Классификация психологических дисциплин




Скачать 243.53 Kb.
НазваниеКлассификация психологических дисциплин
страница1/2
Дата публикации02.03.2013
Размер243.53 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Психология > Документы
  1   2
Сергей Ростиславович Яголковский

Психология

Нуковоберезанская Н.Б. «Психология» (такая беленькая, Мб «общая психология»)

Тихомиров О.К. «Психология»

«Введение в общую психологию» Ю.Б. Гиппенрейтер
Психология (psycho – душа (греч.), logos – знание) – исследование человеческой души.

В итоге предмет психологии не душа, а сознание человека – более конкретное образование внутри личности человека, которое можно исследовать. Фрейд предположил, что много бессознательного в человеке => в психологию включена бессознательная составляющая.
1879 г.: Вильгельм Вундт открыл в Германии первую экспериментальную лабораторию по изучению психических процессов восприятия. Психология стала точной наукой.

Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, субъективное отражения объективного мира, необходимое для активной деятельности в этом мире и для управления собственным поведением.

Субъект психологии – носитель психики.

Сознание – это высшая форма развития психики, необходимая для организации общества и индивидуальной жизни людей для их совместной, в том числе трудовой, деятельности.
Отличие психологии от других наук – различие на научную и обыденную, субъект и объект объединены в одно лицо.




Житейская

Научная

Объем

Больше

Меньше

Источник знаний

Индивидуальный опыт

Абстрактный систематизированный опыт

Путь приобретения

Спонтанные наблюдения

Систематическое наблюдение, эксперимент, контент анализ

Формы фиксации и сохранения знаний

В памяти




Воспроизведение знаний

Понятийным аппаратом




Этическая сторона

Допускается нарушение

Значительно реже допускается

Научная психология очень часто является основанием для изменения обыденных представлений о чем-либо.

^ Классификация психологических дисциплин

Три класса:

I базисные дисциплины: подкласс – теоретические (фундаментальные): общая психология, психология мотивации, психология научения, систематика, методология, когнитивная психология;

II дифференциальная психология (изучает разные типы людей);

III пограничные дисциплины: те области психологии, которые в большей степени касаются: психофизиология, зоопсихология, социальная психология, этнопсихология, экономическая психология, политическая психология;

IV гуманитарные науки (внутри психологии): историко-биографическая психология, психология науки, психология религии;

V прикладные дисциплины: педагогическая, военная, инженерная, транспортная психология, криминальная психология.

Психоанализ

В 1856 г. в Фрайбурге. В 1939 г. В Лондоне

Основные концепции психоанализа:

теория личности и исследование психопатологии

предложил метод терапии личностных расстройств

предложил метод изучения неосознанных мыслей и чувств

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех составляющих:

  1. оно (ид)

  2. я (эго)

  3. сверх я (суперэго)

Ид в большинстве случаев не осознается (спрятано в глубине личности)

Суперэго наполовину не осознается.

Эго в основном осознается

Ид состоит из 2 механизмов разрядки: рефлекторные действия (кашель, чихания), первичные процессы.

Первичные процессы – нелогичные, иррациональные, фантазийные формы человеческих представлений, характеризующиеся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное; это формирование образа, связанного с потребностью человека.

Вторичные процессы – логическое мышление (в большей степени Я, чем первичные процессы).

Инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний.

Оно – источник наших неуправляемых желаний, страстей.

Сверх я – культура.

Я – прослойка между ними, не дающая им постоянно конфликтовать и разрывать нашу личность.

Влечение к жизни – эрос (либидо) проявляется в том числе в творчестве, физической активности, работе. По Фреду источник запрятан в нашей сексуальной жизни.

Влечение к смерти – тонатос – то же по модулю, но разное по направлению. Постепенно начинает доминировать над эросом.

Его главный вклад: наличие бессознательного и изучение, предложил что есть три уровня и описал их взаимоотношения, и есть два влечения(эрос, тонатос), стадии развития личности.

Фрейд предложил классификацию стадий развития человека:

  • Оральная (0 – 1,5 года)

  • Анальная (1,5 – 3 года)

  • Фаллическая (3 – 6 лет)

  • Латентный период (6 – 12 лет)

  • Генитальная (пубертатная) (12 и т.д.)

Оральная: ребенок сосет материнскую грудь. Это накладывает отпечаток на личность человека. Люди от этого подразделяются на два типа: орально-пассивный и орально-агрессивный. Орально-пассивный: оптимист, но зависимый о мнения окружающих. Орально-агрессивный: склочные, пессимистичные, со склонностью к сарказму, любители поспорить.

Анальная: формируются волевые качества и умение контролировать свое поведение. Два типа: анально-удерживающий (упрямые, скупые, методичные), анально-выталкивающий (импульсивный, склонность к деструкции).

Фаллическая: различение полов у людей, игра со своими половыми органами. Развиваются эдипов и электро комплекс. Эдипов комплекс – боязнь кастрации. В этом возрасте начинается конкуренции с родителем своего пола за внимание родителя противоположного пола. Электро комплекс – зависть у женщин к мужскому половому члену + конкуренция между дочкой и матерью за право пребывания с отцом. Возможные исходы. Мужчины: становятся дерзкими, хвастливыми и опрометчивыми. Женщины: склонность к флирту, желание обольщать.
Защитные механизмы:

Вытеснение – угрожающая психике информация на подсознательном уровне вытесняется (но не исчезает, может впоследствии выстрелить).

Проекция – приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств и поведения другим людям (защищает самооценку от влияния объективной информации).

Замещение – проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта менее угрожающему.

Рационализация – иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным.

Реактивное образование (или обратное действие): два этапа: неприемлемый импульс подавляется (возможно, вытесняется), потом на уровне сознания проявляется противоположенный импульс.

Регрессия – возврат к ребячливым, детским формам поведения (как признак, истерический гогот).

Отрицание – отказ признать реальность.

Сублимация – изменение своих импульсов в творческой деятельности (все предыдущие искажают реальность).

Альфред Адлер. Родился в 1870 г., умер в 1937 г. в Англии. Основные положения его теории («индивидуальная психология»):

  1. творческая сила

  2. социальный интерес

  3. фиктивная цель

  4. чувство неполноценности

  5. компенсация и гиперкомпенсация

  6. стремление к превосходству

  7. стиль жизни

  8. порядок рождения –

все это оказывает влияние на формирование личности человека.

Каждый человек рождается с врожденным чувством неполноценности, потому что он полностью зависим от ближнего окружения – не в состоянии что-либо сделать сам. Рано или поздно оно проявится (чувство неполноценности). Оно может усугубляться неполноценностью какого-либо органа, в результате может формировать комплекс (выражение чувства) неполноценности. В течение всей оставшейся жизни человек пытается преодолеть это чувство, доказать всем и себе его отсутствие.

Впервые обратил внимание исследователей на неповторимость и индивидуальность каждого человека.

Причины комплекса:

  1. неполноценность органов;

  2. чрезмерная опека родителей (все за человека решают, его мнение для проформы => не формируют нормальное отношение к поступкам);

  3. отверженность со стороны родителей

Социальный интерес – врожденное чувство принадлежности к человечеству и врожденная готовность к сотрудничеству. Важно соотношение социального интереса и стремления к превосходству.

Есть три стиля жизни, которые формируются в зависимости от того, в какой форме и области осуществляется компенсация чувства неполноценности:

  1. стремление к совершенству совпадает с социальным интересом. Тогда формируется нормальная социально-адекватная личность;

  2. гиперкомпенсация, или одностороннее развитие: может быть гомогенной (развивается и посвящает жизнь той сфере, где он неполноценен) или гетерогенной (компенсирует в другой сфере, но очень интенсивно);

  3. невроз (или развитие на бесполезной стороне жизни, когда нет социального интереса в принципе) – естественное логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически стремящегося превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса. Почти всегда связан с тремя важнейшими глобальными проблемами человека:

    1. работа;

    2. любовь;

    3. дружба.

По мнению Адлера, существует типология личности человека в зависимости от соотношения социально интереса и степени его активности:

              1. управляющий (высокая активность при слабом социальном интересе – любители постоять у руля);

              2. берущие (нет социального интереса и низкая активность – паразиты, но любят, особенно на халяву, что-нибудь прихватить);

              3. избегающие (нет социального интереса и достаточно низкая активность – старается не просто чего-то хапнуть и паразитировать, а избегает всего, он уходит, отгораживается);

              4. социально-полезные (высокий социальный интерес и высокая социальная активность).

На формирование личности человека оказывает влияние порядка рождения:

  1. старший консервативен, стремится к власти, очень часто является лидером, привычка к власти, трансформирующаяся в стремление к власти;

  2. ребенок один в семье – эгоцентричен, возможна гиперопека родителей

  3. младшие постоянно нуждаются в поддержке со стороны других

  4. у средних доминирует ориентация на достижение

Самая главная задача родителя – дать ребенку чувство безопасности.

В постановке фиктивной цели проявляется наше стремление к превосходству, которое в во очередь детерминируется нашим чувством неполноценности.

Человеку свойственно творческое я. Задача – дать этому творческому я в течение жизни проявиться.
Карл Густав Юнг. 1875 – 1961 гг.. Много путешествовал по востоку и привнес элемент мистицизма в западную психологию. Модель: есть эго, есть коллективное бессознательное (архитипы), личное бессознательное (комплексы).

Психика человека:

-анима – женское начало в мужчине;

-анимус – мужское в женском;

-самость: всю жизнь ищем и идем к ней. Индивидуализация – процесс поиска самости.

Не топография личности человека, а схематичное изображение составляющих личности.

Архитипы накапливаются поколениями людей, даны нашими предками, нашей культурой (сравнивает с сухим руслом рек).

Бывают архитипы ребенка, матери, отца, героя, солнца, плута, смерти.

Комплексы – скопления эмоционально-окрашенных мыслей, чувств, воспоминаний, вынесенных индивидом из прошлого опыта.

Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов.

Невроз – реальность 21 века. Невроз (по Юнгу) – остановка в развитии личности. Это безуспешная попытка гармонизировать сознательное и бессознательное. Это следствие односторонности развития. Это естественная попытка излечения.
Неофрейдизм

Эрик Эриксон. Предложил эпигенетический принцип классификации стадий развития личности. Есть 8 стадий:

  1. орально-сенсорная (0 – 1 год). Формируется базовое доверие или базовое недоверие миру. В случае благополучного разрешения кризисного периода этой стадии формируется очень важное качество человека – надежда.

  2. мышечно-анальная (1 – 3 года). Формируется позиция между автономией с одной стороны и стыдом и сомнением с другой стороны.

  3. локомотороно-генитальная (3 – 6 лет). Формируется либо инициативность, либо вина. В случае позитивного разрешения кризиса формируется качество способности ставить цели. Это возраст игры ребенка. Впервые в этом возрасте взрослые понемногу начинают ребенка как личность.

  4. латентная (6 – 12 лет). Формируется трудолюбие или неполноценность. В случае позитивного разрешения кризиса формируется качество – компетенция.

  5. подростковая (12 – 19 лет). Формируется эго-идентичность или ролевое смешение. Ролевое смешение – ребенок смешивает штампы поведенческие (обоих полов, хорошего или плохого ученика, послушного/непослушного ребенка). Если оно происходит интенсивно буйно, то эго-идентичность может не очень хорошо формироваться, к 19 годам не приходит к внутреннему ощущению, кто я есть. В случае позитивного разрешения кризиса формируется качество – верность. В случае негативного – кризис идентичности.

  6. ранняя зрелость (20 – 25 лет). Имеет место оппозиция: интимность или изоляция. В случае позитивного разрешения кризиса формируется качество способности искренне любить, или умение слить свою найденною идентичность с эго-идентичностью другого человека. Главная опасность – когда человек чрезмерно поглощен собой.

  7. средняя зрелость (26 – 64 года). С одной стороны продуктивность, с другой – застой. В случае позитивного разрешения кризиса формируется качество – искренняя забота.

  8. поздняя зрелость (65 лет и т.д.). Оппозиция эго-интеграции и отчаяния. Формируется мудрость.


Эрих Фром (1900 – 1980). Один из основных концептов его исследования – свобода. Цена свободы: одиночество, изолированность, отчужденность. Существует несколько стратегий бегства от свободы:

  1. авторитаризм – соединение себя с чем-то внешним, дабы обрести силу утраченного я

  2. диструктивность – уничтожение (подавление) других людей

  3. комфортность – абсолютное подчинение социальным нормам.

Существуют 5 экзистенциальных потребностей:

  1. потребность в установлении связей (высшее – продуктивная любовь)

  2. потребность в преодолении, или потребность в созидании

  3. потребность в корнях

  4. потребность в идентичности, или в некоем тождестве с самим собой

  5. потребность в системе взглядов и преданности, в установлении мировоззренческих основ жизни

Выделил несколько типов характеров:

  1. негативная группа:

    1. рецептивный (источник всего хорошего вне его). Такие люди пассивны, доверчивы, сентиментальны

    2. эксплуатирующий (сами берут то, что им нужно). Такие люди агрессивны, надменны, самонадеянны, уверены в себе и импульсивны

    3. накапливающий. Такие люди ригидные (негибкие, упертые), подозрительные, упрямые, предусмотрительные, чаще всего лояльные (преданные)

    4. рыночный (личность рассматривается как товар). Такие люди бесцельны, бестактны, неразборчивы, открыты, любознательны, часто щедры

  2. позитивная группа:

    1. биофилия (любить все живое).


Карен Хорни (1885 – 1952).Одна из основательниц феминизма. Основные положения:

              1. несогласие с Фрейдом о роли женщины (в первую очередь зависти женщин к мужскому члену)

              2. важность социокультурных условий в жизни человека

              3. в результате наблюдений за нацистами был сделан вывод о социокультурных условиях

В детстве у ребенка формируются две базовых потребности:

  1. потребность в удовлетворении

  2. потребность в безопасности

Если неудовлетворенна базовая потребность ребенка в безопасности, то формируется базальная (фундаментальная) тревога. Чтобы справиться с отсутствием безопасности у ребенка могут формироваться 10 защитных стратегий, или 10 невротических потребностей (каждая из них может являться компенсацией базового чувства безопасности):

  1. (потребность) в любви и одобрении

  2. в руководящем партнере

  3. в четких ограничениях

  4. во власти

  5. в эксплуатировании других

  6. в общественном признании

  7. в восхищении собой

  8. в честолюбии

  9. в самодостаточности и независимости

  10. в безупречности и неопровержимости (перфекционизм)

Существует три возможных ориентации у людей:

  1. к людям (в наибольшей степени свойственна невротикам)

  2. от людей

  3. против людей


Диспозициональная теория личности

Основные идеи, определившие появление этого подхода:

  1. люди предрасположены реагировать определенным образом в различных ситуациях

  2. нет двух людей в точности похожих друг на друга.

Горден Олпорт (1897 – 1967). Взял 50 различных определений личности выделил из них основные черты, свойственные различным людям.

Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерные для него поведение и мышление.

Характер – это оцененная личность. А личность – это неоцененный характер. Темперамент – первичный материал для формирования личности.

Главная категория в его теории – понятие черты. Черта – это нейропсихологическая (психофизиологическая) структура, способная преобразовать множество эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы, адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Критерии черты личности:

  1. черта – это реальное образование, а не вымысел

  2. черта более обобщенное качество, чем привычка

  3. черта – это определяющий элемент поведения (определяет стилистику и «цвет» поведения)

  4. существование черт можно установить эмпирически (статистически)

  5. черта не есть синоним моральной или социальной оценки

  6. черту можно рассматривать либо в контексте отдельной личности, либо по степени ее распространения в обществе

Индивидуальные черты:

  1. кардинальные черты (диспозиции) (главная, доминирующая, по ней можно сказать все о человеке)

  2. центральная диспозиция (5 – 10 характеристик)

  3. вторичная диспозиция (ситуативные предпочтения)


Раймонд Кеттел. Автор теста 16PF (16 personal features).

Черты личности – относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разны ситуациях в разное время.
Ганс Айзенг. Один из основателей теста IQ.
Бихевиоризм.

Поведенческий подход (исследуют внешнее поведение) => что происходит, как на это повлиять, человек – машина, преобразующая входной стимул на выходную реакцию. По выработанным условным рефлексам можно смоделировать личность человека.

Уотсон. Основные задачи психологии:

  1. выявить и описать различные типы реакции человека

  2. исследовать процесс их образования

  3. изучить законы их комбинации (процессы образования сложных форм поведения)


Предметом психологии бихевиористы считают поведение. Проповедают объективный метод, считая, что исследовать можно только то, что доступно внешнему наблюдению. Таким образом, они отрицают возможность того, что предметом психологии может быть сознание человека (считай, убрали личность человека из рассмотрения).

Главная формула бихевиористов – стимул -> реакция.

Толмен (модифицированный бихевиоризм). Стимул -> Промежуточные переменные (по большому счету личность человека) -> Реакция.

Скиннер. Как можно формировать характер человека и создание социально-нужного человека, который был бы полезен и необходим обществу. Главное – изучение влияния окружающей среды на проявление человеческого характера (поведения). Выделил два вида поведения:

  1. респондентное поведение (стимул предшествует реакции, некое непосредственное поведение)

  2. операндное (инструментальное) поведение (определяется теми событиями, которые следуют за реакцией) (в основном контролируется негативными последствиями)

Существует два вида подкрепления (позитивное и негативное):

  1. первичное (когда события или объект, выступающие в качестве поведения, сами обладают подкрепляющими свойствами)

  2. вторичное (тесно связано с подкреплением, но само не является им)

Альберт Бандура (представитель социально-когнитивного направления). Мышление – поведение, запрятанное во внутренний план.

Человек обучаем, глядя на поведение других людей. Выделил модель научения через наблюдение. В этой модели несколько этапов:

  1. внимание (понимание модели)

  2. сохранение (запоминание) модели

  3. моторно-репродуктивный (действие)

  4. подкрепление (мотивационная составляющая)

Джулиан Ротта. Предложил теории социального научения, научение и поведение человека в первую очередь определяются целями, которые он ставит.
^ Гештальд психология

Психология целостности. Основной акцент на экологичном взаимодействии человека с окружающим миром. Теория поля Курта Левина. Психологи занимались в основном исследованием восприятия человека.
^ Феноменологическое направление в психологии (экзистенциальный и гуманистический подходы)

Экзистенциальное направление изучает высшее, процесс поиска смысла жизни человека. Две базовые посылки подхода: предположение о том, что человеку его сущность не дается изначально в момент рождения, а приобретается в процессе его жизнедеятельности, осознания законов жизни и процессе индивидуального поиска своей собственной уникальности и идентичности; сущность человека заложена не только внутри него, но и в его взаимодействии с миром, т.е. по мнению экзистенциалистов, процесс развития и формирования человека как личности происходит не только во внутреннем мире, но и многостороннем взаимодействии с миром.

Экзистенциальная психотерапия – терапия процессом поиска смысла жизни. Сам процесс поиска глубинных смыслов жизни обладает психотерапевтическими свойствами.

Виктор Франкл (один из отцов-основателей экзистенциальной психотерапии) придумал один из самых популярных и нестандартных экзистенциальной психотерапии метод парадоксальной интенции (намерения) (придумал его в плену в немецком концлагере): если вам нужно, чтобы с вами что-то произошло, вы должны умудриться смочь, извернуться и сделать так, чтобы всем своим существом искренне честно перед собой и тотально целиком захотеть, чтобы этого не было, и тогда это произойдет.

Гуманистическая психология. Прежде всего она связана с такими учеными, как Абрахам Маслоу (американский эмигрант из Одессы), Карл Роджерс. Отличие от экзистенциальной психологии: считает, что некая позитивная творческая сущность человека дана ему изначально, в момент рождения и главная задача человека в процессе жизнедеятельности проявить эту свою сущность, позволить ей реализоваться в его деяниях и в обыденной жизни.

Самоактуализирующаяся личность. Таких людей в мире примерно 5%. Их особенности:

  1. адекватное восприятие действительности, свободное от стереотипов и предрассудков

  2. принятие себя и других такими, какие они есть

  3. спонтанность, простота и естественность

  4. профессионально-деловая направленность (такие люди заняты не копанием в себе и самими собой, а выполнением своей жизненной задачи)

  5. потребность в одиночестве (могут быть коммуникабельными, вееслыми, но периодически им как воздух необходимо одиночество, чтобы отстраниться от мира и новым взглядом на него посмотреть, чтобы не быть чрезмерно зависимым от него)

  6. автономия и независимость от окружения (могут быть включены в социальные процессы, но всегда обладают автономностью и независимостью, подчиняются своим внутренним принципам, а не внешним)

  7. свежесть восприятия, богатство эмоциональных реакций, умение находить новое в уже известном

  8. пиковое переживания, предельные, почти мистические переживания, связанные с ощущением исчезновения, растворения своего Я в мире

  9. чувство общности, но не с каким-то сообществом, а с человечеством вообще

  10. способность вступать в глубокие дружеские отношения (довольно узкий круг ближайших друзей)

  11. демократичность в отношениях, уважение к другим людям и готовность у них учиться

  12. устойчивые внутренние моральные нормы и принципы, обостренное (интуитивное) восприятие добра и зла, причем не в рациональном контексте

  13. философское чувство юмора

  14. креативность

  15. автономность и противостояние к приобщению к какой-то конкретной культуре

Самое важное в гуманистической психологии: уникальность и неповторимость каждого отдельного человека.

Онто-психология. Автор – Антонио Менегетти. Человеку изначально свойственен мощный творческий позитивный импульс (ин-се). Оно заложено изначально, нов характер (личность) есть монитор отклонения, подобен засоренной линзе, искажающей лучи света, идущие от него в нашу реальность. Вся наша жизнь – процесс очищения этого монитора.

  1   2

Похожие:

Классификация психологических дисциплин iconКто такие вредные люди: типология
...
Классификация психологических дисциплин iconКлассификация счетов бухгалтерского учета
Классификация счетов – это группировка счетов по наиболее существенным признакам. Классификация счетов позволяет
Классификация психологических дисциплин iconКнига будет интересна не только специалистам в области психологии,...
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Н. В. Гришина, кандидат психологических наук, доцент Н. Ю. Хрящева
Классификация психологических дисциплин iconВ президиум международной академии психологических наук
Прошу рассмотреть материалы моего личного дела для участия в выборах членов-корреспондентов Международной академии психологических...
Классификация психологических дисциплин iconКогнитивная психология влияние различных типов мотивации и самоуправления...
Доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии факультета психологии мгу, Москва Кандидат психологических наук,...
Классификация психологических дисциплин iconРецензия на коллективную монографию «Медицинская (клиническая) психология:...
Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Абакан, доктор психологических наук, профессор, действительный член...
Классификация психологических дисциплин iconТема: общая характеристика социально- психологических тренингов основные положения лекции
К методам активного социально педагогического обучения относятся методы, направленные на формирование психологической культуры личности....
Классификация психологических дисциплин iconТовары из меха и кожи основные вопросы программы: Классификация кожевенных материалов для одежды
Классификация пушно-меховых товаров, состояние рынка, перспективы развития меховой отрасли
Классификация психологических дисциплин iconГосударственный стандарт союза сср пожарная техника классификация пожаров гост 27331-87
Классификация пожаров осуществляется в зависимости от вида горящих веществ и материалов
Классификация психологических дисциплин iconОлеся Андреевна взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей...
Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей сотрудников рекламного агентства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница