№1 место социальной психологии в системе научного знания




Скачать 439.84 Kb.
Название№1 место социальной психологии в системе научного знания
страница1/3
Дата публикации28.12.2013
Размер439.84 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Психология > Документы
  1   2   3
№1 МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин:

  • объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

  • сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах психологического и социологического знания, родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни. Такие запросы следуют из области производства, сфер воспитания, системы информации, демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Все это стимулирует развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами

  • в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х — начале 60-х годов

  • социальная психология наука, стоящая весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование результатов общественными силами. Социальная психология на Западе имеет историю, которая подтверждает эту истину.

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач:

  • выработки практических рекомендаций, полученных в ходе исследований

  • «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач необходимо очертить круг проблем соц психологии, для более строго определения задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.

№2 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОТРАСЛИ СОЦ. ПСИХОЛОГИИ

ОБЪЕКТ:
Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии "зоопсихология" и раздел зоологии "этология").
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека— психика. Однако бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

ПРЕДМЕТ:
Чрезвычайно дифференцирован

Она изучает следующие явления:

  • Психологические процессы,

  • состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.).

Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как:

  • общительность,

  • агрессивность,

  • совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

  • феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения.

Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.
Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы:

  • я конфликтных отношений (групповых состояний),

  • лидерства и групповых действий (групповых процессов),

  • сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.

Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.
^ Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

ОТРАСЛИ:
В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:

  • социальная психология личности,

  • психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

  • психология малых групп,

  • психология межгруппового взаимодействия,

  • психология больших социальных групп и массовых явлений.



ЗАДАЧИ:
Задачи социальной психологии включают в себя изучение проблем общества, пути их решения, а также методологию исследований социальных процессов.
Социальная психология – наука, возникшая при слиянии нескольких дисциплин. Эти дискуссии помогают определить задачи, а также обнажают и ставят более остро все еще неразрешенные проблемы.

№ 3 ДИСКУССИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦ.ПСИХОЛОГИИ:

1 ЭТАП 20-е гг. ХХв.
Челпанов - за идеалистическую психологию. Другие были враг по науке. Разделял собственную психологию и соц.психологию. Соц. Пси - должна развиваться в рамках марксизма, а собственная должна оставаться эмпирической.
^ Артемов говорил, что единая психология должна подразделятся на психологию индивида и психологию коллектива.
Корнилов был также за сохранение единства психологии, но путем распространения на поведение человека в коллективе принципа реактологии (единая реакция коллектива на раздражитель).
Блонский - поставил вопрос о необходимости анализа, роли соц.среды при характеристике психики человека.
Бехтерев – советский физиолог, выступал с предложением создать особую науку рефлексологию, чтобы изучать псих.проблемы.
Рейснер - соц.психология объединялась с наукой о соц.раздражениях разных видов и типов.

2 ЭТАП (конец 50-х, начало 60-х гг.)
1) Первый подход популярен был среди социологов, в нем изучались "массовидные" явления психики. акцент делался на изучение психологии классов; изучались нравы, традиции и обычаи.
2)Второй подход популярен был среди психологов, акцент на изучение:
-особенности характера
-психологических черт
-типология личности
-положение личности в группе
3) Третий подход объединил 2 предыдущих
По Парыгину соц.психология изучает:
-соц.псих. личности
-соц.псих. отношений
-соц.псих. общностей и общества
Мясищев выделял 3 элемента:
-особенности групп
-психическую чторону процессов общества
-психические изменения человека под влиянием группы


№ 4 ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ


Критерием различия теорий является способ анализа взаимоотношений личность-общество. Здесь возможны два подхода: признание главенства личности, либо признание главенства общества.

ПСИХОЛОГИЯ МАСС (зародилась во Франции во II половине 19вв) Истоки в концепции подражания Тарда. Тард – психолог, терапевт. Социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Идея подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении. Именно эти две идеи Тарда – роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания – были усвоены непосредственными создателями психологии масс.

Итальянский юрист С. ^ Сигеле (1868-1913) изучал судебные дела в которых его привлекала эффективность моментов в совершении преступления.
Г. Лебон (1841-1931) уделял внимание проблеме противопоставления масс и элит общества. С его точки зрения любое скопление людей уже масса. Но сам анализировал он массу только в состоянии паники.
Типичные черты человека, находящегося в массе:
- обезличивание (это приводит к господству импульсивных реакций)
- резкое преобладание чувств над интеллектом (приводит к приверженности различных влияний)
- утрата интеллекта ( приводит к отказу от логики)
- утрата личной ответственности ( приводит к отсутствию контроля за страстями)
Масса по своей природе неупорядочена и хаотична, поэтому ей нужен «вождь» , роль которого может выполнить элита.

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ ( сложилась в середине 19вв в Германии) Источники -философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893).

Главная мысль теории - движущая сила истории – это дух «целого», народ, выражающего себя в обычаях, мифах, религии, искусствах. Задача социальной психологии – «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). В 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса Вундт сказал, что психология должна состоять из двух частей: физиологической (экспериментальная дисциплина) психологии и психологии народов(анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства).
ТЕОРИЯ ИНСТИКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Идея теории – причины соц. поведения - инстинкты, а стремление к цели свойственно, как человеку, так и животному. Совокупность « стремление + желание + порыв» выступает, как движущая сила индуктивного характера, объясняющая поведение. Инстинкт включает в себя рецептивную, эмоциональную и двигательную составляющие, включая инстинкт. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Макдугалл выделил 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:
1. Инстинкт бегства и чувство самосохранения
2. Инстинкт борьбы – эмоция, страх и гнев
3. Инстинкт воспроизведения рода – ревность и робость
4. Инстинкт преображения у чувства собственности
5. Инстинкт строительства и чувство заседания
6. Стадный инстинкт и чувство принадлежности
№5 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦ. ПСИХОЛОГИИ
Интерационизм (взаимодействие)- направление в современной западной психологии основана на концепциях американского социолога – психолога Мида, делает акцент на анализ межличностной коммуникации, изучающей структуры личности, процессы социализации, ролевое поведение. Личность рассматривается в этой теории как структура образованная соц установками и ролями. Основа общения – способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценивать свое поведение.
Когнитивизм (познание) развилось 50-60гг 20века. Выделены структурные составляющие познавательных и исполнительных процессов, в том числе долговременная \ кратковременная память. Заключается в стремлении понять как человек расшифровывает полученную информацию.
Гуманистическая психология(50г 20ого вв) Признает главным главным предметом исследования целостную личность в процессе ее саморазвития. Содержание личности составляет устремленность в будущее и свободную реализацию своих творческих способностей.
Коммунистический психоанализ (кон 19в) З. Фрейд. Изначально – метод лечения неврозов. Теория пытавшееся объяснить динамику личности. Указывает на то, что личность необходимо воспринимать как целостный организм, Многие действия, которого обусловлены соц причинами рисует соц – псих портрет личности.
Необихевиоризм (30 г 20в) S –R промежуточные переменные – различные познавательные и побудительные факторы.

Активно используются такие понятия:

  • образ,

  • цель,

  • потребность,

  • ожидание,

  • успех,

  • неуспех,

которые являются феноменами поля сознания

№6 ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Социально – психологические явления – феномены, возникающие, в результате взаимодействия субъектов(индивидов и общностей) в определенных условиях, отражают их в разных формах, выражают отношение к ним, побуждают и регулируют поведение людей, осуществляют обмен сообщениями и переживаниями, а также способствуют организации как социально полезной так и преступной деятельности.
По содержанию

  • Нормальные(в рамках нормы)

  • Деформированные(личностная деформация)

По степени устойчивости

  • Динамичные (различные виды общения)

  • Динамико-статичные (мнения)

  • Статичные (традиции)


Основные Социально - психологические явления:

  • Общение

  • Мнение и настроение

  • Общность

  • Стратификация

  • Стереотип

  • Конфликт

  • Образ жизни и др…


№ 7. МЕТОДЫ СОЦ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

Наблюдение(самый старый)в случае получения данных об открытом поведении о действиях индивида, этот метод играет активную роль.

Проблема при применении – как фиксировать наблюдаемое, чтобы «прочтение протокола» было понятно и другому исследователю.

Два основных вопроса:

  • Что наблюдать? Как фиксировать наблюдение?

  • Временной интервал необходимый для наблюдения

Виды наблюдений:

  • Выключенный

  • Включенный


Анализ документов (контент анализ)

Возможен анализ деятельности человека, продуктов этой деятельности, принимается всеми для преодоления субъективности метода, вводится контент -анализ (анализ содержания, в котором в тексте выделяются спец единицы и подсчитывается частота их употребления).
Опросы

Виды:

  • интервью

  • анкетирование

Главная проблема метода – конструирование вопросника.

«Как можно доверять информации, полученной из ответов испытуемых, из их самоотчетов?»

Говоря о применении тестов в соц псих имеется ввиду использование личностных тестов чаще, чем групповых.

Тест – особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет специально разработанное задание либо отвечает на вопросы отличные от вопросов интервью.
Эксперимент(основной метод)

Виды:

Лабораторный

Естественный

Суть: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними.

Результат измерения сравнивается с некоторым эталоном.

№8 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

  • коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

  • интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

  • перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.


К средствам общения относятся:
1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. 2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".
Функции общения:

  • информационно – коммуникативная, передача и прием информации, как некоего сообщения

  • регулятивно – коммуникативная, организация взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния

  • аффективно – коммуникативная, процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно при специальном и непроизвольном воздействии.

№ 9 ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:

а) Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

б) Когнитивное (обмен знаниями)

в) Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

г) Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

д) Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

а) Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

б) Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

а) Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

б)Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

в) Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

г) Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

№10. РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ.


Речь, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека, возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления.

Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому. При передаче информации частично искажается ее смысл, частично происходит ее потеря.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.
1. В разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос.
2. В вербальном общении людей деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них - “формула поглаживания”. Это словесные обороты типа: “Удачи вам!”, “Желаю успеха!”, “Ни пуха, ни пера!”, приносимые с любыми оттенками.
3. В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты - приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности.
Передача информации может иметь различную форму - это может быть и разговор, и беседа , и сопор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.
Модель Лассуэла:

Коммуникатор => как? => реципиент
Кодирование => декодирование:

  1. аксиальный (1-1)

  2. ретиальный (1-много)


Коммуникативные барьеры:

  • Социальные (профессион., религиозн., полит.)

  • Психологические (некоммуникаб., недоверие, неприязнь)


№ 11 ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ
В процессе общения необходимо присутствие взаимопонимания межу его участниками.

Такое взаимопонимание имеет двоякий смысл:

1) как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию.
2) как установление особых эмоциональный отношений: близости, привязанности, выражающихся в чувстве дружбы, симпатии, любви (аттракции).


В обоих случаях важнейшим фактором является то, как воспринимается одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения (социальная перцепция; межличностная перцепция; восприятие человека человеком; познание другого человека).

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем самосознания. Эта связь двояка: богатство представлений о самом себе определяет богатство представлений о другом человеке, в то же время чем полнее раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. Человек ищет общество себе подобных. У человека поиск контактов с другими людьми связан с возникающей потребностью в общении. У человека потребность в общении, является вполне самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пище, в одежде и т. д.). Она возникает у человека чуть ли не с рождения и наиболее отчетливо проявляется в полтора - два месяца. Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Социальной перцепцией называют процесс восприятия социальных объектов, другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Восприятие человеком человека относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами не укладывается в традиционное определение перцептивного процесса.
Широкое понимание термина обусловлено чертами восприятия другого человека, к которым относится не только восприятие физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д.

В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется:

  • эмоциональная оценка другого,

  • попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение,

  • построение собственной стратегии поведения.

Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции:

  • познание себя

  • познание партнера по общению

  • организация совместной деятельности

  • установление эмоциональных отношений

Структура межличностного восприятия включает в себя:

  • субъект межличностного восприятия,

  • объект межличностного восприятия

  • сам процесс межличностного восприятия.

Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих.

В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т. п.

Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.

Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.
Эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола, или галаэффект.

№ 12 МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние.


Аттракция - процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
Групповые нормы - определенные правила, выработанные и принятые группой для реализации совместной деятельности. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.


Идентификация - (от позднелат. identifico — отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание.


Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию.


Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий


  1. Симпатия

  2. Друба

  3. Любовь, терпение, привязанность, эталонность + Интимный аспект


№ 13 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: МОНОЛОГ И ДИАЛОГ.(ТИПЫ ОБЩЕНИЯ, ИМПЕРАТИВНОЕ, МАНИПУЛЯТИВНОЕ)

Три основных типа межличностного общения:

1. Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Основная цель - подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. Партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Принуждение партнера к чему-либо не скрывается. Средства влияния - приказы, указания, требования, угрозы, и т. п.
2. Манипулятивное сходно с императивным. Цель манипулятивного общения - оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля. Партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

3. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Основано на равноправии партнеров и позволяет перейти к установке на собеседника, реального партнера по общению.


Монолог - речь индивида:
- выключенная из разговорного общения с другими индивидами;
- не предполагающая непосредственного отклика.

Диалог возможет лишь в случае:
# психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние;
# доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
# восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);
# общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);
# разговор вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

№ 15ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ БЕРНА. (ЭКМАН, АРГАЙЛ)
Эрик Берн

Три социальные роли:

  • Я родитель

  • Я взрослый

  • Я ребенок

Транзактный анализ

  • Дополнительные(эфф)

  • Пересекающиеся(неэфф)


Экман

Разделил лицо на зоны…

  1. Лоб, глаза, брови

  2. Нос, область носа

  3. Рот, подбородок


Аргайл

Предложение = слово + слово

Телодвижение = кинема + кинема (сумма киненффа)

№16. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ.СОЦ.- ПСИХОЛОГИЧ. ХАРАКТЕРИСТИКИ.


Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать.
Человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.


Факты, свидетельствующие о влиянии группы на индивида:
1. Индивид встречается с людьми, являющимися для него основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.


Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности - через отношения данного индивида с остальными участниками группы. При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.
№ 17 ВОСЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА ПО Э.ЭРИКСОНУ
Стадия 1 (до1-2) «Могу ли я доверять миру»

Поддержка, удовлетворение основных потребностей => доверие к миру

Не могу рассчитывать на поддержку => недоверие к миру
Стадия 2 (2-3) Стадия САМости «Могу ли я управлять собственным поведением?»

Разумная дозволенность, поощрение активности => автономия

Гиперопека => сомнение
Стадия 3 (4-5) «Могу ли я исследовать границы возможностей?»

Возможность есть, активности достаточно => инициатива

Возможности и активности нет => чувство вины
Стадия 4 (6-11) «Могу ли я стать таким умелым, чтобы приспособится?»

Систематическое обучение, наличие образцов подражания => трудолюбие, полнота

Противоположность первого => чувство неполноценности
Стадия 5 (12-18) «Кто я? Каковы мои взгляды, позиции и убеждения?»

Наличие внутренней устойчивости, положит. обратн. связь => идентичность

Неясные, нечеткие цели, неопред. ожидание => смешение ролей
Стадия 6 Ранняя взрослость «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?»

Душевный комфорт, теплота => близость

Одиночество => изоляция
Стадия 7 Взрослость «Могу ли я поделиться опытом с будущим поколением?»

Продуктивность, целеустремленность => генеративность

Скудность личной жизни => стагнация
Стадия 8 Зрелость «Доволен ли я прожитой жизнью»

Завершенность жизненного пути, осуществлены планы => целостность ЭГО

Недостигнутые цели => отчаяние

№ 19. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.


Социализация — становление личности — процесс усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. В процессе ее человек усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах изнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».

Агенты + факторы = механизмы социализации.

Подразделяются на:
1). Социально-психологические механизмы

2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
  1   2   3

Похожие:

№1 место социальной психологии в системе научного знания iconПредмет и задачи социальной психологии как науки. Вопросы: Место...
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
№1 место социальной психологии в системе научного знания iconПсихология и педагогика государственный стандарт
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
№1 место социальной психологии в системе научного знания iconВозрастная психология. Вопрос №1. Предмет возрастной психологии....
Овременности); онтогенетическое (развитие психики одного человека). Возрастная психология изучает онтогенетическое направление (от...
№1 место социальной психологии в системе научного знания icon1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм...
Наука как развивающееся явление: кумулятивная и некумулятивная модели развития научного знания. Экстернализм и интернализм о причинах...
№1 место социальной психологии в системе научного знания iconКонцепция развития российского математического образования Ключевые идеи
Приложение в математическом образовании научного знания в области педагогики и психологии 8
№1 место социальной психологии в системе научного знания icon1. Сложность структуры эмпирического и теоретического знания, способы...
Понятие методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания
№1 место социальной психологии в системе научного знания iconТ. А. Араканцева Методические рекомендации по подготовке курсовой...
Тему курсовой работы студент выбирает из списка тем, утвержденных кафедрой социальной психологии мпси. В случае выбора темы не из...
№1 место социальной психологии в системе научного знания iconПсихологическая готовность студентов инженерных
Работа выполнена на кафедре социальной психологии и психологии труда начоу впо «Современная гуманитарная академия»
№1 место социальной психологии в системе научного знания iconД п. н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы,...
«Социальная психология», имеет целью приобретение опыта педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях,...
№1 место социальной психологии в системе научного знания iconПсихологические трудности профессионального становления офицеров пограничных институтов
Работа выполнена на кафедре социальной психологии и психологии труда начоу впо «Совре­менная гуманитарная академия» и кафедре психологии...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница