«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями»




Название«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями»
страница1/13
Дата публикации28.02.2013
Размер1.61 Mb.
ТипМетодическое пособие
litcey.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ГОУ ДПО «Рязанский областной институт развития образования»

О.В. Фомина

«ВЫЯВЛЕНИЕ и КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ»

Рязань 2010
ГОУ ДПО «Рязанский областной институт развития образования»


ФОМИНА О.В.


«ВЫЯВЛЕНИЕ и КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ»


Методическое пособие


Рязань 2010

ББК 88.836
В методическом пособии проблема употребления IIAB подростками рассматривается с точки зрения семейных взаимоотношений и взаимодействий. Подросток с употреблением ПАВ является не только носителем индивидуальной проблемы, но и носителем проблемы семьи.

В многочисленных исследованиях основным источником, как факторов риска, так и факторов защиты называют семью. Сверстники, школа, община лишь дополняют семью.

Адресовано педагогам-психологам, классным руководителям и воспитателям.

^ Печатается по решению редакционно-издательского совета Рязанского областного института развития образования

Рецензенты:

Е.Н. Байкова, нач. сектора гл. упр. региональной безопасности Рязанской области;

А.С. Акулова, зав. УМК ПП, ГОУ ДПО «Рязанский областной институт развития образования».

ББК 88.836
О.В.Фомина, составление, 2010

ГОУ ДПО «Рязанский областной

институт развития образования», 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная ситуация в России обострила положение семьи. Среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. У миллионов семей резко ухудшилось условия реализации социальных функций репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей.

Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов. Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних, сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Нет недостатка в перечислении семейных проблем и в интерпретациях их причин и следствий.

Влияние семьи на психофизическое благополучие, социальное и духовно-нравственное становление подростков трудно переоценить. Эта проблема является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Поэтому интерес социологов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми.

Современная российская семья переживает не лучшие свои времена. Дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института оказывают структурные изменения, происходящие в обществе: экономический кризис, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица, введение платных медицинских и образовательных услуг, в том числе и в системе государственных образовательных учреждений, - все это снижает способность большинства семей удовлетворять насущные потребности детей.

Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. «Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда».

Исследователи утверждают, что семья в современной России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как: 1) у многих семей наблюдается девиантное поведение; 2) даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.

Еще в 90-е годы XX века комитет по правам ребенка в Женеве принял документ по итогам анализа доклада Правительства РФ «О ходе реализации требований Конвенции ООН о правах ребенка» (Конвенция о правах ребенка /справочные материалы/ СПб., 1994)

В этом документе Комитет по правам ребенка с особым беспокойством отмечает тенденции к разрушению культуры семьи, рост детской преступности и уязвимости детей в том, что касается сексуального совращения, злоупотребления наркотиками и алкоголизма. Комитет озабочен случаями грубого жестокого обращения с детьми, как в семье, так и вне ее и предлагает разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними.

По оценке А.Апариной, возглавлявшей комитет Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи, насилие в семье приобретает угрожающие масштабы. По ее мнению, «насилие в семье как основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества», так как «...безопасность семьи является безопасностью общества в целом...»

В последние годы возрос научный интерес к проблеме конфликта. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Данная работа посвящена изучению причин конфликтов подростков с родителями, а также выработке толерантной позиции подростка в конструктивном разрешении семейного конфликта с целью профилактики отклоняющегося поведения.
Горьковых О.В., директор МОУ СОШ №1 г. Рязани
^ 1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
Для выработки результативных стратегий профилактики ПАВ при работе с подростками надо учитывать психологические особенности этого возрастного периода. Поэтому следует рассмотреть основные концепции психологической возрастной периодизации.

Классические исследования подросткового возраста касаются раз­вития личности в определенный исторический период, период первой трети XX века, когда детская психология формировалась как само­стоятельная наука, оставаясь, как уже отмечалось, под влиянием биологизаторских идей. Особенно ярко это проявилось в трактовке одного из самых трудных психологических возрастов - подростко­вого. Психологические изменения, происходящие в развитии лично­сти подростка, исследователи связывали, прежде всего, с процессом полового созревания. Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. До настоящего времени ученые исследуют проблему подросткового возраста, разрабатывая все новые концепции, все чаще обращаясь к психофизическому благополучию ребенка в семье.

Итак, существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Остановимся на самых ярких концепциях.

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последу­ющую жизнь. Еще в XIX веке А. И. Герцен писал: «Совершеннолетие законом определяется в 21 год. В действительности, убегающей от арифметических однообразных определений, можно встретить ста­рика лет двадцати и юношу лет пятидесяти. Есть люди, совершенно неспособные быть совершеннолетними, так, как есть люди неспособ­ные быть юными. Для одного юность - эпоха, для другого - целая жизнь. В юности есть нечто, долженствующее проводить до гроба, но не все: юношеские грезы и романтические затеи очень жалки в ста­рике и очень смешны в старухе. Останавливаться на юности потому скверно, что на всем останавливаться скверно, - надобно быстро нестись в жизни; оси загорятся - пускай себе, лишь бы не заржаве­ли».

Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, прису­щих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уве­ренность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм череду­ется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменя­ются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкну­тостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любо­знательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству - в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения.

Ст. Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство ин­дивидуальности».

Двухтомная монография Ст. Холла о подростковом возрасте впер­вые была опубликована в 1904 году и с тех пор многократно переиз­давалась. Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первый предложил концепцию, объясняющую данное явле­ние, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представ­ления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.

Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в 1924 г. выпустил книгу «Психо­логия юношеского возраста», которая не потеряла своего значения до сих пор. Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое разви­тие есть врастание индивидуальной психики в объективный и норма­тивный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подрост­ковый возраст является периодом «бури и натиска», Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:

^ Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным тече­нием, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

^ Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрос­лой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

^ Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда под­росток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он харак­терен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисципли­ны.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие собственного «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно свя­занного с культурой и историей.

Э. Шпрангер положил начало сис­тематическому исследованию самосознания, ценностных ориента­ций, мировоззрения подростков.

Э. Шпрангер попытался понять одно из самых глубоких пережи­ваний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Э. Шпрангеру, принадлежат к разным слоям психики.

Л. С. Выготский (1896-1934 гг.) подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретны­ми, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и инте­ресами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, име­ет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: «Если в начале фаза разви­тия интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами:

«эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной лич­ности);

«доминанта дали» (установка подростка на обширные, боль­шие масштабы, которые для него гораздо более субъективно прием­лемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

«доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряже­ниям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

«доминанта романтики» (стремление подростка к не­известному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский отмечал два новообразования возраста - это развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутрен­ними изменениями самой личности, в связи с возникновением само­сознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосозна­ния, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Вы­готский, зависит от культурного содержания среды.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятель­ность производит «поворот» от направленности на мир к направлен­ности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребен­ка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности раз­вития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симпто­мах:

1. Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: не­гативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

3. Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о «тайных тетрадях и дневниках», в которых подро­сток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомне­ния и наблюдения».

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к само­му себе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?».

Как уже отмечалось, многие авторы сводили эти симптомы к на­чалу полового созревания. Однако, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала пси­хологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот к себе еще более интимным.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает тре­бовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразова­ние этого возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости были выделены и изучены Т. В. Драгуновой. Они многообразны:

1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» icon2. Исследование социально-психологических причин
Введение 3
«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» iconКоррекция психологических процессов
Под коррекцией понимается исправление или ослабление психических и физических недостатков у школьников и приближение их к нормальному...
«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» iconПрограмма «Одарённые дети» Концепция программы
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,...
«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» iconПрограмма Коррекция агрессивного поведения подростков в программе...
Коллективным трудом психологов пунктов индивидуальной психологической помощи населению в образовательных комплексах микрорайонов...
«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» iconДетская практическая
Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями,...
«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» iconОрганизация и проведение мероприятий, направленных на раннее выявление...
Целью проекта является существенное снижение распространенности наркомании среди подростков и молодежи области путем реализации комплекса...
«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» iconДетская практическая психология
Отражены разные стороны работы детских психологов: диа­гностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями,...
«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» iconПояснительная записка
Диагностика в педагогическом процессе понимается как «контроль в учебном процессе». Целями диагностирования являются выявление, оценивание,...
«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» iconНазвание этапа
Выявление способностей и склонностей подростков к лидерству, организационным и коммуникационным делам
«выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями» iconВзаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница