Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга»




Скачать 67.93 Kb.
НазваниеОрганизация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга»
Дата публикации19.06.2013
Размер67.93 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Психология > Документы

Организация психолого-педагогического просвещения родителей

в школе раннего развития «Радуга»


Дмитриева Ия Викторовна,

(iay9@rambler.ru)

методист, руководитель ШРР «Радуга»

Быкова Елизавета Викторовна,

(elizavetabikova@gmail.com)

педагог-психолог

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи города Белово»

МОУДОД «ДТДиМ города Белово»

Кемеровская область
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В связи с этим, практика семейного воспитания наряду с разумными методами допускает немало ошибок, и вопрос пропаганды психолого-педагогических знаний среди родителей, которые нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, психологов и других специалистов приобретает большое значение.

Именно поэтому, в школе раннего развития «Радуга» при Дворце творчества детей и молодёжи города Белово этот вопрос решается через организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Цель его: информирование родителей, формирование у них потребности в психологических и педагогических знаниях, желания использовать их в интересах развития собственных детей.

Условиями успешной работы по психолого-педагогическому просвещению родителей ШРР «Радуга» являются: организация личностно-ориентированной деятельности каждого педагога и психолога, дифференцированный подход и учет возрастных и индивидуальных особенностей членов семьи, профессионализм педагогов, творческий характер их деятельности, свобода выбора форм, содержания и пр.

Принципы, на которых базируется работа:

  • умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;

  • внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям;

  • способность к оказанию психологической поддержки;

  • способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;

  • положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме (даже самой острой);

  • проявление психолого-педагогического такта и соблюдение морально-этических норм;

  • учёт уникальности и индивидуальности личности ребёнка, недопустимость сравнения его с другими;

  • уважительное отношение к продуктам детской деятельности.

В нашей работе по психолого-педагогическому просвещению родителей, выделяем несколько видов деятельности:

  • информационно-аналитический (анализ запросов родителей и сравнение их с результатами тестирования детей, сбор данных для составления социального паспорта семьи и др.);

  • познавательный (обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей через индивидуальные и групповые формы работы);

  • наглядно-информационный (возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности используя информационные стенды, библиотечку для родителей, методическую продукцию и т.п.).

Остановимся подробнее на этапах работы по психолого-педагогическому просвещению родителей в школе раннего развития: подготовительном, индивидуальном, и групповом.

На подготовительном этапе в начале учебного года первостепенной является задача установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество, вызвать интерес родителей к психологической и педагогической информации, желание узнать своего ребёнка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его эмоциональному, творческому и интеллектуальному развитию. Работа начинается с оформления педагогами и психологом информационного стенда для родителей и ярких, красочных сигнальных консультаций. («Как создать в семье благоприятную атмосферу», «Если ребёнок боится…», и др.) Такие консультации не загружены сложным и слишком объёмным содержанием, так как их цель привлечь внимание, вызвать интерес к такой информации, показать, что её понимание доступно любому родителю. Темы в таких консультациях раскрыты коротко, чтобы стимулировать желание родителей получить полные ответы на свои вопросы в личной беседе с психологом или педагогами.

На этом уровне незаменимы и короткие индивидуальные беседы педагогов с родителями, которые возникают, обычно спонтанно, но содержание их всегда имеет психолого-педагогическую направленность.

Следом за этим, у родителей появляется необходимость в индивидуальных консультациях. Таким образом, переходим на следующий этап психолого-педагогического просвещения родителей – индивидуальный. За такими консультациями нередко следует серия занятий психолога с ребёнком. Кстати, во время таких занятий родители тоже не теряют времени зря и учатся общаться с ребёнком по-новому. И, даже если ребёнок захотел заниматься один, без родителей, родители, ожидая его, имеют возможность работать над своей проблемой, знакомясь с рекомендациями на информационном стенде, а также более подробно могут изучить интересующий их вопрос по тематическим папкам, подготовленным заранее на наиболее распространённые темы (агрессивность, замкнутость, гиперактивность, тревожность и т.п.). Этой же цели служит библиотечка для родителей. Кроме того, родители, для индивидуального и семейного пользования, могут получить с собой памятки из серии «Подсказки для тех, у кого ребёнок…» и буклеты на различные темы.

Прежде чем перейти на следующий этап работы – групповой, проводится тщательный анализ уже состоявшихся индивидуальных запросов родителей с целью определить наиболее популярные из них и выявить общие темы, которые имеет смысл выносить на групповые формы работы.

При организации работы по данной проблеме педагоги учитывают несколько факторов, влияющих на выбор форм и методов работы. Во-первых, аудитория родителей, с которыми ведётся работа, крайне разнообразна. Семьи различаются материальным положением и образовательным уровнем, количеством детей, занятостью и объёмом свободного времени и т.д. и т.п. Во-вторых, чаще всего психолого-педагогическая пропаганда ведётся так, что семья является лишь пассивным объектом воздействия, обратная связь не устанавливается и родители лишаются активности и инициативности в этом процессе. В-третьих, по данным исследования Московского института открытого образования 72% взрослых готовы участвовать в процессе психолого-педагогического просвещения при условиях, что: информация будет для них новой и необходимой; излагаться она будет в доступной форме; будет исключено манипулирование и давление на слушателей.

Учитывая три вышеперечисленных позиции, наш коллектив очень серьезно подходит к выбору и использованию методов и приёмов, позволяющих без манипулирования и давления, с учётом возраста детей, индивидуальных, личностных и возрастных особенностей родителей делиться современными теоретическими и практическими знаниями психолого-педагогической науки.

В связи с этим, используются различные варианты сочетания методов группового психолого-педагогического просвещения родителей: информационных (информация предлагается в готовом виде); поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы); дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа); взаимного просвещения (обмен опытом и литературой между родителями и др.).

Традицией в ШРР «Радуга» стало проведение семейных праздников, где родители учатся организовывать досуг своих детей.

Успех применяемых форм и приёмов совместной работы педагогов и психолога обеспечивается соблюдением определённых условий:

  • тематика встреч составляется по возможности нестандартная, привлекающая, вызывающая интерес (желательно, чтобы родители знали тематику последующих встреч и могли внести свои дополнительные вопросы);

  • информационная поддержка обеспечивается достаточным количеством методических разработок, на случай что кто-то из приглашённых родителей не сможет присутствовать на встрече, можно продублировать информацию в письменном виде и на стенде;

  • кроме того, мы стремимся к тому, чтобы на тематических встречах по особым детским проблемам, решение которых зависит от обоих родителей, присутствовали и папа, и мама.

Описанный выше годовой цикл психолого-педагогического просвещения родителей ШРР отработан нами в течение 5 лет. Проведённый с помощью анкетирования, интервьюирования и сбора статистических данных анализ результативности такой работы показывает:

  • ежегодный рост количества родителей, проявляющих интерес и принимающих участие в просветительских мероприятиях;

  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей: они имеют представление о психологическом развитии своих детей и знают, как создать в семье необходимые условия для успешного развития ребёнка;

  • сокращение разницы в уровнях психологических знаний родителей и педагогов, что уменьшает расхождения в их взглядах на развитие, воспитание и обучение детей, позволяет установить единую линию воспитания в семье и учреждении, что, в свою очередь, повышает эффективность всего образовательного процесса;

  • педагоги ШРР отмечают сокращение количества детей с осложнённым поведением;

  • важным результатом является появление осознания необходимости творческой работы над собой по вопросам психологии и педагогики у многих родителей воспитанников школы «Радуга».

В результате организованной работы популярность ШРР «Радуга» среди родителей города растет, количество желающих посещать ее, за пять лет увеличилось в 3,5 раза.

Похожие:

Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» iconОрганизация воспитательного процесса на основе психолого-педагогического...
Олого-педагогического сопровождения не нова. Рядом известных отечественных авторов, в частности И. В. Дубровиной, Е. И. Роговым,...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» iconПрограмма дополнительного образования детей «школа раннего развития»
Программа Школы Раннего Развития (шрр) составлена с учётом знаний психолого – физиологических особенностей детей 5-го летнего возраста...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» iconОрганизационный комитет конференции Председатель
Виктор Васильевич Семикин декан психолого-педагогического факультета ргпу им. А. И. Герцена, исполнительный директор Межвузовской...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» iconУчебно-тематический план курсов повышения квалификации педагогов...
Государственное казенное образовательное учреждение республики карелия для детей, нуждающихя в психолого-педагогической и медико-социальной...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» iconII. Цель и задачи Психолого-педагогического консилиума
Целью ппк является определение и организация в рамках школы адекватных условий развития, обуче­ния и воспитания в соответствии со...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» iconЭкспертное заключение по проекту
...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» iconДипломная работа по социальной педагогике Содержание и формы педагогического...
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» iconНа Проект Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста...
Проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации в группе кратковременного пребывания в дошкольном...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга» icon-
Целью студента на психолого-педагогической практике является приобретение первичного опыта психолого-педагогического анализа, проектирования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница