Содержание




Скачать 250.31 Kb.
НазваниеСодержание
Дата публикации10.04.2013
Размер250.31 Kb.
ТипРеферат
litcey.ru > Спорт > Реферат
Врачебный и педагогический контроль на занятиях физической культурой и спортом. Их цели, задачи, содержание.



СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛЬ, МЕСТО, ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

3. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛЬ, МЕСТО, ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
4. КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ, ЗАНЯТИЙ, ВЫСТУП­ЛЕНИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ С УЧЕТОМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕДА­ГО­ГИЧЕСКОГО, ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вред здоровью.

Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля.

^ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛЬ, МЕСТО, ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.
Педагогический контроль ­– это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упраж­нениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.

Содержание педагогического контроля:

  • контроль за посещаемостью занятий;

  • контроль за тренировочными нагрузками;

  • контроль за состоянием занимающихся;

  • контроль за техникой упражнений;

  • учет спортивных результатов;

  • контроль за поведением во время соревнований.

Виды педагогического контроля. Широко распространенными видами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспитанию являются:

1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии;

2) определение физической нагрузки во время занятия;

3) контрольные испытания;

4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.

^ Хронометрирование занятия. Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность занятия.

Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия. Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности.

Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы могут быть полностью или частично целесообразными.

В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся.

При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80%, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50%.

^ Определение физической нагрузки во время занятия.

Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным из них и поэтому самым распространенным является измерение частоты ударов пульса. На занятии у одного из студентов средней подготовленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 с и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в минуту. По окончании занятия составляют кривую нагрузки, откладывая по горизонтали время (мин) с указанием частей занятия, а по вертикали - частоту сердечных сокращений. По этой кривой судят об эффективности отдельных частей занятия в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе.

^ Контрольные испытания. В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств.

В практике физического воспитания в учебных заведениях используются следующие тесты:

  • бег на 100 м (оценка скоростных способностей);

  • прыжок в длину с места (показатель развития силовых способностей мышц ног);

  • подтягивание в висе (юноши) (показатель локальной силовой выносливости);

  • бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши) (показатель специальной выносливости);

  • бег на 2000 м для девушек и на 3000 м для юношей (показатель общей выносливости);

  • руки за головой" для девушек (показатель силовой выносливости мышц туловища) и др.

Для того, чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности студентов в дни тестирования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге на 100 м, затем - в прыжках, подтягивании и в беге на выносливость. В начале учебного года проводятся контрольные тесты, в конце – фиксируются изменения за прошедший учебный год.

Таблица 1

^ Пример тестов и контрольные нормативов, установленных для учащихся

Тесты

Пол

Оценка

5

4

3

2

1

Бег 100 м, с

Д

15,5

16,5

17,4

18,0

19,0

М

13,0

13,5

14,0

14,3

14,7

Бег 2000 м, мин

Д

10,00,0

10,30,0

11,00,0

11,30,0

12,10,0

Бег 3000 м, мин

М

12,00,0

12,30,0

13,15,0

13,40,0

14,10,0

Прыжок в длину с места, см

Д

200

185

170

160

140

М

250

235

225

210

200

Поднимание туловища из положения "лежа на спине руки за головой", раз /мин

Д

42

35

30

25

20

Поднимание ног в висе до касания перекладины, раз

М

10

8

6

4

2

Подтягивание в висе лежа (высота перекладины 110 см), раз

Д

16

12

8

6

4

Подтягивание на перекладине, раз

М

15

12

10

8

5

Сумма баллов по пяти тестам

Д

23

18

13

8

3

М

23

18

13

8

3


^ Оценка результатов тестирования. Для комплексной оценки физической подготовленности учащихся целесообразно при постоянном количестве тестов оценивать изменения по каждому тесту, характеризующему отдельные стороны подготовленности, и по сумме баллов, определяющей уровень подготовленности в целом.

^ Педагогические наблюдения и анализ занятия. Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-воспитательных задач.

^ 3. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛЬ, МЕСТО, ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок. Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

- исследование физического развития и состояния здоровья;

- определение влияния физических нагрузок (уроков физкультуры) на организм с помощью тестов;

- оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещений и т.п.;

- врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

- профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.);

- пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотров врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Основная форма врачебного контроля – врачебное обследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

Массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленного врачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу и возрасту, а также и другим показателям эту группу занимающихся распределяют по следующим медицинским группам:

1-я - практически здоровые люди, не обращающиеся с жалобами к врачам, обладающие достаточной для своего возраста физической подготовленностью.

2-я - лица с возрастными изменениями, сопровождающимися небольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации, или начальными формами заболеваний, часто свойственными процессу старения, а также практически здоровые люди с недостаточной физической подготовленностью.

3-я - лица со сниженной функциональной адаптацией, отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, со слабой физической подготовленностью.

Лица старшего и пожилого возраста со значительными отклонениями и старше 75 лет могут быть направлены в кабинеты лечебной физкультуры лечебно-профилактических учреждений для занятий под наблюдением врачей.

При отсутствии противопоказаний обследуемому выдается справка, дающая право заниматься физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состояния здоровья и физической подготовленности в процессе регулярных занятий занимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.

Врач принимает участие в методической работе, дает соответствующие рекомендации, проводит консультации. При этом он должен руководствоваться таблицей ограничений и противопоказаний.


^ ВИДЫ ОБСЛЕДОВАНИЙ.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием.

Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов - 3-4 раза в год.

^ Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях учащихся или спортсменов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья на данный момент.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий и участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.

На медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими упражнениями или тяжелой физической работой.

^ Программа медицинского обследования предусматривает:

  • общий и спортивный анамнез спортсменов для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;

  • наружный осмотр;

  • антропометрические измерения;

  • обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;

  • проведение функциональной пробы.

Наружный осмотр. С помощью наружного осмотра оцениваются осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение.

Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины, живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног и стоп (нормальная или уплощенная).

Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3-4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно, в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом, вперед - лордозом. При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный кифоз грудной клетки позвоночника (сутулость). Боковых искривлений позвоночника - сколиозов в норме быть не должно. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению - лево - или правосторонние и S-образные. Иногда наблюдаются одновременные искривления позвоночника назад и вправо (или влево), которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является недостаточная мускулатура туловища или неправильное положение при работе за столом.

По результатам наружного осмотра определяется тип сложения человека. Различают астенический (длинные и тонкие конечности, узкие плечи, длинная и тонкая шея, длинная, узкая и плоская грудная клетка, слабо развитая мускулатура), нормастенический (пропорционально развитые основные формы тела) и гиперстенический типы (короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура).

В молодом возрасте с помощью специально подобранных упражнений некоторые нежелательные отклонения в телосложении могут быть устранены.

Антропометрические измерения. По антропометрическим данным оцениваются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту человека. Измеряют:

  • рост (длину) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью ростомера, следует учитывать, что длина тела в течение суток меняется, уменьшаясь к вечеру или после физической нагрузки);

  • вес тела;

  • окружность грудной клетки (измеряют в трех состояниях: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см);

  • жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью спирометра (средняя величина ЖЕЛ для мужчин - 3800 - 4200 см3, у женщин - 3000 - 3500 см3);

  • силу мышц кисти с помощью динамометра (динамометр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится немного в сторону; из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах) и др.

Уровень физического развития обследуемых оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции и антропометрических индексов. Последний метод является наиболее популярным.

^ Метод антропометрических индексов позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако, дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы.

^ Рост (длина тела). Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного рост перемежаются с периодами относительного замедления роста. Особенно заметен рост с 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания, который длиться для девушек от 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет. Причем период, ускоренного роста у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков В этот период они, как правило, выше и тяжелее мальчиков. Окончательно прекращение роста тела наблюдается к 18-20 годам, а иногда и к 25 годам.

Измеряется рост с помощью ростомера или антропометра. Зависимость между ростом и возрастом в диапазоне от 3 до 14-16 лет близка к линейной Поэтому для девочек нормостатического типа телосложения в возрасте от 3 до 14 лет можно определить по формуле:

^ Р (см) = 6 * возраст (годах) + 76

Для мальчиков в возрасте от 3 до 16 лет:

Р (см) = 6 * возраст (годах) +77

С возрастом рост уменьшается. Так к 60 годам длина тела уменьшается на 2-2.5 см. К 80 годам на 5-6 см.

Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может уменьшиться на 1-2 см. НА росте прежде всего сказывается наследственность. Поэтому можно окончательно спрогнозировать длину тела у детей, исходя и роста их родителей:

для юношей Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.54-4.5

для девушек Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.34-7.5
Влияние на рост оказывает и географическая среда, климат, образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствую усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организм в целом в основном до 16-18 лет у женщин и 18-20 лет у мужчин. После 22 лет увеличить рост можно за счет исправления дефектов осанки (сутулость) устранения сколиозов и других недостатков тела.

Масса (вес) тела должна определяться периодически (1-2 раза месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той ж спортивной одежде. В начальном периоде тренировок масса обычно снижается, затем стабилизируется, а в дальнейшем за счет прирост мышечной массы несколько увеличивается. Для ориентировочной оценки массы тела можно использовать формула Брока-Брукша, согласно которой вес рассчитывается вычитанием цифры 100 из величины роста.

Для оценки показателя веса часто используется индекс Кветеля, Весоростовой показатель вычисляется делением массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах

вес тела (гр.)

ВРП = ––––––––––––––––––

рост тела (см)

Хорошая оценка находится в пределах: для мужчин - 380-415 г/см, для женщин - 360-405 г/см. У спортсменов могут быть более высокие показатели.

Для расчета рекомендуемого веса тела есть много показателей и формул, но они имеют те или иные недостатки. Так многие из них учитывают рост и возраст, но не учитывают пол, конституцию, двигательную активность и другие факторы. На среднестатистический вес влияет климат, характер питания, социальные условия.

^ Коэффициент пропорциональности (КП):
,
где L1 - длина тела в положении стоя, L2 - длина тела в положении сидя. В норме КП = 87-92%. Этот показатель используется главным образом в спортивной ориентации и спортивном отборе: лица с низким КП имеют более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущества при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (борьба и др.). И, наоборот, лица с КП более 92% имеют преимущества в тех видах спорта, где более высокое расположение центра тяжести при прочих равных условиях позволяет добиваться значимых результатов.

^ Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела (в граммах). Частное от деления ниже 65-70 мл/кг у мужчин и 55- 60 мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или избыточной массе тела.

^ Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), в момент максимального вдоха и максимального выдоха. При накладывании измерительной ленты руки следует несколько приподнять, затем опустить. Закончив измерения, рассчитывают экскурсию грудной клетки, которая определяется как разница на вдохе и выдохе. Обычно этот показатель лежит в пределах 6 - 9 см. Окружность груди с возрастом увеличивается, обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек. Окружность груди у мальчиков больше, но в возрасте 13-14 лет может быть меньше чем у девочек.

Исходя из выше сказанного, хорошее развитие грудной клетки будет тогда, когда разница между окружностью грудной клетки и половиной длины тела равна для мужчин 5-8 см и 3-4 см для женщин. Если разница меньше указанных величин или имеет отрицательные значения, то это свидетельствует об узкогрудости.

^ Показатель крепости телосложения. Зная величину своего роста, вес и окружность грудной клетки, мы можем по формуле Пинье рассчитать крепость телосложения (КТ)
КТ = рост (см) - [вес (кг) + окруж.гр. клетки (см)].

Полученные показатели у взрослых меньше 10 говорит о крепости телосложения, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 -как слабое и более 36 - как очень слабое. Часто большие величины массы тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются результатом ожирения.

^ Мышечная сила. Как двигательное качество мышечная сила имеет значение для проявления других физических качеств, таких как скорость, ловкость, выносливость и характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление. Контроль за силой проводят с помощью динамометров (электронных и механических). Для самоконтроля наиболее удобны ручной и становой динамометры. Проводят два измерения. Фиксируется лучший результат. Сила правой руки у нетренированного мужчины в пределах 35 - 50 кг, левой руки 32 - 46 кг, у женщин, соответственно, 25 - 33 кг и 23 - 30 кг.

^ Относительная величина силы более объективный показатель, поскольку рост силы связан с увеличением массы тела и, следовательно, мышечной массы.

сила кисти (кг) * 100%

ОС = ––––––––––––––––––––––––

вес тела (кг)

Для нетренированных мужчин этот показатель составляет 60 -70 % от веса тела, у женщин 45 - 50 %. Оценивая силу при самоконтроле, следуeт учитывать, что она зависит от возраста, веса, тренирующих воздействий. В течение дня этот показатель изменяется. Наименьший - утром, больший - в середине дня. Мышечная сила прогрессивно падает после 40 - 50 лет, особенно у тех кто не занимается физическими упражнениями, а к 60-ти годам снижение (становится значительным. Если нет динамометра, о величине мышечной силы можно судить по количеству отжиманий (максимально возможных), а затем через определенный период повторить.

Тестирование функционального состояния. Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-7 минут отдыха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно на 80-90% от максимального) и задержите дыхание. Время отмечается от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). У здоровых людей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пределах 16-55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены - от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении - снижается.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - на 90 секунд и более. При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается. Эти пробы рекомендуется проводить один раз в неделю перед первым занятием, записывая результаты в дневник самоконтроля.

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и более. В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.


^ 4. КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ, ЗАНЯТИЙ, ВЫСТУП­ЛЕНИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ С УЧЕТОМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕДА­ГО­ГИЧЕСКОГО, ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП ­– психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы: формировать необходимые прикладные знания; осваивать прикладные умения и навыки; воспитывать прикладные физические качества.

Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.

Прикладные физические качества - это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температур, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.

Только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовность к профессиональному труду. В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе

ППФП во внеучебное время необходима учащимся, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

Формы ППФП во внеучебное время следующие: секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза; самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза; самостоятельные занятия; соревнования по прикладным видам спорта.

Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие, как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.

Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения, или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или спортсменов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).

По результатам медицинского осмотра терапевт определяет медицинскую группу для занятий физическими упражнениями, других по состоянию здоровья на некоторое время освобождают от практических занятий. При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков.

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. Совместные усилия тренера-педагога и врача должны быть направлены на всестороннюю подготовку для начинающих и разрядников, на успешное овладение ими спортивным мастерством и достижение высоких результатов. Так как многолетняя подготовка сопряжена с большими физическими нагрузками и значительными нервными напряжениями, то необходим постоянный контроль тренера-педагога и врача за состоянием здоровья спортсмена. Средства получения ими информации различны, и сопоставление данных, полученных тренером и врачом, дает более полное и объективное представление о состоянии здоровья обучаемого, о правильности хода учебно-тренировочного процесса или необходимости внесения определенных изменений.

ЛИТЕРАТУРА
1. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. - Гродно: ГрГУ, 2002.

2. Дронов В.Я. Физическая культура. - М., 2005.

3. Теория и методики физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

4. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А. Головина, В.А. Масляка, А.В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 1993.

5. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа»,1997 г.

6. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.

7. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическая литература», 2001 г.

8. «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2003 г.





Похожие:

Содержание iconСодержание содержание 1 предисловие 2
История жизни и деяний этих потомков Бхарата изложена в 18 книгах (Parvans), составляющих содержание знаменитой индусской поэмы....
Содержание iconПроизнесенная им при открытии чтений
Тщеславие должно испариться и превратиться в ничто, когда для человека становится необходимостью существенное содержание, когда он...
Содержание iconСодержание содержание 1
Экспертно-консалтинговая компания BoardSource публикует «Индекс управления нко 2010»
Содержание iconСодержание содержание 1
Тот, который победил полностью всякое омрачение и осуществил вывод живых существ из грязи Колеса бытия
Содержание iconИсследовательский Институт Строительной Физики (ниисф) Содержание: Содержание: 2
Блок «Теплостен». Принципиальная схема, технология производства, внешний вид образцов. 3
Содержание iconСодержание деятельности
Содержание деятельности методического совета определяется целями и задачами развития мбоу сош №9
Содержание iconЭкономическое содержание собственности, ее основные формы. Вопросы для зачета
Экономическое содержание собственности. Юридическое содержание собственности: право владения, право пользования, право распоряжения....
Содержание iconСодержание содержание 1
Пара щелчков «мышью», и перед глазами пользователя появляется схема грантовой деятельности и текущих стратегий разных доноров. Это...
Содержание iconСодержание содержание 1
Краснодарский край, г. Сочи, ул. Чехова 26. Сфера деятельности: Производство хлебобулочных изделий. Форма собственности: Общество...
Содержание iconНазвание: Love/Hate
Краткое содержание: Хм… Это немного запутанно. В принципе название фика отражает краткое содержание. Но легче прочитать
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница