Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности»




Скачать 61.58 Kb.
НазваниеУроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности»
Дата публикации18.04.2013
Размер61.58 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Туризм > Урок
Приложение к уроку учителя истории Матвеенко Т.В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности»

I .Человек и система ценностей в эпоху Средневековья.
2. Из трактата папы Иннокентия III “О презрении к миру».

О труде смертных.

«Ибо птица рождается для полёта, а человек рождается для труда»… Все дни его полны трудами и скорбями, и даже не отдыхает ум его. И что это, если не суета сует? Нет никого без работы под солнцем, нет никого без недостатка под луной, нет никого без тщеславия во времени. Время есть замедление вещей преходящих. «Суета сует… и всяческая суета». О сколь различны стремления людей, столь неодинаковы занятия! Однако одна у всех цель и один результат: труд и томление духа.
О занятии мудрецов.

Испытуют мудрецы и, вычисляя высоту неба, ширину земли, глубину моря, обсудят частности, обдумают целое, всегда будут учиться или учить. А что приобретут от этого занятия, кроме скорби и томления духа? Знал это по опыту сказавший: «И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость, и узнал, что и это томление духа; потому что при многой мудрости и много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь»… Ибо хотя надо, чтобы исследователь напрягал все свои силы в ночных бдениях и бодрствовал для трудов и усилий, однако едва ли есть что-нибудь столь ничтожное, едва ли есть лёгкое, что человек понимал бы вполне, что он постигал бы ясно. Разве только то знают совершенно, что ничего не знают совершенно.
2. Ж. Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада».

Пытаясь приблизится к людям средневековья в их индивидуальности, мы неизменно убеждаемся, что индивид, принадлежавший сразу нескольким общинам и группам, не столько утверждался, сколько полностью растворялся в этих общностях.

Гордыня считалась «матерью всех пороков» лишь потому, что она являла собой «раздутый индивидуализм». Спасение может быть достигнуто лишь в группе и через группу, а самолюбие есть грех и погибель.

Средневековый человек не видел никакого смысла в свободе в современном её понимании. Свобода – это гарантированный статус. Без общины не было и свободы. Она могла реализоваться лишь в состоянии зависимости, где высший гарантировал ему уважение его прав. Свободный человек – это тот, у кого могущественный покровитель.

II. Система ценностей и человек в эпоху Античности.

1. Славная доля – в передних рядах с супостатом

сражаясь,

В подвигах бранных грозе смерть за отчизну

принять!

Доля ж постыднее всех – в нищете побираться

по свету,

Город, покинув родной, тучные бросив поля …

Тиртей, поэт, VII в. до н.э.

2. В мире много сил великих,

Но сильнее человека нет в природе ничего…

Софокл, V в. до н.э.

3.Более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье.

Лукиан.

4. Познай самого себя!

Сократ.

5. Прославленный реформатор Солон прибыл к лидийскому царю Крёзу, известному своим богатством. После осмотра сокровищниц Крёз спросил, видел где-либо Солон счастливейшего в мире человека. Царь задал этот вопрос, надеясь, что гость назовет его самого. Солон же ответил так: «Да, царь, я видел самого счастливого человека. Это – афинянин Телл». «Почему ты считаешь Тела самым счастливым?» - удивился Крёз. «Этот Телл жил в цветущее время его родного города, у него были прекрасные и благородные сыновья, и ему довелось увидеть, как у всех них также родились и остались в живых дети. Это был, по нашим понятиям, зажиточный человек, к тому же ему была суждена славная кончина. Во время войны афинян с соседями он выступил в поход и … обратил в бегство врагов, но и сам пал доблестной смертью. Афиняне же устроили ему погребение на месте гибели, оказав ему этим высокую честь»

По Геродоту.

6. Фридрих Ницше «Гомеровское соревнование».

«Для древних целью агонального (состязательного) воспитания было благо совокупности, благо государственного общества. Каждый афинянин, например, должен был настолько развить свое соревнованием свое «я», чтобы он мог приносить Афинам наибольшую пользу и наименьший вред. То не было честолюбием по безграничности и неизмеримости: о благе своего города думал юноша, когда он состязался… Каждый грек с детства чувствует в себе страстное желание участвовать в состязании городов, быть орудием для блага своего города: этим воспламенялось его самолюбие и этим же оно обуздывалось и ограничивалось.

^ III. Возвышение личности человека в эпоху Возрождения.

Из сочинений Поджо Браччолини.

В ком есть блеск добродетелей, в том обретается врожденное и совершенное благородство, не происходящее извне, а рожденное дома, приобретенное не чужим благодеянием, а собственными заслугами, снисканное не подвигами предков, а своими бдениями, трудами и занятиями. Тот, кто хвалится своим родом, чужое хвалит, а насколько выше давать свет другим, чем сиять чужим блеском, настолько лучше самому рождать себе благородство, чем получать его заслугою другого».
^ IV. Из «Похвального слова Глупости» Эразма Роттердамского.

Что до богословов, то не лучше ли обойти их молчанием, не прикасаться к этому ядовитому растению? Люди этой породы весьма спесивы и раздражительны – того и гляди набросятся на меня с сотнями своих заключений и потребуют, чтобы я (Глупость) отреклась от своих слов, а в противном случае вмиг объявят меня еретичкой. Они ведь привыкли стращать этими громами всякого, кто им не угоден…

По своему произволу они толкуют и объясняют сокровеннейшие тайны: им известно, по какому плану создан и устроен мир, какими путями предается потомству язва первородного греха… Так, например, одна из этих истин гласит, что зарезать тысячу людей – не столь тяжкое преступление, как починить бедняку башмак в воскресный день, и что лучше допустить гибель мира со всеми, как говорится потрохами, нежели произнести малейшую ложь.

^ V. Пико делла Мирандола. Из речи «О достоинстве человека».

«Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа. И поставив его в центр мира, сказал «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтешь».

^ IV. Трагизм позднего гуманизма.
В.Шекспир (1564-1616)

Сонет 66.

Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье.
И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывёт,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг,

Но жаль тебя покинуть милый друг!

^ Из «Гамлета»

Каким ничтожным, плоским и тупым

Мне кажется весь свет в своих стремленьях!

О мерзость! Как невыполотый сад,

Дай волю травам – зарастёт бурьяном.

С такой же безраздельностью весь мир

заполонили грубые начала.

Как это все могло произойти?…
Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивление

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ним? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель желанная?

Похожие:

Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» iconСтатья научно методический журнал по теме : «Алгоритм работы учителя...
«Алгоритм работы учителя истории и обществознания по формированию исследовательской культуры школьников» учителя истории и обществознания...
Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» iconВопросы к коллоквиуму по Новой истории 1
Период Новой истории (общая характеристика). Капиталистические отношения в Западной Европе в начале Нового времени (16 18 вв.)
Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» iconПлан работы районной «Школы молодого учителя» на 2011-2012 уч г....
Подготовка учителя к уроку (обучение составлению тематического и поурочного планирования)
Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» iconУроку химии по теме: «Алюминий и его соединения»
Дети изучают первую тему «Металлы». В состав темы входит 15 уроков. Данный урок 10 в теме
Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» iconМатериалы к уроку. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс»
России конца XIX – начала XX в. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического...
Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» iconУрок по теме от Киевской Руси до России
Каждая команда должна к уроку придумать название для своей группы; сделать элементы костюма данного периода истории; инсценировать...
Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» icon«От «портфолио» ученика к «портфолио» учителя. Web-портфолио учителя...
График обучения работе по теме: «От «портфолио» ученика к «портфолио» учителя. Web-портфолио учителя предметника»
Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» iconУчебно методическое пособие по курсу “россия в мировой истории”  ...
Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” /...
Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» iconГоллербах Е. А. К незримому граду: Религиозно-философская группа...

Уроку учителя истории Матвеенко Т. В. по теме: «Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности» iconУрок изучения нового материала. Цели
Материал к уроку физики по теме: Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница