Пособие для учителя Новосибирск 2010




НазваниеПособие для учителя Новосибирск 2010
страница1/5
Дата публикации10.03.2013
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5
Л.П. Маслова

Формы и методы контроля

качества учебной деятельности

на уроках музыки, МХК
Пособие для учителя


Новосибирск

2010

рецензент : доктор пед наук, профессор Шишлянникова Н.П.

Зав. каф. Музыки и муз. образования ХГУ им Н.Ф.Катанова (г. Абакан)


Мслова Л.П.

Формы и методы контроля качества учебной деятельности на уроках музыки, МХК
В пособие собраны фондовые олимпиадные задания по музыке г.Новосибирска.

Цель пособия: дать учителям образцы объективного контроля качества учебного процесса в О/О «Искусство» Интегрированный, развивающий характер заданий позволяет адаптировать и использовать материалы как в текущей работе учителей музыки, МХК, изобразительного искусств, так и на заключительных этапах изучения уровня сформированности художественной культуры учащихся

В пособии использован трехуровневый подход к тестированию, который комплексно выявляет:

- степень понимания программного материала и «ключевых» тем ( т. е. базовый уровень);

- творческий потенциал учащихся;

- готовность к предпрофильной и профильной ориентации детей по гуманитарно-художественному направлению.

.

^ Концептуальные и методические подходы к проведению Олимпиады по искусству
Проведение Олимпиад по искусству - дело новое, требующее от экспертов и разработчиков высокой профессиональной культуры: способности к системному моделированию, к анализу и рефлексии, перспективности мышления, знаний не только предметного стандарта, но и в области психологии творчества и т.д. В 2003 году в Новосибирске впервые стартовала городская Олимпиад по искусству, которая стала ежегодной и объединила такие предметы как музыка, изобразительное искусство и Мировая художественная культура.

Каждая Олимпиада давала богатейший материал организаторам и участникам для рефлексии и коррекции следующего этапа. С каждым шагом отрабатывалась технология организации олимпиадного движения и уточнялось содержательное наполнение заданий.

Не ставя себе целью анализировать результаты всех олимпиад по количественным и качественным показателям, мы познакомим читателей с некоторыми концептуальными изменениями в области разработки как критериев оценки, так и способов «упаковки» ключевых тем содержания музыкально- художественного образования .

Необходимость изменений стала очевидна после тщательного анализа результатов первых Олимпиад, которые явно не соответствовали заявленной цели: выявить степень мотивации учащихся к искусству и уровень сформированности музыкальной культуры. Самое большое количество баллов набрали стандартные, обезличенные работы интеллектуалов, тогда как творческие дети оказались в аутсайдерах.

Выявлены следующие причины такого результата :

перенасыщенность заданий, ориентированных на фиксацию отдельных частных знаний и искусствоведческих терминов по музыке

при составлении заданий не были учтены компоненты музыкальной культуры: муз. опыт + музыкальная грамотность + степень музыкально-творческого развития.

Отсутствовали разноуровневые задания

Следует отметить, что задания, направленные на знание фактологии, фиксируют лишь осведомленность и кругозор детей, который не может отражать степень личной включенности в процесс общения с художественным наследием и тем более быть показателем уровня сформированности музыкальной культуры.

При составлении тестовых заданий, ориентированных на выявление конкретных знаний, историческую информацию, отдельные программные произведения - появляется вероятность попадания в зону уже выученного знакомого материала. Это позволяет отслеживать лишь интеллект и память ребенка, а не его способности к размышлению, обобщению художественных явлений и наличие эмоционально-ценностного опыта.

При таком подходе попирается право учителя на свободный выбор и замену материала урока.

Современные базовые программы, в том числе и самая методологически обоснованная программа Д.Б. Кабалевского, составлены не по репертуарному, а по тематическому принципу, при котором константой являются «ключевые темы». Глубокое прочтение этих тем позволяет ребенку самостоятельно входить в мир искусства и расшифровывать коды художественных произведений. Материал же является вариативной частью программ, которую возможно и нужно постоянно обновлять, заменять, учитывая то, что в культуре нет иерархической лестницы «хуже- лучше», «выше- ниже». Произведения Вагнера не хуже, чем у Моцарта, Лист не лучше, чем Брамс и т.д. В художественном творчестве, как и в философии есть прецедент и штучный акт творения.

Небрежное отношение учителей к темам программы, недооценка их роли как фундаментального ядра для формирования компетентций и самообразования детей, приводит к тому, что уроки искусства зачастую превращаются в вульгарную теорию или историю искусства, в школу памяти, вместо школы мышления и живого общения с искусством.

Содержание музыкального образования на таких уроках трактуется как запоминание списка произведений, перечня инструментов, отдельных терминов, выразительных средств.

В результате дети приобретают разрозненную фрагментарную информацию, а не контекстуальное понимание музыкального языка. Возникает ситуация, которую можно охарактеризовать как « обучение без образования».

Исходя из обозначенных проблем, необходимо было разработать такие олимпиадные задания , которые могли бы стать как инструментом выявления творческого потенциала и уровня сформированности музыкальной культуры учащихся, так и механизмом коррекции педагогической деятельности.

В соответствии с целеполаганием разработчикам требовалось решить следующие задачи :

  • Минимизировать задания, направленные на выявление узко- специальных и частных знаний;

  • расширить диапазон творческих и исследовательских заданий, выполнение которых опирается на универсальные знания и понимание «ключевых тем».

  • Свести к минимуму вероятность, попадания в зону выученных программных произведений. Возможность «отрепетированности» выполнения заданий

  • Предоставить всем детям ( занимающимся в муз. школах и не занимающимся) единые стартовые возможности для проявления креативности и степени освоения музыкального языка

  • Детально разработать содержание тестовых заданий в русле развивающих тенденций, методику выполнения заданий и критерии оценок

С учетом всех предыдущих ошибок, разработка тестовых заданий была поручена независимому эксперту, автору статьи.

Во-вторых, в основу заданий, выстроенных по 3 уровням была положена система критериев оценки развития творческих способностей, которая комплексно выявляла как степень понимания программного материала и «ключевых» тем ( т. е. Базовый уровень),, так и творческий потенциал учащихся.
^ Задания первого раздела (1 уровня сложности) состояли из трех групп вопросов, выполняющих следующие задачи:

  • создание комфортного психологического климата для участников олимпиады, снятие напряжения, установка на непринужденную игру

  • активизация внимания, догадки, поискового режима работы (методом исключения)

  • привлечение внимания учащихся к разнообразным аспектам ключевых тем,ь а также некоторым фундаментальным основаниям муз. искусства, которые в дальнейшем могут помочь в рассуждениях. (вопросы об интонации и др)

^ Во втором разделе сгруппированы задания, позволяющие выявлять:

  • степень понимания языка искусства, идеи, замысла композитора в единстве формы и содержания; ( Рондо Фарлафа)

  • умение вступать в диалог, чувствовать суть вопроса

  • умение понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли (свободные вопросы , частично-поисковые задания)

  • умение самостоятельно ориентироваться в синтезе искусств; проводить художественные параллели музыки, живописи, литературы на основе выявленных интонационных, содержательных и латентных связей.

На третьем творческом уровне проверяются:

  • способность выйти за рамки предмета, синтезировать различные эстетические явления и факты жизни;

  • способность к творческому моделированию на основе выявленных особенностей поэтического текста ( стимула) (« Облакини», «Гномы» и др);

  • искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;

  • самостоятельность и оригинальность суждений.

Результаты всех выполненных заданий позволяют прогнозировать возможность предпрофильной подготовки и профильной ориентации детей к педагогической и гуманитарно-художественной деятельности.

Предлагаем ознакомиться с содержанием заданий Олимпиады по музыке, системой оценок, эталонами – ориентирами для экспертов и некоторыми работами участников Олимпиады, которые показались нам наиболее интересными. ( В раздаточном материале -последняя колонка таблицы должна быть свободна для экспертов и эталона – ориентира дан

  1   2   3   4   5

Похожие:

Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconМетодическое пособие для педагогов и родителей по преодолению трудностей,...
Методическое пособие предназначено для педагогов и родителей, дети которых обучаются в начальных классах. Данное пособие может также...
Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconМетодическое пособие подготовлено сотрудниками экономико аналитической...
Сибирского регионального профцентра г. Новосибирск в рамках проекта «Экономическая экспертиза для работников», реализуемого ано «Центр...
Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconТематическое планирование по курсу «Технология»
«Трудовое обучение» (художественно-конструкторская деятельность и методических рекомендаций «Умелые руки» (пособие для учителя)
Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconМетодические рекомендации для учителя, Б. С. Салимгареева; Физическая...
Азбука-Н. В. Нечаева,К. С. Белорусец, «Учебная лит.»2011,метод пособие Нечаевой Н. В
Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconГ. Воскресенска Московской области
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Греханкиной Л. Ф. «Родное Подмосковье» 7, 8-9 класс. Методическое...
Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconУчебная программа Учебник Методические пособия для учителя Дидактические...
Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconПрограмма развития образования школы на 2010-2015 г Целевая программа...
Итоги выполнения Концепции социально-экономического развития маоу «Бронницкая сош» за 2010 год
Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconМетодическое пособие по курсу «Математические аспекты теории систем»...
Методическое пособие предназначено для помощи в изучении методов системного анализа, применяемых на этапах принятия решения
Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconКаталитические процессы в реакторах
Н. В. Верниковская, Ю. В. Малоземов, С. А. Покровская Каталитические процессы в реакторах с неподвижным слоем: Учебно-методическое...
Пособие для учителя Новосибирск 2010 iconНа предприятии: Учебно-методическое пособие/ Сост к. э н., профессор А. В. Мороз. Новосибирск
Охватывают: отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница