6 (Лекция 3)




Название6 (Лекция 3)
страница1/5
Дата публикации28.03.2013
Размер0.53 Mb.
ТипЛекция
litcey.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5
Тема 6 (Лекция 3)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

На прошлой лекции, касаясь истории развития психофизиологии, мы упомянули тот факт, что в XIX и XX веках эта отрасль науки развивалась в основном в следствии запросов промышленности и в сфере образования.

Психофизиологические тесты нашли свое быстрое применение в системе школьного обучения. Школа того времени давно нуждалась в в инструментарии для объективного разделения детей по знаниям, умениям, навыкам, способностям, выявления умственно отсталых и одаренных детей,для отбора учащихся в профессиональные и специ­альные школы и др.

В 1904 г. во Франции была создана комиссия для отсева умс­твенно отсталых детей из общеобразовательных школ Парижа и созда­ния специальных учебных заведений, где бы могли продолжать обуче­ние такие дети. Для работы в этой комиссии были привлечены из­вестные в то время психологи Альфред Бине и Теодор Симон.Учеными был разработан психодиагностический набор тестов,состоящий из 30 заданий для дифференциации детей по уровню умственного развития (уровню интеллекта).Задания были распределены по трудности и поз­воляли отделять явные случаи умственного недоразвития от нормы.

Вторая более совершенная редакция шкалы Бине-Симона увидела свет в 1908 г. и состояла уже из 55 заданий и предусматривала со­ответствие успешности решения тестов возрасту. Тогда же было вве­дено понятие "умственный возраст" и "коэффициент интеллектуаль­ности"

IQ фактич.

IQ = ------------- x 100

IQ нормат.

Именно исследования Бине-Симона произвели революционные пре­образования в педагогике в плане дифференциации способностей школьников. По мнению известного отечественного психофизиолога

Б.М. Теплова "...Если после Гальтона тестология приобрела в ка­честве своей причинной основы концепцию генетически фиксированно­го интеллекта, то после Бине она базировалась на концепции биоло­гически детерминированного развития в онтогенезе. Обе точки зре­ния были проявлением общей методологической линии, сложившейся в результате трактовки психической детерминации как частного вари­анта детерминации биологической" (В.В.Умрихин,1987).

Помимо Франции, система Бине-Симона самое широкое распостра­нение и практическое применение нашла в США, где усилиями амери­канского психолога С.Холлу прочно укоренилось мнение о непосредс­твенной зависимости эффективности обучения и педагогической прак­тики от результатов экспериментального исследования учащихся. Уже в 1894 г. в США функционировали 27 лабораторий для изучения спо­собностей детей, издавалось 4 специализированных журнала.

По праву, считая Бине , Симона и Холлу основоположниками школьной психодиагностики, справедливости ради следует ука­зать,что еще в 1787 г.немецкий врач Тидеман издал сочинение "Наб­людение над развитием душевных способностей у детей", которое по праву может считаться первым учебником по педагогической психоло­гии.

Другой страной, где идеи психодиагностики нашли благодатную почву явилась Россия.

В 1884 г. отечественный психолог и доктор медицины П.Ф.Лес­гафт опубликовал итог 20-летних исследований монографию: "Семей­ное воспитание ребенка и его значение", где он впервые дал поня­тие акцентуаций характера подростков.В частности им были описаны 6 основных "школьных типов", их характерные черты, и причины (би­ологического и социального плана) их пораждающие.

Отдельные позитивные идеи западной дифференциальной психоло­гии оказали несомненное влияние на формирование концепции способ­ностей Б. М. Теплова, опубликованных в его работе "Способности и одаренность". В ней автор, проанализировав изъяны западных иссле­дователей, пришел к выводу:

-о наличии наследственных предпосылок способностей, обнару­женное (но при этом абсолютизированное) Ф. Гальтоном,

-установил необходимость различения общих и частных способно­стей,

-установил принцип взаимной компенсации способностей и пси­хофизиологических свойств индивидума.

Именно в отечественной психофизиологии были предприняты по­пытки более глубокого осмысления соотношения внешнего и внутрен­него в человеческой индивидуальности.

Наиболее серьезная из них принадлежала психологу и психиатру

А. Ф. Лазурскому. В системе созданного В. М. Бехтеревым Психонев­рологического института - первого в мире научного центра по комп­лексному изучению человека - А. Ф. Лазурский разработал концепцию индивидуальных различий. Согласно этой концепции он предположил о соотнесении свойств характера "с различными сторонами деятельнос­ти тех или иных нервных центров", то есть рассматривал взаимоо­буславливающие влияния морфолого-физиолологических образований человека на психическую деятельность. Впервые в научном мире на место психоморфологической трактовки индивидуальных особенностей личности ставилась нейродинамическая.

^ Психофизиология познавательных психических процессов

Успешность профессионального обучения и последующей деятель­ности человека во многом опосредована развитием познавательных психических процессов, к которым относятся: ощущения, восприятия,

мышление, внимание и память.

Это разделение познавательных процессов является условным, так как они (процессы) находятся в неразрывном единстве.Не су­ществует такого вида деятельности, где бы любой из психических процессов был вовлечен изолированно, или, наоборот, отсутствовал. Однако в зависимости от уровня и соотношения отдельных психичес­ких процессов у каждого конкретного человека возможно выделение различных видов организации интеллектуальной деятельности (напри­мер, с преобладанием функции памяти или мышления), которые могут быть связаны и с различной способностью к тем или иным видам тру­да, профессиям и специальностям.

По этому поводу замечательные слова были высказаны видным отечественным психологом С.Л.Рубинштейном:"любой акт познания че­ловеком окружающего мира возможен лишь благодаря сложной психи­ческой деятельности,способствующей слиянию новой информации с уже усвоенной. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по се­бе. Это есть процесс усвоения и обобщения информации конкретным живым человеком с учетом его отношения к воспринимаемому,его пот­ребностей, чувств, интересов."

Все психические процессы относятся к развиваемым и в опреде­ленной степени взаимокомпенсируемым, однако уровень их развития варьирует у каждого субьекта индивидуально. Установлено, что чем выше выявляемый при психологическом обследовании уровень развития того или иного процесса (например, памяти или внимания), тем выше прогноз его развития в процессе обучения и тренировки. Следова­тельно,чем выше общий уровень интеллектуального развития личнос­ти, тем надежнее прогноз успешности ее обучения, независимо от содержания и характера изучаемого материала, осваиваемой профес­сии или специальности.

Основным содержанием познавательных (когнитивных) психичес­ких процессов является отражение внешнего мира. Они подразделяют­ся на процессы чувственного и логического познания.

^ Ощущения. Патология ощущщений

Первичным звеном любого познавательного процесса, посредс­твом которого человек получает все виды информации от внешней и внутренней среды, является ощущение.

Ощущение определяется как элементарный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального (реального) мира, а также внутренних состояний организма при не­посредственном воздействии раздражителей на соответствующие орга­ны чувств (рецепторы).

В качестве примеров можно привести ощущения запаха, вкуса, звука, боли и др., которые воспринимаются при непосредственном воздействии на органы чувств или анализаторы (зрительный, слухо­вой, тактильный и др.).

^ В эволюционном отношении выделяются древняя и новая рецеп­ция.

По особенностям контакта выделяется контактная и дистантные формы. По расположению рецепторов: экстеро-, проприо-, и интеро­рецепция.

^ Выделяются кинестетические ощущуения-ощущения движения и по­ложения тела или отдельных его частей в простанстве.

Выделяются органические ощущения-возникающие от действия ин­терорецепторов и формирующие так называемые "органическое чувс­тво" (голод, боль и др.).

В более частных случаях различают ощущения по модальнос­ти-принадлежность к определенным видам чувствительности (оптичес­кие, вкусовые, и др.) и "субмодальность" ощущений - дифференциа­цию внутри конкретного вида (красный, черный, или кислый, слад­кий, горький и др.).

С помощью электрофизиологических методик установлено, что в коре головного мозга можно различить области трех основных типов в соответствии с теми функциями, которые выполняют расположенные в них нейроны:

^ 1. Сенсорные зоны, получающие импульсы от рецепторов (вход­ные сигналы). Они занимают отдельные участки коры, связанные с определенными видами ощущений.

2. Ассоциативные зоны, которые интерпретируют и хранят ин­формацию и вырабатывают ответ с учетом сходности прошлого опы­та.То есть ассоциативные зоны участвуют в процессах запомина­ния,научения и мышления и результаты их деятельности составляют то, что называется интеллектом.

3. Двигательные зоны, посылающие импульсы к эффекторам (вы­ходные сигналы). В этих зонах возникают двигательные импульсы, идущие к поперечно-полосатым мышцам по нисходящим путям, которые начинаются в белом веществе больших полушарий.

^ Однако эти зоны не изолоированы, они функционируют как слож­нейшая единая функциональная система постоянно обмениваясь инфор­мацией между ансамблями нейронов.

В психофизиологии существует классификация ощущений, которые подразделяются на:

- контактные (например, осязательные) развитие которых очень важно некотрых видов деятельности, например для хирургов, радис­тов и др.;

- дистантные ( например, зрение,слух), высокие требования к которым предъявляют практически все виды операторской деятельнос­ти;

- проприоцептивные, например, формирующие представления о положении тела в пространстве. Они связаны с координацией движе­ний и особенно важны для летчиков и спортсменов;

- интерорецептивные, то есть ощущения от внутренних органов, которые важны для представителей некоторых специальностей, напри­мер, водолазов.

- в отдельную группу выделяются вестибулярные ощущения.

^ Оценка свойств анализаторов проводится при отборе специалис­тов, деятельность которых предъявляет повышенные требования к сенсорным функциям.

В практике профотбора наибольшее распространение получили методики определения:

-чувствительности слухового анализатора (в

частности, аудиометрия, которая используется при отборе радис­тов);

-зрительного анализатора (измерение остроты зрения при отбо­ре водителей);

-вестибулярного анализатора (испытания на вращающемся кресле Барани, качелей Хилова при отборе летчиков и парашютистов) и др.

Существенной характеристикой является адаптация к ощущениям, то есть изменение чувствительности анализатора под влиянием дли­тельного воздействия раздражителя. Время адаптации у различных людей существенно различается, поэтому адаптация также относится к индивидуальным характеристикам человека, исследование которых, например, темновой адаптации зрительного анализатора используется при отборе операторов ЭВМ, пограничников и некоторых других спе­циалистов.

^ Патология ощущений

Элементарные нарушения, относящиеся к сфере ощущений могут проявлятся в виде: патологических ослаблений, усилений, извраще­ний или утрат. Некоторые из этих симптомов составляют исключи­тельную принадлежность к психическим заболеваниям, потому широко известны, в практике психиатров, невропатолого, и врачей других специальностей. Другие симптомы в большей степени встречаются при некоторых измененных функциональных (пограничных) состояниях че­ловека (например, при утомлении) и не могут считаться патологи­ческими проявлениями.

Гипестезия. При гипестезии наблюдается неотчетливость и сла­бость ощущений в сравнении с силой вызывающих их раздражений. Этому соответствует ослабление и угнетение эмоциональных и двига­тельных реакций организма, как правило отмечаемое при различных изменениях функционального состояния организма, в том числе встречающиеся при так называемых пограничных состояниях человека. (когда отмечается общее снижение психического тонуса).

Гиперестезия. Симптом гиперестезии заключается в том, что всякое ощущение становится чрезмерным для человека: свет слишком ярким, звук - громким, прикосновение - болезненно грубым. Тяжело переносятся медицинские процедуры - инъекции, перевязки: больные кричат, плачут, хотя прежде реакции такого рода не были им свойс­твенны.

Гиперестезия возникает обычно в продроме лихорадочных заболе­ваний, при менингитах, при глубокой астенизации в связи с перене­сенной черепно-мозговой травмой или инфекционным заболеванием, или же после целого ряда истощающих воздействий, в том числе и психических травм.

Сенестопатии. К сенестопатиям относят аморфные, в большинстве своем неприятные ощущения от внутренних органов, возникающие у больных с ипохондрическими и астено-невротическими состояниями. Сенестопатии можно рассматривать как особую форму гиперестезии, при которой интероцептивные ощущения, в норме не достигающие соз­нания, становятся чрезмерно интенсивными для астенизированного мозга. Сенестопатии носят обычно длительный характер. При своем усилении и усложнении они могут достигать яркости галлюцинаторно­го восприятия (висцеральные галлюцинации).

Парестезии. Парестезиями называют более или менее элементар­ные кожные ощущения, возникающие без всякого внешнего раздраже­ния. Обычно больные ощущают на коже ползанье мурашек, жар или хо­лод, онемение, покалывание. В случае, если эти ложные ощущения принимают более определенный характер и больной начинает ощущать ползанье по телу червей, змей и т.п., - говорят о тактильных гал­люцинациях. Парестезии могут быть обусловлены периферическими на­рушениями (невритами, местными расстройствами кровообращения) или центральными, на уровне спинного и головного мозга. При психичес­ких заболеваниях они имеют как генерализованный, так и локальный характер. В последнем случае, особенно часто при шизофрении, па­рестезии локализуются в области половых органов и на коже головы.

Анестезии. Этим термином обозначают отсутствие ощущений при любом самом сильном раздраженин, например, утрату болевой или температурной чувствительности. В неврологической клинике анесте­зии могут иметь проводниковый, сегментарный или периферический характер и быть связаны с поражением проводящих путей, перифери­ческих нернов либо с локальными повреждениями в сером веществе центральной нервной системы.

В психиатрической практике при таких заболеваниях, как исте­рический невроз, возможно появление обширных функциональных анес­тезий, имеющих строго анатомические границы. Небольшие участки кожной анестезии или гипестезии (так называемые истерические стигмы) можно выявить почти во всех случаях при тщательном невро­логическом исследовании истероидных психопатов, особенно если привлечь их внимание к такому исследованию. Локализация этих участков пониженной чувствительности непостоянна, ее можно в из­вестной мере внушить больному. Средневековая католическая инкви­зиция определяла истерические стигмы как достоверный признак сно­шений с дьяволом, одержимости бесами, что послужило причиной ги­бели в то время сотен тысяч людей.

Синестезии. У некоторых художественно одаренных лиц раздраже­ние в пределах одного из анализаторов закономерно вызывает разд­ражение в пределах другого анализатора. Чаще всего речь идет о феномене так называемого "цветного слуха", когда слуховые ощуще­ния определенного тона связываются с чувственно окрашенными представлениями об определенном цвете.

В более простых случаях резкие, неприятные звуки, например царапанье железным ножом по стеклу, могут вызвать своеобразные висцеральные ощущения, спазмы.
  1   2   3   4   5

Похожие:

6 (Лекция 3) iconЛекция «Сущность и проблемы вэд, состояние вэд в России» 1 час. 2...
Лекция «Внешнеэкономические операции и сделки: виды, классификация, организация» 1 час
6 (Лекция 3) iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
6 (Лекция 3) iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
6 (Лекция 3) iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
6 (Лекция 3) iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
6 (Лекция 3) iconНеделя с 05. 12. 2011 по 11. 12. 2011 Дни Пара Время 2511-зво 2512-зво...
Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. (Лекция) проф. Кулешов А. В. ауд. 108
6 (Лекция 3) iconЛекция 11. Элементарные механизмы образования дисперсных систем
Эта лекция посвящена анализу элементарных механизмов формирова-ния текстуры катализаторов и носителей, которые непосредственно следуют...
6 (Лекция 3) iconЛекция № Предмет и история биомеханики Лекция № Кинематика движений человека
Для правильной подготовки спортсменов высокой квалификации тренер должен владеть глубокими знаниями по основным естественным дисциплинам....
6 (Лекция 3) iconЧисленность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика
По типу данный урок является уроком общего разбора темы и методики ее изучения. По своей дидактической цели это урок сообщения нового...
6 (Лекция 3) iconЛекция представителей ООО «Хевел»
Лекция представителей ООО «Хевел» с учащимися классов и-9-1, и-9-2, и-10-1, и-10-2
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница