Скачать 0.58 Mb.
|
8. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы Помочь детям младшего школьного возраста (1- 4-е классы) справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Содержание программы Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации. Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение. Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции. Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы Задачи. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно, принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления. Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе. На каждый блок задач отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока - повторение пройденного - служит плавным переходом к новой теме. Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2-4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания. Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. Возраст с 7-11 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций. На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность. Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми. Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов. Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности. Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности - со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что «основная... психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что... образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием». ^ общения и нормализации эмоционального самочувствия в группе сверстников
|
![]() | Программа психокоррекционной работы по социально-личностному развитию... Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 8-10-летнего возраста с такими отклонениями в развитии, как тяжелые... | ![]() | Волгоградская региональная общественная организация «Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития» |
![]() | Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана для... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста | ![]() | Хоровое сольфеджио Одике способствуют активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих... |
![]() | Коррекционно – развивающая программа по профилактике и коррекции... ... | ![]() | Пояснительная записка. Профиль лагеря Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным... |
![]() | Публичный доклад Директора Муниципального образовательного учреждения... Полное официальное название: Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста – прогимназия... | ![]() | Хабаровска Центр «Развивающие игры Воскобовича» «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» |
![]() | Хабаровска Центр «Развивающие игры Воскобовича» «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» | ![]() | Хабаровска Центр «Развивающие игры Воскобовича» «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» |