Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения»




Скачать 384.12 Kb.
НазваниеЛекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения»
страница1/4
Дата публикации24.03.2013
Размер384.12 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Военное дело > Лекция
  1   2   3   4
Лекция №3. – «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения».

Экспорт продукции военного назначения имеет для России на современ­ном этапе ее развития гораздо большее значение, чем для любой другой страны мира. Прежде всего потому, что на мировом рынке это пока одна из немногих для России ниш, где она может конкурировать с ведущими мировы­ми производителями высокотехнологичной продукции. Кроме того, являясь традиционным поставщиком сырья, Россия за счет расширения сотрудниче­ства в военно-технической сфере с последующей экспансией технологий и организации лицензионного производства имеет шанс прорыва через экс­порт оружия на рынок не только военной, но и гражданской высокотехно­логичной продукции, что будет реализовываться через Государственную корпорацию «Ростехнологии», созданную на базе активов «Рособоронэкспорта» (Федеральный закон о государственной корпорации «Ростехнологии» от «23» ноября 2007г. №270-ФЗ).

На сегодняшний день российская продукция военного назначения экспортируется в 66 стран, что, по всей вероятности, пределом являться не может, так как Россия предполагает постоянное расширение рынков сбыта своих вооружений и достаточно активно предпринимает для этого все возможные усилия с целью, как указано в Федеральном законе «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ, укрепления военно-политических по­зиций Российской Федерации в различных регионах мира.

Сегодня наиболее привлекательными и самыми выгодными для России оружейными рынками являются государства Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, страны Дальневосточного региона, а также Ближний и Средний Вос­ток и страны Персидского залива.

Поэтому Россия предполагает расширять свое присутствие на всех перспективных рынках и, в частности, в Юго-Восточной Азии. В данном регионе Россия уже осуществляет военно-техническое сотрудничество с Инди­ей, Китаем, Вьетнамом, Малайзией и Южной Кореей. В то же время на про­тяжении нескольких лет ведутся достаточно обнадеживающие переговоры российских экспортеров о поставках продукции военного назначения в Таиланд, Филиппины, Индонезию и другие страны региона. Однако целый ряд имеющихся на сегодня в данных государствах различных объективных трудностей как внутриполитического, так и финансового характера осложняет переговорный процесс и препятствует заключению взаимовыгодных контрактов.

На Ближнем Востоке одним из наиболее давних импортеров российских вооружений является Сирия, армия которой в основном оснащена вооружением и военной техникой, поставленными в свое время Советским Союзом и требующими сегодня значительной модернизации. Возобновляется со­трудничество в военно-технической сфере и с такими некогда достаточно крупными покупателями российского вооружения, как Иран и Ливия.

В регионе Персидского залива Россия поставляет сегодня вооружение и военную технику в Кувейт и ОАЭ, подписание контрактов с которыми в свое время вызвало большой резонанс во всех западных странах, считав­шимися основными поставщиками оружия на данный рынок.

Большое значение придает Россия сотрудничеству на высокотехнологич­ном западноевропейском рынке с Финляндией, Германией, Францией, Ита­лией, а также со странами Юго-Восточной Европы — Грецией, Кипром и Югославией.

Несмотря на то, что ряд бывших стран Организации Варшавского Договора активно осуществляет военно-техническое сотрудничество со странами Запа­да, восточноевропейский рынок оружия для России окончательно не утрачен и военно-техническое сотрудничество с данными странами, хотя и в меньшей мере, чем раньше, продолжается и постепенно оживляется. К тому же ряд вос­точноевропейских стран, пожелавших стать членами НАТО, пришли к пони­манию того, что военно-техническое сотрудничество с Россией может помочь им в сокращении тех затрат, которые возникли при их вступлении в НАТО. По мнению Пентагона, реструктуризация Вооруженных Сил восточноевропейских стран – новых членов НАТО, потребует от данных стран колоссальных денежных затрат, только на реструктуризацию Вооруженных Сил Чехии, Польши и Венгрии потребуется по скромным оценкам 10-13 млрд. долл.

Начиная с 2003 года, объемы российского экспорта продукции военного назначения в страны Латинской Америки неуклонно растут. Однако, как считают эксперты, чтобы говорить об устойчивом росте в будущем главной задачей на сегодняшний день является закрепление на тех направлениях, где Россия может успешно конкурировать с западными производителями вооружений. Увеличение объемов закупок ПВН странами Латинской Америки лишний раз доказывает серьез­ность намерений ведущих стран данного региона проводить политику, на­правленную на обеспечение обороноспособности, отвечающей самым современным требованиям военного строительства.

Одним из приоритетных и взаимовыгодных направлений для России явля­ется развитие военно-технического сотрудничества со странами СНГ. На се­годняшний день Правительством Российской Федерации подписаны международные договоры о военно-техническом сотрудничестве с Украиной, Бела­русией, Молдовой, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикис­таном. При этом в первую очередь данное сотрудничество ориентировано на совместное использование научно-производственного потенциала и сохране­ние тесных связей между оборонными предприятиями.

Путем целенаправленных усилий российского экспортера продукции во­енного назначения (ФГУП «Рособоронэкспорт») география его деятельности постоянно расширяется. Увеличившиеся при этом объемы торговли оружием наиболее реально соответст­вуют мощи и научно-производственному потенциалу российской оборон­ной промышленности и обеспечивают достойное место России в одном из сложнейших секторов мирового хозяйства, каковым является современный мировой рынок вооружений.

Тем более что существуют и некоторые объективные факторы, работающие сегодня на пользу российского вооружения. И один из таких факторов — имидж продукции военного назначения, произведенной в России. Иными словами, российское оружие уже успело снискать достаточно широкое при­знание во многих странах мира благодаря своим высоким боевым возможно­стям, качеству изготовления, долговечности и простоте использования. При­чем, по всем этим параметрам Россия пока еще сохраняет свои лидирующие позиции, и практически по каждому виду российских вооружений имеются сегодня довольно хорошие экспортные перспективы.

Сегодня Россия часто предлагает на экспорт такие образцы продукции во­енного назначения, которые либо только что приняты на вооружение Российской армии, либо поступят в Вооруженные Силы России в ближайшее время. В общей сложности при этом набирается не один десяток образцов россий­ской, ориентированной на экспорт боевой техники, не только ни в чем не ус­тупающей лучшим мировым аналогам, но зачастую значительно превосходя­щей их по целому ряду показателей.

В последнее время Россия все больше внимания начинает уделять рынку модернизации вооружений, который еще несколько лет назад считался несу­щественным и вторичным. Причем у России есть перспективные проекты мо­дернизации советского оружия. Россия в настоящее время готова сотрудничать со странами Восточной Европы, а также с другими государствами в пере­воде вооружений их армий на стандарты НАТО.

Сегодня Россия уже может производить и автомат калибра 5,56 мм, превос­ходящий по своим тактико-техническим характеристикам американскую винтовку М-16, и патроны к нему, и артиллерийские системы калибра 155 мм, и боеприпасы калибра НАТО, и многие другие виды оружия, соответствую­щие западным стандартам, причем не только ничем не уступающие западным образцам, но часто и более эффективные.

Таким образом, при изготовлении продукции военного назначения на экс­порт российский производитель, удовлетворяя все пожелания заказчика, порой изменяет те или иные образцы вооружения и военной техники до такой степени, что они становятся совершенно непохожими на оригинал, причем подобные доработки не являются единичными случаями в современной практике российских производителей продукции военного назначения.

Более того, Россия готова и к проведению в интересах иностранного заказ­чика НИОКР, и к созданию совершенно новых видов оружия по предложени­ям своих зарубежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству.

Большое значение Россия придает своему участию в международных выставках оружия и авиасалонах. Причем, регулярное участие в крупней­ших выставках и салонах последних лет является одним из элементов се­рьезной маркетинговой политики и направлено, в первую очередь, на воз­вращение утраченных Россией позиций на мировом рынке продукции во­енного назначения и наращивание российского экспорта вооружения и военной техники.

Вышеизложенное показывает, что Россия на мировом рынке продукции во­енного назначения участвует, как правило, по двум основным направлениям: экспортные поставки продукции военного назначения и сотрудничество в области разработки и производства перспективных видов вооружения и военной техники. Рассмотрим эти направления более подробно в региональном аспекте.

^ Экспортные поставки продукции военного назначения и оказание услуг

Торговля продукцией военного назначения и оказание услуг импортерам в процессе ее эксплуатации становятся одним из главных источников валют­ных поступлений в государственный бюджет и активизации работы оборон­ной промышленности. Экспортные заказы позволяют загрузить простаиваю­щие мощности оборонных предприятий, сохранить рабочие места, уникаль­ные технологии и научно-технические разработки, которыми располагает оборонная промышленность, и тем самым сохранить многие производства и обеспечить технологическую преемственность в интересах перспективной системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Решение проблем повышения эффективности военно-технического сотрудничества напрямую связано с расширением экономической экспансии России на основные рынки вооружения. При этом необходимо учитывать, что мировые экономические процессы не только не способствуют этому процес­су, но и всемерно ему препятствуют, поскольку, как было отмечено выше, между наиболее развитыми в технологическом отношении странами идет же­сткая конкурентная борьба за эти рынки. Особую роль при этом играют ос­новные экономические центры, образовавшиеся в процессе глобализации со­временной мировой экономики.

Именно в отношении стран таких центров, задающих систему экономиче­ских отношений в регионах мира, целесообразно оценить возможный потен­циал военно-технического сотрудничества России. Такими экономическими центрами сегодня являются:

  • Европейский регион;

  • Североамериканский регион;

  • Латиноамериканский регион;

  • Азиатско-Тихоокеанский регион;

  • Африканский регион и Ближний Восток.

Эти регионы существенным образом разнятся как в экономическом, так и в организационном отношении, что накладывает ряд специфических особенностей на характер военно-технического сотрудничества со странами того или иного региона.

В целом же свыше 60% всего экспортируемого оружия сегодня приобретает­ся развивающимися странами. Так что развивающиеся страны занимают важное место в системе взаимоотношений на мировом рынке ВВТ — именно они являются главными покупателями на нем, и именно в этом направлении идут основные потоки вооружений.

Таким образом, продвижение готовых образцов продукции военного назначения в развитые в экономическом отношении регионы во многом проблематично. Поэтому основные акценты военно-технического сотрудничества с ними должны быть смещены в область конкурентоспособных технологий и осуществление совместных проектов. Другое дело, страны менее развитых в экономическом отношении регионов, спектр военно-технического сотрудничества с которыми может быть достаточно широ­ким — от поставок запасных частей к ранее поставленной продукции во­енного назначения до поставок современной продукции военного назна­чения и высоких технологий.

Большую роль играют организационные аспекты регионов, обусловленные функционирующими в них экономическими организациями, объединяющи­ми страны в блоки, и создающими единое правовое и экономическое прост­ранство. Учитывая это, Россия строит военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на взаимовыгодной основе и с учетом того, чтобы эта область взаимодействия не была бы направлена против интересов безопасности третьих стран.

Рассмотрим экономические особенности указанных выше регионов мира и проанализируем основные направления военно-технического сотрудниче­ства России с различными странами этих регионов.

Европейский регион

Хотя Европейский регион является одним из наиболее однородных в эко­номическом отношении регионов мира, тем не менее, в силу исторических особенностей, целесообразно рассматривать его с точки зрения возможностей военно-технического сотрудничества для западноевропейской и восточноевропейской частей отдельно.

Западная Европа

Западная Европа занимает особое место в мировом хозяйстве. На ее долю приходится около 23% совокупного ВВП и 7% населения мира.

Западная Европа включает 24 страны, которые отличаются друг от друга размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом. Основной экономичес­кий потенциал региона приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны — Германию, Великобританию, Францию и Италию, в которых сосредоточено 50% населения и 70% валового внутрен­него продукта Западной Европы. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего регио­на. Прочие государства относятся к малым промышленно развитым странам.

Высокий уровень экономической и организационной интеграции западно­европейских стран не мешает России осуществлять избирательную полити­ку военно-технического сотрудничества с каждой из них.

Из развитых стран этого региона наиболее устойчивая система военно-тех­нических отношений России сложилась с Францией. Традиционными сферами сближения и совместных интересов России и Франции являются авиация и космос. При этом речь идет о совершенствовании учебного самолета на базе МиГ-АТ. Франция участвовала в этом проекте и готова продвигать эту машину на международный рынок. Кроме того, Франция и Россия совместно анализи­руют проблему наблюдения за движением космических объектов, чтобы лучше знать о деятельности в космосе и в связи с этим обмениваться данными.

Готова к дальнейшему развитию военно-технического сотрудничества с Россией и Германия. При этом речь идет, прежде всего, о кооперации в рамках партнерского сотрудничества, в частности, в рамках научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ. В качестве одного из вариантов кооперации России и Германии в сфере военно-технического сотрудничества имеется возможность совместных действий фирм двух стран по приведению к стандартам НАТО истребителей МиГ-29, находящихся на вооружении Гер­манских ВВС.

В импорте готовой военной техники Германия заинтересована меньше, хо­тя российские системы оружия, такие, как МиГ-29, высоко ценятся в германской армии. В связи с тем, что большая часть состоящей на вооружении Бун­десвера техники западного производства, Германия приняла решение в пользу новых образцов вооружений западных и европейских систем, в результате чего, начиная с 2003 года, истребители МиГ-29, состоящие на вооружении германских ВВС, будут постепенно заменены на «Еврофайтер».

Этим же вызван отказ Бундесвера от российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70. При этом, решающую роль сыграли соображения западноевропейского сотрудничества.

Развивается военно-техническое сотрудничество и с другими европейскими странами. Так, в рамках военно-технического сотрудничества с Финляндией Россия поставляла в Финляндию вертолеты Ми-8, для ремонта и обслуживания которых созданы соответствующие структуры и имеется обученный персонал. Кроме того, ранее финская сторона получила от Российской Федерации системы ПВО «Бук-М1» в счет погашения российской задол­женности.

Развивается военно-техническое сотрудничество с ^ Грецией, Кипром и Турцией.

Среди факторов, которые определяют на современном этапе политику Тур­ции, Греции и Кипра в сфере военного строительства и закупок за рубежом военной техники, можно выделить:

  • неурегулированные региональные конфликты (прежде всего турецко-греческие споры по поводу островов в Эгейском море и ситуация вокруг Ки­пра);

  • внутриполитическая нестабильность в Турции (вооруженная борьба пра­вительства против курдских сепаратистов, положение с правами человека в стране);

• крупная финансово-экономическая и военная помощь, оказываемая США в течение многих лет как Турции, так и Греции, в рамках которой осуще­ствлялись массированные поставки американской военной техники, включая поставки на льготных условиях;

• стремление американских военно-промышленных корпораций разогре­вать оружейные рынки Турции и Греции и «зарезервировать» их для продви­жения только своей продукции;

  • попытки стран Западной Европы (в первую очередь Франции и Германии) вытеснить США с оружейных рынков рассматриваемых государств;

  • желание импортеров продукции военного назначения (Греции, Турции) не попадать в чрезмерную зависимость от одного поставщика вооружений, политика диверсификации источников продукции военного назначения;

  • традиционные связи Греции и Кипра с Россией как членом Совета Бе­зопасности ООН, выступавшим многие годы за урегулирование проблемы Кипра;

  • стремление Турции укрепить политические и экономические отношения со странами ЕС с целью последующего вступления в эту организацию;

  • периодическое возникновение ограничений на поставки продукции во­енного назначения в Турцию в связи с ситуацией в Курдистане;

  • опасения Турции, что конгресс США и некоторые европейские страны могут не разрешить своим производителям продажу ей продукции военного назначения, даже если они окажутся победителями в объявленных турецкой армией тендерах;

  • процессы интеграции западной оборонной промышленности (как на европейском, так и трансатлантическом уровнях), намерение Греции и Турции включиться в эти процессы и стремление развивать собственные военные производства с иностранной помощью;

  • экономия финансовых средств, которая становится неизбежной при реализации масштабных программ модернизации вооруженных сил, отсюда — интерес к бывшей в употреблении военной технике, поиск вариантов закупки за рубежом наиболее дешевых вооружений;

  • необходимость в ряде случаев (характерно для Турции), произвести за­купки вооружений в экстренном порядке.

Таким образом, имеется несколько вполне конкретных предпосылок для ведения военно-технического сотрудничества России с данными странами Средиземноморья. Заметим, однако, что некоторые процессы, развивающие­ся в регионе (например, интеграция западноевропейской военной промышленности, снижение уровня внутриполитической нестабильности в Турции), становятся негативными по отношению к продвижению российской продук­ции военного назначения факторами. Наряду с предпосылками имеются и се­рьезные ограничения для развития военно-технического сотрудничества Рос­сии со странами региона.

Военно-техническое сотрудничество России с Грецией является одним из примеров успешного претворения в жизнь новых, современных, лишенных идеологических шор подходов к работе российского спецэкспортера на миро­вом рынке оружия. Несмотря на то, что Греция входит в блок НАТО, это одна из тех стран, с которыми отношения в сфере военно-технического сотрудни­чества развиваются наиболее динамично.

Крупной победой России является уже осуществленная поставка Греции партии зенитных ракетных комплексов «Оса-АКМ» и решение Греции закупать в России 21 ЗРК «Тор-М1».

Однако, на наш взгляд, России следует в дальнейшем учитывать некоторые возможные реальные ограничения на военно-техническое сотрудничество с Грецией.

Во-первых, это противодействие со стороны США, которые стремятся не допустить заключения новых контрактов России в Греции. После агрессии НАТО в Югославии США усилили давление на своих западноевропейских партнеров по НАТО, настаивая на скорейшей модернизации их вооруженных сил путем закупки новых вооружений, прежде всего, американских.

Во-вторых, внутри страны имеются политические силы, которые настаива­ют на сокращении военных расходов и (или) высказываются против активи­зации военно-технического сотрудничества с Россией. В правящих кругах страны сильна точка зрения, что Греция в предстоящий период должна более последовательно ориентироваться на европейских производителей оружия, продолжать усилия по интеграции в европейский ВПК, в том числе посредст­вом приватизации основных греческих предприятий оборонной промышлен­ности с опорой на европейских «стратегических инвесторов». Неслучайно Греция выразила намерение участвовать в качестве полноправного члена в ев­ропейской программе Eurofighter, в которой до этого были задействованы четыре страны. При этом от 70 до 80% трудозатрат при производстве истребителей для греческих ВВС предполагается выполнить на местных авиационных предприятиях.

Что касается Кипра, то в интересах создания надежного юридического фун­дамента с ним Россия предлагает заключить соглашение по связям в военной области между министерствами обороны двух стран, что подкрепит достигну­тые межправительственные соглашения о военно-техническом сотрудничестве.

Поставки российского оружия, произведенные этой стране, включают:

  • 43 БМП-3;

  • 41 основной боевой танк Т-80У;

  • ЗРС С-300ПМУ1, несмотря на его размещение на греческом острове Крит, комплекс остается в собственности Кипра.

То обстоятельство, что Кипр уже приобрел российскую военную технику, в определенной мере облегчает дальнейшее развитие российско-кипрского военно-технического сотрудничества.

Отдельно необходимо остановиться на военно-техническом сотрудничест­ве с Турцией, территориально расположенной как в Европе, так и в Азии.

Современный этап российско-турецкого военно-технического сотрудниче­ства начался в 1993 году. С этого момента Россия осуществила следующие по­ставки в Турцию:

  • 19 вертолетов общего назначения Ми-17В;

  • 70 БТР-80 и другое вооружение на общую сумму 114 млн. долл.

Поставки осуществлялись как с оплатой 100%-ной стоимости в год постав­ки, так и в счет погашения задолженности России по кредитам, предоставлен­ным Эксимбанком Турции Внешэкономбанку Российской Федерации.

В то же время, военно-техническое сотрудничество с Турцией имеет и не­которые ограничения, связанные с необходимостью обеспечения национальной безопасности России. Дело в том, что ускорение наращивания военной мощи Турции на фоне затяжных экономических трудностей России и сниже­ния боеготовности Вооруженных Сил России может привести к изменению в пользу Турции военного баланса сил в бассейне Черного моря.

В этих условиях экономический эффект от военно-технического сотруд­ничества с Турцией оказался бы минимальным — затраты на восстановле­ние военного баланса с Турцией даже на уровне ВМФ были бы значительно больше объема перспективных валютных поступлений от продажи этой стране продукции военного назначения. Внедряясь на оружейные рынки бывших союзных республик СССР, Турция получила возможность получать компоненты сложных боевых систем, в поставке которых ей было отказано российской стороной.

В связи с этими обстоятельствами в середине 90-х годов предлагалось отка­заться от намерений продавать Турции вооружения, которые способствовали бы усилению ее ВМС (в частности, фрегатов, современных противокорабель­ных ракет, ЗРК морского базирования) и (или) сопровождались передачей высоких технологий. К их числу были отнесены технологии, связанные с про­изводством высокоточных систем, крылатых ракет большой дальности всех видов базирования, эффективные средства РЭБ, системы ПРО, технологии аэрокосмической разведки с высокой разрешающей способностью.

В конце 90-х годов в российском руководстве возобладала несколько иная точка зрения по военно-техническому сотрудничеству и оборонно-промышленной кооперации с Турцией. Оба этих направления стали рассматриваться как весьма перспективные.

Однако не увенчались успехом попытки российских экспортеров продвигать однотипные вооружения обеим противо­стоящим сторонам, то есть Турции и Греции, чтобы снять взаимную подозри­тельность и недоверие. К числу таких попыток относится предложение поста­вить ЗРС С-300ПМУ1 не только Кипру, но и Турции.

Тем не менее, потенциал военно-технического сотрудничества с этой стра­ной достаточно высок.
  1   2   3   4

Похожие:

Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconЛекция №7. «Геополитика и геоэкономика в контексте современных тенденций...
Лекция №7. – «Геополитика и геоэкономика в контексте современных тенденций мирового рынка продукции военного назначения»
Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconЛекция №2. «Мировой рынок продукции военного назначения в региональном аспекте»
Лекция №2. – «Мировой рынок продукции военного назначения в региональном аспекте»
Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconЛекция №12. «Маркетинговые исследования в интересах продвижения продукции...
Лекция №12. – «Маркетинговые исследования в интересах продвижения продукции военного назначения на мировой рынок оружия»
Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconПрограмма курса лекций
Лекция №2. – «Мировой рынок продукции военного назначения в региональном аспекте». (Кочнев В.)
Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconЗакономерности развития мирового рынка нефти. Российский нефтегазовый...
Билет №4. Вопрос №1 Закономерности развития мирового рынка нефти. Российский нефтегазовый рынок на фон мировых тенденций
Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconЗакономерности развития мирового рынка нефти. Российский нефтегазовый...
Основные меры, компенсирующие ухудшение процессов воспроизводства минерально-сырьевой базы
Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconСтроительные нормы и правила пожарная безопасность зданий и сооружений
Ы 6, 7 и 8 не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания,...
Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconПримерная тематика рефератов по курсу
Сегментация рынка, цели и объекты. Признаки сегментации рынка потребительских товаров и товаров производственного назначения
Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconИнновационные технологии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней: российский опыт
Мазов обусловила его высочайшую удельную стоимость и разнообразные сферы применения этих кристаллов. Если ювелирная отрасль охватывает...
Лекция №3. «Российский сегмент мирового рынка продукции военного назначения» iconИнструкция о порядке приемки продукции производственно технического назначения и товаров
Основными и Особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки продукции...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница