Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов




Скачать 383.72 Kb.
НазваниеПсихологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов
страница1/4
Дата публикации24.03.2014
Размер383.72 Kb.
ТипАвтореферат
litcey.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи
Шевцов Владимир Сергеевич

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ПОГРАНИЧНЫХ ИНСТИТУТОВ

19.00.03 – Психология труда,

инженерная психология, эргономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре социальной психологии и психологии труда НАЧОУ ВПО «Совре­менная гуманитарная академия» и кафедре психологии и педагогики профессиональ­ной деятельности Голицынского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Научный руководитель доктор психологических наук, профессор

^ Гурьянов Юрий Николаевич
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, доцент

Саватеев Александр Васильевич

кандидат психологических наук, доцент

^ Федотов Андрей Юрьевич
Ведущая организация Военная академия Ракетных войск

стратегического назначения

имени Петра Великого
Защита состоится 16 сентября 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.02 при НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» по адресу: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 3, ауд. 410.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НАЧОУ ВПО «Совре­менная гуманитарная академия».
Автореферат разослан 14 августа 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук,

профессор Гнездилов Г.В.

^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей необходимо­стью подготовки офицерских кадров, способных в современных условиях уверенно применять специальные знания, исполь­зовать профессио­нальные умения и навыки в интересах укрепления мо­рально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышения его готовности и способности к выполнению задач в лю­бых усло­виях обстановки.

Эффективность обучения и воспитания будущих офицеров в пограничных институтах за­висит от профессиональной компетентности преподавателей кафедр (ПК) и за­местителей начальников курсов (ЗНК). Однако процесс вхождения в новую должность этих групп офицеров и выполнение ими своих профес­сиональных обязанностей оказываются на деле достаточно сложными, а порой и малоэф­фективными вследствие влияния психологических трудностей, иницииро­ван­ных объективными и субъективными обстоятельствами. Овчинников О.В. (1998) отмечает, что пси­хологические трудности на этапе адаптации в новой должности испытывают до 87% сотрудников.

Практическая помощь по преодолению возни­кающих психологических трудно­стей не всегда опирается на научно обоснованное представле­ние о динамике, критериях и условиях профессионального становления (профессионализации) применительно к специфике функционирования пограничных институтов.

Состояние разработанности темы исследования. Изучение проблемы становления профессиональной деятельности различных категорий специалистов предпринималось с различных научных позиций (Д.Ж. Маркович, О.В. Ромашов, Н.М. Токарская, Л.П. Бобров-Голиков, В.А. Мунипов и т.д.). Отечественными психологами изучались отдельные аспекты профессионального становления специалистов, влияние на этот процесс таких психологических феноменов, как профессиональное са­моопределение, профессиональная ориентация и профессиональные установки личности (В.А. Бодров, Е.А. Климов, М.Р. Гинзбург, В.Н. Дружинин, Д.Н. Узнадзе, С.И. Хохлов); рассматривались вопросы профессиональной пригодности к профессиональной деятельности (К.М. Гуревич, В.Л. Марищук); исследовался процесс формирования профессионально-важных качеств (Т.А. Аржакаева, П.Я. Гальперин, Л.Н.Захарова, Н.В.Кузьмина, А.И. Щербаков).

Структура трудовой деятельности, динамика профессионального станов­ления и успешность деятельности раскрыты в исследованиях В.В. Давыдова и В.Д. Шадрикова. Профессионализация как форма развития лично­сти являлась объектом исследования в работах В.А. Бодрова, Н.С. Глуханюк, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и других авторов. В военной психологии вопросы, связанные с освоением профессиональ­ной деятельности специалистами различных категорий, рассматривались в ис­следованиях А.Я. Анцупова, Ю.А. Драчевой, А.Н. Глушко, Л.М. Колодкина, Л.М. Королева, В.Г. Михайловского, О.В. Овчинникова, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкина, С.А. Федо­ренко, А.И. Шипилова и других авторов.

Отдавая должное вкладу выше перечисленных авторов в разработку проблемы про­фессионального становления, нельзя при этом не отметить, что применительно к профессиональной деятельности офицеров пограничных институтов, она разработана недостаточно полно. В оте­чественной психологии до сих пор не предпринимались попытки анализа влияния психологических трудностей на профессиональное станов­ления офицера.

Вместе с тем результаты военно-психологических исследований показы­вают, что военные специалисты испытывают психологические трудности в процессе профессионализации на различных должностях. Следует подчерк­нуть, что наибольшее влияние психологические трудности оказывают на офи­церов, только начинающих службу по окончании учебного заведения или сме­нив­ших должность, так как это связано с необходимостью усвоения новых норм и требований, предусмотренных новой должностью. Так, результаты пи­лотажного исследования, проведенного автором в декабре 2005 - январе 2006 года на базе Голицынского пограничного института свидетельст­вуют, что пси­хологические трудности в процессе становления испытывают 94% офицеров-преподавателей кафедр. Для заместителей начальников курсов характерны более высокие показатели - 97%. Хронизация процесса преодоле­ния психологических трудностей приводит к снижению мо­тивации к службе, смене профиля деятельности, а в отдельных случаях к досрочным увольнениям.

По мнению Столяренко А.М. (2003), полностью исключить влияние пси­хологических трудностей на профессионализацию не представляется воз­мож­ным, однако правильно организованный ввод сотрудника в должность позво­ляет достичь уровня специалиста значительно быстрее. Вместе с тем действенная помощь в профессионализации офи­церов спе­циальных служб может быть оказана только на основе научно обос­нован­ного знания о механизме возникновения и динамике преодоления психологиче­ских трудностей у конкретной категории сотрудников.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и практиче­ская значимость проблемы преодоления психологических трудностей в процессе профессионального становления офицеров, непосредственно отве­чающих за обучение и воспитание курсантов в пограничных институтах, обусловили выбор темы и определили за­мысел иссле­дования.

Объект исследования профессиональное становление офицеров по­граничных институтов, назначенных на новую должность.

Предмет исследования психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов.

Цель исследования на основе изучения динамики профессионального становления в должности выявить характерные для этого процесса психологи­ческие трудности и обосновать условия их преодоления в процессе становления в новой должности.

^ Научная задача исследования заключается в выявлении совокупности психологических трудностей и изучении их влияния на профессиональное ста­новление офицеров пограничных институтов России, непосредственно осуще­ствляю­щих подготовку курсантов.

^ Задачи исследования:

  1. Основываясь на теоретическом представлении о профессиональном ста­новлении специалистов различного профиля, уточнить сущность и содержа­ние понятия «психологические трудности профессионального становления офицера в должности» в пограничных ин­ститутах.

  2. Выявить специфические аспекты профессионального становления офицеров, назначенных на должность: а) преподавателя кафедры и б) заместителя начальника курса на каждом из этапов освоения новой должности.

  3. Выделить типы психологических трудностей профессиональ­ного становления и обосновать критерии оценки эффективности их преодоления.

  1. Разработать рекомендации по психологическому сопрово­ждению преодо­ления психологических трудностей профессионального становления офи­церами, назначенными на новую должность: а) преподавателя кафедры, б) заместителя начальника курса в пограничных институтах.


^ Гипотезы исследования:

1. Успешность преодоления психологических трудностей характеризует процесс профессионального становления офицера пограничного института.

2. Состав и тип преодолеваемых психологических трудностей на этапах профессионального становления определяется индивидуально-психологическими особенностями, профессиональной подготовленностью офицера и условиями профессиональной среды. Совокупное влияние факторов профессионализации детерминирует возникновение трудностей, которые проявляются на личностном уровне, в межличностных отношениях и при организации деятельности.

^ Теоретико-методологическую основу исследования составили основные по­ложения личностно-социально-деятельностного и системно-деятельностного подходов, предполагающие рассмотрение структурного, функционального, ге­не­тического аспектов изучаемого вопроса - профессиональной деятельности - в их взаимосвязи. Основными положениями, на которых базируется теоретиче­ская концепция, являлись следующие фундаментальные принципы психологии: системности, развития, единства сознания и дея­тельности, личностный.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач был ис­пользован комплекс методов, объединенных в рамках исследования: анализ теоретических источников, изучение документов, регламенти­рующих про­фессиональную деятельность офицеров образовательных учрежде­ний, анке­тирование, наблюдение, беседа, экспертный опрос, тестирование по методикам: 16 ФЛО Р. Кеттелла, ценностные ориентации М. Рокича, определе­ния типов отношения к окружающим Т. Лири, МПДО Б.Я. Шведина, модуль­ный социотест А.Я. Анцупова, хронометрирование, самоотчеты.

Эмпирическую базу исследования составили результаты:

- экспертного опроса 73 офицеров, имеющих положительный опыт про­фессионализации и ранее занимавших должности: 1) преподавателя кафедры (n=37) и 2) заместителя начальника курса (начальника учебной заставы) (n=36);

- исследования динамики преодоления психологических трудностей про­фессионального становления назначенных на новую должность преподавателей кафедр и заместителей начальников курсов (n=94);

- анализа эффективности выполнения должностных обязанностей офице­ров указанных категорий (n=163), посредством: а) анкетирования 115 сотруд­ников, б) изучения самоот­четов 37 заместителей начальников курсов и 15 пре­подавателей кафедр, в) хронометрирования суточного и недельного рабочего циклов 17 заместителей начальников курсов и 15 препода­вателей;

  • опроса и психологической диагностики 43 офицеров пограничных инсти­тутов, проходящих военную службу на должностях преподавателя ка­федры и заместителя начальника курса по методикам: 16 ФЛО Р. Кеттелла (адаптация А.Г. Шмелева, В.И. Похилько, А.С. Соловейчика); «Ценностные ориентации» М. Рокича (адаптация А.А. Гоштаута­са, А.А. Семенова, В.А. Ядова); диагностики межличностных отношений Т. Лири (адаптация Л.Н. Собчик).

Основную выборку при проведе­нии исследования составили офицеры Голицынского и Ка­лининградского по­граничных институтов, назначенные на долж­ность: а) препода­вателя ка­федры и б) заместителя начальника курса.

^ Этапы исследования:

1. Изучение и обобщение научной литературы отечественных и зарубеж­ных психологов и нормативных документов по проблеме диссертации (2004-2005 г.г.).

2. Проведение предварительного исследования психологических трудно­стей, анализ и интерпретация полученных результатов (2005-2006 г.г.).

3. Проведение основного исследования психологических трудностей, причин их возникновения и динамики преодоления офицерами исследуемых категорий (2006-2008 г.г.).

4. Структурирование диссертации, формулирование теоретических выво­дов и разработка практических рекомендаций по психологическому сопровож­дению преодоления психологических трудностей (2008-2009 г.г.).

^ Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Установлено, что существенным признаком понятия «психологические трудности профессионального становления офицера в должности», применительно к деятельности пограничных институтов является переживание личностью офицера своей актуальной профессиональной некомпетентности, вызванное несоответствием возможностей офицера предъявляемым к нему профессиональным требованиям.

2. Выделены специфические аспекты профессиональной деятельности ПК и ЗНК, которая характеризуется социально-психологическими особенностями непосредственного влияния на курсантов, личной ответственностью за достижение конечной цели – подготовки офицеров, а также высокими психофизиологическими нагрузками при решении плановых и внеплановых задач повседневной служебной деятельности.

3. Показано, что успешность профессионального становления зависит от эффективного и своевременного преодоления офицерами трёх групп психологических трудностей: а) индивидуально-психологических (ИПТ); б) социально-психоло­гических (СПТ); в) деятельностных (ДТ).

4. Обоснована совокупность критериев оценки эффективности преодоления психологических трудностей профессионального становления: уровень компетентности в решении служебных задач; оптимальность планирования деятельности; уровень развития коммуникабельности; степень ответственности; объективность оценки своей деятельности и деятельности подчиненных (обучаемых).

5. Разработаны практические рекомендации по психологическому сопро­вождению процесса преодоления доминирующих психологических трудностей профессионального становления. Схема психологического сопровождения под­разумевает реализацию конкретных мероприятий, направленных на преодоле­ние доминирующих трудностей каждого типа на каждом из этапов профессионального становления в должности: 1) психологической адаптации к новым (изменившимся) условиям деятельности; 2) идентификации себя с требованиями новой должности; 3) самореализации в должности.

^ Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием комплекса научно-обоснованных методов сбора эмпирических данных, внешней и внутренней валидностью проводимых экспериментов, репрезентативностью экспериментальной выборки, количественным и качественным анализом, применением при обработке и интерпретации исследовательских данных математико-статистических методов, экспертной проверки полученных результатов. Обработка ре­зультатов исследования про­водилась методами математической статистики, включающими корреляцион­ный, дисперсионный и факторный анализы, реализо­ванными в программах: Statistika 6.0, SPSS 13.0, Excel 2003, Stadia 7.0.

Теоретическая значимость результатов исследования:

1. Обосновано содержание профессионального становления офицера в новой должности как процесса, существенная роль в котором отводится преодолению пси­хологических трудностей.

2. Уточнено понятие «психологические трудности профессионального становления» как переживание личностью своей актуальной профессиональной некомпетентности.

3. Выявлены основные типы психологических трудностей профессионального становления, оказывающие доминирующее влияние на этот процесс у исследуемых категорий офицеров.

4. Выявлена взаимосвязь успешности преодоления психологических трудностей профессионального становления с индивидуально-психологическими характеристиками личности офицера.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Модифицированные и апробированные в процессе работы психодиаг­ностические методы могут быть применены психологами при диагностике пси­хологических трудностей у начинающих профессиональную деятельность офи­церов.

2. Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами по­граничных институтов в процессе профессиональной подготовки офицеров, а также для уточнения критериев от­бора на должности преподавателя кафедры и заместителя начальника курса.

3. Обоснованная нормативная продолжительность профессионализации ЗНК и ПК позволяет должностным лицам более четко определить временные границы профессионального становления этих категорий офицеров.

4. Применение обоснованных критериев эффективности преодоления психологических трудностей профессионального становления позволит оценивать успешность преодоления психологических трудностей профессионального становления в должности ПК и ЗНК.

5. Рекомендации по психологическому сопровождению процесса преодоления психологических трудностей офицеров могут быть использованы в системе психологического обеспечения образовательной деятельности в учебных заведениях пограничного профиля.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в ходе XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2008» (Москва, 2008), 10-х социально-педагогических чтений факультета социальной работы, педагогики и ювенологии (Москва, 2007), XXI международной на­учно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Со­вершенствование образовательных технологий» (Калининград, 2007). По­мимо этого, проведена апробация на заседаниях кафедры психологии и педаго­гики профессиональной деятельности Голицынского пограничного института в 2008 году.

Данные теоретического анализа и практического исследования внедрены в учебно-образовательный процесс курсантов и слушателей пограничных институтов, а также в деятельность отдела воспитательной работы и рекомендованы отделению профессионально-психологического отбора ГПИ ФСБ России для работы с кандидатами на замещение вакантных должностей: а) преподавателя кафедры и б) заместителя начальника курса.
  1   2   3   4

Похожие:

Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconОсновные направления совершенствования взаимодействия пограничных...
Организационно-правовые основы взаимодействия таможенных и пограничных органов РФ 1
Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconВопросы к зачету: психологические проблемы в детской соматической клинике
Различные этапы становления представления о своем теле: младенчество, ранний возраст, школьный возраст, подростковый период
Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconОтчет о деятельности волгоградской региональной общественной организации...
Волгоградской региональной общественной организации поддержка профессионального становления
Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина в. Дв «Проблемы...
Дисциплина по выбору «Проблемы институтов прямой демократии в России» включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин...
Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconВозникновение и развитие этнопсихологии
Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики...
Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconВирджиния Сатир. Почему семейная терапия?
Когда один из членов семьи (пациент) испытывает трудности, которые проявляются в определенных симптомах, то эти трудности так или...
Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconМоделирование и алгоритмизация ранней диагностики и терапии пограничных...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная...
Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconМероприятия
...
Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconПсихологические особенности стрессоустойчивости педагога и пути ее повышения
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет...
Психологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов iconКонкурс проводится Волгоградской региональной общественной организацией...
Настоящее Положение определяет цели и задачи регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель-дефектолог года»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница