 66 учебника.

- Кто готов ответить на вопрос?

- Теперь мы можем ответить на второй вопрос нашего плана?

- Прочитайте вопрос. Кто ответит?

- Кто прочитает третий вопрос нашего плана?

- Крестив киевлян, Владимир стал строить церкви, всюду рассылать священников, Священные книги переводились на славянский язык. Князь и сам стал другим человеком. Будучи язычником, он вёл разгульную жизнь, каждый праздник сопровождался пирами, жертвоприношение. Теперь же всё изменилось. Даже, когда шли воины, пленных не казнили. Верили теперь в единого Бога Иисуса Христа. Владимир знал, что новая вера велит подавать милостыню и приказывал кормить всех нищих и убогих. Именно поэтому его и прозвали Красное Солнышко.

- Чему же учила христианская вера?

- Чем она отличалась от языческой веры?

- Узнали мы ответ на третий вопрос нашего плана?

- При языческой вере были народные праздники, а после принятия христианства, праздники стали называть христианские. Давайте узнаем о них поподробнее. (презентация)

Ж). Работа в тетради на печатной основе

- О каких христианских праздниках вы узнали?

- Теперь попробуем по строчкам из народных песен определить название праздника. Откройте рабочую тетрадь на странице 45.

3 . Итог

- Теперь вернёмся к вопросам, которые вы задали в начале урока. Что же нового для себя вы узнали?

Д.З. р.т. с. 17 № 37, № 38

Похожие:

Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» iconЛитература 6 класс Тема «Они сражались за Родину»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная поэтам-участникам Великой Отечественной войны. Подготовила и провела в 6 «А» классе...
Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» iconВнеклассное мероприятие «Берегите Землю! Берегите!» Подготовила учитель...
Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за окружающую природу
Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» iconУрок русского языка во 2 классе моу «Георгиевская сош». Учитель: Бебекина Светлана Викторовна

Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» iconТема: Правописание
Урок русского языка, 4 класс, умк «Перспективная начальная школа», учитель: Бажукова О. В
Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» icon21 февраля в нашей школе прошли мероприятия посвященные Международному...
«Учимся мастерству письма «Урок – встреча с работниками редакции, писателями» 11 класс. Учитель русского языка и литературы Гафарова...
Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» iconЗнаем ли мы сказки?” (декада русского языка)
Учитель: Ребята, сегодня мы завершаем неделю русского языка викториной “Знаем ли
Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» iconКонкурс инсценировок «На уроке русского языка»
Информация о проведении краевой тематической недели «Русского языка и литературы» в мбоу сош №16 пос. Красносельского муниципального...
Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» iconУрок русского языка в 1 классе гбоу сош пос. Октябрьский г о. Похвистнево...
Урок русского языка в 1 классе гбоу сош пос. Октябрьский г о. Похвистнево Самарская область
Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» iconКонспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Фонетика....
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные» (интегрированный...
Урок русского языка Подготовила: учитель мбоу «Гимназия №7» iconСостав оргкомитета по организации и проведению школьного этапа Всероссийской...
Ефремцева И. Н – учитель русского языка и литература, руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница