Скачать 182.71 Kb.
|
«Социально-психологические причины межличностных конфликтов». Содержание Введение-----------------------------------------------------------------------------------3 1. Теоретический аспект межличностных конфликтов--------------------------8 1.1.Основные теоретические концепции конфликта----------------------------10 1.2. Межличностный конфликт: понятие, сущность, виды, причины--------161.3. Сфера проявления межличностных конфликтов и их причины----------23 2. Исследование социально-психологических причин межличностного конфликта--------------------------------------------------------36 2.1.Организация и анализ результатов исследования----------------------------38 2.2. Исследование причин межличностного конфликта в семье---------------47 2.3. Исследование причин конфликта в организации----------------------------60 3. Рекомендации по предотвращению и профилактике межличностных конфликтов--------------------------------------------------------69 Заключение---------------------------------------------------------------------------------73 Литература---------------------------------------------------------------------------------76 Приложения--------------------------------------------------------------------------------79 Введение Любой человек на протяжении своей жизни не раз сталкивался с противоречиями, которые порой приобретали характер конфликта. Поле действия конфликта широко и многогранно. Оно включает внутреннюю психологическую жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми. Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально-политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях жизнедеятельности. Межличностные конфликты - это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из-за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта. Они всегда индивидуальны и неповторимы. Зависят от конкретных условий взаимодействия, психологических особенностей состояния людей. Актуальность. Проблема межличностного конфликта имеет особую актуальность, что обусловлено, по крайней мере, тремя обстоятельствами. Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, ухудшением воспитательной системы с подрастающем поколением. Углубляются процессы социальной дифференциации, стратификации нашего общества, ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого, значительное нарастание психической напряженности людей, конфликтности, агрессивности. ^ Одной из классических проблем разработки любого теоретического обеспечения является решение так называемой «терминологической проблемы». Не составляют исключения и концептуальные исследования в области теории конфликта. Даже простое перечисление представлений определения понятия «конфликт», приведенных в справочно-энциклопедических и специализированных научных изданиях поражает, с одной стороны, похожестью (и как следствие - односторонностью представления), а с другой стороны - значительной вариативностью. Смысл, в котором понятие «конфликт» употребляется в современной литературе, ведет свое начало «от латинского conflictus — столкновение» [12, с. 15]. Различные исследователи используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции. Анализ литературы демонстрирует ярко выраженный терминологический и методологический разнобой в трактовке понятия «конфликт» различными науками. Приведём некоторые из определений конфликта: - Конфликт — это «проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон» (В.Н. Кудрявцев) [14, с.12]; - Конфликт – это «один из видов социального взаимодействия, борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих конкурентов» (Л. Козер) [3, с.39]; - Конфликт – это «форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых ^ Проблема конфликта стара как мир. Однако до кон. XVIII в. мыслители сводили его к проблеме «господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства» [14, с.4]. Позднее сформировалось иное отношение к проблеме конфликта. Оно заключалось в том, что «конфликт теперь определялся не социальными причинами, а природой самого человека» [14, с.5]. В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления. Рассмотрим основные из них. ^ . В данной теории утверждается, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным «теорию естественного отбора» и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Главная идея Ч. Дарвина состояла в том, что «развитие в живой природе осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание. Он выявил и обосновал механизм развития живой природы в виде естественного отбора наиболее приспособленных видов для продолжения жизни» [14, с.7]. Данная теория конфликта исходит из «идеи естественной агрессивности человека, которая проявляется в различного рода конфликтах» [25, с.9]. Ключевым в этой теории является понятие «агрессия», которая: - имеет инстинктивно-обусловленный характер; - может быть направлена как на самого человека, на группу людей, так и на вещи или явления окружающей среды; - связана с нанесением ущерба её объектам. ^ . Главная заслуга в разработке этого теоретического направления принадлежит К. Марксу. Он предположил, что «социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс ^ Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводиться к межличностному. Под межличностным конфликтом понимают «открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации» [23, с.160]. Межличностный конфликт представляет собой «деструкцию межличностных отношений двух людей на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях» [25, с.15]. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В ситуации межличностного конфликта люди «преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их, во взаимоотношениях друг с другом» [36, с.141]. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Конфликтная ситуация – это «накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними» [17, с.15]. К субъектам межличностного конфликта относят «тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели» [23, с.163]. Они всегда выступают от своего лица. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов. ^ Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 5 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин [17, с.112-113]. Таблица 5 Сферы межличностных конфликтов
Рассмотрим основные социально-психологические причины межличностного конфликта в различных сферах жизнедеятельности человека. Общество как сложный социальный организм живет и развивается по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной системе, возникают межличностные конфликты. Объективной основой возникновения межличностных конфликтов в обществе является наличие в нем совокупности социальных отношений между субъектами социального взаимодействия - личностями. ^ Практическая часть работы по исследованию социально-психологических причин межличностного конфликта проходила с 10.03.2010 г. по 01.08.2010 г., согласно поставленным задачам и цели исследования для подтверждения или отвержения выдвинутых гипотез, состоит из трех этапов. На 1-м этапе было проведено анкетирование (с 10.03.2010 г. по 20.06.2010 г.). Анкетирование – это «письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты» [37, с.228]. Анкета предполагает «жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа» [37, 231]. Анкета состоит из открытых и закрытых вопросов (приложение 3). Метод анкетирования выбран с целью получить в короткие сроки достаточную количественную интересующую нас информацию по теме исследования. В анкетировании приняли участие 120 человек. В связи с тем, что целью проводимого исследования являлось не описание распределения признаков в генеральной совокупности, а анализ связи между переменными, было принято решение, что поиск респондентов достаточно осуществлять методом доступных случаев с элементом случайного отбора. Анкета рассчитана для техники самозаполнения и распространялась среди знакомых, родственников. В целях сопоставимости данные, несмотря на статистически мало значимую величину целевых групп, приводятся в процентах (нормированы). Эти проценты не означают статистическую репрезентативную величину, а только иллюстрируют тенденцию. На 2-ом и 3-ем этапах исследование было использование тестирование. Тест – это «кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психологического ^ Данная часть практического исследования проходила с 10.03.2010 г. по 1.08.2010 г. с помощью анкетного опроса. Анализ результатов исследования построен на основе обработки 120 анкет. В анкетировании приняли участие 63% женщин и 37% мужчин. На рис.4 отражено соотношение респондентов по полу и возрасту. ![]() Большинство респондентов имеют высшее образование (47%). Среднее специальное отметили 24% опрошенных. 20% респондентов имеют неполное высшее образование, т.к. являются студентами. 9% имеют среднее образование. ![]() Рис. 5. Наличие образования респондентов (кол-во чел. в %). ^ Второй этап исследования социально-психологических причин межличностного конфликта с сфере жизнедеятельности «семья» проводился с 25.03.2010 г. – по 10.06.2010 г. В исследовании приняло участие 15 семей. Для удобства обработки результатов мы не будем перечислять фамилии, а присвоим каждой семье порядковый номер с 1 по 15. Основные социально-демографические характеристики исследуемых семей представлены в табл. 8. ^
^ Третья часть исследования социально-психологических причин межличностного конфликта проходила с 1.04.2010 г. по 1.08.2010 г. в сфере межличностных отношений «организация». Данный этап исследования проходил в трудовых коллективах: 1. ООО «Флигерс» - отдел рекламы в количестве 12 человек; 2. ООО «Алгоритм» - отдел маркетинга в количестве 10 чел. Для удобства обработки результатов исследования каждому сотруднику был присвоен номер: - ООО «Флигерс» - № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12; - ООО «Алгоритм» - № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Членам коллектива были розданы карточки для того, чтобы они отметили, по их мнению, наиболее конфликтных членов своего коллектива (приложение 10). Выбор членов коллектива отобразим на рис.25 и рис. 26. ![]() Рис. 25. Выбор конфликтной личности коллективом ООО «Флигерс» (кол-во чел.). ^ Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Обобщая все рекомендации, при возникновении напряжения в общении, попробуйте сделать следующее: - проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие; - держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован; - установить контакт глазами и стараться не терять его; - дать собеседнику выговориться, не перебивая его; - дать собеседнику понять, что Вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему); - признать свою вину, если объективно таковая есть; - постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как Вам кажется, он тоже не прав; - показывать, что Вы заинтересованы в решении проблемы собеседника сотрудничестве с ним будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела; - разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества. Для более успешного разрешения конфликта рекомендуется составить «карту конфликта», разработанную Х. Корнелиусом и Ш. Фейером [33, с.171]. С её помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций. В первую очередь следует постараться определить: Заключение Межличностные конфликты - это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из-за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта. Они всегда индивидуальны и неповторимы. Зависят от конкретных условий взаимодействия, психологических особенностей состояния людей. В современной теории конфликта существует социально-биологическая, классовая, функциональная, социально-психологическая теория конфликта, концепция позитивно-функционального конфликта Козера, конфликтная модель общества Дарендорфа и общая теория конфликта Боулдинга. Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В ситуации межличностного конфликта люди «преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их, во взаимоотношениях друг с другом. Динамика межличностного конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить следующие этапы: предконфликт, собственно конфликт, послеконфликтная ситуация. Социально-психологические причины межличностного конфликта возникают под воздействием факторов информационных, структурных, ценностных, поведенческих и факторов отношений. Литература
Приложения Приложение 1 Стили поведения в межличностном конфликте Приложение 2 Классификация семейных конфликтов Приложение 3 Анкета Приложение 4 Тест-опросник удовлетворенности браком. Приложение 5 Тест супружеских отношений Приложение 6 Тест «Конфликтная личность» Приложение 7 Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в поведении» Приложение 8 Тест описания поведения К. Томаса Приложение 9 Сводная таблица результатов тестирования исследуемых семей Приложение 10 Карточки выбора конфликтной личности в коллективе Приложение 11Методика изучения социально-психологического климата в коллективе |
![]() | Тема: общая характеристика социально- психологических тренингов основные положения лекции К методам активного социально педагогического обучения относятся методы, направленные на формирование психологической культуры личности.... | ![]() | Перечень вопросов для проведения вступительного экзамена по социальной психологии Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических исследований |
![]() | Классификация психологических дисциплин Психология (psycho – душа (греч.), logos – знание) – исследование человеческой души | ![]() | Мероприятия ... |
![]() | Исследование причин возникновения мировых финансовых кризисов Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия | ![]() | «выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» В методическом пособии проблема употребления iiab подростками рассматривается с точки зрения семейных взаимоотношений и взаимодействий.... |
![]() | Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» | ![]() | Исследование на тему: «Значимость Интернета в повседневной учебной жизни студентов» Статистическое исследование — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических,... |
![]() | Кто такие вредные люди: типология ... | ![]() | Статистическое исследование это научно организованный по единой программе... Статистическое исследование — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических,... |