Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 28, ст. 4214; № 37, ст. 5257; № 47, ст. 6650, ст. 6662; 2012, № 7, ст. 861, ст. 868; № 14, ст. 1627; № 15, ст. 1796), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
Исполняющий обязанности Министра
| А.А. Фурсенко
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный № 24480 Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413)
^
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее - основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию*(1).
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы;
к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья*(2) и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(3), а также Конвенции ООН о правах ребенка*(4), учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.
3. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования;
реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений;
создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.
4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Стандарт является основой для:
разработки примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;
разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
организации деятельности работы методических служб;
аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
|