Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи




Скачать 49.92 Kb.
НазваниеЦель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи
Дата публикации10.03.2013
Размер49.92 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Военное дело > Документы
Словосочетания, их строение и грамматическое значение

(8 класс)
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения.

Задачи:

создать условия для усвоения обучающимися новых понятий по теме с привлечением фрагментов из про­изведений художественной литературы;

способствовать развитию культуры речи школьников, умений анализиро­вать, овладению самостоятельной поисковой деятельностью;

содействовать формированию интереса к рус­скому языку, эстетического отношения к произве­дениям художественной литературы и формиро­ванию нравственных ценностей.
^ Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина;

поурочная карточка.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1.Лингвистический анализ предложения:

Люблю песчаный косогор,

Калитку, сломанный забор,

Перед избушкой две рябины,

На небе серенькие тучи.

(А. Пушкин.)
О чём говорится в предложении?

Какие средства художественной выразительности использовал А.С.Пушкин в создании картины?

2.Как понимаете смысл высказывания В. Г. Белинского?

«Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благо­родно; что для них была проза, то для него была поэзия».

^ III. Этап усвоения новых знаний

1. Целеполагание.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Что такое словосочетание?

3. Выпишите словосочетания из предложений А. С. Пушкина и В. Г. Белинского, определите строение и грамматическое значение.

(Обучающиеся заполняют таблицу).


Словосочетание

Строение

Грамматическое значение

  1. ^ Люблю косогор

Люблю две рябины

глаг. + сущ. (гла­гольное)

глаг. + словосоч. сущ. с числ.

(гла­гольное)

действие на пред­мет

(общее грам. знач.)

2. ^ Сломанный забор

прич. + сущ. (именное)

признак предмета

Серенькие тучи

прилаг.+ сущ. (именное)

признак предмета

3. Тучи на небе

сущ. + сущ. в пред. п. (именное)

предмет + предмет

4. ^ Было благородно

глаг. + нареч. (глагольное)

действие и его при­знак


В чём заключается отличие словосочетания от слова и предложения?

4. Определите, из какого произведения представлен языковой материал?

Мороз и солнце, день чудесный, ты дремлешь, на небе, сквозь тучи желтела, в окно, под голубыми небесами, блестя на солнце, леса и берег, приятно думать.

(Ученики называют стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»).

5. Выпишите только словосочетания, объясните свой выбор. Почему остальные сочетания слов не являются словосочетаниями?

(Обучающиеся делают вывод, что словосочетаниями не являются сочетание подлежащего и сказуемого, то есть грамматическая основа предложения, сочетание самостоятельного и служебного слов, однородные члены предложения).

6. Сообщение обучающегося «Нормы сочетания слов в словосочетаниях, предупреждение нарушения норм в речи».

^ IV. Этап закрепления новых знаний

1. Проанализируйте синонимичные словосочетания, их строение и стилистическое употребление:

Шапка отца - отцова шапка (разг.), отсутствовать из-за болез­ни - отсутствовать по причине болезни (кн.), каменная плита - плита из камня, дивизионный штаб - штаб дивизии, дом в пять этажей - пятиэтажный дом, рассказывать о сыне - про сына, летели самоле­том - на самолете, вошел в кухню - на кухню, ехать на метро - в метро.

2. Проанализируйте синонимичные словосочетания, сравните их смысловое значение:

Обёрточная бумага (особый сорт бумаги) - бумага для обёртки (любая бумага, которую взяли, чтобы в неё что-то завернуть), ловкость кошки (ловкость, присущая этому животному) – кошачья ловкость (ловкость, как у кошки).

3. Составьте словосочетания, зависимые слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной падежной форме. (Конструирование словосочетаний с целью предупреждения речевых ошибок).

Беспокоиться (маленький ребенок) - тревожиться (исход дела), вера (благополучный исход экспедиции) - уверенность (победа хоккеистов), обидеть (сказанные слова) - обижен (оказанный прием), обращать внимание (имеющиеся недостатки) - уделять внимание (каждая мелочь), опираться (научные данные) - базироваться (результаты опыта), отзыв (поступившая в редакцию статья) - рецензия (рукопись учебного пособия), препятствовать (уличное движение) - тормозить (развитие техники), сердиться (неуместная шутка) - рассержен (глупая выходка), уплатить (проезд в автобусе) - оплатить (стоимость проезда в автобусе).

^ V. Обобщение

1. В чём заключаются особенности словосочетания, его строения и грамматического значения?

2. Прочитайте «крылатые слова», принадлежащие перу А.С. Пушкина. Назовите словосочетания, укажите строение, объясните их грамматическое и лексическое значение: «властитель дум», «глаголом жги сердца людей», «да здравствуем солнце, да скроется тьма», «дух отрицанья, дух сомненья», «окно в Европу», «разбитое корыто», «с корабля на бал», «скупой рыцарь», «я памятник себе воздвиг нерукотворный».

VI. Итог урока. Рефлексия

VII. Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктажа о его выполнении

Выпишите из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» словосочетания, указав их строение и грамматическое значение.

Похожие:

Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconКласс: 6 класс Тип урока
Цель урока: Создать условия для углубленного понимания обучающимися процесса феодальной раздробленности, через выявления общих и...
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconЗадачи: о бучающие
Цель урока: Создать условия, необходимые для рассмотрения этапов развития теории вероятностей
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconЖестокие игры: поступок и последствия
Цель: создать условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментария двух ранее изученных произведений с целью...
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconТема: Нормативное построение словосочетаний и предложений
Цель: формировать умение определять способы построения словосочетаний и предложений
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconУрок истории. Тема: «Русская живопись»
Познакомить с понятиями,  «живопись», исторический жанр,  создать условия для выделения исторической картины и ее особенностей
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconКалендарно-тематическое планирование Глава Личность подростка (11...
«Личность подростка» и получить систему обществоведческих знаний, необходимых для изучения образовательной области «Обществознание»...
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconКонкурс игровых программ «Созвездие игры»
Цель- создать условия для формирования представления детей о разнообразии русских народных сказок
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconСценарий праздника «Урок мира»
Цель: создать условия для адаптации к школьной жизни после летних каникул; поддержания дружеской атмосферы
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconКлассный час на тему: Питание и здоровье
Цель: Создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания
Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения. Задачи iconТема урока: «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р». Дидактическая
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница