Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся




Скачать 201.1 Kb.
НазваниеРезапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся
Дата публикации07.10.2013
Размер201.1 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Психология > Программа
Информация

о выполнении контрольного события проекта «Создание педагогического класса в МОУ

«Красненская средняя общеобразовательная школа

имени М.И.Светличной»».

В рамках выполнения плана проекта «Создание педагогического класса в МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Светличной» за счет вариативной части учебного плана введен курс «Психология и выбор профессии» в объеме 1 час (34 часа в год). (приложение 1).

Курс «Психология и выбор профессии» способствует оказанию психологической помощи школьникам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе с учетом этого профиля обучения на ближайшие 2-3 года. Кроме того, что он реализует свою первоначальную миссию - ориентирует школьников на педагогические профессии, создаются благоприятные условия для общения, самовыражения, самореализации, самосовершенствования, приобщения школьников к педагогической культуре.

Педагогом - психологом Коротоножкиным В.А.. разработана рабочая программа курса «Психология и выбор профессии» (приложение 2)

Оформлен заказ на рабочие тетради на печатной основе по курсу «Психология и выбор профессии» ( Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся. – М.: Генезис, 2010) и «Дневник профориентации».
Приложение 1

Учебный план основного общего образования
^

Учебные предметы


Количество часов в неделю

VII а, б класс

VIII а, б класс

IX а

IX б

Русский язык

3

3

2

2

Литература

2

2

3

3

Английский язык/ немецкий язык

3

3

3

3

Алгебра

3,5

3

3

3

Геометрия

1,5

2

2

2

Информатика и ИКТ

110101

1

2

2

История

2

2

2

2

Обществознание

1

1

1

1

География

2

2

2

2

Физика

2

2

2

2

Химия

0

2

2

2

Биология

2

2

2

2

Музыка

1










ИЗО

1

1

1

1

Технология

2

1

0

0

Основы безопасности жизнедеятельности

0

1

0

0

Физическая культура

3

3

3

3

Итого:

29

31

30

30

Региональный компонент:

Православная культура

1

1

1

1

Основы безопасности жизнедеятельности

1




1

1

Технология




1







Итого

31

33

32

32

Компонент образовательного учреждения:

4

3

4

4

Русский язык

2










История







1

1

Информатика и ИКТ

1










Физическая культура




1







Русская словесность. От слова к словесности

1










Уроки словесности




1

1

1

Тождественные преобразования выражений




1







Психология и выбор профессии







1




Выбор профиля обучения










0,5

Физика и медицина










0,5

Введение в избирательное право







1

1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

(требования СанПиН)

35

36

36

36



Приложение 2
Рабочая программа курса «Психология и выбор профессии»
Пояснительная записка.

В соответствии с Концепцией модернизации российского обра­зования на старшей ступени общеобразовательного школы предус­матривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализи­рованной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обу­чения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребнос­тей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и пси­холого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию "пробы сил" и т.п. Профильная ори­ентация призвана способствовать принятию школьниками осознан­ного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созда­нию условий для повышения готовности подростков к социаль­но-профессиональному самоопределению.

Программа "Психология и выбор профессии" разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обу­чения и в соответствии с обязательным минимумом содержания ос­новных образовательных программ. В программе изложены совре­менные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материа­лы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В соответствии с количеством часов (34 часа), отведенных на данный элективный курс, в программу добавлен один урок итогового повторения. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагности­ка с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и про­ектной деятельности, контрольные задания.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и мо­дульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в че­тыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики мо­гут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся контроль их деятельности.

^ Основная идея курса: профессионал — это человек, которого профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, сам; актуализация). Профессионализм зависит не от содержания работ: а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека, профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

^ Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление с спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Используемый учебно-методический комплект:

1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 5-е изд. – М. Генезис, 2011.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся. – М.: Генезис, 2010
^ Календарно-тематическое планирование.


п/п

Наименование темы

Количество часов

^ Время прохождения

План

Факт

I четверть. Что я знаю о своих возможностях.

1

Самооценка и уровень притязаний

1







2

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1







3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций

1







4

Стресс и тревожность

1







5

Определение типа мышления

1







6

Внимание и память

1







7

Уровень внутренней свободы

1







8

Обобщающий урок

1







^ II четверть. Что я знаю о профессиях.


9

Классификации профессий. Признаки профессии

1







10

Определение типа будущей профессии

1







11

Профессия, специальность, должность. Формула про­фессии

1







12

Интересы и склонности в выборе профессии

1







13

Определение профессионального типа личности

1







14

Профессионально важные качества

1







15

Профессия и здоровье

1







16

Обобщающий урок

1







^ III четверть. Способности и профессиональная пригодность.


17

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности

1







18

Способности к интеллектуальным видам деятельности

1







19

Способности к профессиям социального типа

1







20

Способности к офисным видам деятельности

1







21

Способности к предпринимательской деятельности

1







22

Артистические способности

1







23

Уровни профессиональной пригодности

1







24

Обобщающий урок

1







^ IV четверть. Планирование профессиональной карьеры


25

Мотивы и потребности

1







26

Ошибки в выборе профессии

1







27

Современный рынок труда

1







28

Пути получения профессии

1







29

Навыки самопрезентации

1







30

Стратегия выбора профессии

1







31

Обобщающий урок

1







32

Урок итогового повторения

1







33-34

Защита проекта "Моя будущая профессия".

2








^ Содержание программы.

Что я знаю о своих возможностях (8 часов).
Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Стресс и тревожность. Определение типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы.

Обобщающий урок.

^ Что я знаю о профессиях (8 часов).
Классификации профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии. Профессия, специальность, должность. Формула про­фессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества.

Профессия и здоровье.

Обобщающий урок.
^ Способности и профессиональная пригодность (8 часов)
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности. Уровни профессиональной пригодности.

Обобщающий урок.
^ Планирование профессиональной карьеры (10 часов).
Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.

Обобщающий урок. Урок итогового повторения.

Защита проекта "Моя будущая профессия".
Формы и средства контроля.

  • Ответы на контрольные вопросы

  • Выполнение практических работ

  • Создание рефератов, презентаций, творческих работ

  • Составление и заполнение кроссвордов

  • Разработка и защита проектов


Литература.

  1. Белужин Д.А. Куда идешь? М., 2002.

  2. Веллер М.И. Все о жизни. М., 2001.

  3. Выбери профессию / О.А. Колесникова и др. Жуковский, 2002.

  4. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы. М., 2003.

  5. Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии. М.,2001.

  6. Громов М.М. Тому, кто хочет летать и работать лучше. М., 1958.

  7. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.

  8. Дружинин В.Н. Варианты жизни. М., 2000.

  9. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. М.,1991.

  10. Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. -

М., 1993.

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1991.

  2. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000.

  3. Левитин К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури. 2-е изд. М., 1981.

  4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личнос­ти. М.; Воронеж, 2003.

  5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1991.

  6. Подвижники России /А.Н. Сахаров и др. М., 1999.

  7. Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995.

  8. Пономаренко В.А. Страна Авиация — черное и белое. М., 1995.

  9. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1991.

  10. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997.

  11. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель

выпускника. М., 2005.

  1. Речицкий В.И. Профессия — изобретатель. М., 1988.

  2. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003.

  3. Самопознание и выбор профессии / И.А. Волошина и др. М., 2001.

  4. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как
    найти свое место в жизни. М., 2000.

  5. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориен­тации. СПб., 1995.

  6. Степанов С.С. На всякое хотенье есть... теория // Школьный пси­холог. 2004. № 12.

  7. Тарас А.Е. Психология экстремальных ситуаций. М., 2001.

  8. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Л., 1963.

  9. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

  10. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. Воронеж, 2000.

  11. Хозиев В.Б. Психология: Учебное пособие для 10—11 классов. - М.; Воронеж, 2000.

  12. Цукерман ГА., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

  13. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологичес­кая подготовка. М., 2004.

  14. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. М., 2003.

  15. Энциклопедический справочник 2000 профессий. Минск, 1986.

  16. Яровицкий В. Моя первая книга по психологии. М., 2000.

Материально- техническое обеспечение


п/п

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество на 25 учащихся







Имеется в наличии

Обеспеченность

Необходимо приобрести

1.

Диагностические материалы













Комплекты психодиагностических методик по профориентации


1

100%




2.

Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся. – М.: Генезис, 2010


-

-

20

2.

Средства ИКТ










2.1

Средства ИКТ (цифровые образовательные ресурсы (цор)










1

Компьютер

1

100%




2

Цифровой проектор

1

100%




3

Интерактивная доска

1

100%




2.3

Информационные источники (специализированные)










1

Психологический словарь

1

100%




2

Диск «Энциклопедия психологической диагностики»

1

100%




3

Диск «Интерактивная психодиагностическая система»

1

100%




4

Энциклопедический справочник 2000 профессий. Минск, 1986

-

-

1

5

Электронная программированная методика «Профориентатор»



-

-

1

Похожие:

Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся iconКлассный час в 11 «А» классе моу лицее №26, г. Шахты на тему: «Выбор профессии дело серьезное»
Цель: сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей и психологических особенностей
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся icon«Дистанционное обучение в рамках предпрофильной подготовки»
Цель проекта: Разработать и апробировать механизмы запуска и реализации до учащихся сельских школ в рамках предпрофильной подготовки...
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся iconУчебная программа Учебник Методические пособия для учителя Дидактические...
Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся iconПрограмма курса по выбору «Избранные вопросы математики» для учащихся 8 9 классов
Программа курса по выбору «Избранные вопросы математики» рассчитана на два года обучения. Предназначена она для предпрофильной подготовки...
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся iconАнализ методического проекта «Внедрение курсов дистанционного обучения...
Методический проект был реализован в рамках муниципального проекта: «Дистанционное обучение в рамках предпрофильной подготовки» в...
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся iconЛ. В. Пяткова Комплексная рабочая тетрадь
Все ответы есть в рабочей тетради и в атласе. Для 2 погружения = рабочая тетрадь, атлас для 7 класса, проверочная работа
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся iconЛ. В. Пяткова Комплексная рабочая тетрадь по географии для учащихся 6 класса

Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся iconПрограмма Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология»
Тема Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли психологической науки
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь для учащихся iconАнализ работы по реализации предпрофильной подготовки учащихся основной...
Анализ работы по реализации предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профильного обучения старшеклассников в моу сош ...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница