Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов




Скачать 42.88 Kb.
НазваниеПроблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов
Дата публикации31.03.2014
Размер42.88 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Спорт > Документы
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов

Янчева Т.Ю.

Студентка 1 курса магистратуры

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, экономический факультет, Москва, Россия

E-mail: yancheva@mail.ru

В 2008-2009 гг. ФАС рассмотрела «две волны» дел об установлении крупнейшими российскими нефтяными компаниями - «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и «ТНК-BP» - монопольно высоких цен на российском рынке нефтепродуктов. В результате компании были оштрафованы на 12 млрд. руб. [1] Однако в октябре 2010 г. цены на нефтепродукты вновь начали повышаться, и в феврале 2011 г. ФАС инициировала 3 волну исков против нефтяных компаний [7].

В ходе этих событий постоянно обсуждаются механизмы, способствующие установлению адекватных цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. В 2010 г. в качестве такого механизма ФАС предложила ввести формулу расчета справедливой цены для нефтепродуктов на оптовом рынке, нефтяные компании также предлагали альтернативы. ФАС исходила из предположения, что доходности поставок на внутренний рынок и за рубеж должны быть равны для компаний. Таким образом, по мнению ФАС, конкурентная цена на нефтепродукты на внутреннем рынке должна была представлять собой котировку мирового рынка за вычетом всех расходов на транспортировку и экспортную пошлину (экспортный эквивалент или net-back). Нефтяные компании настаивали на сложности расчетов оценки транспортных затрат, так что предлагали использовать экспортный эквивалент без учета транспортных расходов (приведенная мировая цена) [5].

Кроме того, устанавливался допустимый диапазон отклонений цен. Нефтяные компании предложили установить его на уровне 20%, что, по сути, означало сохранение текущего положения дел, поскольку цены на внутреннем рынке нефтепродуктов за рассматриваемый период только однажды превышали эту отметку. ФАС указала диапазон в 1-2%, что де-факто равнозначно государственному регулированию рынка нефтепродуктов [5]. Кроме того, различались позиции бизнеса и ФАС относительно биржевой цены. Нефтяные компании предлагали признавать биржевую цену рыночной, даже если она выходит за рамки диапазона рассчитанных цен. ФАС считала, что рассчитанная цена должна применяться биржами при открытии торгов, и биржевая цена может признаваться рыночной, только если биржевая торговля станет ликвидной [4].

В экономическом сообществе пришли к соглашению, что такого рода формула цены нужна, но так и не был найден компромисс относительно формулы [5]. Правительство не одобрило идею формульного ценообразования, и вплоть до начала 3 волны антимонопольных дел против нефтяных компаний она не обсуждалась. ФАС рассматривала биржевые цены как индикаторы рыночных цен, однако их значительный рост в конце декабря 2010 г. возродил идею формульного ценообразования. ФАС снова направила Правительству предложение об использовании формулы на оптовых рынках нефтепродуктов, указав диапазон отклонения на уровне 1,5% [2].

Как нам представляется, сама идея формульного ценообразования противоречит рынку. Рассчитанная таким образом цена совершенно не отражает соотношение спроса и предложения на российском рынке нефтепродуктов. Напротив, она отражает изменения спроса и предложения на мировом рынке нефтепродуктов. Кроме того, при расчете совершенно не учитывается спрос на российском рынке: экспортный эквивалент формируется только исходя из предложения.

Кроме того, сложность расчетов цен нефтепродуктов по формуле ФАС заключается в отсутствии значений показателей (например, ставки фрахта, перевалки). Значит, придется использовать оценочные значения, а включение их в формулу делает рассчитанную цену приблизительной. Не нужно забывать и о значительных финансовых затратах для определения таких показателей.

Представители бизнес-сообщества не раз отмечали, что возникает трудность использования формулы цены для тех нефтепродуктов, которые российские компании мало или вовсе не экспортируют. Например, около 85% произведенного в России авиакеросина и автомобильного бензина поставляется на внутренний рынок [5]. Так, получается, что российский рынок автобензина и авиакеросина наименее связан с мировым через формулу цены.

Другим серьезным недостатком формульного ценообразования, на наш взгляд, является возможность установления на одном региональном рынке различных цен для разных нефтеперерабатывающих заводов, что будет способствовать росту спекулятивного давления.

Сегодня только около 10% всех нефтепродуктов, потребляемых в России, реализуется на биржевых торгах. Кстати, Минэкономразвития в 2010 г. считало такой уровень необходимым для того, чтобы считать биржевую цену индикатором рыночной цены [5]. Однако нам представляется это весьма странным, поскольку на российских биржах всего несколько продавцов нефтепродуктов, и они, устанавливая цены, исходят из равной доходности экспортных и внутренних поставок, а значит, увеличение объемов мало что изменит.

На наш взгляд, наиболее действенная мера была предпринята Правительством в феврале 2011 г.: обязательная регистрация внебиржевых сделок на товарной бирже в отношении нефти и нефтепродуктов. До сих пор у государственных органов не было данных о внебиржевых сделках. По мнению директора по развитию ИАЦ «Кортес» Павла Строкова, манипулировать на внебиржевых объемах в таких условиях станет практически невозможно [3].

Будет способствовать росту прозрачности биржевых торгов и третий пакет поправок ФАС к КоАП, ФЗ «О защите конкуренции» и некоторым другим законодательным актам РФ. Так, например, ФАС предлагает ввести новый состав правонарушения: заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения на торгах и совершение согласованных действий на торгах» [6].

Литература

  1. АЭИ «Прайм-Тасс», «ОАО «НК «Роснефть» перечислило в бюджет более 2 млрд рублей штрафа», 2011, http://www.prime-tass.ru/news/pressreleases/-106/%7B3B0DCEF8-56AD-47B8-AAFF-88BDB2950FF5%7D.uif

  2. Гудков А., «ФАС вернулась к обсуждению формулы цены на нефтепродукты», Газета «Коммерсантъ», 2011, http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=b399bc37-9f97-40ab-a095-852c2c646b79&docsid=1580821

  3. Гудков А., «ФАС добилась нового индикатора конкурентных цен», Газета «Коммерсантъ», 2011, http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=14bd70e8-5751-4ac6-a9ac-17e15e6f5b02&docsid=1586404

  4. ИАЦ «Кортес», «Конкуренция формул или формула конкуренции», https://docs.google.com/fileview?id=0B1VZzrfBV24XM2NiNzJhZDMtMzgwOC00ZjRmLWJlM2UtYWYzNjFmMGUwMTRl&hl=en&pli=1

  5. Махлин П., Гусев Д., «Формульное ценообразование: хотим как лучше, а получим консенсус?», 2010, http://avtonews.net/007/formulnoe-tsenoobrazovanie-khotim-kak-luchshe-poluchim-konsensus

  6. ФАС, Пояснительная записка к проекту ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», 2011, http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50689.html

  7. ФИНАМ, «ФАС возбудила дела в отношении «Газпром нефти», «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти», 2011, http://www.finam.ru/analysis/newsitem56107/default.asp

Похожие:

Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconМетоды ценообразования на нефть и нефтепродукты. Эволюция ценообразования...
Нения в сторону расширения многообразия своей внутренней структуры, со временем также менялся и механизм ценообразования на этом...
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconСовершенствование системы ценообразования на российском рынке электроэнергетики
Уровень тарифов может оказывать влияние не только на развитие отрасли в целом, но и на экономическую ситуацию в регионах
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconРоссия, 443029 г. Самара ул. 5-я Просека д. 97 Инн/кпп 6316180255/631601001 огрн 1126316009830
Молодая, динамично и уверенно развивающаяся компания на Российском рынке. Успешно сотрудничая с крупными предприятиями России мы...
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconКорпоративные облигации. Проблемы становления на российском рынке
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconПопулярное решение в классе недорогих пакетов предлагают системы...
Значительное распространение на Российском рынке получила руссифицированная версия Time Line 0 для Windows. Кроме нее в настоящее...
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconПерв ая на российском рынке кино- и телепроизводства сделка между...
Первая на российском рынке кино- и телепроизводства сделка между крупнейшим западным мейджором и отечественным производителем
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconИнвалиды на рынке труда: потребности и проблемы
Жижко Е. В. Инвалиды на рынке труда: потребности и проблемы // 3 S: Социальная теория Социальная политика Социальная работа. Красноярск,...
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconТренинг «Развитие стратегии ценообразования в медицинском учреждении»
Практика ценообразования в Узбекистане (Пример расчета цены на медицинскую услугу)
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconНекоторые аспекты ценообразования на рынке предметов коллекционирования
На законодательном уровне [1, 2] предметы коллекционирования и культурные ценности отнесены к движимому имуществу
Проблемы ценообразования на российском рынке нефтепродуктов iconОценка премии за размер компании при определении требуемой доходности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница