В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития




Скачать 93.28 Kb.
НазваниеВ федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития
Дата публикации26.01.2014
Размер93.28 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Право > Документы
В Федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Право на игру зафиксировано в «Конвенции о правах ребенка».

«Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее» - Фребель Фр. – немецкий педагог.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игр для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучают растения, животных».

  ^ Актуальность выбранной мною темы определилась моими наблюдениями, которые я фиксиривала, работая с детьми старшего дошкольного возраста.

Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованы. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей своей роли. Дети, в основном, используют сюжет, предложенный взрослыми или другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для реального объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают свой замысел деятельности; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных, быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета. Игра является ведущей формой организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Я пришла к выводу, что необходимо целенаправленно учить детей младшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры. Ведь нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так и готов ребенок открыть себя миру и мир для себя.

Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.

В процессе сюжетно ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято6 подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д. Таким образом, это приводит к развитию творческих способностей, формированию нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляющих положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Главным в период дошкольного детства является формирование и развитие ребенка как личности. Личностные качества формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей. Для дошкольного возраста ведущей деятельность является игра. Именно развитие сюжетно-ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Если ребенок не доиграл в детском саду, то на следующем этапе – в школе – он будет испытывать серьезные трудности.

Развивающее значение сюжетно - ролевой игры действительно при условии, когда сама игра достигает у дошкольников высокой степени развития. Проведя в группе анализ достижений воспитанников, я выявила, что социальная компетентность у моих воспитанников сформирована только на 30%. Дети маленькие не умели играть, договариваться друг с другом.

Поэтому я поставила перед собой цель: создать условия для активной и самостоятельной творческой деятельности детей в процессе развития сюжетно – ролевой игры.

^ Я перед собой поставила следующие задачи:

- помочь ребенку научиться играть;

- содействовать объединению детей  в игре;

- тактично руководить выбором игры;

- учить детей соблюдать правила во время игры;

- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

- исполнение воспитателем и детьми старших групп главной роли;

f:\dcim\101msdcf\dsc01310.jpgf:\dcim\101msdcf\dsc01342.jpg

- индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом, воспитатель исполняет главную роль;

- внесение образных игрушек;

- прием параллельной игры;

- прием ролевой игры с продолжением;

- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

- обыгрывание с помощью кукол сюжетов из жизни в детском саду и сюжетов современных мультфильмов;

f:\dcim\101msdcf\dsc01345.jpgf:\dcim\101msdcf\dsc01347.jpg

- разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:

- участие воспитателя в игре (главная роль);

f:\dcim\101msdcf\dsc01314.jpgf:\dcim\101msdcf\dsc01318.jpg

- внесение кукольного персонажа, постановка правил от его лица;

- обновление игровых уголков;

- изменение игровой среды;

- наблюдение, экскурсия;

- создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Чтобы повысить уровень развития сюжетно-ролевой игры, я выделила для себя три главных направления:

  1. Обогащение детей представлениями об окружающем мире.

  2. Формирование игровых умений.

  3. Организация взаимодействия детей в игре.

Выбирая тему сюжета, я исходила из интересов детей, их знаний и опыта.

  1. По первому направлению «Обогащение детей представлениями об окружающем мире» я придерживалась двух правил: 1) включение сведений, которые интересны ребенку и могут быть использованы в игре. Например, как мама варит суп, как готовится к приготовлению, как относится к еде, к своей семье; 2) предполагает очень сильную эмоциональную окраску происходящего. У героев моего рассказа что-то не получается или произошла какая-то нелепица. Например, мама сварила неправильный суп и нужно это исправить

Игровую мотивацию я создаю с учетом способов построения сюжетно-ролевой игры. Например, в младшем возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий, следовательно, я использую игровые приемы с учетом развития игровых действий: одушевляю игровой персонаж, который выступает партнером ребенка, использую предметы-заместители и т. д.

  1. По второму направлению «Формирование игровых умений» я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, их половые различия.

Общаясь с детьми я развертываю игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ ее построения. Я ориентирую ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение игрового смысла партнеру. Формируя игровые умения в совместных играх, я создаю условия для самостоятельной детской игры:

  1. Создание предметно – развивающей среды, способствующей полному овладению сюжетно-ролевой игрой;

  2. Организация совместной работы с родителями;

f:\dcim\101msdcf\dsc01335.jpgf:\dcim\101msdcf\dsc01336.jpg

  1. Организация совместной работы со специалистами.

С логопедом С методистом

f:\dcim\101msdcf\dsc01340.jpgf:\dcim\101msdcf\dsc01338.jpg

С медицинской сестрой

f:\dcim\101msdcf\dsc01683.jpgf:\dcim\101msdcf\dsc01684.jpg

  1. В третьем направлении «взаимодействие детей в игре», я провожу беседы, индивидуальную работу, развиваю коммуникативные умения детей, использую конструктивную деятельность со строительным материалом, чтобы сформировать между детьми положительные взаимоотношения.

f:\dcim\101msdcf\dsc01324.jpgf:\dcim\101msdcf\dsc01329.jpg

Особое внимание уделяю организации подготовительного этапа игры. Дети должны договариваться, как играть. Я искусственно удлиняю этот этап, чтобы обратить на него внимание детей. Я учу самостоятельно планировать содержание игры, распределять игровые предметы и роли, организовывать игровое пространство.

Проведенная работа показала необходимость гибкой тактики руководства игровой деятельность.

Новизна моей деятельности заключается в том, что:

Во-первых, содержание игр, предлагаемых детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в «Дочки-матери», «Шофера», «Магазин», но в эти традиционные и любимые ими сюжеты мы с удовольствием вводим любимых детьми персонажей – Человека-Паука, Бэтмена, кукол Барби, различных персонажей современных мультфильмов. Дети в группе все разные и у всех разные интересы, поэтому я ищу и придумываю варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек выразило желание играть в Бэтмена, а одна девочка категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно ввести и один и другой персонаж в одну игру, таким образом, интересы всех детей будут учтены.

Во-вторых, организую сюжетно-ролевую игру с детьми младшего дошкольного возраста с детьми старшего возраста. Усваивая от старших подобные игры, дети начинают в дальнейшем играть в них сами, повторяя или творчески их изменяя, но сохраняя правила игры.

Обогащение представлений об окружающем мире, формирование игровых умений детей, организация взаимодействия детей в игре и разные формы общения с детьми способствовали повышению уровня развития сюжетно-ролевой игры, а значит, и развитию личностных качеств детей.

Я считаю, что проделанная мною работа дала положительные результаты. Так, ведущая социальная компетентность на начало 2012-2013 года была сформирована на 30%, а на конец года – на 51%. Результат вырос на 21%.

Проведение системной работы по организации и проведению сюжетно-ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны.

Проведенная мной работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике работы системы сюжетно-ролевых игр для социально-нравственного развития детей как одного из средств нравственного воспитания дошкольника. Однако, намеченная работа будет продолжаться, так как считаю, что максимальный результат в социально-нравственном развитии детей моей группы еще не достигнут.

Свой опыт по данной теме я транслировала на конкурсе «Воспитатель года» в детском саду и на районном этапе конкурса «Воспитатель года 2013 года».

Игра мне немного напоминает бабочку! На первый взгляд, она кажется простой и легкой, приносящей радость и удовольствие. Но при более близком рассмотрении открывается сложная структура строения, взаимосвязей и взаимодействия всех ее компонентов. Как невозможно перечислить многообразие цвета на крыльях бабочки, так невозможно перечислить все многообразие возможностей, которые открывает игра для развития ребенка-дошкольника.

Как бабочка удивительной красоты – это шедевр, результат творения природы, так и ребенок, достигший высокого уровня развития сюжетно-ролевой игры – это личность, результат творения воспитателя.

Я твердо уверена, что личностями не рождаются, личностями становятся. А для этого у наших детей есть все, но им нужно помочь.

Список используемой литературы:

Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

Солнцева О.В. Дошкольник  в  мире  сюжетно-ролевых  игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь»,  2010 г.

Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 31.

 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.-С. 12-22.

Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное   воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50.

Монина И.// Наши помощники – игры // Ребёнок в детском саду. – 2007, №4, сю72

Михайленков Н.Я Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова- 3-е изд, испр. – М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2009ю- 96с

Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 2008

Михайленко Н., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 4 года жизни2 /Дошкольное воспитание, №6, 2003.

Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности /Ребёнок в детском саду, 2005, №4

Юрова Н.А. Играть – развивая, Развивать – играя. //Дошкольная педагогика, ноябрь – декабрь, 2004,№6/21

Похожие:

В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconОбразовательная программа «милли»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconДидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного...
Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconЗаконы развития психики ребёнка в онтогенезе отличаются от того же у др животных
Выготский противопоставляет метафизическому подходу (пси развитие ребёнка рассматривается как количественный рост врождённых задатков)...
В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconИнтегрированная интеллектуальная игра по предметам естественнонаучного...
Бщего образования, как отмечено в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения,...
В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconУчебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений
Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается уче­ние как один из видов деятельности; выявляются его мотивы,...
В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconШифр специальности
Рассматривается также как эффективное средство политического предвидения и прогнозирования политических явлений и процессов
В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconПервый раз в первый класс советы родителям
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как...
В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconТеории социализации ” Theory of Socialization Язык обучения русский
Целью курса является формирование у обучающихся научного представления о процессе социализации как фундаментальном процессе, знакомство...
В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconО перечнях находящихся в ведении Роснедвижимости федеральных государственных...

В федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития iconЗаседание №3 – 9 января 2014 г
«Игра, как уникальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница