Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания»




Скачать 196.56 Kb.
НазваниеКурсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания»
Дата публикации10.04.2013
Размер196.56 Kb.
ТипЛекция
litcey.ru > Военное дело > Лекция
Курсы по теме

«Прогрессивные технологии воспитания»
Занятие № 3

Тематика занятий:

  1. Технология рефлексивного воспитания

  2. Технология педагогической диагностики


Лекция № 4

Рефлексия – это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями.

Рефлексии “поворачивают” сознание человека на свой внутренний мир.
Рефлексия – это не только самопонимание и самопознание, она включает понимание и оценку другого человека.
С помощью рефлексий достигается соотношение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями другого человека, группы людей, общества в целом (общечеловеческими ценностями)

Отрефлексировать, значит что - то “пережить”, пропустить через свой внутренний мир, “оценить”.

Мир рефлексий богат и индивидуален у каждого человека.
^ Что нужно учитывать при применении рефлексивной технологии по отношению к детям?
Возрастные изменения рефлексий у школьников
В 9 – 12 лет рефлексия , в основном, касается анализа отдельных собственных поступков, но далеко не у всех детей.
В 12 – 13 лет рефлексия направлена на особенности своего характера , особенности своей личности.
В 13 – 14 лет рефлексивный анализ проводится с самопристрастием, выявляются собственные негативные черты характера, что приводит к всплеску самокритичности, которая вызывает сильные переживания по этому поводу.
В 15 – 16 лет самокритичность отходит на задний план.

В зону рефлексии попадают взаимоотношения с другими людьми, но разные сложности объясняются непониманием других, т.к. отношение к себе в этот момент, в основном, доброжелательное и спокойное.
^ 3.Рефлексия без посторонней помощи: иногда бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем поступке, мысли, действии, сделал выводы или окончательный выбор, не обсуждая ничего с другими (минута размышления, письменное резюме и т.д.)

^ 4.Рефлексия собственного развития: участники пытаются сопоставить свое поведение в школьной жизни, например, свое личностное развитие, т.е. размышляют о том, что думали, чувствовали в определенной ситуации сегодня, сравнивают это со вчерашним днем
(насколько придерживались старых позиций, какие изменения произошли и т.д.)

5.Творческие рефлексии:
1. Попробуй написать: похвалу занятию, критическую статью,
резюме “вредные” советы;
2. Вырази свое отношение к занятию одним словом, жестом, строчкой из песни, рисунком и т.д.
3. “Определи “плюсы” и “минусы” занятия;
4. Определи свою роль. “На занятии я был героем, участником, гостем, наблюдателем и т
5. “Говорящие” аплодисменты
6. Прием “Почта”
7. Прием “ Человечки”, “Волшебная гора”, “ Поезд дружбы “ и пр.
8. Методика “Синквейн”



1. «Древо знаний» или «Дерево познания»

На листках (в форме листьев дерева) написать какие знания сегодня приобрели.

Другой вариант: использование при составлении плана работы

Голубой листок: что нужно провести в этом году обязательно.

Зелёный листок: что можете предложить своим коллегам, чем можете поделиться.

Розовый листок: о чём мечтаете, ваша заветная мечта (в контексте темы).

Затем каждый выходит к рисунку дерева на большом листе и на клей или скотч прикрепляет свои листочки



2 Из дальних странствий возвратясь …

На чемодан приклейте марки

Голубая – всё понял, могу объяснить другому

Зелёная – всё понял, но другому объяснить не могу

Жёлтая – понял, но есть вопросы

Красная – понял не всё, нужна помощь учителя


3. Информативная рефлексия

На доске нарисованы следующие знаки : !, ?, …, -

! – восклицательный знак означает, что мероприятие было интересным, важным, нужным

? – восклицательный знак означает, что мероприятие вызывает много вопросов и недоумений

… - многоточие означает, что участие ученика (учителя) в проводимом мероприятии было невостребовано.

- тире означает, что мероприятие было неинтересным и формальным

Учащиеся (учителя) выбирают тот знак, который, по их мнению, наиболее точно отражает результат проведённого мероприятия и рисует на листочке. Учитель собирает полученный результат и на отдельный листок отмечает общий результат. Такие листы можно оформлять после каждого урока или внеклассного мероприятия.
4.Психолого педагогический анализ
Оцените мероприятие, на котором вы только что побывали по 10 – балльной шкале.

Критерий

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1.Целесообразность































2.Соответствие результата целям































3.Соответствие формы содержанию































4.Организованность участников































5.Активность участников































6.Атмосфера мероприятия































7.Степень взаимодействия участников, умение общаться друг с другом































8.Сила эмоционального воздействия мероприятия на участников































9.Значимость данного мероприятия для всей системы работы
































В конце данной диагностики коллеги отвечают на следующие вопросы:


    • Самый сильный момент мероприятия

    • Самый слабый момент мероприятия

    • На что, на ваш взгляд, необходимо обратить внимание

Или

В сегодняшней нашей встрече

  • Мне понравилось …

  • Мне не понравилось…

  • Мне хотелось бы, чтобы

  • Мне не хотелось бы, чтобы…


5. Рисуночная рефлексия
Наметили перспективы своей дальнейшей деятельности





Солнце - появились новые идеи



Лес – получили максимальное удовлетворение




Море – утонули в море информации


6. Рефлексия дня (Блиц – опрос)


Вопрос

Ответ

  1. Идея дня




  1. Впечатление




  1. Настроение




  1. Встреча




  1. Герой дня




  1. Прикол дня




  1. Образ дня




  1. Вкус дня




  1. Открытие




  1. Интонация




  1. Мысль




  1. Цвет




  1. Итог





После заполнения анкеты, ведущий вызывает по желанию несколько человек. Задаёт вопрос и слушает ответ. В итоге складывается общая картина мероприятия



7. Цветовая рефлексия.

Учащимся предлагаются жетоны трёх цветов.

Красный – материал усвоен, но есть вопросы

Синий – материал усвоен, могу объяснить другим

Зелёный – материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания повышенной сложности




8. «Боевой листок»
Присутствующим на мероприятии предлагается на боевом листке написать свои ощущения, полученный результат, приобретённые знания, какой ценный опыт получили сегодня.



9. Педагогический забор

На листе бумаги нужно заранее нарисовать контур забора.

Когда мероприятие подходит к концу, всем присутствующим предлагается написать, какие мысли и чувства вызвало сегодняшнее мероприятие.

10. Снеговик.

Участникам предлагают слепить снеговика из снежков разного цвета

Синий снежок - Отлично! Мне всё очень понравилось!

Жёлтый снежок – у меня ещё не сложилось мнение.

Зелёный снежок - не интересно! Я не востребован! Мне не понравилось!

^ С чего начинать обучение детей рефлексии?
1. Выявление ощущений как процесс переводабессознательного в сферу сознания, который достигается путем сосредоточивания, концентрации внимания человека на себе, на своем внутреннем состоянии.

2. Анализ ощущений. Представляет собой процесс поиска причин возникновения выявленных ощущений путем отслеживания собственных действий в течение определенного времени.

3. Использование и создание ситуаций, требующих нравственного выбора ребенка.

4. Индивидуальное консультирование и поддержка процесса развития рефлексии у ребенка.

Используемая литература:


1.Щедровицкий Т.П. “Рефлексия и ее проблемы”, 1996г.
2.Розин В.М. “ Рефлексия в структуре личности”
3 Богин В.Г. “Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности”
4.Степанов С.Ю. Семенов Н.Н. “Психология рефлексии: проблемы, исследования”,1985
5.Новейший философский словарь (сот. А.Грицанов) 1995г.
6. К.Фогель “Динамическое обучение” М.”Генезис”,2003 г.

Лекция №5
“Диагностика – не панацея, а средство,

которое может помочь сделать проблему беспроблемной.

^ Д. Добсон

“В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально – психологические изменения в группе, формирование отношений детей; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий деятельный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью деятельности”.

^ Щуркова Н.Е.

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя.

К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию детей, но и к усреднённости всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников. Вот почему часто учителя бывают недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, – школой.

Но ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо знать во всех отношениях также и воспитателей, их воспитанность профессиональную подготовленность, а также педагогическую культуру родителей, возможности и особенности детского коллектива, положительные и отрицательные влияния на детей в микрорайоне школы, городе.

Слово “диагностика” нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и автослесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: “изготовление” выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

^ Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии – значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
2. Планирование работы.
3. Реализация плана (выполнение работы).
4. Анализ и оценка результатов работы.
5. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше. При этом чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не всегда соответствует действительности.

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников.

Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика.

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня (например, воспитанности). В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования. (С.И.Ожегов)

Диагностика – 1. Диагностировать – поставить диагноз. 2. Учение о способах диагноза. 3. Установление диагноза (С.И. Ожегов)

Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

^ Диагностика (от греч. “диа” – прозрачный и “гнозис” – знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Значение диагностики в области развития, в воспитательной системе аналогично значению хорошо поставленного “прояснения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Задачи диагностики:

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.
2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.
3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.
4. Определение перспектив развития свойства (качества).
5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).
7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.
8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для педагогической диагностики.

Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.

Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возникали. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

Виды диагностики по объемному показателю: полная и частичная.

По алгоритму последовательности:

  • предварительная (вводная),

  • промежуточная,

  • итоговая (конечная).

Цель вводной: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Цель промежуточной: оценка эффективности педагогических (воспитательных) воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

Цель итоговой: выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности

^ Как изучать учеников и класс как группу?

Наука предлагает педагогу большой арсенал методов диагностики – простых, нетрудоемких, интересных для воспитанников и одновременно надежных. Формы педагогической диагностики очень разнообразны, наиболее часто используемые в современной диагностике системы воспитания:

  • наблюдение,

  • беседа,

  • анкетирование и другие опросные методики,

  • моделирование,

  • социометрические и проективные методы,

  • анализ документов и работ воспитанников,

  • метод незаконченных предложений,

  • рисование,

  • метод столкновения взглядов, позиций,

  • срезовый контроль,

  • тестовые задания,

  • ведение дневника наблюдений за ребенком,

  • конкурсы,

  • выставки творческих работ детей и т.д.

Принципы педагогической диагностики:

1. Принцип систематичности. 
Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся класса, группы, творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения.

^ 2. Принцип объективности 
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.

3. Принцип наглядности. 
Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

^ 4. Принцип оптимальности (в выборе метода, объема и т.д) – например, диагностирование познавательных способностей детей считается целесообразным анализировать всего 5-6 умений.

^ 5. Принцип системности, комплексности методик – т.е. при диагностировании каждой конкретной способности необходимо видеть систему, например, диагностируя наблюдательность можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия и, конечно же, об особенностях речи и т.п..

^ 6. Принцип учета и преемственности между возрастами – получаемая в итоге диагностирования информация может быть использована при планировании и организации воспитательной работы с детьми, как в разновозрастных, так и в однородных по возрасту группах.

Обобщая вышесказанное, делаем выводы:

  • в педагогической диагностике требуется, прежде всего, изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и анализ с целью определить причины отклонения в поведении;

  • не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем;

  • наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем;

  • необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.

То есть в диагностической деятельности педагога, как воспитателя можно выделить следующие аспекты диагностики:

1. Изучение

a) Сбор данных,
b) Сравнение,
c) Интерпретация,
d) Анализ.

2. Прогнозирование

3. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности.

4. Планирование дальнейшей воспитательной работы.

Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения.

Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведен в самое ближайшее время, но, ни в коем случае не пропущен. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.

Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, к старшим и младшим, и т.п..

Список используемой литературы:

  1. Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работы. Москва. Центр “Педагогический поиск”.1998.

  2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.– М., 1991.

  3. Интернетресурсы. http// it – n.ru. 2010.

  4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.

  5. Формирование диагностических умений студентов в процессе педагогической практики: Методические рекомендации. – Уфа, 1995. Интернетресурс 2010.

  6. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение,1985.

  7. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. Краснодар. Эксперементальный центр развития образования. 1993.

  8. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. Москва. Новая школа. 1993.

Практическое задание №3

1.Провести распаковку понятия «Сущность педагогической диагностики»

Педагогическая диагностика – это…

Представляет собой

Предполагает

Обеспечивает

Включает

^ 2. Привести пример из собственной практики по использованию диагностики по схеме;

Цель


Возраст детей

Вид диагностики (по объемному показателю, по алгоритму последовательности)

Используемая методика

Результат




3. Срок сдачи практического задания – 8 февраля, адрес: kot1066@yandex.ru
Желаю успеха! С уважением Л.Ф.
P.S. Следующие темы:

  1. «Технология саморазвития »

  2. «Диалоговые технологии»

Похожие:

Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» iconКурсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания»
...
Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» iconКурсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания»
Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования
Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» iconКурсы «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
По желанию, абитуриенты могут записаться и пройти обучение не по всей теме, а по конкретному разделу курсов
Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» iconКурсы повышения квалифик. (год) Курсы «Информац технологии» (год)

Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» iconКурсы повышения квалификации : Курсы повышения квалификации по теме:...
...
Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» iconГ. А. Рогова элективные курсы как содержательная основа профильного обучения
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения....
Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина по выбору «Прогрессивные технологии производства продукции растениеводства и животноводства» относится к вариативной части...
Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» icon«фгос ноо содержание и технология введения» в декабре 2010г. Учителя...
Туапсе». Гимназия создана распоряжением главы г. Туапсе №78-р от 02. 02. 2000г. «О переименовании школы-гимназии №1» в целях реализации...
Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» iconМетодическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства,...
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об образовательном учреждении среднего...
Курсы по теме «Прогрессивные технологии воспитания» iconГенеральному директору. Техническому директору. Главному технологу
Нтц совместно институтом «внииинструмент» и ОАО «Московский абразивный завод» на тему «Прогрессивные технологии и материалы в изготовлении...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница