Саратов 2010




Скачать 380.98 Kb.
НазваниеСаратов 2010
страница1/3
Дата публикации08.03.2013
Размер380.98 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Право > Документы
  1   2   3
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИИИ


Выполнила студентка 5 курса, Саратовского государственного социально-экономического университета, Бассараб К.Ф.

САРАТОВ 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………….…с. 3-7

Глава 1…………………………………………………………………с. 8-18

Глава 2…………………………………………………………………с. 18-30

Заключение………………………………………………………......31-32

Список использованной литературы и источников……………с.31-33

ВВЕДЕНИЕ.

Сегодня одной из отличительных черт современного российского общества является его стремление к самопознанию через историю, через возрождение духовных и государственных начал. Это привело к повышенному интересу истории Отечества, в контексте обновления современной российской государственности, к историческим и современным символам и символике государства. Сегодня это стало непременным условием социального и личностного становления, которое невозможно без гражданственной составляющей. Кроме того, знакомство с символами власти и символикой государства подводит гражданина к осознанию необходимости почитания их как исторических памятников отечественной государственности, так и достояние современной Российской Федерации. Посягательства на государственные символы во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу; влекут за собой ответственность исходя из законодательства страны.

Каждое современное государство имеет символы власти1, ее атрибуты2 и регалии3 (трон, скипетр, держава), государственную символику, отражающую суверенитет государства и являющиеся его главными отличительными знаками (герб, флаг и гимн). К российской государственной символике относятся и многие другие знаки, в том числе награды, городские гербы. Не менее важную роль во время имперской России играли символы царской власти, сценарии власти и церемониал.

Символы государства – это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Они несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально–политическую нагрузку. В большинстве стран государственные символы власти рассматриваются как общенациональные и неподлежащие изменениям. Для каждой страны и ее народа характерным являются верность своим традиционным символам и стремление сохранить их через столетия. Поэтому любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к ее государственным символам и символике. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к Российскому гражданству.

Современная власть рассматривает укрепление российской государственности посредством возрождения исторических духовных ценностей, в том числе и государственной символики. Это привело к тому, что, начиная с 1990-х гг., в связи со становлением новой государственности, были приняты сначала постановления о возвращении традиционной государственной символики, а 25 декабря 2000 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации три федеральных конституционных закона: «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федерации».4 В этих законодательных актах была официально закреплена современная российская государственная символика.

Воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранение преемственности поколений и укрепление социального единства общества невозможно без знания государственных символов, символики и их истории. Стало очевидным, что решение проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Рождение демократической России повлекло за собой создание новой государственной символики, в которой отразились человеческие, духовные и политические ценности свободного общества, обновленное понимание патриотизма и высокого достоинства гражданина.

Научный интерес к символам Российского государства и государственной символике возник еще в XIX в. Большой вклад в разработку изучения символов государственной власти еще в XIX в привнесли такие известные историки, как Н.М. Карамзин, И.Е.Забелин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский5. Эти историки рассматривали проблемы становления российской государственности, изучали вопросы символов государства через рассмотрение быта русского народа и царей.

В XX веке, после падения имперской России, внимание советских историков было обращено только к советской государственной символике (советского герба и флага), атрибутам и регалиям новой власти (пионерского галстука, комсомольского и октябрятского значков, государственных наград и т.д.).4

В настоящее время, когда в 1990-е гг. в постсоветской России были восстановлены исторические государственные символы, возникла новая волна интереса к данной проблеме. Появляются работы Н.А.Соболевой, Н.В.Жилиной, В.В. Васькина5, где особое место занимают вопросы истории государственных символов и символики, как в целом, так и на определенных исторических этапах развития российского государства. В этих работах рассматриваются вопросы возникновения государственных символов, их изменения на фоне исторического развития государства, отношение общества к ним на различных этапах отечественной истории.

Целью данной творческой работы является анализ эволюции Российской государственной символики в контексте исторического развития российского общества и государства.

Раскрытию цели творческой работы служат следующие задачи:

- на основе источников и научной литературы последить процесс зарождения государственных символов власти и ее символики в процессе становления российской государственности на ее ранних этапах развития;

- отразить эволюционные процессы государственных символов и символики в период имперской России.

Раскрытию цели и задач данной творческой работы помогают исторические источники, особое место среди которых занимают воспоминания иностранцев, побывавших в России в XV-XVIII вв. Это записки, воспоминания и переписка Гербенштейна С., Флетчера Дж., Стрейса .Я., Олеария А., Корба И. и др6. Свидетельства иностранцев, живших в разное время в России, помогают нам со стороны взглянуть на государственные символы и символику, дополняют отечественные источники интересным и живым историческим материалом.

Следующую группу источников составляют документы Российского государства, в том числе Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 г. и другие документы, которые позволяют нам проследить эволюцию государственных символов и символики, закрепленных в российском законодательстве7.

Глава I

Становление символов государственной власти

и символики в период формирования единого централизованного государства.

1.1 Атрибуты и регалии царской власти.
В любом государстве символами власти, отражающими ее состояние, ее значимость и ее недосягаемость, определенную устойчивость в истории стали регалии монархической власти, К регалиям Российского государства относятся – бармы, шапка Мономаха, венцы, скипетры, державы, троны, к символам власти – титул государя и обряд венчания на царство, сценарии власти, в символике придворных церемониалов, в официальной идеологии и образах монарха1.

С момента создания Русского государства шел исторический процесс становления и эволюционного развития института внешних знаков власти, к которым и относятся царские атрибуты, регалии и символы. Анализируя развитие знаковой системы на Руси, следует отметить, что в допетровское время не было корон обычного европейского типа (обруч, зубцы, золотые дуги), не употреблялось и слово «коронация»2. Происходило венчание на великое княжество, а затем на царство. Роль короны в течение двух с лишним веков выполняла знаменитая Шапка Мономаха3.

Изменения внешнеполитических условий существования России, развитие связей с Европой поставили вопрос о легенде, возникшей в конце XV в., и изложенной в «Сказание о Великих князьях Владимирских Великой Руси»4, шапка Мономаха была прислана в числе царских регалий от византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху по праву родства. От киевских князей она перешла к владимирским, а затем и к московским. Но единого мнения о происхождении шапки Мономаха не существует. Одни исследователи считают, что она имеет среднеазиатское происхождение и является вариантом тюрко-монгольского головного убора, обитого собольим мехом, другие видят в ней черты византийского происхождения, третьи – арабского.5 Например, И.Кондаков полагал, что «Мономахова Шапка», ставшая «высшею эмблемою царской власти», «обязательной утварью священного венчания на царство», по происхождению является памятником древнегреческого великокняжеского чина.6 Царским убором она стала позднее, после того как в XVI  в. была увенчана полушарием с крестом. Одним из наиболее важных аргументов в пользу византийского происхождения шапки Мономаха И. Кондаков считает обильное украшение золотых пластин жемчугом, которое было характерно для первоначального варианта изделия и определяется как кесарский шлем, не применявшийся в бою, а бывший парадным доспехом.7

Впервые шапка упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 г. Существует предположение, что она (первоначально без креста наверху) была подарена Ивану Даниловичу Калите одним из татарских ханов. Данный факт свидетельствует о тюрко-монгольском происхождении этого атрибута царской власти. В завещаниях первых московских князей великокняжеская корона, которая собственно и называлась шапкой Мономаха, не упоминалась - ею распоряжалась Золотая Орда. Наследников благословляли «шапкой золотой», то есть короной передаваемой им московской вотчины. После освобождения от татаро-монгольского ига великие князья при церемонии принятия власти продолжали возлагать на себя «шапку золотую», но стали называть ее шапкой Мономаха.

Последний раз шапка Мономаха использовалась при венчании на царство в 1682 г. царя Ивана Алексеевича. Тогда же у нее появился двойник, золотой венец, именуемый «шапкой Мономаха второго наряда», возложенная на царевича Петра Алексеевича.

Появление новых царских регалий относится к периоду формирования единого централизованного государства, когда возникла политическая и историческая потребность во внешних образах власти. Они начинают отождествляться с верховенством власти и непрерывностью. Их возникновение во многом отражает изменения в понимании власти великого князя, ее трансформацию, связанную с утверждением титула государя и царя. Центрообразующим звеном в понимании характера, звучания и символа власти становится изменение титула великого князя в конце XV в. Великий князь в период раннефеодального государства и политической раздробленности воспринимался как первый среди равных русских князей, с началом процесса централизации и создания единого государства начинает восприниматься как полный и никому не подвластный хозяин в своем земельном уделе. С ликвидацией новгородской вольницы посла Великого Новгорода впервые называют Иван III государем. По свидетельству Дж. Флетчера, титул, который получал русский царь при венчании в конце XVI в. звучал так: «Божиею милостью Царь и Великий Князь…Всея Руси Самодержец, Владимирский, Московский, Новгородский….и…многих государств Государь и Обладатель».8 Смысловое изменение титула великого князя, восприятие его как государя привели к пониманию власти верховного правителя как царской, что потребовало расширения царских регалий.

В «Послании Великому князю Василию» монаха Филофея9, ставшей на Руси первой официальной государственной идеологии, Василий III называется «христианским царем поднебесным»10. Русский царь впервые признается духовным правителем и пастырем русского народа. Такое понимание государственной великокняжеской власти потребовало дополнение и государственных регалий – скипетра и державы.

Форма скипетра – посох – являлась библейским символом, точно соответствовавшим понимаю царской власти в России начала XVI в. «Этим посохом правитель должен был оберегать свой народ, как пастырь паству»11. Впервые скипетр упоминается как знак верховной власти при венчании на царство Ивана Грозного в 1574 г. По свидетельству англичанина Дж. Горсея, при венчании на царство в правой руке царь держал «царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 г.»12

Наиболее поздней по времени возникновения в Московском государстве стала держава как регалии власти. Ее появление в конце XVI в. было обусловлено разросшейся территории Московского государства за счет присоединения Казанского и Астраханского ханств в середине века и началом захвата территорий Сибирского и Нагайского ханств во второй половине века. Держава, имевшая форму шара, стала символом владычества московского царя над завоеванными территориями. При торжественных приемах послов держава стала употребляться при Федоре Иоанновиче. Однако впервые, при венчании, она была вручена Лжедмитрию I. Считалось, что в Россию символ державы перешел из Польши, где она называлась «яблоком». И на Руси ее изначально именовали «яблоко царского чина», «яблоко державное», позднее «держава Российского царствия».13

Приобретение окончательного титула царской власти, завершают свое оформление и атрибуты власти. Полное завершение свое они получили в совокупности с царскими парадными одеждами, где одной из центральных деталей были бармы. Это - широкое оплечье со священными изображениями издавна считались на Руси принадлежностью парадной княжеской одежды. К концу XV в. бармы в России стали непременной деталью парадного императорского облачения в виде богато украшенной узкой полосы из драгоценной ткани, надевавшейся на плечи. О том, как выглядел древнейший символ русской государственной власти, дают представления бармы царя Алексея Михайловича, выполненные по заказу в Стамбуле в 1662 г. Это был круглый воротник из грубого шелка, сверху он был нарядно отделан золотом и всякого рода драгоценными камнями.

О завершение централизации власти и оформлении единого российского государства стало свидетелем Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г., в котором он величается как «божьей милостью великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец». Окончательное законодательное закрепление в официальном титуле царя понятия самодержец (точный перевод византийского императорского титула «автократор») стало символом полной и окончательной независимости русского государства от татар и любых других правителей. В определенной степени это понятие стало означать суверенность русского государства в XVI-XVII в. При Алексее Михайловиче этот титул стал еще и синонимом самовластия, обладание неограниченной и независимой от государственных или выборных чинов власти.
1.2 Обряд венчания на царство как символ власти.
Первое в истории России торжественное венчание на великокняжеский престол состоялся 500 лет назад, в конце XV в. при Иване III, который решил официально и всенародно оформить права на русский престол своего внука Дмитрия. Венчание Дмитрия, объявленного наследником Ивана III, состоялось 4 февраля 1498 года в Успенском Соборе Московского Кремля, о чем было записано в свидетельствах иностранцев.

Посреди храма Пресвятой Девы воздвигался дощатый помост, на котором помещались три седалища: для деда, внука и митрополита. «Устанавливали возвышение – налой, на которое кладут княжескую шапку и бармы. Затем к назначенному времени являются облаченные в торжественные одеяния митрополит, архиепископы, архимандриты, игумны и весь духовный собор. При входе великого князя с внуком в храм дьяконы поют по обычаю «многие лета» одному только великому князю Иоанну»14. Митрополит со всем клиром начинал петь молебен Пресвятой деве и святому Петру- исповеднику. По окончании молебна митрополит, великий князь и внук поднимались на дощатый помост, где садились царь и митрополит, а внук останавливается у края помоста. «Потом великий князь произносит речь. После этого митрополит велит внуку приблизиться к назначенному месту, благословляет его крестом и велит дьякону читать дьяконскую молитву, а сам меж тем, сидя возле него и также склонив голову, молится. По окончании этой молитвы митрополит велит двум архимандритам подать ему бармы, покрытые вместе с шапкой шелковым покровом, который они называют ширинкой»15.

Его кульминацией было возложение на Дмитрия самим великим князем барм и венца - Прославленной шапки Мономаха - самых первых в Московском государстве атрибутов верховной власти. Возлагая на голову внука венец Великого князя Киевского, Иван III не только укреплял авторитет великокняжеской власти, но и подчеркивал преемственность власти московских князей от князей киевских.

С этого момента русские великие князья стали именовать себя царями. Но Иван III и Василий III именовались царями неофициально, их титулы не были признаны на Западе. Официальная традиция признания титула русских царей оформилась только после венчания на царство Ивана IV в 1547 г. Принимая царский титул, Иван IV стремился достигнуть несколько целей. Во-первых, тем самым он демонстрировал полную независимость Руси и, более того, равенство с другими государствами. Во- вторых, подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследие, основанные на «Сказании о князьях Владимирских». В-третьих, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Наконец, обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики. Став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих (тверских, суздальских…) князей.

Церемония венчания Ивана Грозного на царство прошла 16 января 1547 года в Кремлевском Успенском Соборе. К торжеству московские мастера изготовили новые царские регалии. В церемонию венчания была введена золотая цепь. Теперь при венчании на царство корона приобретала иное значение, ибо, в отличие от великого князя, царь считался наместником Бога на земле, проходя второе миропомазание. Из символа власти шапка Мономаха превратилась в знак земного величия, и снимать ее государь был обязан лишь при церковных священнодействиях (службах), в знак смирения перед величием Царя Царствующих - Господа.

В дальнейшем обряд венчания на царство приобретал все более торжественный и величественный характер. Процесс венчания проходил уже в нескольких соборах – Благовещенском, Архангельском и церкви Пречистой Богоматери.16 Но как бы не менялся сам обряд венчания на царство, неизменным оставался его политический и сакральный смысл – божественного предначертания власти и сосредоточения всей ее полноты в руках царя, что было свойственно всем средневековым монархам Европы.

1.3. Государственная символика периода формирования единого централизованного государства.
Принятие в 1497 г. первого общерусского судебника повлекло за собой и оформление и государственной символики. В это время гербом России становится двуглавый орел, олицетворявший верховную власть и независимость. Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России - великокняжеская печать Ивана III.

Начиная с 1539 года, изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на государственной печати 1562 года в центре двуглавого орла появляется изображение всадника (древнейший символ княжеской власти на «Руси»). «Ездец»- в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом. При Федоре Ивановиче между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: голгофский крест. Крест- символ православия, придающий религиозную окраску гербу государства. Его появление совпадает с временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости в России.17

В марте 1613 года на престол избирается Михаил Федорович Романов. Перед первыми Романовыми стояла трудная задача реставрировать и укрепить самодержавие, пошатнувшееся в период смуты. При Михаиле Федоровиче двуглавый орел изображается под тремя коронами, которые знаменовали три великих покоренных ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское (в более поздней версии, это символ Святой троицы).

Как и любой царь, Михаил Фёдорович устраивал официальные приёмы, аудиенции. На одной из аудиенций побывал известный путешественник XVII века – Адам Олеарий, который в своих воспоминаниях подробно описал одну из таких церемоний. «…Аудиенц-зал представлял собой четырёхугольное каменное сводчатое помещение, покрытое снизу и по сторонам красивыми коврами и сверху украшенное рисунками из библейской истории, изображенными золотом и разными красками. Трон великого князя сзади у стены поднимался от земли на 3 ступени, был окружен четырьмя серебряными о позолочёнными колонками или столбиками… В это время готовился как раз трон гораздо боле великолепный и роскошный…

На вышеизложенном престоле сидел его царское величество в кафтане, осыпанном всевозможными драгоценными камнями и вышитом крупным жемчугом. Корона, которая была на нем поверх черной собольей шапки, была покрыта крупными алмазами, так же как и золотой скипетр, который он, вероятно, в виду его тяжести, по временам перекладывал из руки в руку… Рядом с престолом великого князя направо стояла золотая держава, величиною с шар для игры в кегли, на серебряной, резной пирамиде, которая была высотою с 2 локтя.».18

Усиление центральной и царской власти при Алексее Михайловиче Стрейс Я.Я. писал: «Вся Россия, или Московия, с входящими в нее землями и княжествами, подчинена монарху или царю, который один над всеми властвует и всем управляет. Его величество, жившего в мое время, теперь недавно почившего, звали Алексеем Михайловичем, Романовым. Последнее почетное имя присвоили себе московские цари со времен Иоанна Васильевича, который установил свое происхождение от римских императоров, на что ясно указало и слово царь, от латинского Caesar. Об этом же говорит в известной мере и одинаковый герб с двойным или двуглавым орлом, с распростертыми крыльями, только с той разницей, что между главами помещается корона епископа, а на груди изображение рыцаря св. Георгия. Император, или царь, является неограниченным государем: он назначает и сменяет должностных лиц, никого не спрашивая и ни с кем не считаясь; по его указу чеканится монета, повышается или понижается её ценность; он заключает мир, объявляет войну. Словом, он поступает так, как ему нравится и заблагорассудится».19

В жалованной грамоте Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 г. приложена печать, на которой впервые двуглавый орел изображен под тремя коронами, держащий в когтях символы власти - скипетр и державу, в дальнейшем орел стал изображаться с «поднятыми крыльями».

Одним из государственных символов является гимн (от греч. слова hymnos- торжественная песнь в честь божества)- хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. В средневековой Московской Руси гимна в современном понимании не существовало. В период создания единого централизованного государства по указу Ивана III был создан профессиональный хор «государевых певчих дьяков», который впервые спел в 1479 г. на освящение Успенского собора в Кремле. В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости.20 В XVI-XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в русском государстве появляется особая разновидность гимнов - торжественные канты, которые создавались на религиозные тексты, но постепенно их тематика расширяется - патриотические, лирические, «виватные», они становятся светскими.

Третьей символикой государственной власти традиционно считается флаг. «В России знамя прошло эволюционный путь от языческого шеста с конским хвостом до самой главной реликвии – символа воинства и Отечества».21 В раннефеодальном государстве флаг выполнял функции боевого знамени княжеских дружин и полков, на котором изображался Иисус Христос. С такими стягами участвовали в бою дружины Дмитрия Донского на Куликовом поле 1380 г., в ними шли на осаду Казани в 1552 г. Но только в XVI-XVII вв. знамя окончательно становится частью русской культуры и государственной символикой. В это время оно представляет собой полотнище белого цвета с золотой каймой и с изображением двуглавого орла. Окончательное оформление государственного флага происходит в имперский период.

Таким образом, можно сказать, что в период формирования единого централизованного государства появляются символы и атрибуты власти представленные шапкой Мономаха, скипетром, державой, бармами, происходит становление и государственной символики – герба, флага и гимна. Появление такого государственного обряда как венчание на царство стало символом стремления Московского государства к признанию себя как равного среди европейских монархий и началом оформления сценариев власти, получивших свое развитие в XVIII-XIX вв.

  1   2   3

Похожие:

Саратов 2010 icon«АгроМаркет-Саратов» общество с ограниченной ответственностью инн 6452100428 / кпп 645201001
Саратов, ул. Осипова, 1 офис №305 тел. 8 (8452) 75-64-91 тел/факс 8 (8452) 75-64-92
Саратов 2010 iconНостью «ространсавто-саратов» директор карасева е. В. Т:(8452) 236953
Ооо «Ространсавто-Саратов» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к ип «Бескровнов А. П.» «О взыскании перевозчиком...
Саратов 2010 iconАвиарейс Саратов Киев

Саратов 2010 iconНаличие Билетов На Авиарейс Москва Саратов

Саратов 2010 iconРешение от 22. 12. 2009 г
Решений Совета депутатов Чеховского муниципального района от 23. 04. 2010 г. №11/3, от 27. 05. 2010 г. №17/4, от 25. 06. 2010 г....
Саратов 2010 iconПостоянный ток
Вбэт-35 III ухл1, изготавливаемых ОАО «нпп «Контакт» г. Саратов ф.(845-2)35-77-25, т. 35-77-60
Саратов 2010 iconОтб 1 410059, г. Саратов, тел. 92-14-21
Старший инженер (по эксплуатации вычислительной техники) организационно-аналитической группы
Саратов 2010 iconВакансии для размещения на сайте
Врач инфекционист Областной туберкулезной больницы №1 (офицер), г. Саратов (тел. (845-2) 92-06-72)
Саратов 2010 iconРадио V+ и вами ваш почетный слуга, Илья Саратов. Сегодня у нас в...
Луна светит нам не хуже солнца, друзья мои, вы не спите, а значит, вы бодрствуете. 2: 35 показывают наши часы, вы на волне радио...
Саратов 2010 iconРасписание теплохода «Октябрьская революция»
Никольское Волгоград Саратов Усовка Самара Казань Чебоксары Макарьев Нижний Новгород
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница