Скачать 475.93 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯУПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТАКафедра коммерцииУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для специальностей: 080503 «Антикризисное управление», 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080507 «Менеджмент организации», 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет и аудит», 031202 «Психология и педагогика», 030301 «Психология», 032001 «Документоведение», ^ 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» 030500 «Юриспруденция» Для направлений: 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», 080300 «Коммерция», 030300 «Психология» ния: 1 Санкт-Петербург 2007 ББК 65.04 УДК 332.122 М 33 Учебно–методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой коммерции. Протокол от 15. 06. 2007 г. № 8. Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета менеджмента. Протокол от 28.08. 2007 г. № 1. Мазуров Г. И., Торгунакова Е,В. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 40 с. В учебно-методическом комплексе представлены: учебная программа дисциплины, методические рекомендации по изучению курса, проведению семинарских занятий, выполнению контрольных работ и организации самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов, вопросы к зачету по дисциплине. Комплекс содержит список литературы, рекомендуемой при изучении курса, определяет порядок контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине. СОДЕРЖАНИЕ
1. ^
и организационно-методические УКАЗАНИЯ 1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, формирование у студентов осознанного отношения к вопросам безопасности во всех сферах. Предметом изучения дисциплины является взаимоотношение человека с окружающей средой во всех ее проявлениях, обеспечение безопасности человека во всех сферах. Задачи обучения по дисциплине: изучение опасностей, угрожающих человеку на всех этапах его жизнедеятельности и человечеству в целом; изучение соответствующих способов защиты от опасностей в любых условиях обитания человека В результате изучения дисциплины студенты должны: иметь представление о безопасном взаимоотношении с окружающей средой на всех этапах жизнедеятельности и отдыха; знать цели, задачи, объект и предмет дисциплины, основные носители опасностей окружающей среды, природу опасных и вредных факторов, степень создаваемого ими риска, воздействие на организм человека и средства защиты, способы увеличения сопротивляемости организма негативным факторам окружающей среды; уметь анализировать свою деятельность с позиций безопасности, определять опасности, сопровождающие человека в процессе трудовой деятельности, занятий спортом, творчеством; мыслить системно в вопросах безопасности с учетом того, что для каждого человека риск подверженности опасности определяется характером взаимодействия факторов окружающей среды с психофизиологическими особенностями человека, составить личную программу, направленную на повышение собственной безопасности с учетом своих психофизиологических особенностей и видов деятельности, которыми они занимаются; на основе полученных знаний, на практике реализовать понятие «экологическая этика»; владеть навыками оказания первой помощи пострадавшим, в том числе делать искусственное дыхание. ^ Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин. При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа. На лекциях излагается теоретический материал по дисциплине в соответствии с методическим планом и учебной программой курса. На семинарских занятиях углубляются и закрепляются теоретические знания, полученные студентами на лекциях. Во время самостоятельной работы студенты закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях, изучают темы или вопросы тем, вынесенные на самостоятельное изучение, пользуясь источниками, рекомендованными преподавателем. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса. Рубежный контроль проводится в форме тестирования. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета.
Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе. Основные термины и определения. Философско-мировозренческие представления об опасностях окружающего мира ^ Понятие опасности, безопасности. Потенциальная опасность любой деятельности человека. Общество риска. Понятие об опасных и вредных факторах. Классификация опасностей. Методы и средства обеспечения безопасности. Параметры, характеризующие наличие опасности. Риск как математическое понятие, характеризующее вероятность неблагоприятного события. Концепция приемлемого риска ^ Понятие о здоровье. Гомеостаз, адаптация. Мутации. Пределы толерантности организма человека. Болезни века. Эпидемии. Заболеваемость травматизм как неблагоприятные последствия воздействия негативных факторов. Факторы риска заболеваний, травм. Оценка ущерба здоровью человека. Образ жизни и здоровье. Питание и здоровье ^ Врожденная и приобретенная система защиты человека от опасностей. Факторы, определяющие предрасположенность человека к травматизму. Стрессы в жизни человека. Ганс Селье о стрессе. Стресс и дистресс. Стрессреакция, ее физиологический механизм. Болезни стресса. Стрессоры. Методы противостояния стрессовым ситуациям. Подготовка к стрессовой ситуации. Способы выхода из стрессовых ситуаций. Пути повышения устойчивости организма к стрессовым ситуациям. Проблемы выживаемости. Личностные факторы, формирующие условия выживаемости человека. Условия выживаемости человеческих сообществ. Сообщество людей как система, обладающая определенным ролевым функционалом. Условия сохранения биосферы и выживаемости человека ^ Типы характеров по Гиппократу - Галлену. Связь характерологических особенностей человека с его поведением в экстремальных ситуациях. З. Фрейд и К. Юнг о бессознательном. Роль бессознательного в становлении характера. Типы характеров на основе учения З.Фрейда и К. Юнга о бессознательном. Их связь с типологией характеров по Гиппократу – Галлену. Характеристики человека, формирующие отношение к опасности: стремление к риску (потребность адреналина в крови), авантюризм, адаптационная способность, конфликтность, склонность к суициду. Анализаторы человека, их характеристики, особенности. Влияние звуков, цвета, запахов на настроение, состояние, работоспособность человека ^ Виды деятельности. Мотивы, цели деятельности. Групповая деятельность, ее особенности. Взаимоотношение людей в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности. Профессиональная пригодность. Профессиональная непригодность как стрессор. Анализ особенностей творческой деятельности. Творчество как способ воздействия на подсознание и здоровье человека. Требования к личности, занятой творческой деятельностью. Нравственные проблемы безопасности. Методы психологической защиты ^ Социальные неблагоприятные факторы. Классификация, причины социального неблагополучия общества. Алкоголизм, наркомания как социальные явления. Личные причины пристрастия к алкоголю, наркотикам. Неблагоприятное влияние данных явлений на здоровье. Социальные опасности, связанные с физическим насилием – разбой, бандитизм, террор, заложничество, насилование. Опасности, связанные с психическим воздействием на человека- шантаж, мошенничество, воровство. Пути решения проблем ^ Необходимо перечислить экологические факторы и показать их влияние на человека. Далее перечислить большинство токсикантов в окружающей среде и показать пути введения химических и радиоактивных веществ в трофические цепи. Яды в пищевых продуктах. Канцерогены в пищевых продуктах. Проблемы питьевой воды. Аромотерапия и цветотерапия. Чрезвычайные экологические ситуации. Понятие экологического кризиса и катастрофы. Космические факторы: озонная «дыра», Луна (селенобиология), Солнце (гелиобиология), астероиды, космическое излучение, биоритмология. Их влияние на самочувствие человека и нарушение его биоритмов. Воздействие оружия массового поражения на человека и окружающую среду. Безопасность человека и биосферы в целом. Способы и методы обеспечения экологической безопасности на современном этапе ^ Информационное воздействие на человека, его влияние на здоровье. Роль средств массовой информации в информационном воздействии на человека. Психотропное оружие, цели воздействия. Факторы и специальные методы, инициирующие коллективные и индивидуальные изменения состояния сознания (ИСС). Концепция 25-го кадра – положительные и отрицательные последствия. Информационная безопасность. Глобальная информационная сеть (INTERNET) и безопасность. Электронные вирусы и борьба с ними. Хакеры и их роль в нарушении работы компьютерной сети и режима секретности ^ Безопасность на производстве. Рабочее место его организация, эргономика. Ответственность за производственную безопасность и охрану труда. Техника безопасности. Учет и расследование несчастных случаев на производстве. Правила обеспечения безопасности для отдельных отраслей промышленности: атомная энергетика, тепловая энергетика, химическая промышленность и др. Воздействие промышленных предприятий на население. Обеспечение безопасности на транспорте (наземный, подземный, воздушный, водный, подводный, морской). Влияние выбросов автотранспорта на здоровье человека ^ Законодательство о безопасности, терроризме. Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья граждан. Законодательство об охране окружающей природной среды, о чрезвычайных ситуациях Заключение Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену.
(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)
(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
(заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
(очная форма обучения, срок обучения – 4 года)
^ Контрольная работа № 1. Выполняется после изучения темы «Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды». Время на выполнение контрольной работы – 15 часов из бюджета времени самостоятельной работы. Рекомендуемые темы контрольной работы:
Контрольная работа № 2. Выполняется после изучения темы «Экологические проблемы безопасности». Время на выполнение контрольной работы – 15 часов из бюджета времени самостоятельной работы. Рекомендуемые темы контрольной работы:
Контрольная работа № 3. Выполняется после изучения темы «Законодательство по БЖД». Время на выполнение контрольной работы – 15 часов из бюджета времени самостоятельной работы. Рекомендуемые темы контрольной работы:
^ 6.1. Основная литература
^
^ 2.1. Пожелания к изучению отдельных тем курса Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) изучает основы безопасности человека в частности и человечества вообще во всех сферах жизнедеятельности. Последняя включает повседневную деятельность, трудовую деятельность и отдых, то есть способ существования человека и человечества. Это далеко не только техника безопасности. Дисциплина «БЖД» изучается на большинстве специальностей академии. Начиная изучать данную дисциплину, следует обращать внимание на ее связь со многими науками, знание которых необходимо. Это общая, молекулярная и ядерная физика, электротехника, медицина, экология, природопользование, астрономия и многие другие дисциплины. В темах 1 и 2 необходимо дать подробные определения новым терминам и понятиям, на которых базируется дисциплина БЖД. К ним относятся: понятие опасности и безопасности. Потенциальная опасность любой деятельности человека. Общество риска. Понятие об опасных и вредных факторах. Классификация опасностей. Методы и средства обеспечения безопасности. Параметры, характеризующие наличие опасности. Риск как математическое понятие, характеризующее вероятность неблагоприятного события. Концепция приемлемого риска на современном этапе НТР. Следует сказать, что риск опасности и травматизма существует в любой профессии и в любой момент. В некоторых он очень велик (космонавтика, авиация и атомная энергетика), а в других – меньше. Необходимо обеспечить очень высокую надежность всех конструкций. В теме 3 особое внимание студентов следует обратить на формулировку здорового образа жизни (ЗОЖ) и необходимость его соблюдения. Большое внимание надо обратить на недопустимость употребления наркотиков, курения и алкоголя, особенно для девушек, а также на отрицательные последствия в случае не соблюдения советов. В теме 4 после перечисления негативных факторов окружающей среды и их разъяснения, необходимо дать определения врожденной и приобретенной системы человека от опасностей. Следует показать опасность чрезмерных стрессов, и что стрессы в жизни необходимы, но в разумных пределах. Подробно необходимо остановиться на условиях выживания в различных экстремальных условиях (в горах, лесу, пустыне и т. п.). В теме 5 необходимо подробно остановиться на темах характеров по Гиппократу – Галлену. Следует показать, что в практической работе эту информацию необходимо использовать, а также привести примеры того, что знаменитые люди были с различными типами характера (И. А. Крылов – флегматик и т. п.). Подробно следует остановиться на анализаторах человека и влиянии звуков (особенно шума), цвета, запахов на настроение, состояние и работоспособность человека с учетом современных научных взглядов и теорий. В теме 6 при изучении психологической деятельности человека необходимо перечислить большинство ее видов, обращая внимание на мотивы и цели деятельности. Необходимо показать, что такое групповая деятельность и каковы ее особенности, а также взаимоотношения людей в коллективе. Следует обратить внимание на неизбежность возникновения конфликтных ситуаций и пути выхода из них с учетом возможного присутствия в коллективе конфликтных личностей. Рассматривая творческую деятельность, следует показать, что в ней особенно важно учитывать профессиональную пригодность. В теме 7 при изучении социальных проблем безопасности необходимо подробно рассмотреть социальные неблагоприятные факторы. Классификация, причины социального неблагополучия общества. Алкоголизм, наркомания как социальные явления. Личные причины пристрастия к алкоголю, наркотикам. Неблагоприятное влияние данных явлений на здоровье. Социальные опасности, связанные с физическим насилием – разбой, бандитизм, террор, заложничество, насилование. Опасности, связанные с психическим воздействием на человека - шантаж, мошенничество, воровство. Пути решения проблем на современном этапе развития общества, когда остро встали проблемы терроризма, заложничества, разбоя, бандитизм, насилие и другие социально – опасные явления. При изучении темы 8 материал следует тесно увязать с дисциплинами экологии, природопользованием и астрономией. Необходимо перечислить экологические факторы и показать их влияние на человека. Далее перечислить большинство токсикантов в окружающей среде и показать пути введения химических и радиоактивных веществ в трофические цепи. Яды в пищевых продуктах. Концерагены в пищевых продуктах. Проблемы питьевой воды. Чрезвычайные экологические ситуации. Понятие экологического кризиса и катастрофы. Влияние таких космических факторов, как озонная «дыра», луна (селенобиология), солнце (гелиобиология), астероиды, космическое излучение на самочувствие человека и нарушение его биоритмов. Воздействие оружия массового поражения на человека и окружающую среду. Безопасность человека и биосферы в целом. Способы и методы обеспечения экологической безопасности на современном этапе. В теме 9 необходимо подробно рассмотреть воздействие информации на человека и его влияние на здоровье. Роль средств массовой информации в информационном воздействии на человека. Психотропное оружие, цели воздействия. Факторы и специальные методы, инициирующие коллективные и индивидуальные изменения состояния сознания (ИСС). Концепция 25-го кадра – положительные и отрицательные последствия. Психотропное оружие. Глобальная информационная сеть (INTERNET) и безопасность. Электронные вирусы и борьба с ними. Хакеры и их роль в нарушении и секретности информационной безопасности и секретности в XXI веке. При изучении темы 10 следует обратить внимание на обеспечения безопасности на многих видах производства, обращая внимание на научную организацию рабочего места, а также ответственность за производственную безопасность и охрану труда. Техника безопасности. Учет и расследование несчастных случаев на производстве. Правила обеспечения безопасности для отдельных отраслей промышленности: атомная энергетика, тепловая энергетика, химическая промышленность и др. Воздействие промышленных предприятий на население. Обеспечение безопасности на транспорте (наземный, подземный, воздушный, водный, подводный, морской). Влияние выбросов автотранспорта на здоровье человека. Рассматривая тему 11, необходимо остановиться на основных законах о безопасности и терроризме, а также законодательстве о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья граждан. Законодательство об охране окружающей природной среды, о чрезвычайных ситуациях в современных условиях повышенной повторяемости стихийных бедствий природного происхождения и катастроф, и аварий техногенного характера. ^ При изучении дисциплины необходимо пользоваться основной и дополнительной литературой, рекомендованной в учебной программе, пользоваться трудами отечественных и зарубежных авторов. Важно правильно подобрать литературу по выбранной теме, тщательно изучить материал и при необходимости сделать краткие записи. Необходимо следить за выходом новой литературы и пользоваться научными библиотеками. При подготовке к практическим занятиям, написании курсовой работы или контрольных работ полезно использовать статистический материал, который содержится в отечественных и зарубежных справочных изданиях, пользоваться энциклопедиями. ^ 3. 1. Общие положения За одну - две недели до семинара студентам выдаются темы и вопросы предстоящего семинара. Семинарские занятия проводятся по основным, наиболее сложным темам или разделам программы и имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, ведения полемики. Студенты, по согласованию с преподавателем, выбирают темы для выступления на семинаре. Семинарское занятие должно обеспечить живое и творческое обсуждение вопросов в форме дискуссии, обмена мнениями по заранее подготовленным студентами докладам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.). Семинарское занятие проводится в соответствии методическим планом и рабочей программой по дисциплине. Семинарское занятие включает в себя следующие виды работ:
Семинарское занятие начинается с вступительного слова преподавателя, в котором формулируются цели занятия и основные обсуждаемые вопросы. После этого слово для доклада предоставляется студентам, готовившим сообщение по теме семинара (не более 2-х человек на одну тему). Доклад должен быть тщательно подготовлен. Рекомендуется продумать и написать свое выступление, однако докладывать следует, не заглядывая в текст. После краткого вступления, в котором подчеркиваются актуальность работы, следует переходить к существу работы и основным выводам. Говорить следует не торопясь, обращаясь, по мере надобности, к демонстрационным материалам. Вопросы по теме должны задаваться не только преподавателем, но в обязательном порядке и студентами. При этом содержание вопросов может касаться проблем, смежных с обсуждаемой темой. Дискуссия по теме семинара должна состоять из кратких выступлений студентов, высказыванием критических замечаний, как по существу обсуждаемых вопросов, так и по содержанию представленною материала. Заканчивается семинарское занятие заключительным словом преподавателя, в котором он дает оценку докладам и выступлениям обучаемых. При этом оцениваются:
Кроме этого преподаватель рекомендует литературные и иные источники для самостоятельной дополнительной работы, дает рекомендации по подготовке к следующему занятию. ^ |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины налоги и налогообложение... Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины налоги и налогообложение... Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины антикризисное управление... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Экономики предприятия и предпринимательства | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины антикризисное управление... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Экономики предприятия и предпринимательства |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины финансовый менеджмент... Учебно-методический комплекс (умк) разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины экономика организации... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Экономики предприятия и предпринимательства» |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «теоретические основы... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Экономики предприятия и предпринимательства» | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины бухгалтерский учет... Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Финансовый учет и... Финансовый учет и отчетность. Учебно-методический комплекс. – Якутский филиал спбАУиЭ, 2008. – 32 с | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины инвестиции (инвестирование) Для специальностей Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой экономики предприятия и предпринимательства |