Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей




Скачать 96.72 Kb.
НазваниеДеятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей
Дата публикации05.08.2013
Размер96.72 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Психология > Документы
Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей

Педагог- психолог Службы ранней помощи «ОГБУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Стрежевой»

Гнитько Лариса Петровна

2011г.

Ранняя помощь семьям, которые имеют детей с нарушениями в развитии, во всем мире является одной из приоритетных областей деятельности образования, здравоохранения, социальной защиты.

Уже более 8 лет на базе областного Государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» работает «Служба ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям».

Клиентами нашей службы являются семьи имеющие детей от рождения до трех лет с особыми потребностями, вызванные медицинскими, биологическими, социальными факторами.

Это дети, которые имеют выявленное отставание в развитии, или имеют медицинские диагнозы, с вероятностью приводящие к отставанию в развитии, дети, которые проживают в условиях социального риска, подвергаются серьезному стрессу или насилию. Выявлению таких семей способствует наша профилактическая работа. Она начинается еще до появления младенцев, и проводится в «Школе сознательного родительства», когда будущие мамы и папы готовятся к родительству по программе «Воспитание до рождения». Специалисты службы- педиатр и психолог рассказывают о деятельности нашего учреждения и конкретно о работе службы ранней помощи. Здесь же будущие мамы узнают о возможности, очень рано, уже с 2-х месячного возраста младенца определить уровень развития и выявить имеющиеся отклонения в его развитии. Психолог службы, оказывая психологическую поддержку семье в отделении патологии новорожденных, информирует о возможности получения ранней помощи на базе службы. Мы, рассказываем и будущим мамам и тем, кто уже стал ими: «как важен первый год жизни и особенно первое полугодие (это так называемый сенситивный период), мозг младенца запрограммирован на интенсивное развитие, что именно в это период закладываются основы речи, формируются первые двигательные навыки, развиваются зрение и слух. В течение всей последующей жизни мозг больше никогда не будет столь активно и бурно расти и развиваться. И если именно в этот момент начать заниматься с ребенком, очень многих проблем можно избежать, многое можно скорректировать, предотвратить. Маленький ребенок обладает колоссальными способностями для восстановления и развития, но сам он эти возможности реализовать не может. Основным источником информации для ребенка является мать. Именно материнское поведение имеет решающее значение для раннего интеллектуального, речевого и социального развития. А само материнское поведение зависит от взглядов и знаний матери, ее чувств к ребенку, от условий существования семьи. Ребенку просто жизненно необходима помощь взрослых: грамотного специалиста и главным образом мамы, обладающей необходимыми знаниями и навыками». Служба ранней помощи как раз и призвана оказывать такую комплексную психолого-медико-социальную поддержку семье с момента рождения ребенка и до трех лет.

За период работы Службы ранней помощи, нами выработана определенная система оказания такой помощи семье (см. схему «Этапы обслуживания семьи»)

Помощь семье начинается с первичного выявления детей раннего возраста с отставанием в развитии. Этому способствует налаживаемая взаимосвязь с педиатрической службой городского больницы, специалистами отделения патологии новорожденных.

Детям группы риска, направленным в службу или самостоятельно обратившимся, гарантированно оказание услуг по раннему сопровождению.

Обратившимся к нам родителям мы предлагаем заполнить анкету и опросник адаптированный институтом Раннего вмешательства г. Санкт-Петербурга (KID и RCDI) об основных этапах развития их ребенка. Заполненные анкеты обрабатываются и анализируются специалистами команды ранней помощи- психологом или педиатром.

Первичный прием семьи ведет педиатр развития, она собирает анамнез, изучает медицинскую карту развития ребенка. По результатам первичного приема и в соответствии с запросом родителей ребенок направляется на единовременную консультацию к специалистам службы ранней помощи. А если есть отставание в развитии то на междисциплинарный прием, где оцениваются основные области развития ребенка, определяется его психическое состояние, качественные особенности его отношении с родителями, другими членами семьи, выявляются основные социальные потребности ребенка и семьи в целом. Эту задачу осуществляют педиатр развития, психолог, специалист по ранней коммуникации (логопед). Дополнительно для всех детей от 6 до 10 месяцев проводиться скрининг слуха и зрения. При подозрении на их нарушения ребенок направляется на дообследование. Информация о ребенке, имеющем проблемы в развитии, собранная на первичном приеме педиатром доводится до всех специалистов отделения на консилиуме. Здесь же принимается решение о ведущем специалисте, о выборе стратегии и индивидуальном плане помощи. Специалисты учитывают в первую очередь потребности самого ребенка и возможности семьи. Комплексная помощь выполняется согласно составленному индивидуальному плану работы с семьей. Основной задачей специалистов службы является обеспечение родителей необходимой информацией о возможностях ребенка, научить их наблюдать и понимать поведение малыша, постепенно, шаг за шагом, введя его в жизнь семьи, ближайшего окружения и социум. Поэтому одним из организационных видов помощи в службе, является группа кратковременного пребывания. Ребенок приходит сюда вместе с мамой на специальные занятия: с педагогом, музыкантом, психологом, специалистом ЛФК, одновременно он может получить комплекс восстановительного лечения, назначенный врачом. Занятия в группе организованны таким образом, что мама является их главных участником. Педагог лишь способствует созданию такой возможности и обучает маму, самостоятельно грамотно подбирать методы и приемы коррекционной работы, ведь большую часть времени она проводит с ребенком одна и гораздо полезнее ей самой понять и научиться создавать дома такую обстановку, чтобы малыш постоянно находился в развивающей среде. Именно для этого мы и обучаем мам. Эти знания, как и помощь специалистов всей службы, они могут получить как в группе, так и на разовых консультациях и единожды. Программа нашей помощи семье имеет семейно-центрированную направленность, и охватывает всю сенью, а не только ребенка с особыми потребностями. Индивидуальные консультации психолога, педиатра, логопеда помогают семье пережить стресс и принять своего необычного ребенка, морально подготовить родителей к тому, что они могут и должны помогать своему малышу, что в их силах облегчить его судьбу.

Увидеть успехи ребенка помогает проводимая каждые три-шесть месяцев повторная оценка его развития с помощью тех же шкал KID и RCDI, что и при составлении программы сопровождения. Анализ показателей в динамике позволяет сказать, что коррекционно-педагогическая работа, проводимая с учетом имеющихся нарушений и опирающаяся на закономерности развития, благодаря активному взаимодействию мамы и ребенка является эффективной. Мамы и сами ведут дневники наблюдений за успехами своего ребенка (образец представлен в программе «Маленькие ступеньки») ежедневно отмечают уровень самостоятельного усвоения программных задач, умений и навыков, вместе с педагогом анализируют и выводят график. Внося коррективы и необходимые изменения в саму программу.

Одной из главных задач нашей службы это подготовка детей к переходу в другие программы и учреждения. Это может быть и общеобразовательный детский сад, и специализированные группы в детских садах или по достижению 3-х летнего возраста, при необходимости, посещение дневного отделения Реабилитационного центра уже без мамы. На этом этапе для нас важно подготовить родителей к восприятию предстоящих изменений. Объяснить, что это промежуточный этап в жизни их ребенка связанный, прежде всего с подготовкой его к самостоятельной жизни к обучению в школе.

Специалисты службы ранней помощи осуществляют свою деятельность в тесном деловом контакте с другими отделениями Реабилитационного центра, организуя со специалистами совместные консилиумы, обсуждение программ комплексной помощи семье.

Эффективность реализации индивидуальных программ ранней помощи семье напрямую зависит от совместной работы всего коллектива учреждения. Благодаря эмоционально положительной атмосфере в учреждении вокруг каждой семьи, стало возможным проведение квалифицированной медицинской или психолого-педагогической помощи в абилитации младенцев. Особый ребенок и его семья ежедневно ощущают заботу и внимание окружающих взрослых. Любовь специалистов к каждому ребенку, способствуют установлению отношений доверия и симпатии, уверенности, между специалистами и семьей.

Работа над разработкой комплексной программы медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста продолжается. Мы ищем новые организационные формы оказания как можно ранней помощи детям, имеющим особые потребности. Специалисты службы психолог и педиатр с этой целью создали «Беби-клуб», который посещают молодые родители с детьми от рождения до одного года. В этот самый сложный период формирования родительства, когда семья сталкивается со множеством проблем, решить которые самостоятельно порой не в силах важна профессиональная помощь специалистов. Родительская взаимопомощь и общение способствует обретению уверенности и сознательного отношения к воспитанию малыша. Получаемые знания о закономерностях и особенностях развития ребенка, способствуют правильному отношению родителей с детьми, созданию ими здоровой развивающей среды для ребенка, а значит профилактике отклонений в его развитии, социального сиротства и неблагополучия в семье.

Участие специалистов нашей службы в тематических встречах проводимых для всех желающих родителей, имеющих детей до трех лет, тоже способствует информированию и их просвещению. Беседуя на интересующие их темы, родители становятся компетентными, заинтересованными и знающими.

Оказание ранней помощи было бы более эффективно при условии тесного сотрудничества с педиатрической службой детской поликлиники, роддома, палатой патологии новорожденных детского отделения Городской больницы. Над развитием сотрудничества, мы сейчас активно работаем. От слаженной партнерской работы, напрямую будет зависеть выявление детей нуждающихся в ранней помощи.

По долгу службы медицинские работники первые сталкиваются с ребенком, у которого не все благополучно. И наша общая задача создавать у родителей позитивный настрой. Давать им максимально полную и объективную информацию о состоянии и перспективах развития ребенка, о возможностях оказания помощи ему. Рождение проблемного малыша создает определенные сложности, но есть специалисты, службы, которые помогут такой семье, расскажут, как жить с таким ребенком и, что нужно делать для его развития. Положительный опыт работы нашей службы ранней помощи подтверждает, что если с того момента, как медики определили проблему и поставили диагноз, к работе подключаются и другие специалисты: психолог, логопед, педагог, ребенок в состоянии преодолеть очень многие проблемы. Главное - не отчаиваться и как можно раньше обращаться в учреждения, где есть возможность детям с особыми потребностями и их семьям получить необходимую помощь.


^ Этапы обслуживания ребенка и семьи




НАПРАВЛЕНИЕ




Обращение самой семьи

Обращение родительской ассоциации

Направление профессионала

Направление организации




ПРИЕМ

(контакт с семьей, внесение в лист ожидания)

Специалист: педиатр или психолог


^ ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ

(интервью, заполнение индивидуальной карты ребенка и семьи)

Специалист: педиатр

Цель: Сбор информации о ребенке и семье

Задачи: 1) выяснить причины об ращения и запрос родителей;

2) предоставить эмоциональную поддержку матери;

^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА И СЕМЬИ

(Выдача опросника, объяснение дальнейшего взаимодействия семьи со службой

Специалист: педиатр

^ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕБЕНКА И СЕМЬИ

Специалисты: психолог, логопед, педиатр

Цель: Оценивание основных потребностей, сильных и слабых сторон ребенка и семьи

Задачи: 1) формирование терапевтического союза с родителями;

2) сбор дополнительных данных;

3) неформальное наблюдение за поведением ребенка и родителей;

4) проведение формального тестирования;

5) формулирование сильных и слабых сторон ребенка семьи;

6) предоставление обратной связи родителям,

7) обсуждение возможных направлений обслуживания

^ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

















Оценка взаимодействия

матери и младенца

Определение потребностей ребенка и семьи, социальная поддержка семьи

Определение индивидуальных особенностей матери
^ К оманда специалистов

Специалист: психолог

Однократная встреча с командой специалистов
(междисциаплинарное оценивание как групповая психотерапия)

Кратковременная программа раннего вмешательства

(От 2 до 5 встреч со специалистами)

Долговременная программа раннего вмешательства

(Индивидуальный план обслуживания ребенка и семьи)




ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИЛИ ГРУППОВОЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕБЕНКА И СЕМЬИ

(Консультирование, беседы и занятия с узкими специалистами, группа кратковременного пребывания,)




ОКОНЧАНИЕ ПРОГРАММЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

ПЕРЕВОД РЕБЕНКА И СЕМЬИ В ДРУГИЕ ПРОГРАММЫ

Похожие:

Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей iconПоложение о Службе ранней помощи мдоу д/с №10 «Журавушка»
Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности Службы ранней помощи в системе управления муниципального...
Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей iconПрограмма Целевая группа Количество человек в группе Продолжительность курса
Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями
Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей iconИ практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы...
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных...
Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей icon1. Группа ранней помощи для детей от 1,5 до 3 лет
Диагностическое – комплексное углубленное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей...
Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей iconО работе Службы сопровождения замещающих семей и семейного устройства...

Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей iconУчебно-тематический план курсов повышения квалификации педагогов...
Государственное казенное образовательное учреждение республики карелия для детей, нуждающихя в психолого-педагогической и медико-социальной...
Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей iconСнижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально...
Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей iconСнижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально...
Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей iconФедеральное казенное учреждение исправительная колония №24 с особыми...
Федеральное казенное учреждение исправительная колония №24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной...
Деятельность службы ранней помощи для детей с особыми потребностями и их семей iconОсновная цель бизнес-плана спланировать хозяйственную деятельность...
Основная цель бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшие и отдельные периоды в соответствии с потребностями...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница