Профилактическая программа для подростков




Скачать 63.95 Kb.
НазваниеПрофилактическая программа для подростков
Дата публикации13.12.2013
Размер63.95 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Психология > Программа
Профилактическая

программа для

подростков

11-13 лет

«Антистресс»




Цель: обучение способам профилактики и снижения стресса.



Задачи:

  • научиться владеть своими эмоциями;

  • проработать типичные ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями подросткового возраста;

  • осознать свои ресурсы и возможности по преодолению стресса;

  • научиться предвидеть последствия своего поведения;

  • научиться конструктивно взаимодействовать с окружающими.


Целевая группа: подростки 11-13 лет.



^ Режим работы. Программа рассчитана на 8 занятий, которые реализуются в течение двух месяцев один раз в неделю. Примерная продолжительность каждого занятия – 1час.
^ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

^ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Анализ эффективности по дополнительной образовательной

психопрофилактической программе психолого-педагогической и

медико-социальной направленности

«Антистресс»

для обучающихся основной и средней (полной )ступени.


Ростов-на-Дону

2011 г


^ Пояснительная записка
Актуальность проблемы. Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

«Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские пси­хологи: «Негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

В повседневной жизни стресс чаще возникает из-за прессинга, психологического давления, действующего на человека в течение определенного времени (дети — не исключение). Чаще всего это может быть вызвано необходимостью выполнить работу в фиксированные временные рамки («До конца урока осталось 15 минут, после звонка ра­боты не принимаю!»). На ребенка большое психологическое давление часто оказывают взрослые: «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы...» Стремясь соответствовать их ожиданиям, ребенок находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.

Множество детей, живущих своей повседневной, мирной жизнью, подвергаются воздействию постоянных стрессоров. Это школьные перегрузки, острая нехватка времени, обилие дополнительных внешкольных обязанностей, напряженная обстановка в семье и в обществе, связанная с социальными, экономическими и политическими проблемами. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей, «на совести» школы. Стресс практически стал основой школьного обучения. Эту проблему в последние годы признали, кажется, все — и педагоги, и родители, и психологи, и чиновники. Как правило, дети не в состоянии осмыслить то обстоятельство, что они переживают стресс. Об этом могут сигнализировать их поведение, самочувствие, общий фон настроения. Взрослые часто не замечают подобных «мелочей». Однако повседневный детский стресс со временем превращается в настоящую проблему и грозит разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением.

На сегодняшний день, с помощь данной программы, есть возможность вести профилактическую антистрессовую работу.

В предлагаемом цикле тренинговых занятий учтены особенности младшего подросткового возраста, соотносимого в школе с обучением в 6-7-х классах.

^ Концептуальное обоснование. Настоящая программа базируется на когнитивно-поведенческом подходе. Он предполагает использование методов, интегрирующих принципы теории научения, теории информации, а также реконструкции дисфункциональных психических процессов. Когнитивно-бихевиоральный подход ставит в качестве главной задачи изменение дисфункциональных способов мышления. Большое значение в научении, согласно этому подходу, придается установкам и мотивации. Принципы научения реализуются в ходе формирования навыков совладания со стрессовыми ситуациями. Также происходит обучение адекватным способам переработки информации и принятия решения. В программе используется главный механизм когнитивно-бихевиорального подхода – замена одного нежелательного вида поведения на другой, более приемлемый.

^ Цель: обучение способам профилактики и снижения стресса.

Задачи:

  • научиться владеть своими эмоциями;

  • проработать типичные ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями подросткового возраста;

  • осознать свои ресурсы и возможности по преодолению стресса;

  • научиться предвидеть последствия своего поведения;

  • научиться конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Методы и технологии. Групповые дискуссии, релаксационные и дыхательные упражнения, массаж, игры, репетиция поведения.

^ Условия формирования группы. В тренинге участвуют подростки 11-13 лет. Оптимальным количеством участников является 10-12 человек, так атмосфера малой группы способствует сплочению группы, созданию атмосферы доверия, проявлению активности каждого участника и получению продуктивной обратной связи.

^ Режим работы. Программа рассчитана на 8 занятий, которые реализуются в течение двух месяцев один раз в неделю. Примерная продолжительность каждого занятия – 1час. Всего 8 часов.

Структура занятий:

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Работа по теме: дискуссии, упражнения, игры.

4. Рефлексия, подведение итогов.

5. Завершение работы, прощание.

Ожидаемые результаты. Предполагается, что после участия в тренинге подростки научатся эффективно применять методы саморегуляции для профилактики и снижения стресса; будут уметь эффективно справляться с повседневными стрессовыми факторами, ситуацией цейтнота, конструктивно разрешать конфликты.

^ Критерии эффективности: повышение уровня совладающего поведения; освоение способов профилактики и снижения стресса; освоение и применение в последующем упражнений, позволяющих регулировать свое психоэмоциональное состояние («Вверх по радуге», «Место покоя», «Напряжение-расслабление», массаж активных точек).

Для оценки эффективности программы используются следующие психологические диагностические методы, которые реализуются на первом и заключительном этапе:

1. Тест М. Люшера;

2. ЦТО М. Эткинда;

3. Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированный Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой.

4. Анкета участника тренинга.

В программе «Антистресс» используется комната психологической разгрузки.

Занятие № 2 – Упражнение для снятия напряжения и восстановления сил – пуфик-кресло с гранулами, пуфик-кресло груша, сухой душ.

Занятие №4 – Упражнение «Место покоя» – Пуфик-кресло с гранулами, магнитофон с релаксационной музыкой, панно «Звездное небо».

Занятие №5 – Упражнение «Расслабление-напряжение» – пуфик-кресло с гранулами, пуфик-кресло груша.

Похожие:

Профилактическая программа для подростков iconДополнительная образовательная психопрофилактическая программа «Программа...
Цель программы: формирование навыков и умений конструктивного общения у подростков
Профилактическая программа для подростков iconЛечебно-профилактическая программа
Программа профилактики и лечения лиц с заболеваниями органов пищеварения, кровоснабжения, дыхания, гинекологическими, урологическими,...
Профилактическая программа для подростков iconЛечебно-профилактическая программа
Программа профилактики и лечения лиц с заболеваниями органов пищеварения, кровоснабжения, дыхания, гинекологическими, урологическими,...
Профилактическая программа для подростков iconТренинг для подростков «Мы вместе!» Цель тренинга
Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала подростков и стимулирование их личностных изменений
Профилактическая программа для подростков iconПрограмма Коррекция агрессивного поведения подростков в программе...
Коллективным трудом психологов пунктов индивидуальной психологической помощи населению в образовательных комплексах микрорайонов...
Профилактическая программа для подростков iconТематический план программы
Наименование программы, ее статус: профилактическая программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ «Восхождение»
Профилактическая программа для подростков icon«Курс выживания» для советских подростков
...
Профилактическая программа для подростков iconКоманда проекта
Все это болезненно сказалось на жизни детей и подростков. В настоящее время наблюдается рост опасных для подрастающего поколения...
Профилактическая программа для подростков iconПрограмма лагеря с дневным пребыванием маоу «боровинская сош»
Создание воспитательного пространства, организованного для включения подростков в спортивно-оздоровительную, гражданско-патриотическую,...
Профилактическая программа для подростков iconПрограмма «здоровье» Срок реализации: 2008 2013 г г. Составители
Предполагаемая программа базируется на понимании образования и здоровья детей и подростков как фундаментальных основ полноценного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница