Исследование полезависимости поленезависимости




НазваниеИсследование полезависимости поленезависимости
страница1/7
Дата публикации28.03.2013
Размер0.62 Mb.
ТипИсследование
litcey.ru > Психология > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7
МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ LISEREL: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И СРЕДОВАЯ КОМПОНЕНТЫ МЕЖИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВАРИАТИВНОСТИ ПО ПРИЗНАКУ ЗАВИСИМОСТИ — НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛЯ
Е.Л. ГРИГОРЕНКО, М.С. ЛАБУДА
Настоящая публикация продолжает рассмотрение возможностей применения статистического метода моделирования с помощью линейных структурных уравнений (МЛСУ). Задача данной статьи состоит в том, чтобы проиллюстрировать возможность и продуктивность применения МЛСУ в психогенетике. Сделано это будет на примере изучения источников межиндивидуальной вариативности одного из наиболее изученных когнитивных стилей: зависимости — независимости от поля.
Исследование полезависимости — поленезависимости
Экспериментальные и теоретические исследования стилевых характеристик когнитивной сферы до недавнего прошлого представляли собой одну из самых популярных областей психологии [26]. Среди всех когнитивных стилей наиболее детально изученным признаком является черта, названная Г.А. Виткиным полезависимостью — поленезависимостью [53].
В основе данного концепта лежит допущение о том, что индивидуальный стиль восприятия отражает глобальный стиль когнитивного функционирования. Согласно взглядам теоретиков, работающих в рамках этого подхода, испытуемые, называемые поленезависимыми, отличаются способностью вычленять части организованного перцептивного (символического или абстрактного) поля в структуре другого поля. На противоположном конце континуума находятся те, кто не способен расчленять перцептивный материал и поэтому попадают в зависимость от целого поля. Это — полезависимые испытуемые. Данная динамическая черта является составляющей более общей характеристики, называемой психологической дифференциацией [54].
Полезависимость — поленезависимость исследовалась в разных контекстах, и было показано, что эта характеристика высоко коррелирует с социальными навыками, школьной успеваемостью, личностной и социальной автономностью, психологическими пространственными способностями и функциональной латерализацией (см. [35]).
Более тридцати лет тому назад Г.А. Виткин впервые опубликовал результаты своих работ, в которых он использовал тест стержня и рамки (Rod-and-Frame Test, RFT), тест ориентации в пространстве (Body Adjustment Test, BAT) и тест включенных фигур (Embedded Figures Test, EFT). Все три инструмента являются методиками, измеряющими полезависимость — поленезависимость. В тесте стержня и рамки задача испытуемого, работающего в абсолютно темной комнате, заключается в нахождении «вертикального» (с точки зрения испытуемого) положения светящегося наклоненного стержня, укрепленного внутри светящейся наклоненной рамки. При этом рамка остается в наклонном (невертикальном) положении, т.е. ее стороны не образуют вертикали относительно схемы тела испытуемого. Поленезависимые испытуемые успешно справляются с задачей вне зависимости от положения рамки. Напротив, полезависимые испытуемые находятся «в плену» положения рамки, т.е. не могут справиться с задачей установки стержня в вертикальное положение. Выполняя тест ориентации в пространстве, испытуемый, сидящий в наклоненной позиции в наклоненной комнате, должен отрегулировать положение своего кресла таким образом, чтобы воспринимать себя в вертикальной позиции, несмотря на то, что комната по-прежнему наклонена. При предъявлении теста включенных фигур испытуемому дается задача нахождения простой фигуры, включенной в сложную фигуру. При этом время решения фиксируется. Испытуемые, которым требуется больше времени на обнаружение включенной фигуры, классифицируются как полезависимые по сравнению с теми, кто тратит на решение этой задачи меньше времени.
Как указывалось выше, тест стержня и рамки, тест ориентации в пространстве, тест включенных фигур, тест спрятанных паттернов и несколько других тестов (см. обзор [24]), согласно авторам этих тестов, измеряют один и тот же психологический признак: зависимость — независимость от поля. Величина корреляций между разными инструментами, однако, варьирует в широких пределах — от 0,3 до 0,9, что свидетельствует о значительной тест-специфичной вариативности каждого из инструментов.
Тесты, измеряющие полезависимость — поленезависимость, были использованы в десятках работ в разных странах мира (см. обзор [14]). Один из наиболее стабильных результатов, вызывающий бесконечные споры между исследователями, заключается в том, что мужчины более независимы от поля, чем женщины. Повторяющийся характер этих результатов привел к возникновению гипотезы о том, что данный когнитивный стиль сцеплен с половыми признаками и соответственно передается по наследству. Однако попытки исследовать сцепление с Х-хромосомой ([13], [27], [52]) привели ученых, в конечном счете к осознанию преждевременности проведения подобных поисков, поскольку к этому моменту не был'0 надежных доказательств того, что вариативность по признаку полезависимости — поле-независимости определяется (хотя бы частично) генотипом. Работы, свидетельствующие о наличии значительной генетической компоненты в вариативности этого признака, появились несколько позже ([3], [10], [19], [25], [37], [42], [50]).
Задача мета-анализа, предлагаемого вниманию читателей, заключается в оценивании роли генетических и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности по признакам полезависимости — поленезависимости. Этот анализ выполнен с использованием специфической модификации метода структурных линейных уравнений (МСЛУ), разработанной в 80-е гг. и адаптированной для решения задач психогенетики (см. [44]).

п. 1.1., п. 1.2., п. 1.3., п. 1.4., п. 1.5., п. 1.6., п. 1.7., п. 1.8.
ПСИХОГЕНЕТИКА
Психогенетика является обязательной дисциплиной в государственном стандарте подготовки психологов. Почему изучение этого предмета столь важно для базового образования современного психолога? На наш взгляд, тому есть две причины. Во-первых, психогенетические исследования ведутся в основном психологами. Профессиональные генетики часто почти не осведомлены о достижениях в этой области. Психогенетика за последние годы значительно обогатила психологию множеством фактов, касающихся, в частности, изучения различных аспектов влияния среды на ход развития. Поэтому общее образование психолога должно включать в себя и знания по психогенетике. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, знакомство с психогенетикой помогает в формировании мировоззрения будущего психолога. Психогенетика закладывает основы методологии изучения человека как существа био-социального и позволяет не только обогатить теоретические основы психологии, но и заложить фундамент для применения знаний из области психогенетики в практической работе психолога. Практический психолог, работая с клиентом или с группой, манипулирует различными средствами среды, формируя или корректируя те или иные психологические качества человека, т.е., выражаясь языком генетики, его поведенческий фенотип. Фенотип же есть результат взаимодействия генотипа и среды. Таким образом, работая со средой, психолог должен учитывать и наследственность человека. Человек - это сложная, самоорганизующаяся, живая система, которая, в отличие от других живых организмов, включена, кроме биологического, еще и в социальный контекст. Это означает, что формирование индивидуальности человека происходит в контексте сложных многоуровневых взаимодействий. Чтобы лучше представлять себе, как на каждом этапе развития возникает тот или иной конечный результат этих взаимодействий, необходимо уметь оперировать основными понятиями и фактами психогенетики. Поэтому полноценное образование психолога обязательно должно включать и знания из этой области науки.

^ РАЗДЕЛ I. ПСИХОГЕНЕТИКА КАК ОБЛАСТЬ НАУКИ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

1.1. Психогенетика как область науки. Предмет психогенетики

1.2. История возникновения психогенетики

1.3. Евгеническое движение

1.4. Генетика и общество

1.5. Психогенетика в проекте "Геном человека"

1.6. Психогенетика и генетика поведения животных

1.7. Основные этапы становления и развития психогенетики

1.8. Психогенетика в России

1.1. Психогенетика как область науки. Предмет психогенетики
Психогенетика является областью науки, возникшей на стыке психологии и генетики. Как часть психологии психогенетика принадлежит к более широкой области - психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), которая, в свою очередь, является частью общей психологии. Дифференциальная психология занимается исследованием индивидуальных различий между людьми или группами людей. В сферу ее компетенции входит довольно широкий диапазон проблем (Егорова М.С., 1997). В частности, одной из задач дифференциальной психологии является изучение происхождения индивидуальных различий, а именно роли биологических и социальных причин их возникновения. Одним из направлений исследований в этой области является изучение роли наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности различных психологических и психофизиологических характеристик человека. Это и есть основной предмет психогенетики. Несомненно, психогенетику можно отнести к разряду дисциплин, составляющих естественно-научные основы психологии.

Место психогенетики в генетике обозначить несколько сложнее. Генетика как наука изучает закономерности наследственности и изменчивости. Классификация областей генетики может осуществляться по различным принципам. Например, в основу может быть положен объект изучения (генетика растений, генетика микроорганизмов, генетика человека и т.д.). В этом случае психогенетика является частью генетики человека. В основу другого принципа классификации может быть положен уровень изучения (молекулярная генетика, цитогенетика, генетика популяций и т.д.), и тогда классическая психогенетика скорее может быть отнесена к популяционной генетике, поскольку изучает причины изменчивости психологических признаков (происхождение индивидуальных психологических различий в популяциях). Выделяют также определенные направления внутри крупных областей генетики, связанные с предметом изучения и поставленными задачами, например, сельскохозяйственная генетика, фармакогенетика, медицинская генетика и др. В этом отношении психогенетика является частью генетики поведения, включающей также генетику поведения животных и нейрогенетику. Если придерживаться классификации, опирающейся на выделение основных методов исследования, то психогенетика, скорее всего, может быть отнесена к сфере компетенции биометрической генетики, поскольку в основном имеет дело с количественными признаками и использует обширный арсенал средств математической статистики, разработанный биометриками. Вместе с тем все эти классификации достаточно условны, поскольку существует взаимодействие и взаимопроникновение отдельных областей генетики, как и в любой другой науке.

Нужно отметить, однако, что в современной зарубежной научной литературе, которая выходит преимущественно на английском языке, термин "психогенетика" практически не употребляется. Для обозначения этой научной дисциплины обычно используется название "генетика поведения человека" ("human behavioral genetics"). Некоторое время назад, особенно в немецкоязычной литературе, можно было встретить и иные обозначения. Например, в 1969 г. вышло руководство по генетике человека под редакцией П.Е. Беккера, одна из глав которого называлась "Humangenetische Psychologie" (Bracken H., 1969), что вполне допустимо перевести на русский язык как "психогенетика". В 1982 г. была опубликована книга немецкого психогенетика Ф. Вайса (Weiss V., 1982), в которой интересующая нас область знаний прямо обозначена как "психогенетика" (Psychogenetik).

В отечественной психологии для обозначения дисциплины в высшей школе прочно закрепилось название "психогенетика". В научной и учебной литературе можно встретить наряду с термином "психогенетика" также и термины "генетика поведения" или "генетика поведения человека", которые часто употребляются как синонимы. Однако за названием науки стоит и определенное содержание. Прежде чем определить, каково будет содержание излагаемого здесь курса, необходимо понять, что вкладывается в само понятие поведения в отечественной и зарубежной психологии.

Если заглянуть в различные словари и справочники, то в большинстве из них мы не найдем четкого единого определения, что такое поведение. Во втором издании "Большого толкового психологического словаря" А. Ребера 1995 г., переведенного на русский язык и изданного в нашей стране в 2001 г., поведение кратко определяется как "родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., то есть любую измеряемую (курсив наш) реакцию организма" (Большой толковый..., 2001. С. 51). Однако дальнейшие рассуждения автора по поводу определения понятия "поведение" приводят его к заключению, что в настоящий момент "имеется конфликт между, с одной стороны, настоятельной потребностью сохранить психологию объективной и точной и, с другой - расширять ее область, изучая познание и нейропсихологию, чтобы объяснить то, что делают организмы". Автор полагает, что сам термин "поведение" в психологии "был случайным. Сегодня он употребляется в таком значении, которое отражает теоретическую точку зрения того, кто его использует, и сейчас уже нельзя сказать, что у него есть четкая область определения" (Там же. С. 52), (Хрестомат. 1.1).

В своем предисловии к учебнику "Психогенетика" (1999) И.В. Равич-Щербо, один из ведущих специалистов в этой области, основатель первой в нашей стране лаборатории психогенетики, уделяет значительное внимание проблеме названия науки и различным толкованиям понятия "поведение" (Хрестомат. 1.2). Автор подчеркивает неправомерность отождествления психологии с наукой о поведении и считает, что область знаний, которую можно было бы назвать психологической генетикой, правильнее именовать психогенетикой, а не генетикой поведения человека, как это принято на Западе.

Таким образом, интересующая нас область науки в нашей стране не всегда обозначается одинаково. Нам кажется, что в этом нет большой беды. По-видимому, нет смысла отказываться от принятого у нас названия учебного курса "Психогенетика": оно емко, кратко и хорошо обозначает область предмета. Что касается области науки, то здесь можно иметь различные точки зрения. Строго говоря, при современном уровне интеграции науки, следовало бы принять то обозначение, которое является общепризнанным, чтобы не разговаривать на разных языках, однако для "внутреннего" употребления привычный для нас термин "психогенетика" следует сохранить, но договориться, какое содержание будет стоять за этим наименованием.

Совершенно очевидно, что принятое во всем мире название одной из областей генетики - "Генетика поведения" ("behavioral genetics") - это родовое название. В него входят все разделы генетики, занятые изучением тех проявлений жизнедеятельности животных и человека, в осуществлении которых принимает участие мозг и нервная система. Все эти проявления объединяются общим термином "поведение". Таким образом, генетика поведения в целом включает в себя все уровни изучения, начиная от молекулярного и нейронного и кончая собственно психологическим. Если исходить из такого понимания, то психологическая генетика (психогенетика) является частью генетики поведения и охватывает лишь психологический уровень изучения. Что же входит в этот уровень? Думается, что определить это непросто, подобно тому, как непросто определить, что такое поведение. Нам кажется, что наиболее конструктивным решением проблемы будет сочетание принятого в нашей стране названия "психогенетика" с тем содержанием, которое в мировой науке вкладывается в название "генетика поведения человека". Современная же генетика поведения человека охватывает чрезвычайно широкий круг проблем. Она имеет дело со всеми уровнями изучения наследственности, начиная с молекулярного и кончая популяционным, использует в качестве моделей эксперименты с животными, занимается проблемами наследственности не только нормальных психологических характеристик, но и различных психических заболеваний и отклоняющегося поведения, изучает среду развития и действие генов в процессе развития, пытается найти и локализовать на хромосомах главные гены, управляющие поведением, и еще многое другое. Обо всем этом мы и попытаемся рассказать на страницах данного учебника.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Исследование полезависимости поленезависимости iconПоурочный годовой план работы с группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз онр недели
Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи(импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического...
Исследование полезависимости поленезависимости iconЛабораторная работа №228 «Исследование зависимости сопротивления полупроводника от температуры»
Исследование температурных зависимостей собственной электропроводности полупроводников
Исследование полезависимости поленезависимости iconИсследование и обоснование
Исследование и обоснование относительной абсолютности движения, пространства, времени и действия и показ её следствий для физики
Исследование полезависимости поленезависимости iconЛонгитюдное исследование
Лонгитюдное исследование темповых особенностей когнитивной сферы студентов за период обучения в вузе
Исследование полезависимости поленезависимости iconИсследование функций тема исследование функций
Бугров Я. С., Никольский С. М. Высшая математика: Учеб для вузов: в 3т. 5-е изд.,стер. М.: Дрофа. (Высшее образование. Современный...
Исследование полезависимости поленезависимости iconИсследование реверсивного счетчика
Целью работы является: теоретическое изучение принципа работы счетчиков и регистров; экспериментальное исследование счетчика-регистра...
Исследование полезависимости поленезависимости iconИсследование операций в экономике Опыт работы
Квалификация: экономист-математик по специальности математические методы и исследование операций в экономике
Исследование полезависимости поленезависимости iconИсследование работы репрограммируем0го постоянного запоминающего устр0йства
Целью настоящей работы является исследование особенностей функционирования больших интегральных схем ( бис ) репрограмируемых постоянных...
Исследование полезависимости поленезависимости iconИсследование взаимодействия наночастиц алмаза с эритроцитами методами...
Целью данной работы является исследование влияния нча (с различными размерами, свойствами поверхности и в различных концентрациях)...
Исследование полезависимости поленезависимости icon" исследование пьезоэлектрических трансформаторов"
Цель работы: Ознакомление с конструктивными и технологическими особенностями и электрическими характеристиками пьезоэлектрических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница