2. Исследование социально-психологических причин




Скачать 182.71 Kb.
Название2. Исследование социально-психологических причин
Дата публикации20.03.2013
Размер182.71 Kb.
ТипИсследование
litcey.ru > Психология > Исследование




«Социально-психологические причины межличностных конфликтов».
Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------3

1. Теоретический аспект межличностных конфликтов--------------------------8

1.1.Основные теоретические концепции конфликта----------------------------10

1.2. Межличностный конфликт: понятие, сущность, виды, причины--------16


1.3. Сфера проявления межличностных конфликтов и их причины----------23

2. Исследование социально-психологических причин

межличностного конфликта--------------------------------------------------------36

2.1.Организация и анализ результатов исследования----------------------------38

2.2. Исследование причин межличностного конфликта в семье---------------47

2.3. Исследование причин конфликта в организации----------------------------60

3. Рекомендации по предотвращению и профилактике

межличностных конфликтов--------------------------------------------------------69

Заключение---------------------------------------------------------------------------------73

Литература---------------------------------------------------------------------------------76

Приложения--------------------------------------------------------------------------------79

Введение
Любой человек на протяжении своей жизни не раз сталкивался с противоречиями, которые порой приобретали характер конфликта. Поле действия конфликта широко и многогранно. Оно включает внутреннюю психологическую жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми.

Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально-политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях жизнедеятельности.

Межличностные конфликты - это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из-за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта. Они всегда индивидуальны и неповторимы. Зависят от конкретных условий взаимодействия, психологических особенностей состояния людей.

Актуальность. Проблема межличностного конфликта имеет особую актуальность, что обусловлено, по крайней мере, тремя обстоятельствами.

Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, ухудшением воспитательной системы с подрастающем поколением. Углубляются процессы социальной дифференциации, стратификации нашего общества, ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого, значительное нарастание психической напряженности людей, конфликтности, агрессивности.
^ 1. Теоретический аспект межличностных конфликтов
Одной из классических проблем разработки любого теоретического обеспечения является решение так называемой «терминологической проблемы». Не составляют исключения и концептуальные исследования в области теории конфликта.

Даже простое перечисление представлений определения понятия «конфликт», приведенных в справочно-энциклопедических и специализированных научных изданиях поражает, с одной стороны, похожестью (и как следствие - односторонностью представления), а с другой стороны - значительной вариативностью.

Смысл, в котором понятие «конфликт» употребляется в современной литературе, ведет свое начало «от латинского conflictus — столкновение» [12, с. 15]. Различные исследователи используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции.

Анализ литературы демонстрирует ярко выраженный терминологический и методологический разнобой в трактовке понятия «конфликт» различными науками.

Приведём некоторые из определений конфликта:

- Конфликт — это «проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон» (В.Н. Кудрявцев) [14, с.12];

- Конфликт – это «один из видов социального взаимодействия, борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих конкурентов» (Л. Козер) [3, с.39];

- Конфликт – это «форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых
^

1.1. Основные теоретические концепции конфликта



Проблема конфликта стара как мир. Однако до кон. XVIII в. мыслители сводили его к проблеме «господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства» [14, с.4]. Позднее сформировалось иное отношение к проблеме конфликта. Оно заключалось в том, что «конфликт теперь определялся не социальными причинами, а природой самого человека» [14, с.5].

В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления. Рассмотрим основные из них.

^ Социально-биологическая теория конфликта. В данной теории утверждается, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным «теорию естественного отбора» и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Главная идея Ч. Дарвина состояла в том, что «развитие в живой природе осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание. Он выявил и обосновал механизм развития живой природы в виде естественного отбора наиболее приспособленных видов для продолжения жизни» [14, с.7].

Данная теория конфликта исходит из «идеи естественной агрессивности человека, которая проявляется в различного рода конфликтах» [25, с.9]. Ключевым в этой теории является понятие «агрессия», которая:

- имеет инстинктивно-обусловленный характер;

- может быть направлена как на самого человека, на группу людей, так и на вещи или явления окружающей среды;

- связана с нанесением ущерба её объектам.

^ Классовая теория конфликта. Главная заслуга в разработке этого теоретического направления принадлежит К. Марксу. Он предположил, что «социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс
^

1.2. Межличностный конфликт: понятие, сущность, виды, причины



Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводиться к межличностному.

Под межличностным конфликтом понимают «открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации» [23, с.160].

Межличностный конфликт представляет собой «деструкцию межличностных отношений двух людей на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях» [25, с.15].

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В ситуации межличностного конфликта люди «преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их, во взаимоотношениях друг с другом» [36, с.141]. Это один из самых распространенных типов конфликтов.

Конфликтная ситуация – это «накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними» [17, с.15].

К субъектам межличностного конфликта относят «тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели» [23, с.163]. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.

^ 1.3. Сфера проявления межличностных конфликтов и их причины
Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 5 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их ти­пов и причин [17, с.112-113].
Таблица 5

Сферы межличностных конфликтов

^ Сфера проявления

Типы конфликтов

Причины

Коллектив (организация)

Руководитель-подчиненный.

Между сотрудниками одного ранга.

Служебные. Неслужебные.

Организационно-технические:

-распределение ресурсов;

-неудовлетворительные коммуникации;

-различия в целях и т.д.

Социально-психологические:

-индивидуально-психологические особенности;

-социально-психологические явления

(позиция, статус, роль, внутренняя установка).

Семья

Супружеские конфликты.

Родители—дети. Супруги—родственники.

Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психо­лого-педагогической культуры членов семьи

Общество

(транспорт, улица, магазины, учреждения)

Гражданин—общество. Гражданин—чиновник и т.п.

Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура


Рассмотрим основные социально-психологические причины межличностного конфликта в различных сферах жизнедеятельности человека.

Общество как сложный социальный организм живет и развивает­ся по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной систе­ме, возникают межличностные конфликты. Объективной основой возникновения межличностных конфликтов в обществе яв­ляется наличие в нем совокупности социальных отношений между субъектами социального взаимодействия - личностями.

^ 2. Исследование социально-психологических причин межличностного конфликта
Практическая часть работы по исследованию социально-психологических причин межличностного конфликта проходила с 10.03.2010 г. по 01.08.2010 г., согласно поставленным задачам и цели исследования для подтверждения или отвержения выдвинутых гипотез, состоит из трех этапов.

На 1-м этапе было проведено анкетирование (с 10.03.2010 г. по 20.06.2010 г.). Анкетирование – это «письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты» [37, с.228]. Анкета предполагает «жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа» [37, 231]. Анкета состоит из открытых и закрытых вопросов (приложение 3).

Метод анкетирования выбран с целью получить в короткие сроки достаточную количественную интересующую нас информацию по теме исследования. В анкетировании приняли участие 120 человек. В связи с тем, что целью проводимого исследования являлось не описание распределения признаков в генеральной совокупности, а анализ связи между переменными, было принято решение, что поиск респондентов достаточно осуществлять методом доступных случаев с элементом случайного отбора. Анкета рассчитана для техники самозаполнения и распространялась среди знакомых, родственников. В целях сопоставимости данные, несмотря на статистически мало значимую величину целевых групп, приводятся в процентах (нормированы). Эти проценты не означают статистическую репрезентативную величину, а только иллюстрируют тенденцию.

На 2-ом и 3-ем этапах исследование было использование тестирование. Тест – это «кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психологического

^
2.1. Организация и анализ результатов исследования


Данная часть практического исследования проходила с 10.03.2010 г. по 1.08.2010 г. с помощью анкетного опроса.

Анализ результатов исследования построен на основе обработки 120 анкет. В анкетировании приняли участие 63% женщин и 37% мужчин.

На рис.4 отражено соотношение респондентов по полу и возрасту.

^ Рис. 4. Распределение респондентов по возрасту и полу (кол-во чел. в %).
Большинство респондентов имеют высшее образование (47%). Среднее специальное отметили 24% опрошенных. 20% респондентов имеют неполное высшее образование, т.к. являются студентами. 9% имеют среднее образование.



Рис. 5. Наличие образования респондентов (кол-во чел. в %).


^ 2.2. Анализ исследования причин межличностного конфликта в семье
Второй этап исследования социально-психологических причин межличностного конфликта с сфере жизнедеятельности «семья» проводился с 25.03.2010 г. – по 10.06.2010 г. В исследовании приняло участие 15 семей. Для удобства обработки результатов мы не будем перечислять фамилии, а присвоим каждой семье порядковый номер с 1 по 15.

Основные социально-демографические характеристики исследуемых семей представлены в табл. 8.
^ Таблица 8

Социально-демографические характеристики исследуемых семей


Семья

Имя

Возраст (лет)

Образо-

вание

Семейный стаж (лет)

Проживание

Наличие детей (лет)

1

Андрей

Ирина

27

23

В/О

Н/В

4

С родителями

Дочь – 3

2

Дмитрий

Виктория

32

32

В/О

В/О

10

Отдельно

Сын – 9

Дочь – 7

3

Александр

Валентина

31

29

В/О

Ср/Спец

9

Отдельно

Сын – 6

4

Вячеслав

Лариса

42

37

В/О

В/О

15

Отдельно

Сын – 13

Дочь – 9

5

Сергей

Ольга

39

31

В/О

В/О

11

Отдельно

Дочь – 10

6

Сергей

Тамара

28

27

Ср/Спец

В/О

5

С родителями

Дочь – 3

7

Виктор

Лилия

29

32

В/О

Ср/Спец

4

Отдельно

Сын – 2

8

Степан

Елена

26

25

В/О

Н/В

4

С родителями

Сын – 3

9

Алексей

Марта

38

37

В/О

В/О

12

Отдельно

Дочь – 11

Сын – 9

10

Николай

Елена

35

36

В/О

В/О

16

С родителями

Сын – 15

Дочь – 14

11

Марат

Земфира

29

24

Ср/Спец

Н/В

5

Отдельно

Дочь – 4

12

Василий

Анна

31

31

В/О

В/О

9

С родителями

Сын – 7

13

Евгений

Людмила

39

37

В/О

Ср/Спец

12

Отдельно

Сын – 11

14

Петр

Анастасия

28

29

Ср/Спец

В/О

6

Отдельно

Дочь – 5

Сын – 3

15

Алексей

Тамара

34

33

В/О

В/О

11

Отдельно

Сын – 9

Дочь – 7


^ 2.3. Анализ исследования причин конфликта в организации
Третья часть исследования социально-психологических причин межличностного конфликта проходила с 1.04.2010 г. по 1.08.2010 г. в сфере межличностных отношений «организация». Данный этап исследования проходил в трудовых коллективах:

1. ООО «Флигерс» - отдел рекламы в количестве 12 человек;

2. ООО «Алгоритм» - отдел маркетинга в количестве 10 чел.

Для удобства обработки результатов исследования каждому сотруднику был присвоен номер:

- ООО «Флигерс» - № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12;

- ООО «Алгоритм» - № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Членам коллектива были розданы карточки для того, чтобы они отметили, по их мнению, наиболее конфликтных членов своего коллектива (приложение 10).

Выбор членов коллектива отобразим на рис.25 и рис. 26.



Рис. 25. Выбор конфликтной личности коллективом ООО «Флигерс»

(кол-во чел.).


^ 3. Рекомендации по предотвращению и профилактике межличностных конфликтов
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

Обобщая все рекомендации, при возникновении напряжения в общении, попробуйте сделать следующее:

- проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;

- держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

- установить контакт глазами и стараться не терять его;

- дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

- дать собеседнику понять, что Вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему);

- признать свою вину, если объективно таковая есть;

- постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как Вам кажется, он тоже не прав;

- показывать, что Вы заинтересованы в решении проблемы собеседника сотрудничестве с ним будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;

- разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.

Для более успешного разрешения конфликта рекомендуется составить «карту конфликта», разработанную Х. Корнелиусом и Ш. Фейером [33, с.171]. С её помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций. В первую очередь следует постараться определить:

Заключение
Межличностные конфликты - это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из-за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта. Они всегда индивидуальны и неповторимы. Зависят от конкретных условий взаимодействия, психологических особенностей состояния людей.

В современной теории конфликта существует социально-биологическая, классовая, функциональная, социально-психологическая теория конфликта, концепция позитивно-функционального конфликта Козера, конфликтная модель общества Дарендорфа и общая теория конфликта Боулдинга.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В ситуации межличностного конфликта люди «преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их, во взаимоотношениях друг с другом.

Динамика межличностного конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить следующие этапы: предконфликт, собственно конфликт, послеконфликтная ситуация.

Социально-психологические причины межличностного конфликта возникают под воздействием факторов информационных, структурных, ценностных, поведенческих и факторов отношений.
Литература



  1. Абакумова О.Г. Социология управления. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – 160 с.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

  3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., пераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 259 с.

  5. Аширов Д.А. Организационное поведение: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 360 с.

  6. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 464 с.

  7. Бобрешова И.П., Попова Т.Е., Чувашова Т.А. Конфликтология: Методические указания по изучению дисциплины. Краткий конспект лекций. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 51 с.

  8. Большая энциклопедия психологических тестов / Автор-составитель А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

  9. Буртовая Е.В. (сост.). Конфликтология: Учебное пособие // http:// www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/29.aspx (27.09.2010 г.).

  10. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 64 с.

  11. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.

  12. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

  13. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология. Монография. – СПб: Издательство «Ольга», 1996. – 288 с.



Приложения


Приложение 1

Стили поведения в межличностном конфликте
Приложение 2

Классификация семейных конфликтов
Приложение 3

Анкета
Приложение 4

Тест-опросник удовлетворенности браком.
Приложение 5

Тест супружеских отношений
Приложение 6

Тест «Конфликтная личность»
Приложение 7

Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в поведении»
Приложение 8

Тест описания поведения К. Томаса
Приложение 9

Сводная таблица результатов тестирования исследуемых семей
Приложение 10

Карточки выбора конфликтной личности в коллективе

Приложение 11

Методика изучения социально-психологического климата в коллективе


Похожие:

2. Исследование социально-психологических причин iconТема: общая характеристика социально- психологических тренингов основные положения лекции
К методам активного социально педагогического обучения относятся методы, направленные на формирование психологической культуры личности....
2. Исследование социально-психологических причин iconПеречень вопросов для проведения вступительного экзамена по социальной психологии
Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических исследований
2. Исследование социально-психологических причин iconКлассификация психологических дисциплин
Психология (psycho – душа (греч.), logos – знание) – исследование человеческой души
2. Исследование социально-психологических причин iconМероприятия
...
2. Исследование социально-психологических причин iconИсследование причин возникновения мировых финансовых кризисов
Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия
2. Исследование социально-психологических причин icon«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями»
В методическом пособии проблема употребления iiab подростками рассматривается с точки зрения семейных взаимоотношений и взаимодействий....
2. Исследование социально-психологических причин iconВзаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
2. Исследование социально-психологических причин iconИсследование на тему: «Значимость Интернета в повседневной учебной жизни студентов»
Статистическое исследование — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических,...
2. Исследование социально-психологических причин iconКто такие вредные люди: типология
...
2. Исследование социально-психологических причин iconСтатистическое исследование это научно организованный по единой программе...
Статистическое исследование — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница