Взаимодействие тел




Скачать 85.37 Kb.
НазваниеВзаимодействие тел
Дата публикации30.03.2013
Размер85.37 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Спорт > Урок
Тема урока: Взаимодействие тел

Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

* обучающая: Закрепление понятия «Инерция» и необходимость учета ее водителями транспортных средств на примерах решения качественных проблемных задач.

Освоение и осмысление физического понятия «Взаимодействие тел», через демонстрацию явления на натурном эксперименте и в видео сюжетах.

* развивающая: Развитие интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента. Развитие умения проводить наблюдения, описывать, объяснять результаты эксперимента и формулировать эмпирические закономерности. Развивать умение находить законы физики в окружающем мире, объяснять аварийные ситуации на транспорте с точки зрения физики.

*воспитывающая: Воспитывать аккуратность в записях, точность в изложении физического материала, в формулировках терминов. Формирование знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования водителей транспортных средств.

Оборудование:

1. Компьютер с проектором и экран.

2 Скамья для изучения движения, тележки одинаковой массы, набор грузов, пружинка.

3. Металлические, пластилиновые шарики, деревянный желоб, теннисный шарик и волейбольный мяч.

4. Раздаточный материал (тестовые задания).

Видео материал:

1. Презентация к уроку, выполненная учителем Афанасьевой Н.Х.

2. Видео сюжеты по теме урока (отдача при выстреле из ружья и пушки)

Структура урока

1. Организационный момент - 2 мин

2. Актуализация внимания - 3 мин

3. Проверка знаний учащихся - 15 мин

4. Изучение нового материала - 15 мин

5. Домашнее задание - 1 мин

6. Подведение итогов урока - 4 мин

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети и гости. Сегодня на уроке мы закрепим понятие «Инерция», познакомимся с новым понятием «Взаимодействие тел» и убедимся, что эти явления очень важно учитывать пешеходам и водителям транспортных средств.

^ 2. Актуализация внимания

Решение кроссворда. Сетка кроссворда изображена на слайде презентации.

Ребята, а сейчас вам надо разгадать кроссворд и узнать слово- ключик, которое нам поможет в решении с различных задач.

Разгадав этот кроссворд в выделенных клетках, вы сможете прочитать, что вы получаете в школе на уроках, в том числе и на уроках физики:

1. Как называется явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого? (Диффузия)

2. Один из способов получения знаний о явлениях природы. (Наблюдения)

3. Воображаемая линия, которую описывает тело при своем движении. (Траектория)

4. Во время опытов обычно выполняют наблюдения и …? (Измерения)

5. Изменение с течением времени положения тела в пространстве относительно других тел. (Движение)

6. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. (Инерция)

Молодцы, вы разгадали кроссворд, но что же вы получаете на уроках физики?

Ответ: Знания.

^ 3. Проверка знаний учащихся

Настало время проверить ваши знания по домашнему заданию.

1. Кто мне скажет, что такое инерция и кто впервые исследовал это явление?

Давайте проверим ваши знания об инерции, умения применять их на практике как пешеходов и водителей транспортных средств.

2. Дайте устные ответы на вопросы заданий из сборника задач по физике (авторы В.И.Лукашик, Е.В.Иванова) на страницах 23 и 24: № 177, 178, 181, 182, 183, 185.

Учащиеся, по желанию, читают вопросы и отвечают на них устно.

Ребята, надеюсь, вы убедились, как важно знать законы физики и учитывать их водителям и пешеходам!

3. Следующая проверка знаний письменная. Вы должны за 5 минут выполнить тестовые задания. У каждого из вас на столе есть листок с тестовыми заданиями. Внимательно прочитайте каждый вопрос, выберите правильный ответ и букву ответа впишите в таблицу под номером вопроса. После истечения 5 минут, листочки сдайте мне. Желаю вам успехов!

1 вариант

1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется…

А. Диффузией Б. Механическим движением В. Инерцией

2. Первым указал на существование инерции великий ученый древности…

А. Н. Коперник Б. Г. Галилей В. Аристотель

3. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?

^ А. Поезд начал торможение Б. Поезд начал набирать скорость В. Поезд повернул

4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры вдруг отклонились вправо?

А. Автобус, повернул вправо Б. Автобус, повернул влево ^ В. Автобус затормозил

5. В каком направлении упадет человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?

А. По ходу движение трамвая Б. Против хода трамвая

В. Перпендикулярно направлению движения трамвая

1

2

3

4

5
















2 вариант

1. Если на тело не действуют другие тела, то оно …

^ А. находится в покое. Б. движется с изменяющейся скоростью.

В. Находится в покое или движется прямолинейно и равномерно.

2. Кто из ученных первым изучил, как будет двигаться тело при отсутствии действия на него других тел?

А. Г. Галилей Б. Н. Коперник В. Аристотель

3. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился против направления движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?

^ А. Поезд начал торможение Б. Поезд начал набирать скорость В. Поезд повернул

4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры вдруг отклонились влево?

А. Автобус, повернул вправо Б. Автобус, повернул влево ^ В. Автобус затормозил

5. В каком направлении упадет груз, сбрасываемый с летящего самолета?

А. По ходу движение самолета Б. Против хода самолета

В. Перпендикулярно направлению движения самолета.

1

2

3

4

5
















^ 4. Изучение нового материала

Ребята, вам уже известно, что изменение скорости тела происходит под действием на него другого тела. Убедимся в этом на опытах и выясним, от чего зависит изменение скорости тел.

^ Демонстрация опытов с тележками. На скамье, для изучения движения, расположить вплотную друг к другу две тележки, сжав пружину, прикрепленную к одной из них. Убрать действие рук и наблюдать взаимодействие тележек друг на друга через пружину. Заметить, что расстояния, проходимые тележками после взаимодействия примерно одинаковые - при равных массах тележек. Опыт повторить, увеличив массу одной из тележек грузом. Обратить внимание, что расстояния, проходимые тележками стали разными. тележка с увеличенной массой прошла меньшее расстояние.

Выводы из опытов:

^ 1. тележки действуют друг на друга, т.е. они взаимодействуют. Значит, действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют.

2. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость.

3.Чем больше масса тела, тем меньше оно изменяет скорость при взаимодействии с другим телом.

Мы рассмотрели самый простой случай взаимодействия двух тел. Оба тела до взаимодействия находились в покое относительно стола и относительно друг друга.

Посмотрим примеры взаимодействия пули и ружья, снаряда и пушки при выстреле. ^ Просмотр видео сюжетов на слайде презентации урока.

Комментарий к видео: Перед выстрелом пуля находится в покое относительно ружья. При взаимодействии (во время выстрела) пуля и ружье движутся в противоположные стороны. Происходит явление отдачи.

Ребята, а как вы думаете, на какого человека будет действовать меньше отдача – на маленького или большого?

Правильно на большого, так как - чем больше масса тела при взаимодействии, тем меньше приобретаемая им скорость.

А как уменьшить отдачу?

Чтобы уменьшить отдачу необходимо плотнее прижать ствол ружья к плечу, при этом масса увеличивается, а скорость уменьшается.

Рассмотрим еще два вида взаимодействия твердых тел: упругий и неупругий удар. Демонстрация опытов с металлическими и пластилиновыми шариками, при движении по желобу. При столкновении металлические шарики отскакивают друг от друга – это упругий удар. Пластилиновые шарики при столкновении слипаются друг с другом – это неупругий удар.

Ребята, а какое взаимодействие проявляется в играх с мячом или теннисным шариком?

Правильно, упругий удар – потому что мяч и шарик отскакивают от другого тела.

Давайте вспомним, как проявляется взаимодействие тел на улицах города, и к каким последствиям это может привести. Я имею в виду взаимодействия транспортных средств с пешеходами или друг с другом. Как результат взаимодействия зависит от массы и скорости тел? Показ слайда с картинками взаимодействия транспортных средств.

Ответы учащихся - примеры столкновения различных транспортных средств: автомобили с пешеходами, велосипедистами или друг с другом.

На примерах столкновения различных тел вы еще раз убедились, как важно знать законы физики и учитывать их в повседневной жизни, а особенно пешеходам и водителям транспортных средств!

Ребята, вы иногда на переменах бегаете по коридорам школы или в кабинетах. Как вы думаете, могут ли при этом возникать взаимодействия тел и что надо учитывать, чтобы избежать тяжелых последствий этих взаимодействий?

Правильно, необходимо уменьшить скорость движения на переменах, чтобы избежать травм от столкновений друг с другом или со стеной, столом и шкафом.

Ребята, мы рассмотрели с вами различные примеры механического взаимодействия тел, примеры применения законов физики пешеходами и водителями транспортных средств. А в последующие годы вы познакомитесь с электрическими, магнитными и другими взаимодействиями. Узнаете о примерах полезного применения взаимодействия тел.

^ 5. Домашнее задание: Дома внимательно прочитайте параграф 18 и устно ответьте на вопросы в конце параграфа. Выпишите в тетрадь предложения, выделенные черным шрифтом, постарайтесь запомнить их. Рисунки 44 и 45 выполните в тетради, знать пояснения к ним.

^ 6. Подведение итогов урока

Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока.

Скажите, пожалуйста, кому особенно необходимо знать и учитывать закон инерции?

К каким последствиям могут привести взаимодействия транспортных средств на улицах города?

Что необходимо помнить ученикам о взаимодействии при движении на переменах?

Выслушать ответы учащихся.

Вот, закончился урок,

Знания пошли нам впрок.

Я хочу совет вам дать:

Надо физику читать,

Чтоб уметь ее опять

В нашей жизни применять!

Сегодня работали все активно – молодцы! Отметить оценками работу особенно активных учащихся. А оценки за тест я объявлю на следующем уроке, после проверки.

Урок окончен, до свидания!

(Если будут помощники, то результаты тестирования можно сообщить в конце урока)

Похожие:

Взаимодействие тел icon«Физика магнитных явлений», часть I
Гейзенберга. Косвенное обменное взаимодействие через электроны проводимости (ркки взаимодействие). Косвенное обменное взаимодействие...
Взаимодействие тел iconУрок-путешествие в сказку по теме "Взаимодействие тел"
...
Взаимодействие тел iconВзаимодействие предприятия с внешней средой
Рассмотрим деятельность данного предприятия. Для начала отобразим взаимодействие предприятия с внешней средой
Взаимодействие тел icon01032 г. Киев Жилянская 114 оф Тел./моб: (067) 500 40 31 Тел. (044)...

Взаимодействие тел iconЗаявка на участие в городском конкурсе
Домашний адрес, телефон, сот тел г. Чебоксары, ул. Урукова, д. 7,кв. 8, тел. 45-74-74, сот тел. 8-927-666-58-33
Взаимодействие тел iconФизика конденсированного состояния вещества, как раздел современной...
Силы связи в твердых телах. Симметрия твердых тел. Дефекты в твердых телах. Дифракция и рассеяние рентгеновских лучей, нейтронов...
Взаимодействие тел iconОбщество с ограниченной ответственностью «РайдоТур»                       
Унп 391355985, окпо 297638942000 в Филиале №200 – Витебском областном управлении ОАО «асб беларусбанк», 210015, г. Витебск, ул. Ленина,,...
Взаимодействие тел iconНазвание лагеря, адрес, тел/факс/Е
Название лагеря, адрес, тел/факс/Е-mail: Пришкольный оздоровительный лагерь «Радуга», 658400 Алтайский кр., Локтевский р-он, п. Ремовский,...
Взаимодействие тел iconСегодняшнего педагогический совет по воспитательной работе «Личностное...
Разработка проблемного педагогического совета по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через...
Взаимодействие тел iconГосударственное унитарное предприятие
Южно-Сахалинск, Коммунистический пр. 76, оф. 313, тел./факс (4242)74-10-32,74-11-42, тел. 74-41-69, 74-29-39
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница