Скачать 88.57 Kb.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ГКОУ СО «СУХОЛОЖСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ» Аналитическая справка за 2012 – 2013 год Введение: Идея психолого-педагогического сопровождения не нова. Рядом известных отечественных авторов, в частности И.В.Дубровиной, Е.И.Роговым, используется близкое по смыслу слово – «содействие», идею психолого-педагогического сопровождения (далее ППС) разрабатывают М.Р. Битянова, Н.Ю. Синягина, С.Г. Косарецкий и др. Привлекательность идеи заключается в том, что она дает возможность организовать психолого - педагогическую работу как самостоятельный вид деятельности со своими целями и ценностями и позволяет органично вплести ее в ткань учебно-воспитательной педагогической системы. Поэтому становится возможным соединение целей педагогической и психологической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка, что особенно важно в условиях детского дома. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно велики (личностные, когнитивные, проблемы социализации), поэтому в воспитании этих детей необходимо объединение усилий различных специалистов, когда ребенок может получить психологическую, педагогическую, социальную, правовую и другие виды помощи. Аналогичная ситуация сложилась и в нашем детском доме. Мы пришли к выводу о необходимости взаимодействия разных специалистов. В рамках системы ППС эффективнее реализовать это взаимодействие. Итак, опираясь на «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», под сопровождением понимаем систему профессиональной деятельности психолога и педагогов, направленную на создание социально-психологических условий для решения ребенком задач, возникающих у него в процессе взаимодействия в среде детского дома. Психолог вместе с педагогом в процессе воспитания может, с одной стороны, помочь ребенку максимально использовать предоставленные возможности для развития, а с другой - приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям жизнедеятельности. Практика: Цель профессиональной деятельности педагога и психолога в детском доме едина. Это ребенок, условия его полноценного обучения и развития. Средства и методы различны. Однако эти специалисты объективно нуждаются в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, т.к. только в этом случае применяемые ими технологии работают на изначально заданную цель. Следовательно, сотрудничество педагога и психолога должно быть направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий. ^ сводится к четкой и последовательной ориентации воспитанника на определенные пути развития. В детском доме воспитатель и другие педагоги выполняют некоторые функции родителя: носителя и транслятора определенных этических, интеллектуальных, религиозных и других ценностей. Их воздействие носит формирующий и регулирующий характер. ^ – создавать условия для нормального развития ребенка, при этом психолог занимается как самим ребенком, так и работает с педагогами (администрация, воспитатели). При таком подходе объектом ППС выступает воспитательный процесс, предметом деятельности – ситуация развития ребенка как система отношений с миром, с окружающими взрослыми и сверстниками, с самим собой. Для организации воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения нами была разработана комплексная программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сухоложском детском доме (за основу взяли опыт, реализуемый в Комсомольском детском доме). Целями данной программы являлось: 1) оказание психологической и педагогической (поддерживающей, коррекционной, просветительской) помощи ребенку; 2) отслеживание результативности воспитательного процесса. Данные цели решали три блока задач:
Было продумано построение совместной деятельности психолога с педагогами, что отражено в приведенной ниже таблице. Таблица 1
Коллектив детского дома работает по вышеназванной программе с сентября 2010г. по май 2013г. Для наших воспитанников мы определили возможности преодоления социальной пассивности и вовлечения в социально одобряемую деятельность: - общение с взрослым как фактор нормализации процесса социальной адаптации; - подражание взрослому как существеннейший механизм научения; - постепенная передача функций организации социальной деятельности от взрослого к детям; - организация ситуаций социального успеха в качестве подкрепления социальных достижений; - создание ситуаций легкого входа детей в совместную деятельность, принятие каждого ребенка, свободный вход и выход; - мотивирование деятельности взрослым. За годы работы по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме» строилось шаг за шагом взаимодействие разных специалистов с психологом, повышался профессиональный уровень педагогов, что нашло отражение в разнообразных формах работы: - педагогом-психологом разработаны и апробированы программы: занятий со старшими и младшими школьниками «Освобождение от психо-эмоционального напряжения», занятий по мотивации воспитанников к школьному обучению, тренинг для подростков «Общение без проблем», занятия по поддержке выпускников в период сдачи экзаменов и педагогов в период аттестации; - изучение интересов и склонностей выпускников (совместно социальный педагог и психолог); - совместно с воспитателями групп изучаются творческие способности воспитанников ; - оказана помощь в создании программы «Дорога здоровья» воспитателю Сошиной Н.В..; - педагоги Солодкова Е.С., Хорькова Н.А., Нетисова И.В., Сметанина Л.В., Сошина Н.В. активно используют в своей деятельности программы занятий, рекомендованные психологом:
оригами;
«терапевтической метафоры». Для оценки эффективности построения воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения мы дважды в год проводим изучение уровня тревожности и самооценки воспитанников, т.к. они являются важными показателями личностного развития ребенка. Исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности и неадекватной самооценки, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Личностная тревожность и неадекватная самооценка не обязательно проявляются непосредственно в поведении, они выражают субъективное неблагополучие личности, создающее специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. (В.А. Бодров, Н.В. Вязовец, Ю.А. Катыгин, В.Г.Леонтьев, О.И. Мотков, А.М.Прихожан и др.) За прошедшие годы, включая текущий, мы проследили динамику изменения уровня тревожности и самооценки воспитанников детского дома. Ниже приведены диаграммы, наглядно демонстрирующие изменения уровня тревожности и самооценки воспитанников детского дома за 4 учебных года. Колебания показателей, а не их неизменное улучшение, обусловлено некоторой субъективностью всех психологических исследований (самочувствие, настроение, окружение участников диагностики). Диаграмма изменения уровня тревожности воспитанников в динамике (в процентах) ![]() Рисунок 1 Диаграмма изменения уровня самооценки воспитанников в динамике (в процентах) ![]() Динамика изменения уровня тревожности и самооценки воспитанников детского дома позволяет сделать следующие выводы: - уровень адекватной самооценки колеблется, но не опускается ниже 60%; - в 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах показатель по фактору высокой тревожности нулевой; - показатель уровня повышенной тревожности колеблется, но это тревожность допустимого уровня; - начиная с 2012-2011 учебного года уровень адекватной самооценки повышается; - уровень завышенной самооценки колеблется в пределах 30% (особенность наших воспитанников такова, что завышенная самооценка является для них и защитной реакцией); - в 2012-2013 учебном году существенно снизился показатель заниженной самооценки. Следует отметить трудности, с которыми мы столкнулись при организации воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения: - переход воспитанников детского дома в новое образовательное учреждение; - недостаточно четкое представление педагогов о месте и предназначении психолога в образовательном учреждении; - низкая готовность и мотивация педагогов к сотрудничеству, нежелание отказываться от стереотипов; - низкая мотивация воспитанников на саморазвитие; - непостоянство интересов детей, обман. За неполных три года работы по вышеназванной программе мы добились таких успехов: - возрос методический и теоретический уровень педагогов; - наблюдается улучшение эмоционального благополучия воспитанников; - психологический климат в детском коллективе изменился в лучшую сторону; - снизилась заболеваемость детей, обусловленная психосоматикой; - наблюдается стабильное повышение уровня адекватной самооценки у детей; - закрепляется тенденция отсутствия высокотревожных воспитанников; - отобрана и апробирована батарея тестов, информативных и простых в использовании. Таким образом, идеология психолого-педагогического сопровождения остается актуальной. Построение воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения даже за такой незначительный срок дает свои результаты. Заканчивается срок реализации программы, по которой коллектив детского дома работает третий год. Но мы уже находимся в поиске новых форм, методов, приемов педагогической деятельности, способных эффективнее строить воспитательную работу с детьми, живущими в нашем доме. |
![]() | Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического... Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | ![]() | Экспертное заключение по проекту ... |
![]() | Учебно-тематический план курсов повышения квалификации педагогов... Государственное казенное образовательное учреждение республики карелия для детей, нуждающихя в психолого-педагогической и медико-социальной... | ![]() | Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме гкоу со «Сухоложский... Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения |
![]() | Программа «Выпускник» Психолого-педагогического сопровождения обучающихся... Психолого-педагогического сопровождения обучающихся при переходе на новую ступень обучения (для учащихся 10 классов) | ![]() | План психолого-педагогического сопровождения работы по организации Посещение семей детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому с использованием дистанционных технологий |
![]() | Программа воспитания и обучения в детском саду Доу. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических... | ![]() | Законом «Об образовании» 1992 года Мероприятия по оказанию психолого-педагогического и социально-психологического сопровождения могут проводиться как в индивидуальном,... |
![]() | Программа коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования 2013г Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов | ![]() | Ольга Павловна «Защищенное детство» «Защищенное детство» модель психолого – педагогического сопровождения семей, имеющих детей – инвалидов |