Скачать 243.53 Kb.
|
Сергей Ростиславович Яголковский Психология Нуковоберезанская Н.Б. «Психология» (такая беленькая, Мб «общая психология») Тихомиров О.К. «Психология» «Введение в общую психологию» Ю.Б. Гиппенрейтер Психология (psycho – душа (греч.), logos – знание) – исследование человеческой души. В итоге предмет психологии не душа, а сознание человека – более конкретное образование внутри личности человека, которое можно исследовать. Фрейд предположил, что много бессознательного в человеке => в психологию включена бессознательная составляющая. 1879 г.: Вильгельм Вундт открыл в Германии первую экспериментальную лабораторию по изучению психических процессов восприятия. Психология стала точной наукой. Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, субъективное отражения объективного мира, необходимое для активной деятельности в этом мире и для управления собственным поведением. Субъект психологии – носитель психики. Сознание – это высшая форма развития психики, необходимая для организации общества и индивидуальной жизни людей для их совместной, в том числе трудовой, деятельности. Отличие психологии от других наук – различие на научную и обыденную, субъект и объект объединены в одно лицо.
Научная психология очень часто является основанием для изменения обыденных представлений о чем-либо. ^ Три класса: I базисные дисциплины: подкласс – теоретические (фундаментальные): общая психология, психология мотивации, психология научения, систематика, методология, когнитивная психология; II дифференциальная психология (изучает разные типы людей); III пограничные дисциплины: те области психологии, которые в большей степени касаются: психофизиология, зоопсихология, социальная психология, этнопсихология, экономическая психология, политическая психология; IV гуманитарные науки (внутри психологии): историко-биографическая психология, психология науки, психология религии; V прикладные дисциплины: педагогическая, военная, инженерная, транспортная психология, криминальная психология. Психоанализ В 1856 г. в Фрайбурге. В 1939 г. В Лондоне Основные концепции психоанализа: теория личности и исследование психопатологии предложил метод терапии личностных расстройств предложил метод изучения неосознанных мыслей и чувств Структура личности, по Фрейду, состоит из трех составляющих:
Ид в большинстве случаев не осознается (спрятано в глубине личности) Суперэго наполовину не осознается. Эго в основном осознается Ид состоит из 2 механизмов разрядки: рефлекторные действия (кашель, чихания), первичные процессы. Первичные процессы – нелогичные, иррациональные, фантазийные формы человеческих представлений, характеризующиеся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное; это формирование образа, связанного с потребностью человека. Вторичные процессы – логическое мышление (в большей степени Я, чем первичные процессы). Инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Оно – источник наших неуправляемых желаний, страстей. Сверх я – культура. Я – прослойка между ними, не дающая им постоянно конфликтовать и разрывать нашу личность. Влечение к жизни – эрос (либидо) проявляется в том числе в творчестве, физической активности, работе. По Фреду источник запрятан в нашей сексуальной жизни. Влечение к смерти – тонатос – то же по модулю, но разное по направлению. Постепенно начинает доминировать над эросом. Его главный вклад: наличие бессознательного и изучение, предложил что есть три уровня и описал их взаимоотношения, и есть два влечения(эрос, тонатос), стадии развития личности. Фрейд предложил классификацию стадий развития человека:
Оральная: ребенок сосет материнскую грудь. Это накладывает отпечаток на личность человека. Люди от этого подразделяются на два типа: орально-пассивный и орально-агрессивный. Орально-пассивный: оптимист, но зависимый о мнения окружающих. Орально-агрессивный: склочные, пессимистичные, со склонностью к сарказму, любители поспорить. Анальная: формируются волевые качества и умение контролировать свое поведение. Два типа: анально-удерживающий (упрямые, скупые, методичные), анально-выталкивающий (импульсивный, склонность к деструкции). Фаллическая: различение полов у людей, игра со своими половыми органами. Развиваются эдипов и электро комплекс. Эдипов комплекс – боязнь кастрации. В этом возрасте начинается конкуренции с родителем своего пола за внимание родителя противоположного пола. Электро комплекс – зависть у женщин к мужскому половому члену + конкуренция между дочкой и матерью за право пребывания с отцом. Возможные исходы. Мужчины: становятся дерзкими, хвастливыми и опрометчивыми. Женщины: склонность к флирту, желание обольщать. Защитные механизмы: Вытеснение – угрожающая психике информация на подсознательном уровне вытесняется (но не исчезает, может впоследствии выстрелить). Проекция – приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств и поведения другим людям (защищает самооценку от влияния объективной информации). Замещение – проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта менее угрожающему. Рационализация – иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным. Реактивное образование (или обратное действие): два этапа: неприемлемый импульс подавляется (возможно, вытесняется), потом на уровне сознания проявляется противоположенный импульс. Регрессия – возврат к ребячливым, детским формам поведения (как признак, истерический гогот). Отрицание – отказ признать реальность. Сублимация – изменение своих импульсов в творческой деятельности (все предыдущие искажают реальность). Альфред Адлер. Родился в 1870 г., умер в 1937 г. в Англии. Основные положения его теории («индивидуальная психология»):
все это оказывает влияние на формирование личности человека. Каждый человек рождается с врожденным чувством неполноценности, потому что он полностью зависим от ближнего окружения – не в состоянии что-либо сделать сам. Рано или поздно оно проявится (чувство неполноценности). Оно может усугубляться неполноценностью какого-либо органа, в результате может формировать комплекс (выражение чувства) неполноценности. В течение всей оставшейся жизни человек пытается преодолеть это чувство, доказать всем и себе его отсутствие. Впервые обратил внимание исследователей на неповторимость и индивидуальность каждого человека. Причины комплекса:
Социальный интерес – врожденное чувство принадлежности к человечеству и врожденная готовность к сотрудничеству. Важно соотношение социального интереса и стремления к превосходству. Есть три стиля жизни, которые формируются в зависимости от того, в какой форме и области осуществляется компенсация чувства неполноценности:
По мнению Адлера, существует типология личности человека в зависимости от соотношения социально интереса и степени его активности:
На формирование личности человека оказывает влияние порядка рождения:
Самая главная задача родителя – дать ребенку чувство безопасности. В постановке фиктивной цели проявляется наше стремление к превосходству, которое в во очередь детерминируется нашим чувством неполноценности. Человеку свойственно творческое я. Задача – дать этому творческому я в течение жизни проявиться. Карл Густав Юнг. 1875 – 1961 гг.. Много путешествовал по востоку и привнес элемент мистицизма в западную психологию. Модель: есть эго, есть коллективное бессознательное (архитипы), личное бессознательное (комплексы). П ![]() -анима – женское начало в мужчине; -анимус – мужское в женском; -самость: всю жизнь ищем и идем к ней. Индивидуализация – процесс поиска самости. Не топография личности человека, а схематичное изображение составляющих личности. Архитипы накапливаются поколениями людей, даны нашими предками, нашей культурой (сравнивает с сухим руслом рек). Бывают архитипы ребенка, матери, отца, героя, солнца, плута, смерти. Комплексы – скопления эмоционально-окрашенных мыслей, чувств, воспоминаний, вынесенных индивидом из прошлого опыта. Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов. Невроз – реальность 21 века. Невроз (по Юнгу) – остановка в развитии личности. Это безуспешная попытка гармонизировать сознательное и бессознательное. Это следствие односторонности развития. Это естественная попытка излечения. Неофрейдизм Эрик Эриксон. Предложил эпигенетический принцип классификации стадий развития личности. Есть 8 стадий:
Эрих Фром (1900 – 1980). Один из основных концептов его исследования – свобода. Цена свободы: одиночество, изолированность, отчужденность. Существует несколько стратегий бегства от свободы:
Существуют 5 экзистенциальных потребностей:
Выделил несколько типов характеров:
Карен Хорни (1885 – 1952).Одна из основательниц феминизма. Основные положения:
В детстве у ребенка формируются две базовых потребности:
Если неудовлетворенна базовая потребность ребенка в безопасности, то формируется базальная (фундаментальная) тревога. Чтобы справиться с отсутствием безопасности у ребенка могут формироваться 10 защитных стратегий, или 10 невротических потребностей (каждая из них может являться компенсацией базового чувства безопасности):
Существует три возможных ориентации у людей:
Диспозициональная теория личности Основные идеи, определившие появление этого подхода:
Горден Олпорт (1897 – 1967). Взял 50 различных определений личности выделил из них основные черты, свойственные различным людям. Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерные для него поведение и мышление. Характер – это оцененная личность. А личность – это неоцененный характер. Темперамент – первичный материал для формирования личности. Главная категория в его теории – понятие черты. Черта – это нейропсихологическая (психофизиологическая) структура, способная преобразовать множество эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы, адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Критерии черты личности:
Индивидуальные черты:
Раймонд Кеттел. Автор теста 16PF (16 personal features). Черты личности – относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разны ситуациях в разное время. Ганс Айзенг. Один из основателей теста IQ. Бихевиоризм. Поведенческий подход (исследуют внешнее поведение) => что происходит, как на это повлиять, человек – машина, преобразующая входной стимул на выходную реакцию. По выработанным условным рефлексам можно смоделировать личность человека. Уотсон. Основные задачи психологии:
П ![]() Главная формула бихевиористов – стимул -> реакция. Толмен (модифицированный бихевиоризм). Стимул -> Промежуточные переменные (по большому счету личность человека) -> Реакция. Скиннер. Как можно формировать характер человека и создание социально-нужного человека, который был бы полезен и необходим обществу. Главное – изучение влияния окружающей среды на проявление человеческого характера (поведения). Выделил два вида поведения:
Существует два вида подкрепления (позитивное и негативное):
Альберт Бандура (представитель социально-когнитивного направления). Мышление – поведение, запрятанное во внутренний план. Человек обучаем, глядя на поведение других людей. Выделил модель научения через наблюдение. В этой модели несколько этапов:
Джулиан Ротта. Предложил теории социального научения, научение и поведение человека в первую очередь определяются целями, которые он ставит. ^ Психология целостности. Основной акцент на экологичном взаимодействии человека с окружающим миром. Теория поля Курта Левина. Психологи занимались в основном исследованием восприятия человека. ^ Экзистенциальное направление изучает высшее, процесс поиска смысла жизни человека. Две базовые посылки подхода: предположение о том, что человеку его сущность не дается изначально в момент рождения, а приобретается в процессе его жизнедеятельности, осознания законов жизни и процессе индивидуального поиска своей собственной уникальности и идентичности; сущность человека заложена не только внутри него, но и в его взаимодействии с миром, т.е. по мнению экзистенциалистов, процесс развития и формирования человека как личности происходит не только во внутреннем мире, но и многостороннем взаимодействии с миром. Экзистенциальная психотерапия – терапия процессом поиска смысла жизни. Сам процесс поиска глубинных смыслов жизни обладает психотерапевтическими свойствами. Виктор Франкл (один из отцов-основателей экзистенциальной психотерапии) придумал один из самых популярных и нестандартных экзистенциальной психотерапии метод парадоксальной интенции (намерения) (придумал его в плену в немецком концлагере): если вам нужно, чтобы с вами что-то произошло, вы должны умудриться смочь, извернуться и сделать так, чтобы всем своим существом искренне честно перед собой и тотально целиком захотеть, чтобы этого не было, и тогда это произойдет. Гуманистическая психология. Прежде всего она связана с такими учеными, как Абрахам Маслоу (американский эмигрант из Одессы), Карл Роджерс. Отличие от экзистенциальной психологии: считает, что некая позитивная творческая сущность человека дана ему изначально, в момент рождения и главная задача человека в процессе жизнедеятельности проявить эту свою сущность, позволить ей реализоваться в его деяниях и в обыденной жизни. Самоактуализирующаяся личность. Таких людей в мире примерно 5%. Их особенности:
Самое важное в гуманистической психологии: уникальность и неповторимость каждого отдельного человека. Онто-психология. Автор – Антонио Менегетти. Человеку изначально свойственен мощный творческий позитивный импульс (ин-се). Оно заложено изначально, нов характер (личность) есть монитор отклонения, подобен засоренной линзе, искажающей лучи света, идущие от него в нашу реальность. Вся наша жизнь – процесс очищения этого монитора. |
![]() | Кто такие вредные люди: типология ... | ![]() | Классификация счетов бухгалтерского учета Классификация счетов – это группировка счетов по наиболее существенным признакам. Классификация счетов позволяет |
![]() | Книга будет интересна не только специалистам в области психологии,... Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Н. В. Гришина, кандидат психологических наук, доцент Н. Ю. Хрящева | ![]() | В президиум международной академии психологических наук Прошу рассмотреть материалы моего личного дела для участия в выборах членов-корреспондентов Международной академии психологических... |
![]() | Когнитивная психология влияние различных типов мотивации и самоуправления... Доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии факультета психологии мгу, Москва Кандидат психологических наук,... | ![]() | Рецензия на коллективную монографию «Медицинская (клиническая) психология:... Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Абакан, доктор психологических наук, профессор, действительный член... |
![]() | Тема: общая характеристика социально- психологических тренингов основные положения лекции К методам активного социально педагогического обучения относятся методы, направленные на формирование психологической культуры личности.... | ![]() | Товары из меха и кожи основные вопросы программы: Классификация кожевенных материалов для одежды Классификация пушно-меховых товаров, состояние рынка, перспективы развития меховой отрасли |
![]() | Государственный стандарт союза сср пожарная техника классификация пожаров гост 27331-87 Классификация пожаров осуществляется в зависимости от вида горящих веществ и материалов | ![]() | Олеся Андреевна взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей... Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей сотрудников рекламного агентства |