Скачать 93.28 Kb.
|
В Федеральных государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность. Право на игру зафиксировано в «Конвенции о правах ребенка». «Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее» - Фребель Фр. – немецкий педагог. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игр для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучают растения, животных». ^ определилась моими наблюдениями, которые я фиксиривала, работая с детьми старшего дошкольного возраста. Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованы. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей своей роли. Дети, в основном, используют сюжет, предложенный взрослыми или другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для реального объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают свой замысел деятельности; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных, быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета. Игра является ведущей формой организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Я пришла к выводу, что необходимо целенаправленно учить детей младшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры. Ведь нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так и готов ребенок открыть себя миру и мир для себя. Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе. В процессе сюжетно ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято6 подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д. Таким образом, это приводит к развитию творческих способностей, формированию нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляющих положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе. Главным в период дошкольного детства является формирование и развитие ребенка как личности. Личностные качества формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей. Для дошкольного возраста ведущей деятельность является игра. Именно развитие сюжетно-ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Если ребенок не доиграл в детском саду, то на следующем этапе – в школе – он будет испытывать серьезные трудности. Развивающее значение сюжетно - ролевой игры действительно при условии, когда сама игра достигает у дошкольников высокой степени развития. Проведя в группе анализ достижений воспитанников, я выявила, что социальная компетентность у моих воспитанников сформирована только на 30%. Дети маленькие не умели играть, договариваться друг с другом. Поэтому я поставила перед собой цель: создать условия для активной и самостоятельной творческой деятельности детей в процессе развития сюжетно – ролевой игры. ^ - помочь ребенку научиться играть; - содействовать объединению детей в игре; - тактично руководить выбором игры; - учить детей соблюдать правила во время игры; - воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр: - исполнение воспитателем и детьми старших групп главной роли; ![]() ![]() - индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом, воспитатель исполняет главную роль; - внесение образных игрушек; - прием параллельной игры; - прием ролевой игры с продолжением; - активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; - обыгрывание с помощью кукол сюжетов из жизни в детском саду и сюжетов современных мультфильмов; ![]() ![]() - разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы: - участие воспитателя в игре (главная роль); ![]() ![]() - внесение кукольного персонажа, постановка правил от его лица; - обновление игровых уголков; - изменение игровой среды; - наблюдение, экскурсия; - создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов». Чтобы повысить уровень развития сюжетно-ролевой игры, я выделила для себя три главных направления:
Выбирая тему сюжета, я исходила из интересов детей, их знаний и опыта.
Игровую мотивацию я создаю с учетом способов построения сюжетно-ролевой игры. Например, в младшем возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий, следовательно, я использую игровые приемы с учетом развития игровых действий: одушевляю игровой персонаж, который выступает партнером ребенка, использую предметы-заместители и т. д.
Общаясь с детьми я развертываю игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ ее построения. Я ориентирую ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение игрового смысла партнеру. Формируя игровые умения в совместных играх, я создаю условия для самостоятельной детской игры:
![]() ![]()
С логопедом С методистом ![]() ![]() С медицинской сестрой ![]() ![]()
![]() ![]() Особое внимание уделяю организации подготовительного этапа игры. Дети должны договариваться, как играть. Я искусственно удлиняю этот этап, чтобы обратить на него внимание детей. Я учу самостоятельно планировать содержание игры, распределять игровые предметы и роли, организовывать игровое пространство. Проведенная работа показала необходимость гибкой тактики руководства игровой деятельность. Новизна моей деятельности заключается в том, что: Во-первых, содержание игр, предлагаемых детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в «Дочки-матери», «Шофера», «Магазин», но в эти традиционные и любимые ими сюжеты мы с удовольствием вводим любимых детьми персонажей – Человека-Паука, Бэтмена, кукол Барби, различных персонажей современных мультфильмов. Дети в группе все разные и у всех разные интересы, поэтому я ищу и придумываю варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек выразило желание играть в Бэтмена, а одна девочка категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно ввести и один и другой персонаж в одну игру, таким образом, интересы всех детей будут учтены. Во-вторых, организую сюжетно-ролевую игру с детьми младшего дошкольного возраста с детьми старшего возраста. Усваивая от старших подобные игры, дети начинают в дальнейшем играть в них сами, повторяя или творчески их изменяя, но сохраняя правила игры. Обогащение представлений об окружающем мире, формирование игровых умений детей, организация взаимодействия детей в игре и разные формы общения с детьми способствовали повышению уровня развития сюжетно-ролевой игры, а значит, и развитию личностных качеств детей. Я считаю, что проделанная мною работа дала положительные результаты. Так, ведущая социальная компетентность на начало 2012-2013 года была сформирована на 30%, а на конец года – на 51%. Результат вырос на 21%. Проведение системной работы по организации и проведению сюжетно-ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. Проведенная мной работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике работы системы сюжетно-ролевых игр для социально-нравственного развития детей как одного из средств нравственного воспитания дошкольника. Однако, намеченная работа будет продолжаться, так как считаю, что максимальный результат в социально-нравственном развитии детей моей группы еще не достигнут. Свой опыт по данной теме я транслировала на конкурсе «Воспитатель года» в детском саду и на районном этапе конкурса «Воспитатель года 2013 года». Игра мне немного напоминает бабочку! На первый взгляд, она кажется простой и легкой, приносящей радость и удовольствие. Но при более близком рассмотрении открывается сложная структура строения, взаимосвязей и взаимодействия всех ее компонентов. Как невозможно перечислить многообразие цвета на крыльях бабочки, так невозможно перечислить все многообразие возможностей, которые открывает игра для развития ребенка-дошкольника. Как бабочка удивительной красоты – это шедевр, результат творения природы, так и ребенок, достигший высокого уровня развития сюжетно-ролевой игры – это личность, результат творения воспитателя. Я твердо уверена, что личностями не рождаются, личностями становятся. А для этого у наших детей есть все, но им нужно помочь. Список используемой литературы: Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г. Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 31. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.-С. 12-22. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50. Монина И.// Наши помощники – игры // Ребёнок в детском саду. – 2007, №4, сю72 Михайленков Н.Я Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова- 3-е изд, испр. – М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2009ю- 96с Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 2008 Михайленко Н., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 4 года жизни2 /Дошкольное воспитание, №6, 2003. Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности /Ребёнок в детском саду, 2005, №4 Юрова Н.А. Играть – развивая, Развивать – играя. //Дошкольная педагогика, ноябрь – декабрь, 2004,№6/21 |
![]() | Образовательная программа «милли» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ![]() | Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного... Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста |
![]() | Законы развития психики ребёнка в онтогенезе отличаются от того же у др животных Выготский противопоставляет метафизическому подходу (пси развитие ребёнка рассматривается как количественный рост врождённых задатков)... | ![]() | Интегрированная интеллектуальная игра по предметам естественнонаучного... Бщего образования, как отмечено в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения,... |
![]() | Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается учение как один из видов деятельности; выявляются его мотивы,... | ![]() | Шифр специальности Рассматривается также как эффективное средство политического предвидения и прогнозирования политических явлений и процессов |
![]() | Первый раз в первый класс советы родителям Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как... | ![]() | Теории социализации ” Theory of Socialization Язык обучения русский Целью курса является формирование у обучающихся научного представления о процессе социализации как фундаментальном процессе, знакомство... |
![]() | О перечнях находящихся в ведении Роснедвижимости федеральных государственных... | ![]() | Заседание №3 – 9 января 2014 г «Игра, как уникальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками» |