Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни




Скачать 43.71 Kb.
НазваниеЛекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни
Дата публикации01.06.2014
Размер43.71 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Психология > Лекция
Лекция № 13

Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста.

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

^ В определении болезни существуют две точки зрения:

1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;

2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.

Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.

Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

^ С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.

^ По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

^ Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития

Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти

Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее»

^ И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип - активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип - люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней[9].

Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

^ Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.

Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет.

Похожие:

Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconЗаочное отделение. Обзорная лекция № Психологические особенности...
Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей....
Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconПлан работы муниципального бюджетного учреждения «комплексный центр...
Отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделения обслуживания...
Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconПриказ №36-2 от 01. 07. 2012 г положение об отделении реабилитации...
Отделение реабилитации является структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения «Дом-интернат малой вместимости для...
Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconОб отделении срочной социальной помощи мбу «центр социального обслуживания...
Мбу «центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» саянского района
Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconС октября 2011г. Государственное бюджетное учреждение «Центр социального...
С октября 2011г. Государственное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Дзержинска»...
Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconП онедельник четверг с 00 17. 00
Гбу «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Дзержинска»
Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconВозникновение и развитие этнопсихологии
Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики...
Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconКачество жизни, особенности клинического течения и терапии ишемической...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная...
Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconКачество жизни, особенности клинического течения и терапии ишемической...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная...
Лекция №13 Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни iconНа оказание социальных услуг на условиях полной оплаты
Мбу «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» / далее – Учреждение
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница