Скачать 2.4 Mb.
|
2. Социально-исторические и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.История социальной психологии значительно моложе самого социально-психологического мышления. Люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологической действительностью и пытались ее как-то анализировать. Передавались из поколения в поколение способы воздействия на толпу, обряды, табу – нравственные регуляторы жизни. Сложность определения момента, когда социальная психология обособилась, связана с тем, что она сразу стала развиваться внутри определенных школ. ^ 1)работы предшественников. Платон – родоначальник, Аристотель, Гоббс, Локк, Гельвиций, Руссо, Гегель. 2)выделение социальной психологии в самостоятельную область знания (середина 19 века). А) Большое развитие получило языкознание. Возникла проблема связи разных народов между собой. Кроме того, были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии, археологии, которые для интерпретации нуждались в услугах социальной психологии. Тейлор завершает свои исследования в области первобытной культуры, Леви-Брюль изучает мышление первобытного человека, криминология – причины противоправного поведения. Т.е. некоторые науки уже были не в состоянии объяснить накопившиеся факты своими силами. Б)Психология 19-ого века развивалась преимущественно как психология индивида. Особый толчок дало развитие психиатрии, практики внушения, был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого. Гербарт: исходный феномен психологии – представление. В)Интерес к социальной психологии в области социологии. Социологии выделилась в отдельную науку только в середине 19 века (Конт). Корни социальных явлений сикали изначально в психологии в отличие от биологического редукционизма. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Тард: элементарный социальный факт в соприкосновении нескольких умов. Ф.Гиддингс: социальный факт – сознание рода. 3)Встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки. 4)Марксизм. Методологические аспекты. ^ Эти теории не могли еще базироваться на специфической для социальной психологии исследовательской практике, походили на универсальные энциклопедические схемы. ^ Сложилась в середине 19 века в Германии. Представляла собой коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества: субстанциональное существование сверхиндивидуальной души и подчиненной сверхиндивидуальной целостности (нация). В 1959 году был основан журнал «Психология народов и языкознание». Главная сила истории – народ или дух целого, который выражается в языке мифах, обычаях. Индивидуальное – лишь его продукт. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие в трудах Вундта. 1863 – лекции о душе человека и животных. Развитие свое получила в 1 томе 10 томной работы «Психология народов». Вундт говорил, что психология должна складываться из физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является экпериментальной дисциплиной. В психологии народов должны применяться иные методы – анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства). Психология народов закрепила себя как описательная наука, не претендующая на открытие законов. В России идеи психологии народов получили свое развитие в работах А.Потебни. ^ Дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с индивидуалистических позиций. Социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Эти две идеи – идея подражания и идея иррациональных моментов- были усвоены непосредственными создателями психологии масс ( С. Сигеле, Г.Лебон). Сигеле изучал уголовные дела, Лебон уделял внимание проблеме элиты и ее противопоставления ее массам. С точки зрения Лебона, любое скопление народа – масса, главная способность которой способность к наблюдению. Типичными чертами человека в массе является обезличивание, резкое увеличение роли чувства над разумом, утрата личной ответственности. Следовательно масса всегда неуправляема, хаотична, ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита. Выводы были сделаны на основе наблюдений ситуаций паники. Конец 19 начало 20 века можно назвать «эрой толпы», поэтому идеи Лебона были живо восприняты. ^ Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» и 1908 год ознаменован как начало существования социальной психологии как самостоятельной науки. Тезис: причиной социального поведения являются инстинкты врожденные. Есть стремление к цели и у животных, и у человека. Он назвал созданную им психологию целевой. Репертуар инстинктов возникает в результате психофизиологического предрасположения – наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервных импульсов. Все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Пары связанных между собой инстинктов и эмоций. Из инстинктов рождаются и все институты социализации, социальные учреждения. Для социальной психологии идеи Макдаголла сыграли отрицательную роль, т.к. определяющими моментами , по его теории, являются неосознанные инстинкты. Плюсы первых концепций: 1)четко поставлены вопросы; 2)попытка найти подходы с двух сторон – со стороны психологии и социологии; Минусы: 1)нет опоры на исследовательскую практику; 2)похожи на рассуждения |
![]() | Лекция культурно-исторические предпосылки возникновения социальной... Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической... | ![]() | Что связывает науку эпохи Возрождения и современность? Сравните исторические предпосылки развития науки в Европе, и Российской империи экскурса в историю университетов |
![]() | Введение 6 Торгово-экономические связи приморского края РФ с кнр: теоретические основы и исторические предпосылки развития 9 | ![]() | Инструменты выделения Lasso (Лассо) и Magic Wand (Волшебная палочка) Содержание: приведен обзор средств, предназначенных для создания выделения; приведены примеры использования различных режимов выделения... |
![]() | Перечень вопросов для проведения вступительного экзамена по социальной психологии Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических исследований | ![]() | Предмет и задачи социальной психологии как науки. Вопросы: Место... Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных... |
![]() | Темы курсовых работ по социальной психологии Общение как предмет... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Вопросы к зачету Исторические предпосылки становления теоретических взглядов на принятие политических решений |
![]() | «Концептуальная власть на Руси» Почему псевдоисторические исследования и «исторические романы» в толпо-«элитарном» обществе подменяют историческую науку 83 | ![]() | Т. А. Араканцева Методические рекомендации по подготовке курсовой... Тему курсовой работы студент выбирает из списка тем, утвержденных кафедрой социальной психологии мпси. В случае выбора темы не из... |