Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества»




Скачать 211.37 Kb.
НазваниеЛекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества»
Дата публикации27.03.2013
Размер211.37 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Военное дело > Лекция
Лекция №6. – «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества».
Реализацию процесса военно-технического сотрудничества осуществляют Президент Россий­ской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Прави­тельство Российской Федерации, министерства и ведомства, определен­ные законодательством, а также государственный посредник — ФГУП «Рособоронэкспорт». Организации – разработчики и производители ПВН, в соответствии с Указом Президента РФ от 18.01.07 №54, имеют право на поставку запасных частей, агрегатов и приборов для продукции военного назначения собственной разра­ботки (изготовления), а также на проведение ремонта, утилизации и других работ, связанных с сервисным обслуживанием ПВН ("Уралвагонзавод", "Сухой", "Оборонпром").

Совокупность указанных органов, организаций и предприятий с их отно­шениями взаимодействия и подчиненности, а также информационными свя­зями образуют систему военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Очевидно, что система военно-техническо­го сотрудничества функционирует под воздей­ствием глобальной (макро) среды, представляющей собой совокупность мар­кетинговой, технологической, политической, экономической и др. сред.

Реалии жизни показывают, что составляющие макросреды, в которой функционирует система военно-технического сотрудничества, меняют свое состояние под воздействием различных внутренних и внешних факторов. В этой связи, для сохранения параметров деятель­ности системы военно-технического сотрудничества и создания предпосылок к ее развитию и повышению эффективности функционирования осуществляется комплекс мероприятий различного характера с целью адаптации системы к изменившимся состояниям составляющих макросреды.

Современная система военно-технического сотрудничества с иностранны­ми государствами, хотя и кардинально отличается от ранее существовавшей, несет в себе традиции предыдущих лет (гражданская война в Испании и ленд-лиз). Поэтому кратко рассмотрим основные вехи эволюции современной системы военно-технического сотрудничества.

К концу 80-х годов в состав Министерства внешнеэкономических связей СССР входили три специализированных управления, имевших отношение к военно-техническому сотрудничеству:

  • Главное инженерное управление (ГИУ), задачей которого была поставка на экспорт продукции военного назначения из промышленности и наличия Минобороны;

  • Главное техническое управление (ГТУ), обеспечивавшее создание объек­тов за рубежом, а также лицензированное производство;

  • Главное управление по сотрудничеству и кооперации (ГУСК), организо­вывавшее взаимодействие с социалистическими странами в области совмест­ного производства продукции военного назначения.

Контроль функционирования этих управлений осуществлял заместитель министра, аппарат которого состоял из семи человек (два помощника и пять сотрудников). Работа велась таким образом, что в случае острой необходимо­сти, заявки инозаказчиков рассматривались в течение суток, а все необходи­мые документы готовились за двое суток. Следует отметить, что в 1985-1989 гг. объем советского экспорта продукции военного назначения составлял 16-22 млрд. долл. и превышал объем экспорта аналогичной продукции США (10-13 млрд. долл.).

В начале 90-х годов ГУСК было ликвидировано (объединео с ГИУ), ГИУ — преобразовано во Внешнеторговое объединение (ВО) «Оборонэкспорт», а ГТУ — в Государственную внешнеторговую компанию (ГВК) «Спецвнештехника». Эти две орга­низации, действовавшие в соответствии с уставами, начали конкурировать между собой на внешнем рынке. А после предоставления пра­ва самостоятельного выхода на экспорт МАПО "МиГ" кон­куренция еще более обострилась.

Тогда в целях регулирования экспорта продукции военного назначения контролирующий орган был постепенно преобразован в Государственный комитет.

В 1993 г. была создана Государственная компания (ГК) «Росвооружение» (преемник ВО «Оборонэкспорт» и ГВК «Спецвнештехника»). Таким, образом, был сделан шаг к установлению госмонополиии на эксп/имп операции в сфере ВТС.

Однако вскоре выяснилось, что иностранные покупатели продукции воен­ного назначения испытывали сложности из-за невозможности быстро закупить зап­части и вовремя осуществить обслуживание и ремонт ранее приобретенной техники (в силу ряда причин ГК «Росвооружение» с решением подобных задач в полном объеме не справлялось).

В США, например, выгодность сделки оценивается по истечении конечного ресурса проданного изделия, то есть учитывается не только продажа самого изделия, но и весь срок эксплуатации, в течение которого заказчику поставляются запасные ча­сти и оказываются необходимые услуги, а также возможность последующей модернизации.

Поэтому в России было принято решение пойти по пути аттестации ряда предприятий ОПК для определения возможности их выхода на внешний ры­нок с «малыми» контрактами. В рамках этого, в 1996 г., в целях обеспечения поставок за рубеж запчастей и выполнения малых контрактов, Постановлени­ем Правительства Российской Федерации было разрешено некоторым предприятиям, производящим оборонную продукцию, самостоятельно выходить на внешний рынок (ранее, как уже отмечалось, это было разрешено только про­изводителю самолетов МиГ).

В результате была нарушена централизованная ценовая политика, имели место частичные поставки ПВН в те регионы мира, куда его не следовало бы поставлять по политическим мотивам и с точки зрения необходимости выполнения международных обязательств Российской Федерацией. Были нарушены традиции военно-технического сотрудничества как специфической сферы внешнеэкономичес­кой деятельности государства, имеющей большое политическое и военное значение (Пример: возможные поставки "Москит" в Иран").

Тем не менее, в результате предпринятых в 1993-96 гг. действий была создана система военно-технического сотрудничества, имеющая три уровня принятия решений: Президент Российской Федера­ции, Правительство Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы, среди которых важнейшее место занимал Го­сударственный комитет Российской Федерации по военно-технической по­литике (ГКВТП России).

ГКВТП России был подчинен Президенту. Единственным государственным посредником, имевшим право осуществлять эксп/имп операции с ПВН была опре­делена Государственная компания «Росвооружение», что позволило исклю­чить конкуренцию российских государственных субъектов военно-технического сотрудничест­ва.

Очередной этап реформирования военно-технического сотрудничества на­ступил в 1997 г., когда было создано Министерство внешнеэкономических связей и торговли. К нему практически перешли все функции по торговле оружием, принадлежавшие до этого ГК ВТП России и Миноборонпрому Рос­сии. Также в соответ­ствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. № 907, был создан Координационный межведомственный совет по военно-техниче­скому сотрудничеству во главе с премьер-министром (его первым заместите­лем).

Этим же указом ГК «Росвооружение» и внешнеторговое объеди­нение (ВО) «Промэкспорт» были преобразованы в федеральные государст­венные унитарные предприятия (ФГУП). ФГУП «ГК «Росво­оружение» (экспорт-импорт ВВТ в соответствии с Указом Президента Рос­сийской Федерации от 20.08.1997 г. № 910) и ФГУП «Промэкспорт» (реализа­ция за рубежом высвобождаемых из Вооруженных Сил Российской Федера­ции продукции военного назначения, комплектующих изделий и запасных частей к ним и ранее проданному оружию — Указ Президента Российской Фе­дерации от 20.08.1997 г. № 908). Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1998 г. № 660 на созданного в 1997 г. третьего государст­венного посредника — предприятие «Российские технологии» были возложе­ны задачи экспорта научно-технической продукции военного назначения.

Идея многоканальной системы военно-технического сотрудничества поз­воляла в то время гибко реагировать на потребности внешнего рынка. Такая система позволила России осуществить одновременные поставки вооружения и военной техники двум воюющим между собой государствам: в 1998 году «Промэкспорт» продал Эфиопии истребители Су-27, другое вооружение и оборудование на сумму приблизительно в 150 млн. долл. США, а ВПК «МАПО» (в настоящее время РСК «МиГ») тогда же поставил Эритрее шесть истре­бителей МиГ-29 на сумму более 50 млн. долл. США. Еще раньше был реализован контракт на поставку 10 вертолетов Ми-17 в Пакистан. Сделка была осуществлена внешнеторговым объединением «Авиаэкспорт» и не привела к ухудшению отношений с Индией (вертолеты формально не военные!)

Однако, создав трех государственных посредников, однозначно разделить сферы их деятельности как по объективным, так и субъективным причинам не удалось. В результате все государственные посредники стали торговать са­мостоятельно, конкурируя между собой и проводя различную ценовую поли­тику. Поэтому в целях снижения конкуренции между ними в апреле 2000 г. компания «Российские технологии» была присоединена к компании «Про­мэкспорт».

Однако конкуренция между "РВ" и "ПЭ" продолжала усиливаться и с целью её прекращения в ноябре 2000 г. ФГУП «ГК «Росвооружение» и ФГУП «Промэкспорт» были объединены в ФГУП «Рособоронэкспорт» (Указ Президента Российской Федерации от 4.11.2000 г. № 1834). Устав ФГУП «Рособоронэкспорт», утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6.01.2001 г.

В новой системе военно-технического сотрудничества экспорт и импорт продукции военного назначения поручен одному государственному посред­нику — ФГУП «Рособоронэкспорт». Координация деятельности госпосред­ника (ФГУП «Рособоронэкспорт») и шести предприятий-спецэкспортеров (ФГУП «РСК «МиГ», ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» (Тула), ОАО «ПК «Концерн «Антей», ГУП НПО «Машиностроение» (г. Реутов), ФГУП «ЦКБ морской техники «Рубин», ФГУП «Конструкторское бюро ма­шиностроения» (Коломна)) была возложена на Комитет по военно-техничес­кому сотрудничеству (КВТС) с иностранными государствами (в 2004 году преобразован в Федеральную Службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России)), подотчетный Минобороны России и возглавляемый заместителем Министра обороны Рос­сийской Федерации.

Совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений военно-техни­ческого сотрудничества, стала Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Во главе системы военно-технического сотрудничества Российской Феде­рации с иностранными государствами стоит Президент России. Ему принад­лежит право определения политических направлений в этой сфере, принятия решений по всем вопросам, связанным с военно-техническим сотрудничест­вом, в том числе об экспорте, лизинге, временном вывозе и ввозе продукции военного назначения и определении государств, в отноше­нии которых эта деятельность разрешена.

Детализация президентских указаний на исполнительском уровне осуще­ствляется Правительством России.

Третьим органом верхнего эшелона управления системой военно-техниче­ского сотрудничества является Федеральное собрание Российской Федера­ции.

Регулирование и контроль деятельности в области военно-технического со­трудничества осуществляет Федеральная Служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Руководство его деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, а координацию и контроль этой деятельности — Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

По вопросам, относящимся к совместной компетенции ФСВТС России и Минобороны России, координацию деятельности осуществляет Министр обороны Российской Федерации.

Основные задачи, функции, полномочия, а также подотчетность Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству закреплены в Положении о ФСВТС России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1083.

Основная задача ФСВТС России - осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества.

Основными функциями ФСВТС России являются: выдача (отзыв) субъектам ВТС лицензий на экспорт и импорт продукции военного назначения; определение исполнителя заявки иностранного заказчика; ценовое регулирование при по­ставках на экспорт; самостоятельное принятие некоторых решений в области военно-технического сотрудничества.

В соответствии с Указом Президента от 18 января 2007 года №54 внешнеторговую деятельность в отношении всей продукции военного назначения осуществляет государственный посредник — ФГУП «Рособоронэкспорт», а организации — разработчики и производители продукции военного назначения, осуществляют внешнеторговую деятельность только в части поставок запасных частей, агрегатов, технической документации, технического обслуживания, ремонта, утилизации и т.д.

Поставка продукции военного назначения осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также ФСВТС России. Проекты этих решений согласовываются субъектом ВТС, которому поручена реализация контракта на поставку конкретной продукции, с федеральными органами исполнительной власти: МИД России, Минобороны России, в том числе с Генеральным штабом Вооружен­ных Сил России, Минфином России (при поставках с использованием средств федерального бюджета), Службой внешней разведки России и Федеральной службой безопасности России (в случае поставок государствам, не включенным в список № 2), Государственной техни­ческой комиссией при Президенте Российской Федерации и Минюстом Рос­сии (в случае поставок продукции военного назначения, не включенной в список № 1).

Лицензирование деятельности организаций-разработчиков и производите­лей продукции военного назначения по разработке, производству и утилиза­ции вооружения, военной техники и боеприпасов осуществляют Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральное агентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств, Федеральное космическое агентство, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и Федеральное агентство по промышленности. Эти же агентства определяют разра­ботчиков и производителей продукции военного назначения, участвующих в выполнении контрактов на ее поставку.

В результате реформирования системы военно-технического сотрудничест­ва статус ФГУП «Рособоронэкспорта» повысился по сравнению с «ГК «Росво­оружение», в процессе реформирования системы военно-технического сотрудничества удалось избежать спадов в работе и уменьшения объема экспортных поставок продукции военного назначения, которые прогнозировались некоторыми экспертами.

^ Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества

В общем виде отечественная система военно-технического сотрудничества идентична сложившейся практике в других странах, где руководство и кон­троль осуществляются двумя ветвями власти — исполнительной и законода­тельной, с обязательным лицензированием и контро­лем со стороны государства. Для решения за­дач, возложенных на систему военно-технического сотрудничества, предус­мотрена реализация практических мероприятий, основными из которых яв­ляются:

  • подготовка и принятие нормативно-правовых актов;

  • предоставление права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

  • рассмотрение официальных обращений иностранных заказчиков;

  • лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения;

  • поставка продукции военного назначения.

Рассмотрим содержание этих этапов подробнее.

^ Подготовка и принятие нормативно-правовых актов.

Законодательной инициативой в сфере военно-технического сотрудничест­ва с иностранными государствами обладают Президент Российской Федера­ции и Правительство Российской Федерации. С предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы мо­гут выступать государственный посредник ФГУП «Рособоронэкспорт», а также другие субъекты и участники ВТС. Эти предложения передаются в ФСВТС России, который готовит проект нормативно-правового акта, создавая для этого межведомственную комиссию. Затем проект передается в Правительство Российской Федерации, где проводит­ся его уточнение и дополнение.

Далее проект нормативно-правового акта рассматривает Комиссия по во­просам военно-технического сотрудничества, которая готовит по нему заключение и со своими предложениями передает Президенту Российской Федера­ции. После проверки конституционности и соответствия основным направле­ниям российской политики в области военно-технического сотрудничества проект нормативно-правового акта готовится к принятию.

Если это указ, то он подписывается Президентом Российской Федерации и вступает в действие. Если это федеральный закон, то он передается в Феде­ральное Собрание Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения и в дальнейшем утверждается Президентом.

Кроме рассмотренной процедуры, при принятии нормативно-правовых ак­тов в области военно-технического сотрудничества действуют и обычные, когда законопроект разрабатывается и представляется в Государственную Ду­му Российской Федерации субъектом, обладающим законодательной иници­ативой.

^ Предоставление права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначе­ния осуществляют, как было отмечено выше:

  • государственный посредник — Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт»,

  • организации — разработчики и производители продукции военного назначения,

Предоставление организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения возлагается на Правительство Российской Федерации.

Эти организации представляют в соответствующее российское агентство оборонной отрасли промышленности документы, необходимые для получе­ния такого разрешения.

Российское агентство оборонной отрасли промышленности, к которому по принадлежности относится организация-заявитель, регистрирует представленные документы и проверяет правильность оформления и передает в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами проект соответствующего решения в Правительство Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения и представления Президенту.

По итогам рассмотрения Президент Российской Федерации либо предоставляет организации право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, либо принимает решение об отказе. В последнем случае ФСВТС дает организации мотивированный ответ с обоснованием отказа.

Организации, получившие право на осуществление внешнеторговой дея­тельности в отношении продукции военного назначения, включаются в реестр организаций Российской Федерации, имеющих право на осуществление такой деятельности. Ведение реестра возлагается на ФСВТС.

Информация о включении организации в реестр в десятидневный срок на­правляется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами во все заинтересованные министерства и ведомства.

^ Рассмотрение официальных обращений иностранных заказчиков.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответст­венным за рассмотрение официальных обращений иностранных заказчиков, является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. ФСВТС при поступлении в установленном порядке официального обращения иностран­ного заказчика регистрирует его и поручает одному из российских субъектов ВТС провести дальнейшую проработку указанного обращения и определить возможность его реализации.

При обращении иностранного заказчика непосредственно к российскому субъекту ВТС, последний информирует об этом ФСВТС и передает Федеральной службе полученные от иностранного заказчика документы для принятия по ним решения.

В случае осуществления поставок продукции военного назначения, вклю­ченной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (список № 1), государствам, включенным в список государств (список № 1), в которые разрешена передача продукции военного назначения, государственный посредник после получения соответствующих документов от ФСВТС определяет возможные источники поставок (из промышленности или из наличия федеральных органов исполнительной власти) и готовит проект решения, или по согласованию с ним, про­ект решения Правительства Российской Федерации.

Субъект военно-технического сотрудничества согласовывает их с Минис­терством иностранных дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации (в том числе с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации), Министерством финансов Российской Федера­ции (при поставках продукции военного назначения с использованием средств федерального бюджета).

В случае поставок продукции военного назначения из наличия федераль­ных органов исполнительной власти ФГУП «Рособоронэкспорт» уведомляет Министерство финансов Российской Федерации.

В случае осуществления поставок продукции военного назначения, вклю­ченной в список № 1, государствам, не включенным в список № 2, ФГУП «Рособоронэкспорт» после получения соответствующих документов от ФСВТС готовит проекты решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, согласовывая их, кроме перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти, со Служ­бой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой безо­пасности Российской Федерации.

В случае осуществления поставок продукции военного назначения, не включенной в список № 1, ФГУП «Рособоронэкспорт» после получения соответствующих документов от ФСВТС определяет возможные источники поставок (из промышленности или из наличия федеральных органов исполнительной власти), готовит проекты решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Он согласо­вывает их с федеральными органами исполнительной власти, перечисленны­ми выше, а также с Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации — в части, касающейся возможности и условий осуществления поставок заявленной продукции; с Министерством юстиции Рос­сийской Федерации — в части, касающейся правовой защиты государствен­ных интересов при передаче иностранным заказчикам результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, не указанных в списке №l, права на которые принадлежат Российской Федерации.

С Министерством обороны Российской Федерации в данном случае согла­совываются также экспортная комплектация и тактико-технические характе­ристики образцов вооружения и военной техники, предлагаемых к поставке, а также основные параметры заказываемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Проекты решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также ФСВТС, подготовлен­ные ФГУП «Рособоронэкспорт», направляются им на согласование в соответствующие федеральные органы исполнительной власти в срок, не превышаю­щий семи дней со дня получения соответствующих документов от ФСВТС.

В целях оперативного согласования проектов решений Президента Россий­ской Федерации с Правительством Российской Федерации, а также Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с иностранны­ми государствами и проработки других вопросов военно-технического сотрудничества образуется рабочая группа, которую возглавляет директор ФСВТС. В ее состав входят заместители руководителей федеральных органов исполни­тельной власти, курирующие вопросы военно-технического сотрудничества. Со­став указанной группы определяется Правительством Российской Федерации.

Срок согласования указанных проектов решений или выдачи мотивиро­ванного заключения об отказе в согласовании не должен превышать семи дней со дня их поступления в соответствующие федеральные органы испол­нительной власти при условии, что поставляемая продукция военного назна­чения включена в список № 1 и имеет утвержденные тактико-технические ха­рактеристики и экспортную комплектацию, а также основные параметры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Указанные федеральные органы исполнительной власти рассматривают представленные проекты решений только в части, касающейся вопросов, относящихся к их ведению, не обусловливая рассмотрение документов необходимостью их предварительного согласования с другими федеральными орга­нами исполнительной власти или организациями.

Согласованные с федеральными органами исполнительной власти проекты решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству направляются российским субъектом ВТС в ФСВТС в двухдневный срок со дня завершения согласования.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами после получения от российского субъекта ВТС согласованных проектов решений в пятидневный срок рассматривает их, принимает соответствующее решение или вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Общий срок рассмотрения официальных обращений иностранных заказ­чиков о поставках продукции военного назначения, подготовки и согласова­ния проектов решений Президента Российской Федерации или Правительст­ва Российской Федерации, а также Федеральной службы по воен­но-техническому сотрудничеству с иностранными государствами не должен превышать 20 дней.

Российский субъект ВТС в двухдневный срок после получения решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федера­ции, а также ФСВТС информирует об этом иностран­ного заказчика.

^ Лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения.

Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с ее территории про­дукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо в соответст­вии с решениями ФСВТС по лицензиям, выдаваемым этим ведомством.

На основании указанных решений выдаются лицензии на временный вы­воз продукции военного назначения:

  • для демонстрации на выставках или показах;

  • для проведения испытаний.

Временный ввоз продукции военного назначения для демонстрации на вы­ставках (показах), проводимых на территории Российской Федерации, осуществляется по лицензиям ФСВТС, выдаваемым органи­зующим выставки (показы) российским субъектам ВТС.

Ввоз на переработку продукции военного назначения иностранного произ­водства и реимпорт указанной продукции осуществляются по лицензиям, вы­даваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами на основании его решений.

Ввоз на переработку продукции военного назначения российского произ­водства для выполнения обязательств по контрактам с иностранными заказ­чиками осуществляется по лицензиям, выдаваемым ФСВТС, на основании ранее принятых в установленном порядке решений о поставке иностран­ным заказчикам продукции военного назначения.

Экспорт и реимпорт запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогатель­ного имущества к продукции военного назначения, а также проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции осуществляются по лицензиям. Они выдаются на основании ранее принятых в установленном порядке решений о поставке иностранным заказчикам продукции военного назначения или о передаче лицензий на ее производство либо на основании решений ФСВТС.

Министерство обороны Российской Федерации, при необходимости, вы­дает федеральным органам исполнительной власти, российским и иностранным субъектам ВТС по их запросам заключения об отнесении продукции, предлагаемой к ввозу или вывозу, к продукции военного назначения.

Лицензии выдаются только государственному посреднику — федеральному государственному унитарному предприятию «Рособоронэкспорт» и организа­циям — разработчикам и производителям продукции военного назначения, получившим в установленном порядке право на осуществление внешнеторго­вой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Заявление на получение лицензии согласовывается с Министерством обо­роны Российской Федерации (или государственным заказчиком, в интересах которого осуществляются ввоз или вывоз продукции военного назначения), которое должно подтвердить, что:

  • в заявлении ввозимая или вывозимая продукция правильно классифици­рована как продукция военного назначения;

  • организация, указанная в заявлении, действительно является производи­телем (разработчиком) заявленной к вывозу продукции военного назначения или организацией федерального органа исполнительной власти, имеющего в своем составе войска, воинские формирования и органы;

  • соблюдаются военно-политические интересы Российской Федерации,
    и в установленном порядке обеспечивается военно-техническое сопровожде­ние поставок продукции военного назначения.

Заявление на получение лицензии организация согласовывает с Министер­ством обороны Российской Федерации. Срок согласования или выдачи Ми­нистерством обороны Российской Федерации мотивированного заключения об отказе в согласовании не должен превышать пяти дней со дня поступления заявления. Для обеспечения выполнения заявок иностранного заказчика на срочную поставку продукции военного назначения срок не должен превы­шать двух дней со дня поступления заявления.

Представляемые организацией документы регистрируются и проверяются в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. Лицензия выдается организации в срок, не превышающий пяти дней со дня поступления в ФСВТС всех необходимых документов.

В случае выполнения заявки иностранного заказчика, предусматривающей срочную поставку продукции военного назначения в соответствии с условия­ми контракта, срок оформления и выдачи лицензии не должен превышать двух дней со дня поступления в ФСВТС заявления на получение лицензии.

Лицензия является официальным документом, разрешающим в течение указанного в нем срока ввоз или вывоз продукции военного назначения.

^ Поставка продукции военного назначения.

Решения об экспорте продукции военного назначения принимаются во ис­полнение международных договоров Российской Федерации, а также на основании официальных обращений иностранных заказчиков.

Для принятия решения об экспорте продукции военного назначения необ­ходимо наличие документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации.

После рассмотрения официального обращения иностранного заказчика и принятия решений Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и ФСВТС о поставках про­дукции военного назначения субъект ВТС, которому поручено осуществить эту сделку, заключает договор поставки с иностранным заказчиком. Одновре­менно на основании решения соответствующего агентства оборонной промышленности, определившего предприятие-исполнителя заказа, заключает с ним договор комиссии.

Необходимым условием для осуществления таможенного оформления про­дукции военного назначения и проведения таможенного контроля в отношении этой продукции является наличие соответствующей лицензии ФСВТС на ввоз (вывоз) указанной продукции.

Получив соответствующую лицензию, субъект ВТС оформляет перемеще­ние груза через таможенную границу Российской Федерации и представляет продукцию военного назначения для таможенного контроля. По завершению этих операций груз передается субъектом ВТС перевозчику для доставки ино­странному заказчику. Для снижения риска доставки груза получателю пере­возка продукции военного назначения страхуется.




Похожие:

Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» iconЛекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества»
Лекция №11. – «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества»
Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» iconЛекция №9. «Современные экономические механизмы военно-технического сотрудничества»
Лекция №9. – «Современные экономические механизмы военно-технического сотрудничества»
Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» iconЛекция №10. «Законодательная и нормативно-правовая база военно-технического сотрудничества»
Лекция №10. – «Законодательная и нормативно-правовая база военно-технического сотрудничества»
Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» iconЛекция №14. «Повышение эффективности военно-технического сотрудничества в современных условиях»
Лекция №14. – «Повышение эффективности военно-технического сотрудничества в современных условиях»
Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» iconЛекция №5. «Цели, принципы и основные направления государственного...
Лекция №5. – «Цели, принципы и основные направления государственного регулирования военно-технического сотрудничества»
Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» icon48. Договоры в области научно-технического сотрудничества
Это объективно повышает роль международного права в сфере научно-технического сотрудничества
Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» iconМкоу троицко-Сунгурская сош
Александром Дудником. В 2012 году он успешно окончил пятый курс Вольского филиала Академии тыла и транспорта, где впервые состоялся...
Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» iconПоложение о проведении Пятого регионального военно-исторического...
Пятый региональный военно-исторический фестиваль Военно-историческая реконструкция "Огненная Дуга" проводится в соответствии с Указами...
Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» iconИнформационная справка о Молодежном Форуме шос по вопросам предпринимательства...
Онтексте приграничного сотрудничества. Перспективы развития. Её основными темами стали: энергетика, сельское хозяйство, а также развитие...
Лекция №6. «Система военно-технического сотрудничества: этапы реформирования. Порядок функционирования системы военно-технического сотрудничества» iconПравила приема в военно-космическую академию
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, являясь политехническим вузом Министерства обороны рф, готовит высококвалифицированных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница