Скачать 67.93 Kb.
|
Организация психолого-педагогического просвещения родителейв школе раннего развития «Радуга»Дмитриева Ия Викторовна, (iay9@rambler.ru) методист, руководитель ШРР «Радуга» Быкова Елизавета Викторовна, (elizavetabikova@gmail.com) педагог-психолог Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи города Белово» МОУДОД «ДТДиМ города Белово» Кемеровская область В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В связи с этим, практика семейного воспитания наряду с разумными методами допускает немало ошибок, и вопрос пропаганды психолого-педагогических знаний среди родителей, которые нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, психологов и других специалистов приобретает большое значение. Именно поэтому, в школе раннего развития «Радуга» при Дворце творчества детей и молодёжи города Белово этот вопрос решается через организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Цель его: информирование родителей, формирование у них потребности в психологических и педагогических знаниях, желания использовать их в интересах развития собственных детей. Условиями успешной работы по психолого-педагогическому просвещению родителей ШРР «Радуга» являются: организация личностно-ориентированной деятельности каждого педагога и психолога, дифференцированный подход и учет возрастных и индивидуальных особенностей членов семьи, профессионализм педагогов, творческий характер их деятельности, свобода выбора форм, содержания и пр. Принципы, на которых базируется работа:
В нашей работе по психолого-педагогическому просвещению родителей, выделяем несколько видов деятельности:
Остановимся подробнее на этапах работы по психолого-педагогическому просвещению родителей в школе раннего развития: подготовительном, индивидуальном, и групповом. На подготовительном этапе в начале учебного года первостепенной является задача установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество, вызвать интерес родителей к психологической и педагогической информации, желание узнать своего ребёнка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его эмоциональному, творческому и интеллектуальному развитию. Работа начинается с оформления педагогами и психологом информационного стенда для родителей и ярких, красочных сигнальных консультаций. («Как создать в семье благоприятную атмосферу», «Если ребёнок боится…», и др.) Такие консультации не загружены сложным и слишком объёмным содержанием, так как их цель привлечь внимание, вызвать интерес к такой информации, показать, что её понимание доступно любому родителю. Темы в таких консультациях раскрыты коротко, чтобы стимулировать желание родителей получить полные ответы на свои вопросы в личной беседе с психологом или педагогами. На этом уровне незаменимы и короткие индивидуальные беседы педагогов с родителями, которые возникают, обычно спонтанно, но содержание их всегда имеет психолого-педагогическую направленность. Следом за этим, у родителей появляется необходимость в индивидуальных консультациях. Таким образом, переходим на следующий этап психолого-педагогического просвещения родителей – индивидуальный. За такими консультациями нередко следует серия занятий психолога с ребёнком. Кстати, во время таких занятий родители тоже не теряют времени зря и учатся общаться с ребёнком по-новому. И, даже если ребёнок захотел заниматься один, без родителей, родители, ожидая его, имеют возможность работать над своей проблемой, знакомясь с рекомендациями на информационном стенде, а также более подробно могут изучить интересующий их вопрос по тематическим папкам, подготовленным заранее на наиболее распространённые темы (агрессивность, замкнутость, гиперактивность, тревожность и т.п.). Этой же цели служит библиотечка для родителей. Кроме того, родители, для индивидуального и семейного пользования, могут получить с собой памятки из серии «Подсказки для тех, у кого ребёнок…» и буклеты на различные темы. Прежде чем перейти на следующий этап работы – групповой, проводится тщательный анализ уже состоявшихся индивидуальных запросов родителей с целью определить наиболее популярные из них и выявить общие темы, которые имеет смысл выносить на групповые формы работы. При организации работы по данной проблеме педагоги учитывают несколько факторов, влияющих на выбор форм и методов работы. Во-первых, аудитория родителей, с которыми ведётся работа, крайне разнообразна. Семьи различаются материальным положением и образовательным уровнем, количеством детей, занятостью и объёмом свободного времени и т.д. и т.п. Во-вторых, чаще всего психолого-педагогическая пропаганда ведётся так, что семья является лишь пассивным объектом воздействия, обратная связь не устанавливается и родители лишаются активности и инициативности в этом процессе. В-третьих, по данным исследования Московского института открытого образования 72% взрослых готовы участвовать в процессе психолого-педагогического просвещения при условиях, что: информация будет для них новой и необходимой; излагаться она будет в доступной форме; будет исключено манипулирование и давление на слушателей. Учитывая три вышеперечисленных позиции, наш коллектив очень серьезно подходит к выбору и использованию методов и приёмов, позволяющих без манипулирования и давления, с учётом возраста детей, индивидуальных, личностных и возрастных особенностей родителей делиться современными теоретическими и практическими знаниями психолого-педагогической науки. В связи с этим, используются различные варианты сочетания методов группового психолого-педагогического просвещения родителей: информационных (информация предлагается в готовом виде); поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы); дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа); взаимного просвещения (обмен опытом и литературой между родителями и др.). Традицией в ШРР «Радуга» стало проведение семейных праздников, где родители учатся организовывать досуг своих детей. Успех применяемых форм и приёмов совместной работы педагогов и психолога обеспечивается соблюдением определённых условий:
Описанный выше годовой цикл психолого-педагогического просвещения родителей ШРР отработан нами в течение 5 лет. Проведённый с помощью анкетирования, интервьюирования и сбора статистических данных анализ результативности такой работы показывает:
В результате организованной работы популярность ШРР «Радуга» среди родителей города растет, количество желающих посещать ее, за пять лет увеличилось в 3,5 раза. |
![]() | Организация воспитательного процесса на основе психолого-педагогического... Олого-педагогического сопровождения не нова. Рядом известных отечественных авторов, в частности И. В. Дубровиной, Е. И. Роговым,... | ![]() | Программа дополнительного образования детей «школа раннего развития» Программа Школы Раннего Развития (шрр) составлена с учётом знаний психолого – физиологических особенностей детей 5-го летнего возраста... |
![]() | Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического... Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | ![]() | Организационный комитет конференции Председатель Виктор Васильевич Семикин декан психолого-педагогического факультета ргпу им. А. И. Герцена, исполнительный директор Межвузовской... |
![]() | Учебно-тематический план курсов повышения квалификации педагогов... Государственное казенное образовательное учреждение республики карелия для детей, нуждающихя в психолого-педагогической и медико-социальной... | ![]() | II. Цель и задачи Психолого-педагогического консилиума Целью ппк является определение и организация в рамках школы адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со... |
![]() | Экспертное заключение по проекту ... | ![]() | Дипломная работа по социальной педагогике Содержание и формы педагогического... Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных... |
![]() | На Проект Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста... Проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации в группе кратковременного пребывания в дошкольном... | ![]() | - Целью студента на психолого-педагогической практике является приобретение первичного опыта психолого-педагогического анализа, проектирования... |