Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы




НазваниеПрограмма социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы
страница1/5
Дата публикации14.04.2013
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5


8. Программа

социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста

Цели программы

Помочь детям младшего школьного возраста (1- 4-е классы) справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Содержание программы

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.

Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы Задачи. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно, принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления.

Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.

На каждый блок задач отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока - повторение пройденного - служит плавным переходом к новой теме.

Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2-4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания.

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.






Возраст с 7-11 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций.

На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.

Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.

Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов.

Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.

Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности - со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что

«основная... психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что... образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием».





^ Тематическое планирование психокоррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию

общения и нормализации эмоционального самочувствия в группе сверстников

Раздел и темы программы

Используемая литература

Блок 1

1. «Знакомство»

«Мое имя» {начало), «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу». Рисование на тему «Автопортрет»

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995.

2. «Мое имя»

«Связующая нить», «Прогулка», «Мое имя» (<продолжение), «Угадай, кто я?», «Возьми и передай». Рисование на тему «Я в трех зеркалах»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М., Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд.-М., 1995.

3. «Ялюблю...»

«Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение».

Рисование на тему «Я люблю больше всего...»

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М., Воронеж, 1998. Кряжева H.JI. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997.

4. «Настроение» (начало) «Солнечный зайчик», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому». Рисование на тему «Мое настроение»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996.

Диагностика «Исследование уровня психической пресыщаемости»

Блок 2


5. «Настроение» {продолжение) «На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод».

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.




Рисование на тему сценки




6. «Наши страхи» {начало) Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика». Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995.

7. «Наши страхи» (;продолжение) «Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котенок по имени Гав».

Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.

8. «Я больше не боюсь»

«Смелые ребята», «В темной норе», «На лесной поляне», «Тень», «Слепой и поводырь»

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. ЯЛ. Коломинского, Е.А. Панъко. — Мн., 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

Диагностика школьной тревожности Филлипса

Блок 3

9. «Новичок»

«Молчок», «Три характера», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты». Рисование на тему сценки «Три характера»

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.

10. «Ласка»

«Назови и покажи», «Страшный зверь», «Ласка», «Минута шалости», «Волшебный сон»

Рисование на тему «Страшный зверь»


Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М., 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.




11. «Общая история»

Сочиняем «Общую историю», «Колдун», «Иголка и нитка». Коллективное рисование «Общая история»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.

12. «Волшебный лес»

«Ежик», «Ежики смеются», «Тропинка»,

«Танец».

Рисование на тему «Волшебный лес»

Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. - М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996.

Диагностика самооценки «Какой я?», «Лесенка»

Блок 4

13. «Сказочная шкатулка»

«Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Принц и принцесса», «Танец». Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Щербакова Т.Н. Детская психология в сказках и играх. Журнал «Школьные технологии». № 1, 1997. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996.

14. «Доброта»

«Злодей», «Не смей!», «Впереди всех»,

проигрывание ситуаций

Рисование на тему проигранных ситуаций

Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. - М., 1996. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

15. «Радость»

«Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик».

Рисование на тему проведенных этюдов

Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. - М., 1996.

16. «Волшебники»

«Взаимоотношения», «Солидарность», «Передай по кругу», «Волшебники», «Цветок»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. —Ярославль, 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

Диагностика исследования личности. Поведение во фрустрационной ситуации. (Тест Роршаха. Тест Розенцвейга)
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconПрограмма психокоррекционной работы по социально-личностному развитию...
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 8-10-летнего возраста с такими отклонениями в развитии, как тяжелые...
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconВолгоградская региональная общественная организация
«Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития»
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconРабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана для...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconХоровое сольфеджио
Одике способствуют активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих...
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconКоррекционно – развивающая программа по профилактике и коррекции...
...
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconПояснительная записка. Профиль лагеря
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным...
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconПубличный доклад Директора Муниципального образовательного учреждения...
Полное официальное название: Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста – прогимназия...
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconХабаровска Центр «Развивающие игры Воскобовича»
«Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconХабаровска Центр «Развивающие игры Воскобовича»
«Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы iconХабаровска Центр «Развивающие игры Воскобовича»
«Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница