Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I




НазваниеЗакона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I
Дата публикации14.12.2013
Размер88.5 Kb.
ТипЗакон
litcey.ru > Право > Закон
ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ©
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяется соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего – исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих – условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры. (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года №437-О-О, от 23 сентября 2010 года №1152-О-О, от 26 мая 2011 года №605-О-О и от 29 сентября 2011 года №1040-О-О).

Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Реализация этого права предполагает не только возможность для лица – субъекта конкретного вида правоотношений по социальному обеспечению, – самостоятельно совершать определенные действия, но и требовать от иных участников (субъектов) данного правоотношения соблюдения его прав и совершения в его интересах соответствующих действий, а также возможность обращаться за судебной защитой своих прав в случае их нарушения (ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС РФ от 19 мая 2009 г. №530-О-О).

Получение (выплата) причитающихся пенсионеру сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права пенсионера на получение сумм пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (статьи 50-58, 65 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I, статьи 22 и 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Установленная этим Федеральным законом новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, предусматривая значительное увеличение оклада денежного содержания военнослужащих и изменяя состав включаемых в денежное довольствие ежемесячных и иных дополнительных выплат, направлена на обеспечение соответствия уровня оплаты труда военнослужащих их высокому социальному статусу, а также качественного и эффективного исполнения военнослужащими обязанностей военной службы, стимулирования их к постоянному совершенствованию в профессии.

Одновременно с проведением этой реформы в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, внесены положения, устанавливающие новые правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий.

Федеральным законом от 08.11.2011 года №309-ФЗ вводится снижение денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, на 46%.

Кроме того, Федеральным законом от 08.11.2011 года №309-ФЗ вводится снижение одной из составляющих денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, – процентной надбавки за выслугу лет, – до 40%, что влечет уменьшение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, и, соответственно, самой пенсии.

Ввод ограничения на денежное довольствие, учитываемого при исчислении пенсии, касается не всех пенсионеров, получающих, и будущих получать пенсионное обеспечение по Закону РФ №4468-1, что является явно дискриминационным положением.

Российская Федерация берет на себя обязательство восстановить свои публично-правовые обязательства в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих (граждан, уволенных с военнной службы), которые были гарантированы ранее действовавшим законодательством, и от которых она произвольно отказалась, путем увеличения произвольно сниженного денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, на 2% в год, т.е. в течении 23 лет.

Утверждение центров пенсионного обеспечения, судов общей юрисдикции о том, что «Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового, более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий» не соответствует действительности, поскольку ранее действующим законодательством, а именно: - ст.49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-I, было прямо предусмотрено, что «Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением».

Не соответствуют действительности и утверждения о том, что «правила исчисления пенсий, применяемые с 1 января 2012 года, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий», поскольку как указано выше, «поэтапное повышение величины денежного довольствия учитываемого для исчисления пенсии», является ничем иным, как обязательством государства восстановить свои публично-правовые обязательства в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих (граждан, уволенных с военнной службы), которые были гарантированы ранее действовавшим законодательством, и от которых оно произвольно отказалось, путем увеличения произвольно сниженного денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, на 2% в год. Так же абсолютно недопустимо утверждать то, что «несмотря на снижение предусмотренного Федеральным законом от 08.11.2011 года №309-ФЗ процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, эта мера направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении», поскольку и в ранее действующем, и в нынешнем законодательстве, отсутствует понятие «абсолютного размера пенсий в денежном выражении», а размер пенсии, определяется исключительно в процентном выражении. Кроме того, как было упомянуто выше, такое увеличение было предусмотрено ранее действующим законодательством.

Таким образом, совершенно очевидно, что Федеральным законом от 08.11.2011 года №309-ФЗ, путем произвольной, односторонней, отмены условий пенсионного обеспечения, сформировавшихся на основе ранее действовавшего правового регулирования, законодатель, игнорируя законные ожидания граждан, уволенных со службы до 01 января 2012 года, связанные с выполнением условий приобретения данного права, значительно понизил их правовой статус, в частности, в области пенсионного обеспечения. Т.е. в «новом» правовом регулировании пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников ОВД (граждан, уволенных с военнной службы), отсутствуют новеллы, направленные на улучшение условий такого обеспечения, и напротив, введены правовые нормы, ухудшающие условия и порядок пенсионного обеспечения, по сравнению с ранее действующим законодательством, что в конституционно-правовом смысле абсолютно недопустимо.

Предоставление сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания (пенсии), является дополнительной гарантией надлежащего материального обеспечения в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями, установленными запретами и ограничениями, обусловленными спецификой их профессиональной деятельности.
Статус (правовое положение) военнослужащего, как и сотрудника органов внутренних дел, служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому. Данный вывод вытекает в том числе из требований статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации о недопустимости отмены или умаления провозглашенных ею прав и свобод и о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Сохранение разумной стабильности означает помимо прочего обязанность законодателя учитывать при изменении условий приобретения права на получение социальных благ, в частности материального обеспечения, сформировавшиеся на основе ранее действовавшего правового регулирования законные ожидания, связанные с выполнением (полностью либо частично) условий приобретения данного права.

При этом конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона, выступает также гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства, который носит универсальный характер и оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и соблюдение которого означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Приведенные правовые позиции, изложенные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 7 марта 1996 года N 6-П, от 17 июля 1998 года N 23-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 31 января 2008 года N 2-П, от 28 февраля 2008 года N 3-П, от 9 июля 2009 года N 12-П, а также в ряде определений, сохраняют свою силу и должны учитываться федеральным законодателем при совершенствовании правового регулирования статуса военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, включая гарантии их материального обеспечения, в том числе при выходе в отставку.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 года №11-П, от 27 ноября 2008 года №11-П, определения от 11 июля 2002 года №191-О, от 16 мая 2007 года №375-О-П и др.).

Вместе с тем, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель — в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации – обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях. (Постановление Конституционного суда РФ от 20 апреля 2010 года №9-П).

Таким образом, в отношении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, пенсии которым назначены до 01 января 2012 года, изменения, введенные Федеральным законом от 08.11.2011 года №309-ФЗ, в части уменьшения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, не соответствуют Конституции Российской Федерации, а так же неоднократно выраженной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем

П Р О Ш У :

В соответствии со статьями 74, 96, 97, 101 и 102 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» проверить конституционность Федерального закона от 08.11.2011 года №309-ФЗ, и отдельных его положений в той части, в какой они были применены в отношении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, которым назначено пенсионное обеспечение до 01 января 2012 года, и принять постановление по предмету, указанному в обращении, оценив при этом как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием, сложившейся правоприменительной практикой, исходя из их места в системе правовых норм и в сравнении с ранее действующим правовым регулированием этих правоотношений.

Разрешается копировать и использовать на благое дело. Все благодарности к Хоттабычу!

Похожие:

Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconСтатья 2 указанного Федерального закона №309-фз от 8 ноября 2011...
...
Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconЕ. А. Зориной пенсионера фсин россии
Закона РФ от 12. 02. 1993 г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,...
Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconФедеральный закон
Первую статьи 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года n 4462-1 (Ведомости Съезда народных...
Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Первую статьи 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года n 4462-1 (Ведомости Съезда народных...
Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconУправление образования Петровского района
Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 года №107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательное учреждение»...
Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconКонституция РФ 1993 г
В параллель велась разработка сразу двух ее проектов, споры вокруг которых стали причиной разрастания конституционного кризиса 1992-1993...
Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconИнструкция разработана в соответствии с законом РФ "Об образовании"
РФ, утвержденным Приказом Ми-нистерства образования РФ от 17 июня 1993 года №256, зарегистрирован- ным в Минюсте Россиии 15 июня...
Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconНаш основной закон – это закон Российской Федерации от 12. 02. 1993 №4468-1 
О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел… учреждениях и органах уголовно-исполнительной...
Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconКрасноярского края
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года n 8-фз (" в редакции Федерального закона от 28. 12. 2013 №396-фз)...
Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I iconПринят II чрезвычайным Съездом кпрф 14 февраля 1993 года
Взаимоотношения кпрф с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница