Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.




Скачать 205.32 Kb.
НазваниеЛитература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.
Дата публикации07.03.2013
Размер205.32 Kb.
ТипЛитература
litcey.ru > Психология > Литература
«Большие социальные группы и психологические

механизмы их саморегуляции»

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------------3

Глава I. Большие социальные группы-------------------------------------------------6

    1. Структура психологии больших социальных групп------------------------9

    2. Классификация больших социальных групп--------------------------------13

    3. Психологические особенности социальных классов-----------------------15

    4. Психологические особенности этнических групп--------------------------17

    5. Стихийные социальные группы------------------------------------------------20

    6. Социальные движения как большие социальные группы-----------------23

Глава II. Механизмы саморегуляции больших социальных групп--------------26

2.1. Механизмы социальной фасилитации, ингибиции и

принадлежности к группе-------------------------------------------------------28

2.2. Психофизиологический эффект и эффект социальной лени-------------32

2.3. Механизмы конформизма и подражания-------------------------------------36

2.4. Эффект ореола и бумеранга-----------------------------------------------------40

2.5. Эффект «мы и они», механизм группового фафоритизма и эгоизма---43

2.6. Эффекты маятника, волны, пульсара-----------------------------------------46

Глава III. Практическое исследование механизмов социальной

фасилитации и конформизма-----------------------------------------------49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------52

ЛИТЕРАТУРА-----------------------------------------------------------------------------56


ВВЕДЕНИЕ.
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности – один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.

Социальная психология – это «отрасль психологии, предметом изучения которой являются закономерности психических явлений и поведения людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп» [12, стр.67].

В современной науке нет однозначного понятия «социальная группа». Одни учёные трактуют социальную группу как «часть более крупных социальных общностей», по мнению других, социальная группа «есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности» [7, стр.80]. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.п.

С этой точки зрения понятие «социальная группа» является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей, т.к. фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жительства и др.

Мыслители разных народов с древнейших времён рассуждали о природе человека. Фактически все из них признавали социальную природу человека. Так, Аристотель определял человека как животное, но животное
^ Глава I. Большие социальные группы.
Начало данной работы, на наш взгляд, целесообразней начать с понятия группа. Итак, группа представляет собой элемент социальной структуры общества. В целом цикле общественных дисциплин под группой понимается «реально существующая общность людей, объединённых каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещённых в каких-то идентичные условия и определённым образом осознающих свою принадлежность к этому образованию» [11, стр.54].

Социальная группа по Миллсу – это «образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определённой целью и считают этот контакт (связь) значимым» [6, стр.76].

Члены социальной группы взаимодействуют более или менее определёнными способами в соответствии с нормами группы. Они строят свои отношения на ряде взаимосвязанных ролей и статусов. В группы объединяются по сходным интересам, позволяющим отделить членов одной группы от членов других.

Социальные группы характеризуются, прежде всего, способом взаимодействия их членов и границами, которые определяются участием (или неучастием) индивидов в данном виде деятельности. Есть группы, к которым принадлежит каждый человек – друзья, соседи, семья, религиозная группа и т.д. Здесь мы чувствуем себя комфортно. Группы могут быть чётко очерчёнными в своих границах или неявными. Формальными критериями могут выступать членство, принадлежность к определённой конфессии, стиль одежды и другие признаки.

Социальная группа – это «объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами и имеющие общие нормы, ценности и традиции» [4, стр.59].

Среди признаков социальных групп выделяют:
^ 1.1. Структура психологии большой социальной группы.
Человек большую часть своей жизни проводит в малых группах, в которых и происходит его личностное развитие. Однако сами малые группы существуют не изолировано, а испытывают влияние со стороны больших групп, в которые оказываются включены. Это обстоятельство делает необходимым рассмотреть психологические особенности больших социальных групп.

Большая социальная группа – это «количественно не ограничиваемая условная или реальная общность людей, выделяемая на основе определённых социальных признаков» [12, стр.89], т.е. это «совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак» [5, стр.142] таких как: классовая принадлежность, пол, возраст, национальность, профессия, вероисповедание, сексуальная ориентация и т.п. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные традиции, общественное мнение. Впрочем, не следует принимать прихожан одного храма за членов большой группы. В этом случае правильнее было бы говорить о средней группе. Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом. Точнее, конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, контакты с некоторыми членами группы могут быть и интенсивными, и широкими по охвату.

В больших группах тесных отношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами данной группы практически отсутствует.

Большая социальная группа – это «количественно неограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально регулятивные механизмы» [15] (партии, этнические группы, производственно отраслевые и общественные организации ).
^ 1.2. Классификация больших социальных групп.
Большие в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

I. случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании;

II. ко второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Большая группа – это группа с большим числом её членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Можно выделить несколько больших групп. Во-первых, это номинальные группы.

Номинальные группы (от лат.nomen – имя, наименование) – это «совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения» [2, стр.42].

Реальные группы – это «такие общности людей, которые способны к самодеятельности» [2, стр.42], т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями. Эти группы класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

К большим условным группам относятся следующие виды групп:

  • социальные классы;

^ 1.3. Психологические особенности социальных классов.
Под классами в социальной психологии понимаются «большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» [8, стр.230].

Более коротко можно определить классы как большие группы людей, положение которых связано с правами собственности, отношением к власти, местом в системе разделения труда.

Социальные классы возникают как результат развития производительных сил и являются одним из главных факторов, обуславливающих общественные отношения.

В области классовой психологии принято выделять такие явления, как:

  • классовые потребности;

  • классовые интересы;

  • социальные чувства [12, стр.91].

Классовые потребности одна из наиболее значимых психологических особенностей данной социальной группы. Определённая структура потребностей, относительное психологическое значение каждой из них задаётся классовым положением, определяющим объём и состав материальных и духовных благ, которыми может располагать каждый член класса.

^ Классовые интересы представляют важный элемент эмоциональной сферы классовой психологии. Содержание классовых интересов задаётся всей системой отношений, в которую данный класс включён, в конкретном типе общества. Классовые интересы возникают как результат различных интересов, определяемых принадлежностью членов группы к разным
^ 1.4. Психологические особенности этнических групп.
В истории развития мировой цивилизации существовало множество классификаций людей по самым различным признакам. В основе одной из них лежит деление людей на этосы.

Этнос (греч. еthnos – народ) - это «исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая биосоциальная общность людей, обладающая общими чертами и особенностями культуры, психологии, языка, а также сознанием своей общности и самосознанием» [10, стр.198].

Этническая принадлежность человека является значимым фактором его психического развития, т.к. она фиксирует определённые характеристики микросреды, в которой формируется личность. Усвоение этнического опыта является важнейшим элементом социализации.

Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого – представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность – нацию ( от лат.- народ).

К системообразующим компонентам этнической психологии, как правило относят:

  • этническое самосознание;

  • национальный (этнический) характер;

  • темперамент;

  • традиции и обычаи [12, стр.93].

К эмоциональной сфере психологии этнических групп относятся «этнические чувства» [12, стр.93].

Этническое самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определённой этнической общности и её положения в
^ 1.5. Стихийные социальные группы.
Стихийные социальные группы представляют собой «кратковременные объединения большого числа людей, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определённому поводу и демонстрирующих какие-либо совместные действия» [1, стр.171-172]. Эти группы могут быть в определённой мере кем-то организованы, но чаще всего возникают стихийно.

Наиболее существенными характеристиками поведения человека в стихийной группе являются:

  • обезличивание – выражается в ослаблении контроля поведения за своими действиями и преобладанием импульсивности (ослабление осознанности и доминирование инстинктивных форм поведения), в утрате чувства личной ответственности за совершаемые поступки, что является причиной разрушительных действий;

  • чувства преобладают над интеллектом, что усиливает подверженность различным влияниям;

  • возрастает подверженность психическому заражению, внушаемости.

В зависимости от степени организованности выделяют три вида стихийных групп. Это толпа, масса и публика.

Толпа – это «бесструктурное скопление людей, лишённых ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания» [12, стр.94]. Она образуется, как правило, на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, недовольство чьими-то действиями, поимка правонарушителя и т.д.). Длительность её существования определяется значимостью происшествия. Она может либо разойтись после ликвидации элемента зрелищности, либо прийти в ещё более возбуждённое состояние и перейти к активным действиям, чаще всего агрессивного характера.

^ 1.6. Социальные движения как большие социальные группы.
Социальные движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп. Социальное движение представляет собой «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности» [1, стр.183].

Социальные движения могут организовываться на различных уровнях:

 широкие многочисленные движения с глобальными целями;

 локальные движения, ограниченные либо территорией, либо социальной группой;

 движения с исключительно прагматическими целями в очень ограниченном регионе.

Независимо от своего масштаба социальное движение обладает следующими характеристиками:

  • базируется на определённом общественном мнении, которое впоследствии по мере развития движения может само формироваться и изменяться;

  • целью социального движения является изменение какой-либо социальной ситуации;

  • в ходе организации движения формируется его программа;

  • социальное движение реализуется в различных общественных акциях, таких как выступление в СМИ, демонстрации, митинги, манифестации, съезды.

Мотивы побуждающие людей организовывать социальные движения и примыкать к ним, можно условно объединить в несколько групп:

1.«мотивы, непосредственно связанные с официальными целями социального движения» - руководствуясь этим мотивом, человек примыкает к
^ Глава II. Механизмы саморегуляции больших социальных групп.
Большая социальная группа – это «количественно неограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально регулятивные механизмы» [15] (партии, этнические группы, производственно отраслевые и общественные организации). Большие группы структурно и функционально организованы.

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению механизмов саморегуляции больших социальных групп, зададимся вопросом: что такое саморегуляция?

Большая советская энциклопедия даёт вот такое определение. Саморегуляция - это «свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели. При саморегуляции управляющие факторы не воздействуют на регулируемую систему извне, а возникают в ней самой» [13].

Саморегуляция (от лат. rеgulare — приводить в порядок, налаживать), т.е. это целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Следовательно, механизмы саморегуляции – это механизмы функционирования, или как принято в социальной психологии называть групповые эффекты.

Групповые эффекты - это «механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния» [11, стр.87]. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.

В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта:

1) реакция человека на присутствие других людей;

2) чувство принадлежности к группе.

^ 2.1. Механизмы социальной фасилитации, ингибиции и

принадлежности к группе.
Механизм социальной фасилитации в широком смысле - это «усиление доминантных (привычных, хорошо усвоённых) реакций человека в присутствии других», а в узком смысле понимается как «усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей» [11, стр.87].

Открытие данного механизма принадлежит «^ Норману Триплетту в 1897 году» [14]. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Дальнейшие эксперименты «^ В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В. М. Бехтерева (1923)» [14] показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т.д.

Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане - это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном - он носит название «механизм социальной ингибиции», что означает «уменьшение мотивации человека разрешить перед ним задачу в присутствии остальных» [11, стр.88]. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных
^ 2.2. Психофизиологический эффект и эффекты социальной лени,

синергии и группомыслия.
Психофизиологический эффект - это изменение психофизиологи-ческих реакций и состояния человека в присутствии других людей. Было экспериментально установлено, что усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса. Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.

Эффект социальной лени. Смысл данного эффекта состоит в том, что «по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу» [14]. Открыл данный эффект Макс Рингельман. Он обнаружил, что «коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов» [11, стр.91], то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.

Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект «социальной лени» подробно исследовали «Б. Латайне, К. Уильяме, С. Харкинс, Дж. Суини» [14] и др.

Так, например, Дж. Суини обнаружил, что испытуемые крутили педали велотренажера более интенсивно, если думали, что важны их индивидуальные результаты, а не результаты всей группы. С.Харкинс описал результаты эксперимента, в котором его участники производили в три раза меньше шума, если верили, что с ними кричат и хлопают пятеро других
^ 2.3. Механизмы конформизма и подражания.
Эффект конформизма – это «изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы» [11, стр.95]. В 1937 году М. Шериф провёл эксперимент. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм.

Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном

^ 2.4. Эффект «ореола» и эффект «бумеранга».
Эффект «ореола» - это «влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому» [11, стр.98]. Эффект «ореола», или «гало-эффект», - явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. Э. Аронсон отмечает, что «то, что мы узнаем о человеке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем» [14]. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатка объекта восприятия.

Эффект «ореола» возникает в условиях:

  • дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;

  • перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;

  • незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;

  • стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;

  • яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая


^ 2.5. Эффект «мы и они», механизмы группового

фоворитизма и эгоизма.
Эффект «мы и они» - это «чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстранённости от других, размежевания с другими группами (эффект «они»)» [11, стр.100].

Понятие отношения «мы и они» как универсальную психологическую форму самосознания всякой общности людей в социальную психологию ввел В.Ф. Поршнев. «Для того чтобы появилось субъективное «мы»», считает он, требуется повстречаться и обособиться с каким-то «они»» [14], т. е. с другой группой людей. На основе общих целей и деятельности у членов группы формируется чувство принадлежности к совместной жизни, складываются отношения единства и целостности. Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития.

Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта:

I. «эффект сопричастности»;

II. «эффект эмоциональной поддержки» [11, стр.101].

Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.

Второй эффект проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он предполагает не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» - принадлежности к группе, сопричастности ее делам, и возникает
^ 2.6. Эффекты «маятника», «волны», «пульсара».
Эффект «маятника» - это «циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера» [14]. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной трудовой деятельности. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда. Так, «В.В. Бойко, А.Г. Ковалев и В.Н. Панферов» [11, стр.103] определили, что события производственной жизни, имеющие положительный смысл для большинства членов группы, способствуют подъему настроения (резкий подъем общественного настроения был зафиксирован в день получения зарплаты), а события производственной жизни, имеющие негативный смысл для большинства членов группы (неполадки в работе оборудования, сбои в поставке сырья, аварии и пр.), приводят к спаду общего настроения.

Динамика настроения зависит от следующих факторов:

  1. степени занятости работников в течение рабочего дня: чем больше занятость и меньше простоев, тем лучше настроение;

  2. стиля управления, применяемого непосредственным руководителем: авторитарные приемы управления не способствуют повышению настроения;

  3. времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;

  4. уровня дисциплины труда в коллективе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние работников;

  5. сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтное тем хуже настроение работников.

^ Глава III. Практическое исследование механизма

социальной фасилитации.
Рассмотрим как на практике действуют механизмы саморегуляции, или как мы выяснили – групповые эффекты.

Начнём с механизма социальной фасилитации. Как мы уже писали, что это усиление привычных, хорошо усвоённых реакций человека в присутствии других, т.е. понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей.

Данный эксперимент проводился на рабочем месте в компании, в которой работаю. Эксперимент заключался в решении простейшей задачи на смекалку: «как разделить 5 яблок между 5 лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине?». Время решения фиксировалось при помощи секундомера.

Мы решили изучить влияние ситуации на быстроту решения задачи. Для этого из сотрудников нами был отобран испытуемый. Его задача состояла в том, чтобы на время решить эту задачу. Задача была решена за 23 секунды. Следующий этап состоял в том, чтобы эту же задачу, решили в коллективе, кто быстрее. Испытуемый, кто уже решил эту задачу, не принимал участия. Группа состояла из 16 человек. Результат решения задачи 14 секунд.

Этот эксперимент проводился ещё 4 раза, но с разными, схожими задачами. И результаты его таковы:



Время (сек) индивидуальное

Время (сек) групповое

1 этап

23

14

2 этап

18

11

3 этап

34

19

4 этап

27

15

5 этап

17

14



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



В результате данной работы, мы выяснили, что большая социальная группа – это количественно не ограничиваемая условная или реальная общность людей, выделяемая на основе определённых социальных признаков, таких как: классовая принадлежность, пол, возраст, национальность, профессия, вероисповедание, сексуальная ориентация и т.п.

В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные традиции, общественное мнение. Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом. Точнее, конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, контакты с некоторыми членами группы могут быть и интенсивными, и широкими по охвату.

Для больших социальных групп, возникших как результат естественного развития общества, характерны общие признаки, отличающие их от малых групп:

 наличие регуляторов социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции);

 образ жизни группы – определённое единство моделей поведения и особенностей жизненной позиции группы;

 наличие специфического языка – для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать в форме определённого жаргона (профессионального, возрастного и т.д.).

Большие в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

^ Первый вид - случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в
^

Список используемой литературы.





  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.

  2. Бойко А.П., Сковиков А.К. Шпаргалки по социологии. Ответы на экзаменационные вопросы для студентов вузов: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 64 с.

  3. Большакова А.Н. Социальная психология для менеджеров: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 348 с.

  1. Ибрагимов Р.Ю., Савченко И.П., Шепелёва Ю.Е. Сдаём основы социологии и политологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 220 с.

  2. Касьянов В.В. Социология: Экзаменационные ответы. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.

  3. Катрунов В.А., Халин К.Е. Экзамен по социологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Приор-издат, 2004. – 144 с.

  4. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2001. – 144 с.

  5. Крыськов В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 447 с.

  6. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 304 с.

10. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. – М.: Гардарики, 2002.–208 с.

  1. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие/Е.Н. Каменская. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.

  2. Чернобай В.А. Сдаём социальную психологию. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.

Похожие:

Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. icon№1 место социальной психологии в системе научного знания
Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии,...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconСтатус в социологии и социальной психологии
Используя за основу курс лекций по социологии и "Социальную психологию" Дэвида Майерса попробуем сравнить, что данное определение...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconИндивидуальное глубокое интервью
Учебник предназначен не только для социологов, но и для представителей смежных дисциплин: социальной психологии, журналистики, маркетинга...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconИндивидуальное глубокое интервью
Учебник предназначен не только для социологов, но и для представителей смежных дисциплин: социальной психологии, журналистики, маркетинга...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconЗадачи по общей социальной и управленческой психологии. Раздел Введение,...
В зарубежной психологии наиболее распространены два направления, по – разному объясняющие поведение человека. Согласно первому, поведением...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconПредмет и задачи социальной психологии как науки. Вопросы: Место...
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconАгентство маркетинговых коммуникаций
Заполнение брифа – один из важнейших этапов в процессе подготовки рекламной кампании
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconС древнейших времен люди в процессе своей жизнедеятельности вступают...
Римское гражданское право. Одним из нормативных документов регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения,...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. iconКутявина Елена Евгеньевна Предмет и структура современной социологии
Объект изучения социологии – социальная реальность, как и у всех подобных наук. Самое амбициозное определение предмета изучения социологии...
Литература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. icon«Проблема конфликта. Конфликтология как междисциплинарное знание»
Охватывает первую “волну” пуб­ликаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница